Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1 МЕСТО ТРАДИЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИНЫ 12
1.1. Методологическое обоснование социальной самореализации женщины 15
1.2. Место феминности в совершенствовании общественных отношений 25
1.3. Структура личностного начала женщины как выражение ценностных ориентации социума 45
ГЛАВА 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО НАЧАЛА ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 78
2.1. Проявление специфики женской духовности в отечественном жизненном пространстве 78
2.2. Женская деятельность по укреплению быта и сопутствующие ей условия как факторы становления новой семьи 89
2.3. Возрастание роли тендерной составляющей в свете женской деятельности 108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 143
- Методологическое обоснование социальной самореализации женщины
- Место феминности в совершенствовании общественных отношений
- Проявление специфики женской духовности в отечественном жизненном пространстве
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена ситуацией, связанной с характером личностного самовыражения женщины в современной России. Ряд факторов позволяет говорить о существующей связи между недостатком деятельности женщин в российских семьях (вследствие усиления роли женщин в сфере общественных отношений) и кризисом духовности, усилением индивидуализма, дефицитом милосердия, чуткости, любви, понимания в социально-общественных коммуникациях. Поэтому сегодня актуально исследовать генетические корни духовной самореализации женского начала, его специфику в проекции на социальные отношения и в то же время показать необходимость этой самореализации женщины в современном российском обществе. В проводимом исследовании анализируются особенности личностной самореализации женщины, значение женской социогендерной деятельности в нашей стране; раскрывается женское начало в аспекте его отличия от мужского на фоне проблем современного российского общества.
В контексте этого анализа женское начало предстает как модель, концентрирующая в себе информацию биосоциального значения, и в то же время способствующая гармонии во взаимодействии человека и общества. Исследуемая модель женского начала выступает возможным ответом на вопрос о преодолении распространенного идеала индивидуализма, расшатывающего социальные устои. В своей работе автор раскрывает светлую, духовно значимую сторону воплощения личности женщины с учетом того, что женское личностное воплощение может быть не только созидательно-гуманным, но и деструктивным, балансировать между тем и другим. В ходе работы исследовалось не идеальное женское личностное воплощение, а типическое, которое в ходе анализа раскрывается как социально-положительное и ценностное.
Женская деятельность по гармонизации социальных отношений связана с реализацией особой женской тендерной роли в обществе. Вопрос
4
тендерной принадлежности индивида, тендерных отношений направлен на
решение кризиса в семье и обществе и рассматривается в данной работе в
проекции на специфику российского общества. Тендер - это социальная роль
субъекта социально-общественных отношений, где любая деятельность
значима и служит вкладом человека в укрепление социума. Тендерные
отношения складываются из взаимодействия феминного и маскулинного как
социально-духовного выражения полов. Сохранение и поддержание
тендерных отношений в обществе, организующих модель социальных связей
между мужчинами и женщинами, обновленное современными
общественными тенденциями, способно преодолеть современные проблемы бездуховности коммуникаций в семье и обществе. Значимость изучения специфики духовного самовыражения женского начала востребована целым рядом духовно-культурных, социально-политических, экономических и демографических факторов. Сегодня необходимо изучать значение тендерной организации общества, духовного самовыражения женщины в семье с тем, чтобы укрепить - в соответствии с общегосударственной политикой по реализации демографической программы - семью, поддержать жизненное стремление женщин к устойчивости как тесно связанное с существованием рода, семьи, общества, государства, с сохранением национальных традиций. Сказанным определяется актуальность темы настоящего исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Сегодня существуют разные подходы к раскрытию сущности женского начала. Его специфика многосторонне анализировалась; ее мы представляем в следующем обзоре.
В зарубежной социальной философии XIX в. принцип полового разделения труда как теоретический подход к социальной организации половых различий одним из первых стал разрабатывать Ф. Энгельс [161], в работах которого содержится идея о социополовой стратификации общества, социальной организации биологических различий. Сегодня
5 очевидно, что классики марксизма, учитывая аспект различия полов, провозглашали их равенство, но тендерную специфику равенства полов еще предстояло утвердить в процессе дальнейшего развития общества.
Бахофен И.Я. [165, с. 105] и Малиновский Б. [40, с. 107] рассматривали женское начало как пассивно закрепляющее ценностную парадигму культуры. При всех достижениях, сделанных данной группой исследователей, женское начало ими не конкретизируется, не рассматривается в неповторимости, уникальности своих частных проявлений.
В русской философской традиции XIX - начала XX вв. женское начало специфицируется - и это близко тематике нашего исследования - свойствами возвышенного характера. Такие философы как В. С. Соловьев [131,132,133], С.Н. Булгаков [24, с.80], В.В. Розанов [118, с.108-206], Н.А. Бердяев [15, с.268] божественное и феминное отождествляли с любовью, состраданием, милосердием, жалостью. В идее вечной женственности как методе познания любви феминное начало ассоциируется с мудростью - с образом Вечной Женственности, с Премудростью, с Софией. Методикой раскрытия «света и тени» пользуется в своем творчестве Ф.М. Достоевский в поиске истинно женского начала, которое находит себя в любви. Идея женского высвобождения присуща творчеству Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, раскрывающих трагизм женской зависимости от власти Эроса. В работах B.C. Соловьева [132, с.169], Н.А. Бердяева [15, с.268-270] женское начало является сосредоточением духовного, выраженного в любви, способного привести к спасению людей от вражды. Вместе с тем, в рассмотренных подходах - в рамках нашего исследования - не проводится актуальная ныне тендерная установка, основанная на принципе полового разделения труда.
Специфику женского начала в XX в. рассматривают С. де Бовуар, С. Фейерстоун, А. Дворкин, которые определяют природу женщины и ее тело как биологически фиксированные, неизменные и определенные. Появление данных научных исследований на тендерную тему знаменательно тем, что
женщина в них признавалась личностью, не уступающей мужчине в своей значимости и способностях. Перечисленные авторы склоняются к трактовке бисексуальности как средству высвобождения женщины от мужской эксплуатации ее тела, что является недостатком их теорий, поскольку такой подход разрушает социальность, лишает смысла существование семьи.
У постмодернистских исследователей Ю. Кристевой, Э. Сиксу, Л. Иригареи женское начало показано вошедшим в один культурно-символический ряд с чувственным, телесным, природным. Э. Сиксу и Л. Иригареи идентифицируют «феминное» с биологическими женщинами, а «маскулинное» - с биологическими мужчинами, дают культурно-символическую интерпретацию половым различиям. Данное исследовательское направление подчеркивает глубокий смысл воплощенного в женском начале синтеза духовного и природного, однако остается без рассмотрения вопрос о развитии личностных свойств женщины и о степени их выраженности в современном обществе.
Современные отечественные представители тендерных исследований Л. Ю. Бондаренко [20, с.48], О. А. Воронина [29, с.20-24], С. Г. Айвазова [2, с.16], Л. Е. Римашевская [116, с.148] , Л. Л. Силласте [128, с.ПО], И. Р. Чикалова [155, с.227], Л. Л. Рыбцова [120, с.26-30], В. Н. Ярская [164, с.74-82], Е. И. Гапова [30, с.223], Т. А. Гурко [41, с.112], Н. А. Коноплева [70, с.62-65] определяют тендер как социально сконструированную систему неравенства по полу, делающую уязвимым положение женщины в семье и обществе. В отличие от постмодернистских исследований тендера женственность (феминное) здесь представляется как социально-культурный конструкт - тендер - и мыслится как независимая от биологического пола индивида система. Феминность показана как стратификационная категория, не включающая значение биологического пола для социально-общественной реализации и формирования личностных свойств индивида. Такой подход на практике делает уязвимым социальную систему передачи традиций, не учитывает ценностное значение соотнесенности феминного и маскулинного.
В современных исследованиях Т. М. Алпеевой [5, с. 11], А. А. Мишучкова [95, с.46, 75], В. А. Исаева [55, с.108, 115], П. С. Гуревича [40, с.94], Ю. Б. Рюрикова [121, с.20-48,118], К. X. Делокарова [42, с.68-74], О. Н. Козловой [62, с.91-111], О. В. Артемьевой [64, с.48-88], С. И. Голода [36, 37, 38], Д. В. Колесова [64, с.48-88] отмечается, что женское начало направлено на создание коммуникативных путей трансляции традиций в реализации жизненных потребностей и стремлений. В.А. Исаев подчеркивал склонность женского начала к созданию устойчивости (социальной стабильности), способствующей укреплению единства коллектива. Но в исследованиях данной группы ученых нет специального анализа специфики духовного самовыражения современной российской женщины.
Анализ степени разработанности проблемы показывает недостаточность современного уровня научного осмысления женского начала в его личностном выражении и общественной роли женской духовности в меняющемся социуме, что выводит нас на проблемность, отраженную в постановке цели исследования. Современные женские феминистские исследования не изучают - как ценностную - социальную соотнесенность мужского личностного выражения и женской духовности, не анализируют специфику духовной самореализации женщины как жизненную, ни к чему не сводимую ценность. Необходимо продолжать научный поиск основ специфики женской духовности, исследовать его структуру с тем, чтобы выделить сущностные черты женского начала, сохранение и развитие которых в женщине вернет гармонию в семью, стабилизирует положение семьи в российском обществе.
Объект исследования - социально-гуманная направленность современной женской духовности.
Предмет исследования - ценностное выражение личностно-духовной деятельности современной российской женщины.
Целью настоящего диссертационного исследования является философский анализ духовности женщины, вычленение составных
8 компонентов её структуры, расширяющей наше представление о роли женского начала в отечественной социальной среде.
Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
- Рассмотреть и проструктурировать специфику духовности женского
начала.
Раскрыть методологию социальной самореализации женщины, характеризующую феминность как компонент тендерной системы общества.
Выявить роль феминности в совершенствовании современных социально-общественных отношений.
- Вычленить специфику социальной деятельности женского начала в
отечественной социальной среде на фоне раскрепощения общественной
морали.
- Выявить значение быта как условия претворения новой -
демократической - семьи в России и места осуществления самореализации
женского начала, выделить круг проблем, создающих сегодня препятствия на
пути развития семьи и социальной самореализации женщины.
- Проследить возрастание тендерной составляющей в свете женской
деятельности, присутствие обозначенной специфики женского начала в
российской социальной практике.
Теоретико-методологическую основу диссертации составляют диалектический метод как главный для настоящего исследования, а также общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения и обобщения, соотношения абстрактного и конкретного, индукции и дедукции. Использован конкретнонаучный метод системно-структурного подхода, позволивший раскрыть тендерную составляющую предмета исследования. В основе раскрытия предмета исследования лежит гендерно-эгалитарный подход, предполагающий признание единства и равноценности полов. Учитывая специфику настоящего исследования, мы используем данный набор конкретных методов, позволяющий содержательно раскрыть структуру личностного начала женщины. Объединяет все эти методы
9 системно-структурный подход как принцип ведущей методологической позиции предлагаемого исследования, соединяющий плюрализм частных гуманитарных подходов раскрытия социальной самореализации женского начала в объективную картину женской реальности.
Новизна полученных результатов выражена в том, что:
Впервые проструктурирована социально-духовная деятельность женщины, предстающая выражением ценностных ориентации российского общества. Жизненное стремление женщины к социальной устойчивости способствует укреплению семейных связей, совершенствованию общественных взаимоотношений.
Структура личностных оснований женского начала содействует раскрытию мудрости в рамках традиций и функционально предстающей любви. Стремление к социальной стабильности естественно для женского личностного начала, обращенного к семье как к источнику реализации личностной потребности в претворении любви, создании и трансляции традиций.
В социально активных семьях женское начало осуществляет синтез опыта мудрости человеческих взаимоотношений с требованиями социального прогресса. В результате образуются новые социальные нормы и ценности, связанные с тендерным высвобождением женщины.
Реализуемая специфика духовности женского начала, столкнувшись с феминистическим вызовом индивидуалистического Запада, стремится к своему претворению в русле традиций русской культуры, для которой характерен духовный образ женщины самоотреченной, склонной к жертвенности, вере в человека.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Российские женщины в своей социально-духовной практике стремятся к обретению мудрости, гармонии и любви. Феминность, которую сохранили в себе современные российские женщины, для своего существования нуждается в мужественности, утверждает ее. Поэтому в
10 России намного меньше, в сравнении с Европой и Америкой, лиц, неудовлетворенных своей половой жизнью и имеющих сексуальные отклонения. Взаимопритяжение полов на основе любви перспективно в преодолении кризиса духовности, распада семьи.
2. Человеческая духовность, представленная синтезом рацио и
мудрости, в равной мере присуща и мужчине, и женщине. При этом рацио и
мудрость выступают централизующими свойствами двух половин
человечества, специфицируют личностное самовыражение мужчин - в
интеллектуальной сфере, женщин - в хранении и личностном усвоении
мудрости жизненных традиций, что является основой тендерной системы
общества.
3. Духовность женщины, рассмотренная нами как структура, проявляет
себя в таких сферах деятельности как жалость, нравственность, нежность,
потребность опекать, заботиться, следовать своей природной характерной
мягкости, доверчивости, вере в человека; компоненты, составляющие
структуру духовности женщины (любовь, мудрость, жертвенность, эмпатия,
эмоциональность), в своей цельновыраженности представляют специфику
женского начала. Существующие актуальные проявления специфики
женского личностного начала в российской социальной среде
обнаруживаются в деятельности, связанной с заботой, эмпатией,
межличностным общением. Гуманная направленность духовности женского
начала выступает сегодня как биосоциальный носитель мудрости.
4. Личность женщины связана с бытовой сферой, где ее роль
незаменима. От женской духовной деятельности, направленной на
укрепление быта, зависит духовный микроклимат между людьми, в том
числе и в отношениях разных поколений, составляющих семью. Женщина
влияет на социум благодаря единению со своим мужчиной - мужем, отцом
семьи. И через семью любовь, производимая женским началом, способствует
совершенствованию социальных взаимоотношений.
Теоретическое и практическое значение работы определяется её актуальным теоретико-методологическим содержанием, приданием социально-философского статуса структуре личностных оснований женской духовности, что позволяет автору раскрыть глубинные предпосылки человеческого существования, выявить перспективы развития социальной формы движения материи (связанные с синтезом культуры и цивилизации), найти гармонизирующие факторы для полноценного самоутверждения семьи и общества. Теоретические выводы исследования могут быть использованы в практике создания программ по совершенствованию современной семьи, по усилению гармонизации общественных отношений. Материалы диссертации также могут быть использованы в практике преподавания социальной философии - там, где речь идет о гендерно-женском аспекте в раскрытии структуры общества, в социологии и психологии.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены автором на ежегодных научно-практических конференциях «Методологическое обеспечение современных философских проблем», проходящих на кафедре философии ИГУ (март 2003г., апрель 2004г., март 2005г., март 2006 г., март 2007 г.) и межвузовской научно - практической конференции «Некоторые актуальные вопросы философии и социальных наук» (Иркутск, май 2005г.).
Структура и объем работы
Работа состоит из двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка. Текст изложен на 157 страницах машинописного текста. Библиографический список включает 172 источника.
Методологическое обоснование социальной самореализации женщины
Социальная самореализация женского начала в философии рассматривалась с разных точек зрения, и на сегодняшний день имеется известный плюрализм в подходах к данному вопросу. Методология нашего исследования опиралась на нижеприведенные подходы к обоснованию социальной самореализации женского начала. В основе раскрытия предмета исследования лежит гендерно-эгалитарный подход, предполагающий признание жизненного единства и равноценности полов. Плюрализм разных подходовподходов, их частнонаучный характер обеспечивает действие принципа ведущей методологической позиции нашего исследования - это принцип системности, или системно-структурный подход, включающий в себя системное анализирование, структурно-функциональный анализ и другие общенаучные методы. Они позволяют рассматривать личностное начало женщины как неповторимую, развивающуюся систему, содействуют раскрытию аспекта личностного становления как противостояния обществу, выявляют систему внутренних и внешних связей предмета исследования, разносторонне характеризуют специфику его тендерного начала. Также используется метод тендерного подхода при анализе воспроизводства духовности в социальной сфере.
Следует выделить ряд аналитических подходов, которые были применены в истории исследований раскрытия личности женщины в ее социальной самореализации. Подход исследования генетических истоков жизненного стремления женского начала к воплощению устойчивости (социальной стабильности) ведет к корню культуры - мифу. В нашей работе мы исходим из понимания мифа как генетической основы социальной деятельности женщины, осуществляемой ею в наши дни. По мнению Т.М. Алпеевой и А.А. Мишучкова, миф является не только этапом развития культуры, но и его уровнем, который не исчезает в современном обществе, но служит основой для наслоения новых форм культуры иного типа [см.: 5, с.14; 95, с.15]. Все функции мифа подчинены самой главной - практической, отвечающей за организацию целостности и единства коллектива, роль мифа выражается его способностью связывать, организовывать и регулировать действия людей [95, с.14]. Это свойство мифа способствовало установлению человеческой социальности. Как отмечают А.Ф. Лосев и Э.Я. Голосовкер, демоны, титаны, герои тождественны космосу, свету, суше, веществу и другим явлениям [см.: 83, с.542; 39, с.48]. Миф существует как содержание эмоциональной жизни личности, организующей фактор ее деятельности. В мифе фиксируются те ритмы жизни, к которым адаптируется человек. Свойство мифа - такое, как стремление к синтезу, к созданию коллективности - воплощается в женской духовности, согласуясь со свойствами женского личностного начала, ориентируя её на создание, поддержание и необходимую со временем адаптацию традиционных представлений в обществе. Миф, выражая общие установки женской духовности, воспроизводит то начало, которое воплощает женщина в контексте «устойчивость». Миф закрепляет ценностную парадигму культуры, этот вид социальной деятельности (хранение и передача традиций) И. Бахофен, Б. Малиновский и другие исследователи мифа и этнографы связывают с социальной активностью женского начала [см.: 165, с. 105; 40, с. 107]. Рассмотренный методологический подход раскрывает истоки специфики личности женщины, показанные в коллективно выраженной духовности мифа. Социальная роль женщины, как следует из данного подхода, способствует установлению коллективных ценностей -традиций, закреплению стабильности в обществе.
Следующий подход анализирует особое качество социальной деятельности женщины. В отечественной философии проводится идея вечной женственности как способ познания любви. В теологическом учении B.C. Соловьева феминное начало отчетливо ассоциируется с мудростью - с образом Вечной Женственности, с Премудростью, с Софией [см.: 132, с.240]. В работах С.Н. Булгакова божественное и феминное отождествляется с любовью, состраданием, милосердием и жалостью. Пол осмыслен Булгаковым как единство феминного и маскулинного, приобретающих «богоданный» смысл только в синтезе: «Душа и дух - вот женское и мужское. Они испускают свет, лишь когда соединены, в раздельности они не имеют света» [24, с.48]. Н.А. Бердяев подчеркивал природное начало в женщине: «Мужчина - человек через женщину связан с природой, с космосом, вне женского он был бы отрезан от души мира, от матери - земли» [16, с. 18]. Для Н.А. Бердяева и В.В. Розанова феминное тесно связано с любовью, Эросом. Половая полярность для Н. Бердяева есть основной закон жизни: «Пол есть не только точка пересечения двух миров в человеке, но и точка пересечения человека с космосом, микрокосма с макрокосмом. Человек скреплен с космосом прежде всего через пол» [15, с.298]. С.Н. Булгаков, (с некоторыми оговорками - Н. Бердяев), B.C. Соловьев, В.В. Розанов видели в половой бинарности человека высокий смысл, практически воплощенный в браке и семье. Данный подход подчеркивает серьезную значимость половой бинарности. При этом божественное и феминное в нем отождествляются, а божественное - как и вообще религиозное - тесно связано с любовью, страстью, Эросом.
Место феминности в совершенствовании общественных отношений
Исходя из выводов предыдущего параграфа, перейдем к рассмотрению социальной значимости женского духовного самовыражения в семье - его мы будем называть, опираясь на достижения современных тендерных исследований [28, с.22; 116, с.242], феминностью, или «социально определенным выражением того, что рассматривается как позиции, внутренне присущие женщине» [30, с.223]. Совокупность духовных качеств феминности раскрывается в социальной деятельности женщин, в их тендерной деятельности. В данной части нашего исследования мы, исходя из методологического принципа полового разделения труда, рассмотрим роль феминности в эволюции человечества как процесса складывания и развития семьи, существование которой обеспечивает общественный прогресс. Прежде всего, обратимся к переломному моменту, названному Ф. Энгельсом «всемирно историческим поражением женского пола» - к неолитической революции.
Вспомним древний вавилонский миф о сотворении. Боги - мужчины восстали против Тиамат, Великой Матери. Сыновья - мужчины бросили вызов, но как им победить, если в одном женщина выше их - она от природы наделена способностью к сотворению? Тиамат убита, Мардук стал верховным богом. Коллективное сознание, утверждённое в мифе, ставит условие: Мардук может победить, если он докажет, что тоже может сотворить, хотя бы и другим способом. Победа Мардука символизирует установившееся главенство мужчины в семье, природное плодородие женщин снижает свою ценность. Мужское превосходство основывается на способности производить с помощью мысли, как специфическом способе производства, с которого начиналась человеческая цивилизация.
Вскрытие латентных модальностей собственной души было событием вселенского масштаба: биологическое существо, не осознающее своей инаковости в природном мире, трансформировалось в существо социальное.
Свобода от императива коллективных устоев вела к индивидуализации как к генезису человеческой личности. Неолитическая революция - это мощное пробуждение активных творческих сил человека. Это жизнь и творение себя совсем по другим принципам. Подсудно накапливающаяся весь длительный период осознанная возможность присутствия в мире переходит в критическую массу и движение человека к миру уже идет не от природы к человеку, а как из переполненной чаши рацио бурным потоком вырывается из человека к природе. В цивилизации, где человек ставит себя в оппозицию природе, удаляет, ставит в оппозицию причины и следствия («распад» детерминизма), задается новый волевой конструктивный мужской монументальный дискурс.
В рамках первобытной общины стремление к устойчивости женского начала в своих негативных проявлениях создавала препятствия развитию, изменениям и творчеству. Консерватизм мифосознания был причиной столь длительного "прозябания" вида Homo sapiens [65, с.78]; обычай, устой интегрировал все сферы жизни, в т.ч. строгий регламент использования орудий труда. Миф - цикличная, замкнутая система, устойчивость, сообщаемая мифом, требовала еще одного компонента, необходимого для воплощения развития - изменчивости. Коллективный страх перед всем новым, неизведанным был сломлен, развивается разделение труда [161, с.58], в том числе - разделение труда между полами, ныне понимаемое как гендерные различия, закрепленные за ними. Это подчеркивает роль вида Homo sapiens в эволюционном процессе, когда доминирующим компонентом была избрана изменчивость: процесс приобретения новых знаний был плодотворен и, как известно, привел к НТР, ведь человек - существо хотя и биосоциальное, "сущность же его надприродна" [68, с.93].
Хотелось бы отметить еще один аспект, подготовивший скачок индивидуализации и зарождение духовности в недрах долгого века камня. Это первые появления внутри группового брака "прообраза личного, индивидуального" [66, с.64], соединение мужчины и женщины в брачный союз не по указанию общины, всегда решавшей такие вопросы коллективно, а сообразно собственным желаниям. Возникновение моногамной семьи было главным достижением культуры; опираясь на Ф. Энгельса, можно сказать, что женщина сумела "приручить" мужчину, и в этом смысле моногамия -настоящее торжество традиций. Вспомним, как интерпретирует Р.Киплинг эту тему в своей "Книге джунглей": Женщина приручила Мужчину, обитавшего в Диком Лесе, наряду с животными (Дикими Тварями из Дикого Леса), ставшими домашними. Трансформация семьи с этого момента развивается по линии индивидуализации, пришедшей на смену коллективизму рода. Семья - место развертывания духовности, никогда до этого человеческая природа себя так не проявляла, ведь выбившийся из коллектива индивид погибал, теряя коллектив как основной механизм выживания.
Глобальная индивидуализация общества (отсчетом которой можно считать эпоху эллинизма) позволила индивиду быть самим собой, освободила личностное начало для индивидуального творчества. Личность черпает себя в творчестве, ибо личность - это "творчески выражаемая духовность, способ существования, высшая форма активности и ключевая деятельность человека" [55, с. 166]. Становление социальной формы движения материи (термин, впервые примененный Ф. Энгельсом в его работе "Диалектика природы"), специфическим носителем которой выступает моногамная семья (в контексте человеческой духовности), послужило причиной перехода от мифа к индивидуально выраженной духовности, направив когнитивный процесс по пути создания новых реальностей и, одновременно, к личностному самосозиданию.
Проявление специфики женской духовности в отечественном жизненном пространстве
Из сказанного в предыдущей главе следует, что духовное и социальное в женской практике оказываются неразрывно связанными. В нашей стране социальная жизнь испытывала большое влияние со стороны государственной политики. В последние десятилетия перемены в стране были огромны, столь же значительны были изменения в тендерных отношениях. При этом российские женщины всегда демонстрировали стойкую онтологическую пластичность, мудрость в поступочной деятельности и творчестве. Русская женщина как центр сосредоточения и раскрытия духовности, любви, ценностей человеческого рода всегда несла на «своих плечах» груз великой ответственности за сохранение духовности в семейных отношениях и в обществе. Российская семья пережила многое, но именно сейчас она приобретает значение фактора, сохраняющего биологические основы жизни человека, духовные традиции российского общества. Поэтому автору видится важным конкретизировать эмпирическим материалом практику духовных проявлений современной женщины, чтобы стали видны перспективы сохранения специфики духовности женщины после расширения практического участия женщины в российском обществе.
Сегодня жизнь семьи становится государственно-политическим интересом, от мудрости и корректности в проведении которого зависит будущее общества, жизнь будущих поколений. Движение к социальному равновесию должно решать задачи реализации общечеловеческого начала, стремиться к общечеловечности. Общечеловечность, понимаемая нами как выработанные за тысячелетия эволюции принципы разумного существования на основе традиций, осуществленная соотнесенность общественного и социального, включает в себя организацию общества по половой принадлежности. Анализ общечеловеческого начала, заключающего в себе смысл синтеза прогресса и традиций, вскрывает и более глубинный -природный компонент. Это живая связь человечества со своей естественной природой, это те коллективные установки, на базе которых стал возможным генезис общества.
Дальнейшая конкретизация общечеловеческого приводит к его фундаментальному основанию. Фундамент общечеловечности - это женское и мужское личностные начала в их взаимодействии. Это биологические программы, приносимые каждой половой группой в общество, социальные связи индивидов, которые обнаруживают родовое начало в человеке, то, "чем человек похож на всех остальных" [55, с. 166]. Общечеловечность наиболее достижима через гендерность, то есть организованную модель социальных отношений, характеризующих межличностное общение и взаимодействие в семье, определяющих социальные связи в основных институтах общества [см.: 155, с.227]. Адекватно выраженные, в соответствии со своим полом, социальные роли мужчин и женщин эффективно вырабатывали общечеловеческое начало в семье и обществе. Традиционное тендерное выражение для женской половины социума - в роли жены, матери, хозяйки, для мужской - в роли отца, мужа, в функции финансового обеспечения семьи. Семья представляет собой комплиментарную соотнесенность мужского и женского личностных начал в их тендерном выражении - как базовую ячейку общества. Сегодня семья теряет свое первоначальное значение и некоторые функции. Данный факт рассматривается учеными соотнесенным с тендерным выражением женской практики в социальном пространстве, переживающем последствия сексуальной революции, интегрированной на российской почве после слома социалистической модели.
Женщины, для которых всегда важно умение совмещать работу с обязанностями матери и жены, в новых условиях приобретают новые психологические и социальные характеристики. Андрогинное поведение теперь допускается и поощряется не только у девочек, но и у мальчиков. Андрогин 80 ность есть норма современной социализации, она сознательно формируется родителями и в учебных заведениях, поэтому процесс личностного становления дуализируется (делится на феминное и маскулинное в тендерной практике) в одной личности в стремлении «успеть за жизнью». Есть основания думать, что тендерная андрогинность будущего не будет полной ассимиляцией полов. Предстоит достичь продуктивную андрогинность - такую, которая была бы задействована в передаче социальных ценностей в виде традиций, в интеграции духовности.
Женская телесность имеет отличие от мужской в плане многомерности «вживания» женщины в собственное тело, этапы этого «вживания» даже можно считать биографическими этапами в жизни женщины. Именно поэтому, несмотря на то, что пол и тендер (его социальная организация) в современной практике часто не совпадают, пол и сексуальность индивида в большинстве случаев остаются единонаправлены как биологическая данность. Сексуальность - естественный компонент человеческого бытия, является «глубинной составляющей персональной идентичности» [74, с.614]. Бовуар в книге «Второй пол» анализирует сексуальные отношения и определяет место женщины в них как амбивалентное, исторически сложившееся, где ей принадлежит пассивная роль объекта. Поэтому женщина находится в ситуации амбивалентного выбора: либо она может стать независимой в этих отношениях, но в таком случае утратить качества сексуальной привлекательности для мужчины, либо, утверждая сексуальную привлекательность, оставаться пассивным сексуальным объектом. Роль завоевательницы в сексуальных отношениях никогда не сможет удовлетворить ее: это та сфера, где женщина хочет быть подчиненной. Она ждет признания своей красоты, восхищения, любования, ведь ее красота индивидуальна, это ее личностная черта. Процесс ухаживания мужчины за женщиной перед началом отношений ритуален как акт уважения к ее красоте.