Введение к работе
Актуальность темы исследования* Проблематика идентификации стала одной из главных тем в общественной мысли конца XX столетия, прочно войдя в язык современных исследователей и "естественного человека"1. Вместе с тем, в научно-исследовательской литературе всего мира понятие "идентификация", все более часто используясь, не имеет однозначности, смысл его разнится и зависит от контекста высказывания и дисциплинарного подхода к его употреблению.
В истории мировой науки можно обнаружить три основных подхода к
рассмотрению природы идентификации: естественно-научный, гуманитарный и
подход технического знания. Однако в связи с тем, что исследования процесса
идентификации в 70-е годы XX века преодолели строго определенные
научными дисциплинами границы, в настоящее время ни один из названных
подходов не является общенаучным и не может быть рассмотрен в качестве
основополагающего и отвечающего на основные вопросы теории
идентификации. Синтез достижений вышеуказанных подходов, а также
выявление, определение и описание единого ядра в исследовании феномена
идентификации становится все более актуальным направлением
исследовательской деятельности. С этой точки зрения ее философская
разработка.видится максимально актуализирующейся в реалиях современности,
своевременно привнося в поле настоящей проблематики необходимый элемент,
возводя идентификацию из категории дисциплинарной к мировоззренческой,
приводя ее от частного к общему. В своей работе "Учение о категориях'* А. Н.
Книгой писал, что "философские понятия отличаются от конкретно-научных...
Философские ... понятия обладают ... свойством: по мере рефлексии над ними,
они обогащаются содержанием, оттенками смысла. Они имеют тенденцию
стать не понятиями-терминами, а понятиями-символами, символами своей
собственной истории".2 ''*.
Количество исследований, так - или иначе связанных с процессом идентификации, увеличивается, и влияние их результатов па общество и человека год от года возрастает. Вместе с тем, специалисты в этой области отмечают недостаточность концептуальных исследований идентификационного процесса, узость дисциплинарных подходов в теоретическом его описании и исследовании при достаточно широком практическом применении результатов таких исследований уже сегодня3. Поэтому проблема идентификации возникает
1 См. АІН. Киигнн Учение о квтсгоринк/А-И.Книгии,-М.:РГИУ, 2005.
' А. И. Книги» Учение о категориях / А.И. Книга». - М.:РГИУ, 2005. - С 28.
'См., например; Возрастная психология: Учебник / B.C. Мухина. - М.: ИЦ "Академия, 2002; С. Вяйбель
ОДеитнфнкаци* органических соединений/С. Вайбель. -М„ 1957 и дір.
в плане теоретического ее осмысления как проблемы общечеловеческой, а значит, философской.
Вместе с тем выясняется, что основная проблема исследования нуждается. и в новом теоретическом осмыслении ее как реального фактора становления и функционирования личности, раскрытии природы и сущности идентификации, возможных носителей и иерархии ее практик, а также в определении условий гармоничного состояния идентичности личности во взаимодействии с окружающим миром сегодняшнего времени и перспектив такого взаимодействия.
Изначально предполагается, что человек и личность становятся "человеком" и "личностью", достигая достаточного и необходимого мировоззренческого уровня, который уже позволяет идентифицировать: определять, выделять, соотносить, разделять, отождествлять себя с другими людьми и т.д. Человек узнает, кто он - чаще интуитивно, реже сознательно -идентифицируя себя в мире: в мирах материального и идеального, в мирах людей, профессий, наций и др. Несмотря на то, что процесс идентификации сам по себе аксиологически нейтрален, остается принципиально важным объект-эталон, с которым идентифицируется личность. Таким образом, процесс идентификации приобретает аксиологический аспект своего рассмотрения. Социальную направленность исследовательской деятельности, актуализирует вопрос, как влияет на личность интуитивная или сознательная практика идентификации индивида со злоумышленником или с добродетельным человеком, какой ракурс идентичности индивида - целенаправленно или стихийно - будет актуализирован в тот или иной момент его функционирования в социуме. В этом смысле философское понимание механизма идентификации, вариативность его проявления в становлении целостной гармонично функционирующей в социуме личности и общественных структур имеет теоретическое и практическое значение. Это важно как в плане достижения гармонии идентичности, становления и функционирования личности, повышения уровня социальной ответственности и духовности в обществе, так и для реализации целей научного поиска в ситуации развития высокотехнологичных сфер национальной экономики в совокупности с нестабильностью общественных систем в целом.
Необходимость данного исследования так же связана с наблюдаемой в современном российском обществе разбалаисировкой устойчивой системы идентификаций и самой дентифнкации личности, и, как следствие, неустойчивом характере конструкта идентичности индивида. Разрушение стройности общественной системы России в 90-е годы XX столетия привело к непредсказуемому хаотичному изменению структуры идентичности отдельного человека. Например, в постсоветской России отчетливо наблюдается тенденция
замены гражданской идентификации населения идентификацей личности по . национальному признаку. Так, гражданин Союза Советских Социалистических Республик становится русским и т.п., живущим на территории Российской .Федерации или за ее пределами. Вместе с тем/Ъяевидно, что значительные социальные изменения - это не только явление рубежа XX-XI веков, поэтому в ретроспективном векторе рассмотрения сообществ и государств идентификация и самоидентификация граждан имеет существенное значение для стабильного функционирования социальных и политических систем.
Степень разработанности проблемы и теоретическая база
исследования. Термин "идентификация", широко используясь современными
исследователями теоретической науки и наукоемких сфер практической
жизнедеятельности человека сегодня входит в междисциплинарный научный и
околонаучный оборот. '
Так, прикладными исследованиями проблематики идентификации занимались ученые экономисты (А. Петров), психологи (А. Адлер, X. Беккер, Л. Выготский, М. Кляйн, Ч. Тарт, Р. Тернер, А.Фрейд, 3. Фрейд, др.), социологи (Э. Гоффман, Р. Мертон, и др.), химики (С. Вайбель и др.), физики (Ю.Добрецов, В.Фортов, и др.), криминалисты (Н. Терзиев и др.), т, д.
Фундаментальные разработки понятия идентификации как феномена и одной из наличествующего бесконечного ряда проблем, связанных с человеком и человечеством в целом проходили и проходят, что естественно и закономерно, в векторе развития философии . (Т. Адорно, Аристотель, М. Бахтин, Боэций, Л. Витгенштейн, Г. Гегель, Гераклит, Г. Гурджиев, Э. Гуссерль, Декарт, Ж. Делез, Ж. Деррида, С. Кьркегор, Г. Лейбниц, Дж. Локк, X. Ортега-и-Гассет, П. Рикер, Д. Рисмен, И. Скот, В. Соловьев, Спиноза, А. Турен, Л. Фейербах, И. Фихте, Ю. Хабермас^. Хайдеггер, М. Хоркхаймер, М. Шелер, Ф. Шеллинг, Д. Юм и др.), отчасти, лоґики (Аристотель, Б. Рассел, Г. Фреге), а так же психологии в лице Ч. Кули, Дж. Мида, З.Фрейда, Э. Эриксона и др.
Однако, важно отметить, что непосредственно понятие идентификации в философию входит через разработку традиционных категорий тождество и различие (Аристотель, Т. Адорно, Г. Гегель, Декарт, Ж. Делез, Ж. Деррида, М. Хоркхаймер, Ф. Шеллинг и др.), а также идентичность (Р.Мертон, М. Хайдеггер, Э. Эриксон и др.) и Самость (Ч. Кули, Дж. Мид и др.), через диалектическую пару Свой-Чужой и т.п. (М. Бахтин, Г. Плеханов, Л. Фейербах, И. Фихте, М. Шелер и др.).
Точка зрения на идентификацию как на единство "внешних" и "внутренних" влияний на становление и функционирование личности, оказала
'См., (например: А.А. Крих Судьба минских дворян в Сибири: смена этнической идентичности / А.А. Крих // Омский научный вестник, 2006. - № 6. -С. 11*13.
влияние на исследование социального в аспекте идентификации как зарубежными (Э, Гоффман, Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Дж. Мид, С. Московмчи, Ж. Пиаже, X. Тэджфел, Дж. Тэрнер, Э. Эриксон и др ), так и отечественными мыслителями (Л. Выготский, В. Мухина, Б. Поршнев, С. Рубинштейн, В. Ядов). Кроме того, диссертантом исследовались работы зарубежных и отечественных ученых, касающиеся проблематики становления и функционирования личности человека, как то: А. Адлера, Г. Андреевой, Л, Буевой, Л. Выготского, И. Кона, Р. Линтона, Дж. Мида, В. Мухиной, Т. Парсонса, Ж. Пиаже, С. Рубинштейна, Ч. Тарта, 3. Фрейда.
Еще одной группой источников, используемых автором диссертации в рамках проведения данного исследования, стали публикации, посвященные частным проблемам идентификации и самоидентификации личности, особенностям половой, национальной, религиозной, профессиональной и др. идентификации (В. Иноземцев, В. Малахов, Е. Матвеева, С. Хантингтон, М. Щербаков, В. Ядов и др.).
В процессе работы над диссертацией в исследовательском поле возник вопрос о месте и роли идентификации в современном мире с учетом выраженного наличия в нем глобализационной тенденции, что потребовало изучения дополнительного ряда источников (В. Бернацкий, В. Гребнёр, М, Калужский, А. Панарин и Др.)*
Вместе с тем, в рамках заявленной темы существует множество вопросов, которые ждут своего философского решения. Необходимо постичь сущность идентификации, осознать ее природу, в том числе, в контексте.становления и функционирования личности, ответить на вопросы о структурных компонентах идентификационного. взаимодействия, осознать роль идентификационного фактора в становлении личности, что актуализирует проблему идентификации в нашей культурно-исторической и экономической ситуации.
Как здесь уже упоминалось, в философской традиции вопросы, связанные с теорией идентификации, рассматриваются по большей части в рамках исследования феноменов тождества и различия. Вариант разрешения проблематики идентификации, разрабатываемый в рамках социо-гуманитарного и естественнонаучного знаний, не удовлетворяет целям и задачам, которые ставятся в рамках философского исследования. В контексте социально-философского выявления, описания основ теории идентификации и ее „месте в процессах становления и функционирования личности человека, данная проблематика исследуется впервые. Автор ставит и пытается решать задачи в рамках выявления базисов практик идентификации, рассматривающихся в вектрре становления и функционирования личности, а так же проблему соотнесения и меры взаимовлияния таких практик.
N 6
Актуальность определила объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в
рассмотрении с позиций философского знания феномена идентификации через
ее исследование как философской проблемы, как самостоятельного и
актуального фактора становления и функционирования личности, а так же
через выявление базисов реализации идентификационных практик личностью в
современном обществе. .
Работа, безусловно, не претендует на решение всего ряда частных проблем, вытекающих из данной темы, но предполагает разработку подходов, с помощью которых станет явным вектор поиска потенциально возможных решений вышеупомянутых частных проблем. В связи с этим можно выделить ряд основных задач:
-
Исследовать проблему природы и сущности идентификации.
-
Описать идентификацию как философскую категорию, а также носителей идентификационных практик.
-
Выявить функцию идентификации в системе усвоения личностью знаний, норм и ценностей среды.
-
Дать описание иерархии идентификационных практик и вариативности комбинаций в социализации личности.
-
Раскрыть роль идентификации в становлении общественного сознания, формировании и функционировании личности; определить идентификации действительные и "случайные".
-
Описать глобализационные тенденции развития сообществ, выявить перспективы идентификации как одного из системообразующих факторов общества.
Объектом диссертационного исследования является функционирующая в социуме личность.
Предметом диссертационного исследования является идентификация как существенный фактор становления и функционирования личности.
Методологическая база исследования.^ Методологической базой исследования в диссертационной работе является диалектика как метод, конкретизированный применительно к предмету исследования. В этом смысле используются методы индукции и дедукции. Исследования проблем осуществляется с помощью диалектического понимания социального детерминизма. Использование этих принципов и методов позволяет с большой методологической строгостью и полнотой применить системный метод, в основе которого лежат зарубежные и отечественные разработки, исследования.
Информационная база диссертационного исследования.
В диссертации использован фактологический материал,. содержащийся в
монографиях, статьях и публикациях в периодической печати w информационной сети Интернет. Кроме того, в качестве источников информации выступили материалы Управления федеральной государственной службы занятости населения по Омской области. Министерства труда и социального развития Омской области, VII Пленума Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви и др.
Научная новизна и результаты исследования. Научная новизна исследования обусловлена спецификой постановки проблемы - рассмотрением идентификации как философской категории и социального феномена, выявлением ее действующих механизмов. В современных философских справочных источниках существует два вектора рассмотрения идентификации: социогуман «тарный и технический. В диссертации процесс идентификации унифицируется, выявляются основания его прохождения вне зависимости от сферы и объекта приложения идентификационной характеристики.
Вместе с тем, вышеуказанное позволяет описать широкий ряд носителей идентификационных практик, а также понять сущностное отличие практик идентификации с участием различных видов их носителей.
В границах социальной философии является инновационным и подход к исследованию оснований функционирования личности в идентификационном контексте'. Это связано, в первую очередь, с тем, что ранее идентификация рассматривалась подобным образом исключительно в социологических и психологических рамках с соответствующим этим областям знания предметом исследования. Вместе с тем, в настоящее время идентификация как феномен социальной действительности преодолела дисциплинарные границы и требует общетеоретического, философского осмысления ее влияния из основания функционирования личности.
Подчеркнем, что принципиальная важность диссертантом отводится ценностной составляющей в личностном процессе идентификации. В более ранние периоды исследователи отмечали исключительно ее адаптативиую функцию в процессе функционирования личности, однако, аксиологический аспект идентификации личности, актуализируя настоящий процесс в социальном плане, свидетельствует об особом статусе идентификации в ряду иных видов социального взаимодействия.
Кроме того, в диссертации впервые проводится разделение актуализирующих родовые потенции человека и, напротив, не несущих такой функции практик идентификации. В процессе функционирования в обществе личность использует пути формальной идентификации, не соотносимые с ее сущностью. Вместе с тем, рассмотрение такого специфического вида идентификации является необходимым, так как он осуществляется с теми же онтологическими характеристиками, что и иные, и имеет своеобразную
.8
социальную функцию включения личности в формальные общественные структуры. Такой подход позволяет в новом, ракурсе определить роль современных мировых тенденций к укрупнению и структурированию в становлении и функционировании личности.
Основные положения, выносимые на защиту:
определение общетеоретического основания и основных характеристик сущности идентификации; ...л,,.
классификация носителей идентификационных практик как субъектов-участников процесса идентификации;
описание отождествления и дифференциации как паритетных процедур единого идентификационного процесса;
механизм социального взаимодействия носителей идентификационных практик как единство объекта и субъекта;
наличие "случайных" для личности практик идентификации в процессе жизнедеятельности человека;
необходимость учета эффекта идентификации в социально-политических процессах.
Практическая и теоретическая значимость диссертационного исследования. Теоретическое значение работы определяется тем, что она содержит авторский вариант решения ряда дискуссионных положений теории идентификации: через структурирование накопленного знания дает общетеоретическое определение неоднозначно понимаемого различными исследователями понятия идентификации, раскрывает идентификационный процесс как один из факторов глобальных^ процессов становления и функционирования личности человека, исследование которых во все времена жизненно необходимо и актуально.
Вместе с тем, концептуальное решение задач диссертационного исследования может быть рекомендовано в качестве исходного материала для разработки проблематики идентификации в конкретных аспектах, например, общечеловеческой, гражданской, национальной и др. идентификаций, а также в частных областях Научно-исследовательской деятельности, таких как экономика, социальная работа, педагогика и др. Кроме того, исследования могут быть применены в целях корректировки проектов реформирования социо-гуманитарных сфер российского общества, а также конкретных государственных программ, направленных на повышение качества жизни россиян. Результаты настоящего исследования, которые описывают закономерности прохождения практик идентификации в конструкте идентичности личности, позволяют .фиксировать и развивать в будущих исследованиях потенции аксиологического аспекта идентификационного
процесса для реализации возможностей целенаправленного выбора вектора актуализации ресурсов идентичности личности, функционирующей в обществе.
Практическое значение работы определяется еще и тем, что результаты данного исследования могут быть использованы в преподавании курсов социальной философии.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные
положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на
научных и научно-практических конференциях: на научной конференции с
международным представительством "Религиоведение и востоковедение" (г.
Санкт-Петербург, 2004 г.), на Третьей международной научной конференции
"Человек в современных философских концепциях" (г. Волгоград, 2004 г.), на
областном научно-практическом семинаре "Проблемы управления трудовыми
ресурсами на рынке труда Омской области" (г. Омск, 2005 г.), на
Межрегиональной научно-практической конференции "Развитие персонала как
необходимое условие экономической и социальной стабильности в регионе" (г.
Омск, 2005 г.). .
Структура, диссертационного исследования обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на шесть параграфов, заключения и списка: используемой литературы. Содержание работы изложено на 140 страницах." Список литературы состоит из 235 наименований.