Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ Серебрянская, Валентина Николаевна

Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ
<
Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Серебрянская, Валентина Николаевна. Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Серебрянская Валентина Николаевна; [Место защиты: Сев.-Кав. фед. ун-т].- Волгоград, 2013.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/84

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретико-методологические основы анализа тендерной репрезентации в коммуникации 15

1.1. Определение и сущность тендерной репрезентации в коммуникации социума 15

1.2. Научная традиция в изучении тендерных аспектов коммуникации 36

1.3. Модель тендерной репрезентации в коммуникативном пространстве общества 55

2. Тендерная репрезентация в практике коммуникативных отношений общества 75

2.1. Типы тендерной репрезентации в социальной коммуникации 75

2.2. Тендерная репрезентация в различных сферах социального бытия 95

2.3. Тендерная репрезентация в контексте информационного общества 116

Заключение 136

Источники и литература

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью философского осмысления современных социальных и духовных процессов в обществе. Общественные отношения эпохи глобализации характеризуются высокой динамикой, ростом научно-технического и информационного потенциала, приоритетом материального потребления над духовностью, нивелированием традиционных ценностей, многоплановостью и неоднозначным влиянием на ход общественного развития в целом, что затрагивает и сферу глубоко личностную – био-половые характеристики личности в совокупности с гендерными установками.

Динамика основных сфер общественной жизни политики, экономики и культуры зачастую требует отказываться от традиционных установок, соответствующих женскому и мужскому гендерным типам. Женщины вынуждены маскулинизировать свои гендерные установки, мужчины зачастую должны демонстрировать черты феминности, чтобы добиться значимых результатов. Причем, общественные потребности вариативны и социальным субъектам приходится не один раз менять свои гендерные характеристики, видоизменять их в угоду сиюминутных ситуаций.

Социальные и био-половые характеристики теряют свою традиционную стабильность, становятся феноменом разыгрываемым. Этому немало способствует современный уровень развития биотехнологий, социальных и информационных технологий, которые позволяют транслировать тот символ гендера, который в данный момент желает продемонстрировать социальный субъект. Вопрос о репрезентации символов гендерной идентичности является одним из актуальных вопросов современной социальной теории, поскольку затрагивает глубинные пласты человеческой сущности, социального устройства общества.

Сегодняшнее стабильное функционирование общества напрямую связано с коммуникативным пространством. Коммуникация определяется доступным для большинства социальных субъектов совокупным множеством знаков и символов, его составляющих. Одними из первостепенных символов, определяющих характеристики и особенности коммуникативного пространства, являются символы и знаки, позволяющие идентифицировать гендер социальных субъектов, поскольку любая коммуникация строится, исходя из определенных гендерных моделей взаимодействия. С точки зрения конструирования гендерного типа, можно сказать, что в коммуникации происходит сознательное варьирование гендерными знаками и символами в зависимости от целей субъекта. Вступающий во взаимодействие субъект создает коммуникативное пространство и может акцентировать или «затушевать» некоторые параметры своего гендера в целях солидаризации с собеседником или дистанцирования от него. Коммуникативное пространство является организующим и управляющим началом общественного устройства, соответственно, рассмотрение гендерных аспектов коммуникации вне социокультурного контекста нельзя считать целостным.

Однако практически до конца прошлого века исследователи, изучающие проблему социальных отношений, и ученые, занимающиеся вопросами гендера, мало уделяли внимания особенностям гендерных аспектов коммуникации. Долгое время изучение гендерных аспектов коммуникации оставалось в сфере лингвистики и структурной филологии. Сегодня становится очевидно, что данный вопрос перерос частные гуманитарные науки и должен быть вынесен на уровень широкого мировоззренческого социально-философского рассмотрения.

До настоящего времени в социально-философском знании нет единой теории, раскрывающей феномен гендера в связи с социальной коммуникацией. Данная ситуация обусловлена, во-первых, недавним становлением гендерных исследований в постсоветской науке, во-вторых, многогранностью коммуникативных концепций и отсутствием общей теории социальной коммуникации. Можно утверждать, что осмысление природы гендерных репрезентаций в коммуникации является актуальным для социально-гуманитарного знания, поскольку поможет глубже рассмотреть природу гендерных отношений в информационно-коммуникативном, глобализирующемся обществе.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема гендерной репрезентации исходным основанием имеет гендерное неравенство в обществе. В этом ракурсе она впервые прозвучала в древней Греции - Аристотель, Пифагор, Платон сформулировали ставшее традиционным понимание сущности и роли половых различий. Античностью были заложены базовые основания европейской модели гендерных отношений, которые предопределили гендерные характеристики субъектов практически во всех общественно значимых сферах, таких как политическая жизнь, театр, Олимпийские игры и т.д.

Просветительские концепции либеральной философии и теория прав человека поставили проблему гендерного равенства (Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо, Дж. Милль, Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн). Эта волна обусловлена социальными предпосылками: массовым привлечением женщин в общественное производство, возникновением зачатков женского движения, возрастанием феминистского самосознания женщин.

Теоретическое обоснование гендерной асимметрии прослеживается в трудах периода немецкой классической философии (И. Кант, Гегель) и далее в марксистском понимании человеческой природы. Основные идеи представлены в труде «Происхождения семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса. Раскрываются социально-экономические предпосылки возникновение патриархата; материальная основа гендерного отличия женщин и мужчин; идеологическое обеспечение гендерного неравенства.

Большое влияние на становление гендерных теорий в социальной философии оказали труды Ж. Лакана, М. Фуко, Ж. Деррида, и также работы Т. Адорно, Ф. Ницше, Г. Маркузе. В исследованиях З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма было введено понятие архетипа как «the feeling-toned» и «pattern of behaviour», риторика и символизм бессознательного были связаны с проблемой взаимоотношения полов. В социально-философский дискурс были включены представления о стереотипе и архетипе гендера феминного и маскулинного. Постмодернизм и гендерные исследования оказали заметное взаимовлияние, которое наиболее ярко проявилось в работах С. де Бовуар «Второй пол», Ж.-П. Сартра «Бытие и ничто». Идея мужчины - «Самости» и женщины - «Иного», выступает рефреном этих произведений. Проблема семантики пола, идентификации и самоидентификации, контроля в сексуальных отношениях поднимается в самоанализе Ж. Ф. Лиотара. Иное понимание тела как источника смыслов появляется в феноменологии Э. Гуссерля и К. Мерло-Понти.

В современной западной социально-философской мысли можно выделить социокультурную феминологическую доктрину С. Де Бовуар, Б. Фридан, К. Миллет, Ю. Кристевой, Э. Сиксу, О. Вейненгера; анализ женской сексуальности Л. Иригарэ; концепцию сексуальности в аспекте гендерной субъективности Д. Батлер, Р. Брайдотти; рассмотрение «квир-идентичности» и «квир-сексуальности» Т. де Лаурентис, Э. Гросс; критика классического психоанализа представлена в работах А. Фрейд, К. Хорни, К. Гиллиган; отношения власти в аспекте гендерной теории рассмотрены у М. Фуко, Г. Рабин; биологические детерминанты гендерного неравенства проанализированы С. Файерстоун, М. О`Брайан.

У истоков становления философии пола в российском пространстве стоит О. А. Воронина, ее работы носят онтологический и историко-методологический характер. Анализу архетипического и историко-этнографического образа женщины посвящены работы В. Е. Максименко, Ю. И. Семенова, С. П. Толстова, Т. А. Скрипник и других; особенности социокультурной рефлексии феминности и маскулинности представлены в работах Т. Б. Рябова, П. П. Гайденко, Н. С. Юлиной, И. С. Кона и др.; феномен женской субъектности рассмотрен в работах Л. П. Буевой, Ф. И. Гиренок, И. А. Новоселовой и др.; субъектность в ракурсе антропологического подхода представлена у А. Б. Когтева; психоаналитические теории феминности в связи с постмодернизмом находим у И. А. Жеребкиной; психологический и этический аспекты женственности исследуют Д. М. Воронцов, Р. Г. Апресян, О. В. Артемьева и др. Социальный портрет женщины в отечественной философии представлен наиболее широко, этому посвящены труды О. М. Здравомысловой, Г. Силласте, Н. Л. Пушкаревой, О. В. Рябовой и т.д. Проблеме самоидентификации женщины в информационном обществе посвящены работы Л. А. Мясниковой, Н. М. Ершовой; гендерную институциализацию рассматривает Е. А. Здравомыслова и А. А. Темкина.

Философские постижения постмодернизма и постструктурализма оказали огромное влияние на лингвистический дискурс. Для отечественной научной школы широкое распространение данных взглядов совпало с активным обращением к гендерным исследованиям, в силу чего сложилась российская лингвистическая школа, разрабатывающая проблему гендерных аспектов коммуникации. Это направление представлено именами: И. И. Халеевой, Е. А. Земской, М. А. Китайгородской, Н. Н. Розановой, Е. И. Горошко, А. В. Кирилиной, Е. С. Гриценко, И. А. Гусейновой и др.

Отдельно необходимо указать на лингвистические исследования, касающиеся Интернет-коммуникации, где могут ставиться и специфично решаться вопросы гендерной репрезентации, гендерной идентичности, гендерных языковых особенностей и т.п. Первые работы характерны для англоязычного Интернета. Сейчас начинают появляться труды (Е. И. Горошко, Т. Н. Захарова, Л. Ф. Компанцева, Е. Г. Соколинская др.), посвященные гендерным аспектам коммуникации русскоязычного цифрового пространства. Однако можно констатировать факт, что все это исследования, проводимые в рамках частных, конкретных гуманитарных наук.

Впервые в работах по коммуникативистике появляется обращение к телесности в феноменологической и экзистенциальных трактовках коммуникации или общения. На их становление и развитие оказали влияние труды таких мыслителей как Н. Гартман, Ф. Шлейермахер, Ф. Ницше, В. Дильтей, М. Мерло-Понти, М. Шелер, Ж. -П. Сартр, М. Бубер, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Ясперс и других.

Психологический аспект коммуникации в трактовке межличностных отношений, представлен в работах К. А. Абульхановой-Славской, А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева и других. В современной российской философии основной акцент сделан на развитии коммуникативных теорий без акцентирования внимания на гендерном аспекте (И. А. Мальковская, С. В. Лещов, С. А. Азаренко, В. Е. Кемеров, Г. Г. Почепцов, В. Б. Кашкин и другие).

Мир социальных и коммуникативных отношений в контексте «женского» и «мужского» представлен в современной отечественной философии: Ю. М. Лотман, И. С. Кон, А. Я. Гуревич, О. В. Рябов, О. А. Хасбулатова, Г. Силласте, Н. Л. Виноградова, С. Т. Баранов, И. Н Богданова и др.

Подчеркивая основательность и высокий уровень всех этих исследований, отметим, что в современной социально-философской литературе нет комплексного анализа понятия «гендерная репрезентация» и осмысления явления гендерной репрезентации в коммуникативной сфере общества; большинство теорий, рассматривающих гендерные или коммуникативные отношения, в целом, затрагивают лишь отдельные аспекты исследуемого.

Объектом исследования является гендерная репрезентация как социально обусловленный феномен. Это еще может обсуждаться.

Предметом исследования является специфика, причины генезиса и воспроизводства гендерной репрезентации, а также различные формы ее проявления в социальной коммуникации.

Целью исследования является философское осмысление феномена гендерной репрезентации в коммуникативных отношениях.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

провести социально-философскую интерпретацию феномена гендерной репрезентации;

показать трансформации основных характеристик и возможных условий возникновения гендерной репрезентации в социальной коммуникации;

проанализировать феномен гендерной репрезентации в рамках теории интерсубъективности и представить модель гендерной репрезентации;

выявить и обосновать классификацию современных типов гендерной репрезентации;

выявить характерные черты гендерной репрезентации и ее социальные основания в различных сферах социальной действительности;

исследовать особенности гендерной репрезентации в современных условиях информационного коммуникативного пространства.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют приемы и принципы сравнительного анализа, сопоставления, обобщения; историко-типологические методы, принципы объективности, комплексности и систематизации; используются наработки диалектико-материалистической философии, элементы структурно-функционального подхода; философские концепции идентичности, интерсубъективности, социального действия, знака и социальной коммуникации.

При проведении исследования использовались такие базовые категории, как «идентичность» «гендер», «феминное», «маскулинное», «социальное взаимодействие», «Я/Другой», на основе которых проводится социально-философская интерпретация феномена гендерной репрезентации в социальной коммуникации.

В исследовании большое внимание уделено интерсубъективной, социокультурной и информационно-семиотической концепциям гендерной репрезентации, выявляющим основные причины активизации данного явления в нашем обществе.

Научная новизна исследования заключатся в следующем:

- предложена социально-философская дефиниция гендерной репрезентации и проведено определение его содержательной природы, базирующееся на коммуникативном подходе;

- показано, что феномены гендерной идентичности и интерпретации являются сущностными основаниями и в тоже время условиями возникновения гендерной репрезентации;

- представлено авторское обоснование гендерной репрезентации в рамках теории интерсубъективности, на основе которой предложена модель «Я-как-Другой»;

- произведена социально-философская классификация типов гендерной репрезентации в контексте социально-коммуникативного подхода;

- выявлены характерные черты гендерной репрезентации на основе анализа коммуникативных особенностей трех сфер социальной действительности (экономической, политической и духовной);

- в контексте социально-философского анализа исследовано развитие гендерной репрезентации в активно развивающемся современном информационном пространстве.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Гендерная репрезентация – это конструирование био-социальных характеристик субъекта посредством коммуникативных знаков и символов и трансляция их в общественных отношениях. Сущностным основанием гендерной репрезентации является выбранная идентичность. Основная теоретическая нагрузка понятия «гендерная репрезентация» сводится к различению и интерпретации предзаданных или ранее принятых био-социальных характеристик и вновь сконструированного в зависимости от желаемой идентичности и презентируемого гендера. Реализация социальной коммуникации базируется на возможности процедур трансляции и считывания гендерных знаков посредством социальных взаимодействий.

2. В коммуникативных отношениях современного общества социальная сущность субъекта перестает быть неразрывно связаннной с его биологической сущностью, идентичность становится контекстуальной и множественной. Гендерная репрезентация проблемизируется вместе с возможностью выбора идентичности, пока идентичность не ставится под сомнение, репрезентация не требуется. Гендерная репрезентация, основанная по своей сути на субъективно-ролевой множественной или вариативной идентичности, претендует на место сущности. Гендер в современном обществе многократно репрезентируется, зачастую является маскировкой социального субъекта, что в целом можно охарактеризовать как формирование гендерной симуляции. Это отражает общемировую тенденцию к постоянным изменениям и трансформациям.

3. Моделью гендерной репрезентации может служить отношение Я-как-Другой, при этом реализуется это отношение через интерпретацию мужского и женского, как интерсубъективный процесс в коммуникативных отношениях. Особенностью данного явления является нахождение себя посредством представления своего Я как Другого. Я подвергается репрезентации через создание интерсубъективных отношений, когда реализуется Я в себе или Другой в себе, коммуникация в данном случае является формой раскрытия Другого в себе, а презентация себя через Другого – сущностью явления.

4. В основании типологии гендерной репрезентации лежит идентификация, на основании этого можно выделить: конвенциональную гендерную репрезентацию (согласно документально установленным нормам); биологическую репрезентацию (биологически и физиологически обусловлена); традиционную гендерную репрезентацию (обусловлена традиционной культурой, этническими предпосылками, патернализмом и т.п.); психологическую репрезентацию (зависит от эмоциональных факторов); ситуационно обусловленную репрезентацию (в угоду внешним или внутренним кратковременным потребностям); социально обусловленную репрезентацию (продолжительная смена гендерных характеристик под воздействием внешних факторов).

5. Изменения представлений общества о феминности и маскулинноси в трех основных сферах (политике, экономике и культуре) идут гораздо медленнее изменения социальных реалий и потребностей социального субъекта. Соответственно социальный субъект, желая добиться чего-либо выходящего за пределы его гендерного стереотипа, вынужден репрезентировать себя, обеспечивая ожидаемое в данной сфере восприятие своего Я. В сфере политики и экономики традиционно доминируют мужчины, соответственно репрезентация идет в сторону демонстрации «маскулинности». Сфера культуры наиболее лояльна к гендерным характеристикам и их множественным трансформациям.

6. Репрезентировать пол, оформлять свою коммуникативную доктрину знаками и символами другого пола в действительном бытии общества всегда задача не простая. Информационное общество с его разветвленной системой мобильных коммуникаций позволяет существовать множественной идентичности и соответственно становится открытой для репрезентаций. Появляется феномен виртуальной репрезентации. Гендерная репрезентация становится предметом свободного и комфортного выбора, при этом она может быть не прекращающейся. Соответственно гендерную репрезентацию в информационном обществе целесообразно рассматривать как процессуальную характеристику социального субъекта.

Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена актуальностью социально-философского исследования феномена гендерной репрезентации в коммуникации общества и так же насущной необходимостью осмысления возможных трансформаций биологической сущности личности в их связи с социальными ситуациями современности.

Значимость данного исследования в социально-философском аспекте состоит в том, что предложена дефиниция гендерной репрезентации, определена ее содержательная природа и показаны варианты трансформации гендерной сущности социального субъекта под воздействием социальных реалий и под влиянием коммуникативной доктрины общества. Развитие данных исследований может способствовать разработке новых форм анализа в гендерных исследованиях, философии и социологии пола и семьи. Выводы, сделанные в работе, позволят всесторонне представить закономерности общественных и индивидуальных взаимосвязей в современном обществе, специфику развития гендерных отношений и коммуникативной сферы.

Практические результаты диссертационного исследования могут быть положены в основание спецкурсов по гендерной проблематике, по коммуникативистике, разделов социальной философии, касающихся методологии гуманитарного знания. Отдельные положение и выводы имеют значение для социальной практики и могут быть использованы при подготовке работников социальной сферы и также в работе организаций и консультантов по вопросам личностного самоопределения, семьи, подростковой и молодежной девиации.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Отраженные в диссертации научные положения соответствуют области исследования специальности 09.00.11 – Социальная философия в пунктах: 7. Проблема субъекта и объекта современной социальной философии. Полемика «методологического коллективизма» и «методологического индивидуализма» вокруг проблемы интегративного субъекта общественной жизни. 11. Стимулы и механизмы становления человека и общества. Социально-философские проблемы антропосоциогенеза. 14. Формы и механизмы социальной детерминации. Социокультурная причинность. Необходимость, случайность в деятельности людей. Проблема доминант и детерминант общественной жизни. 32. Человек и общество. Понятие и типы человеческой личности.

Апробация основных идей исследования осуществлена в процессе обсуждения основных положений исследования на кафедре философии Волгоградского государственного технического университета (2009-2012гг.), конференциях государственного Волгоградского технического университета (2009-2012гг.), в выступлениях на международной научно-теоретической конференции «Духовное наследие и современность» (Караганда, 18 ноября 2010 г.); I всероссийской научной конференции с международным участием «Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания» (Липецк, 19 ноября 2010 г.); международной научной конференции «Национальная философия в контексте современных глобальных процессов», (Минск, 16–17 декабря 2010 г.); межвузовской научно-практической конференции «Инновации в преподавании иностранных языков студентам-юристам» (Москва 25 марта 2011 г.); всероссийской научной конференции «Антропологическая соразмерность» (Казань 12-13 марта 2011г.).

Основное содержание диссертационного исследования отражено в 11 публикациях общим объемом 4,2 п.л. (в том числе, в 4 статьях в изданиях, рекомендованных ВАК РФ).

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих по три параграфа, заключения и библиографии, содержащей 142 источника, в том числе 26 на иностранных языках. Общий объем работы – 153 страницы.

Научная традиция в изучении тендерных аспектов коммуникации

Общество во все моменты своего существования имеет ряд постоянных компонентов, которые хотя и претерпевают изменения, но неуклонно остаются в структуре социального бытия (деятельность, субъект и объект, потребности и интересы, символы и знаки, чувствования и поведение людей, дифференциации и стратификации социальных групп, и т.д.). К таким имманентным компонентам социального бытия, которые определяют и межличностные отношения и социальные и, в конечном счете, становятся детерминирующими для всей системы социума, относятся тендерные характеристики человека, и коммуникация.

Вопрос о социальном субъекте и его взаимоотношениях с социальной реальностью, с миром людей, не нов для социальной философии. В классической философии К.Маркс ставил вопрос о социальном субъекте и системе его взаимодействий с обществом [69, с.76]. Он обращал внимание на общественную природу человека, и в тоже время подчеркивал индивидуальность мышления и восприятия каждым конкретным человеком социального мира и себя в нем. Труд «Немецкая идеология», ставший одним из самых цитируемых в социальной философии, обращается к «действующим людям», что в контексте воззрений К.Маркса равнозначно «действительным людям» [69, с. 119]. Анализируя социального субъекта, немецкий философ не уточняет, каким образом необходимо учитывать индивидуальность человека. Его теория в большей степени направлена на человека как на существо социальное, связанное с обществом множеством объективных связей и реально заданных отношений, но мыслитель постоянно подчеркивает, что именно субъективность человека формирует социальные отношения и создает систему общественного устройства [70, с.25].

Очевидно, что какую бы сферу бытия, какую бы социальную группу, общность или сообщество мы не рассматривали, в первую очередь встает вопрос об определении тендерной принадлежности субъекта, коммуникативных связях и зависимостях, определяющих систему бытия данного общества.

В социально-философском дискурсе тендер определяется, как социально сконструированный пол. Отечественная философ О.А. Воронина, одна из первых обратившаяся к социально-философским исследованиям пола и феномену тендера, определяет тендер следующим образом, это «социокультурный конструкт, который общество надстраивает над физиологической реальностью. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин» [26, с.395].

В таком случае тендерная репрезентация - это конструирование посредством коммуникативных знаков и символов социально-биологических характеристик субъекта и трансляция их в социальную реальность. Сущностным основанием тендерной репрезентации является выбранная идентичность. Основная теоретическая нагрузка понятия тендерная репрезентация сводится к различению и интерпретации предзаданной биологической реальности и сконструированного, в зависимости от принятой идентичности, и презентируемого социальному окружению тендера. Сама возможность реализации социальной реальности базируется на возможности процедур повторения трансляции и считывания тендерных знаков посредством коммуникативных взаимодействий.

Репрезентация как проблема возникает тогда, когда социальная сущность субъекта перестает быть очевидной и начинает конструироваться как нечто самостоятельное, независящее от онтологической основы. Тендерная репрезентация проблемизируется вместе с возможностью выбора идентичности, пока идентичность не ставится под сомнение, репрезентация не требуется.

Социальная сущность субъекта в классической философии неразрывно связана с его биологической сущностью, а в состоянии постмодерна становится контекстуальной и множественной. Тендерная репрезентация, основанная по своей сути на субъективно-ролевой множественной или вариативной идентичности, претендует на место сущности. Это отражает общемировую тенденцию к постоянным изменениям и трансформациям. Следует отметить, что понятию репрезентации предстоит презентация. Если презентация является неотъемлемой составляющей социальной коммуникации, ее составной частью, то репрезентации активизируются субъективными качествами и потребностями социальных субъектов. К понятию презентации обращается Г.П. Щедровицкий и его последовательница Т.В.Бородина: «презентационные стратегии находятся , внутри коммуникационных стратегий и представляют собой способ производства коммуникативного пространства и способ представления этого коммуникативного пространства в среде коммуникации за счет работы по изменению структуры этой среды. Они были выделены в отдельный этап только потому, что презентационная стратегия всегда является относительно самостоятельным и в некотором роде самодостаточным этапом коммуникации» [17, с.20].

Презентация перерастает в репрезентацию, когда у социального субъекта появляется возможность выбора идентичности. Тендерная репрезентация оказывается востребованной, поскольку субъект хочет демонстрировать не реальную идентичность, но субъективно желаемую. Соответственно тендерная репрезентация демонстрирует смену идентичностеи, которые в современном мире не тождественны сущности. При этом репрезентации, заменив собой «реальные сущности», оказывают не меньшее влияние на общество. Выбор субъектом желаемой репрезентации, по справедливому мнению В. С. Мартьянова «опирается на «объективную самооценку», «свободу выбора», и аморфные критерии»[72, с.34].

Наиболее распространенные определения репрезентации восходят к семиотическим и философским воззрениям Ч. Пирса. Он вводит определение репрезентации, как неограниченного семиозиса, и как интерпретации [79, с. 20-25]. Ч. Пирс: «Сама идея репрезентации вызывает в уме другую идею, и для того, чтобы она могла это сделать, необходимо, чтобы в мышлении уже был основан некоторый принцип связи между двумя идеями». Такую же мысль можно обнаружить и в других словах Пирса: «Это мышление должно осознавать связь со своим объектом так, что возможно двигаться от знака к предмету» [79, с.24]. Ч. Пирс рассматривает репрезентацию как процесс «опосредования и замещения (объекта интерпретантой)». Можно сказать, что репрезентация в данном случае это представление кого-либо или чего-либо посредством знаков-символов.

В социально-философской мысли кроме теории репрезентации Ч. Пирса, присутствую и другие, менее популярные. Надо отметить, что их можно свести к двум группам: первая из которых рассматривает презентацию как «речь вместо» или «за кого-то», что часто применяется в политической сфере общества. Вторая, рассматривает репрезентацию как «вос-произведение», что находит отражение в искусстве [см. 111]. По словам С. Жижека, «репрезентация восполняет пустоту утраченного объекта» [37, с. 167]. Популярным также является рассмотрение трех моделей репрезентации: миметическая, интенциональная и конструктивистская (С.Холл, Г.Спивак). Политическое значение термина «репрезентация»: репрезентация и легитимность политических субъектов. Этическое измерение репрезентации и проблема ответственности находит отражение в трудах Р.Салецл.

Модель тендерной репрезентации в коммуникативном пространстве общества

Одна из основных идей постулируемых философией постмодернизма - это связь социального субъекта с миром и способность субъекта выходить за границы предзаданного ему мира. «Я» социального субъекта в постмодернистской философии тесно связано с коммуникативными отношениями открытого типа. Открытость является визитной карточкой постмодернизма и в первую, очередь выражается в свободной вариативной трактовке языка и феномена письма. Данную проблему исследует Ж. Деррида, он считает, что субъект включен в социальную систему в социальные отношения посредством письма. Причем эта включенность носит практически телесный характер, выражаясь «со-участием» в письме, как самом сокровенном деянии человека [33, с.134]. Находясь под влиянием М. Хайдеггера, мыслитель обращается к анализу взаимодетерминации письма и истины. В этом западный постмодернизм близок идеям нашего соотечественника М. М. Бахтина, который также видит в тексте первичную основу мироздания. Для постмодернистов текст становится равным истине. Текст становится результатом социальной деятельности субъектов, текст становится порождением общего смысла и обоюдной интерпретации в процессе коммуникации.

В работах постмодернистского философа Ж. Деррида предпринимается попытка деконструкции текста. Текст он понимает, как полилог и не соглашается с утверждением монологичности текстового дискурса. Монологичность текста не отражает его действительного бытия, в монологе не может быть текста, поскольку для текса нужен адресат, нужен интерпретатор, которому этот текст откроется. Обратим внимание, что подобные взгляды мы находим и у нашего соотечественника М.М. Бахтина.

Ж.Деррида считает, что «полифония» текста рождается в общем для текста и читателя пространстве смыслов. Это пространство мимолетное и не постоянное, оно не имеет четких границ и времени существования, это пространство единой интерпретации смысловых контекстов. Порождают единое пространство смысловой интерпретации текст и читатель в процессе взаимного сотворчества. Согласно данному положению, письмо - явление социальное, но не личностное. Отдельный одинокий субъект не создает письмо, оно создается Другим субъектом и внешними к ним обоим (автору и адресату) условиями. В данной трактовке само письмо наделяется рациональным началом и посредством человека, реализует самое себя. Ж. Даррида, в данном случае, рациональности придает смысл отличный от смысла вкладываемого М. Фуко. В интерпретации М. Фуко феномен, порождающий и оформляющий дискурс, есть воля, она влияет и на пространство социальной коммуникации субъектов, и только волевым воздействием субъекта может быть получена истина, ведущая к реализации социальности.

Здесь на первый план выходит проблема соотношения «контекста» и «дискурса», философия постмодернизма, именно эту проблему выносит как наиболее актуальную. В постмодернистских учениях дискурс определяется как явление коммуникации, возникающее между социальными субъектами. В процесс данного коммуникативного отношения включены и говорящие и слушающие, т.е. все кто находится в данном пространственно-временном контексте, в данном культурном контексте [45, с.98]. От себя добавим, что тендерный контекст восприятия так же является важным и существенным моментом. При рассмотрении дискурса в данном аспекте у него появляются вербальные и невербальные составляющие. Часто дискурс понимают в другом аспекте, как «речевой или письменный продукт» [45, с.98]., направленный на реализацию коммуникативного действия.

Из вышесказанного может сложиться впечатление некоторой синонимичности дискурса и текста, однако покажем отличия: дискурс всегда разворачивается в определенном, актуальном пространственно-временном месте, имеет четкую смысловую интерпретацию. Для интерпретации и понимания социальным субъектом ситуации достаточно локального контекста, именно в этой ситуации и находится субъект, воспринимая дискурс. Можно сказать, что контекст всегда ситуационно обусловлен, он локален и в этой локальности пространства-времени разворачивается его интерпретация. Контекст зависит от коммуницирующих социальных субъектов. Э. Гуссерль обращается к тексту, определяя его интенциональность, контекст как «здесь-бытие» определяет М. Хайдеггер, вслед за этими двумя выдающимися мыслителями, рассмотрим репрезентации как конструирование контекста смыслового пространства коммуницирующих.

Репрезентация социального субъекта порождается отношением текста и аудитории. Причем текст, как знаково-символьные метки, представляет один субъект, а считывает данный текст другой субъект или совокупность других в процессе коммуникативной интерпретации. В виду нашей постановки вопроса, можно сказать, что два вступающие в коммуникацию субъекта порождают отношения коммуникации. Эти отношения имеют «соположенный» смысл и могут выступать единым коммуникативным пространством, они имеют общий контекст интерпретации, базирующейся на единой памяти социальных субъектов. При отсутствии этого общая интерпретация не состоится. Любая реплика коммуницирующих субъектов в социокультурном пространстве определяется и сообщением, и интерпретацией, и единым для данных субъектов контекстом.

Для коммуникации в социуме контекстом могут быть самые разные явления и феномены, контекстом может быть память, бессвязный или логичный текст, контекстом являются традиции и культура общества. Соответственно каждый социальный субъект находится в неких контекстуальных отношениях с миром. Однако эти взаимоотношения могут меняться в зависимости от места самого субъекта, говорящий находится в одном контексте, слушающий в другом, читатель и писатель могут контекстуально быть крайне далеки, но для успешной коммуникации и им необходимо придти к общему контекстуальному пониманию. Для успешной репрезентации крайне важно найти общий контекст, иначе коммуникация не состоится. Нужно отметить, что человек, находясь в обществе, никогда не бывает в каком-либо одном контексте, одной ситуации, человек вынужден все время меняться и менять себя.

Тендерная репрезентация в различных сферах социального бытия

Как справедливо отмечает А.В. Кирилина «Типологизация происходит на основе опыта, а опыт человека как физического существа всегда связан с его телесной деятельностью»[48, с.28] При рассмотрении типов и видов тендерной репрезентации мы сталкиваемся с необходимостью включить в рассмотрение «тендерную идентичность» социального субъекта.

«Идентичность - это определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида и как они воспринимаются на основе опыта взаимодействия с окружающим миром. В процессе формирования идентичности наряду с созданием репрезентаций объектов и самого себя происходит создание репрезентаций взаимодействия, коммуникативных отношений между собой и объектами. Формирование идентичности в этом смысле идет через интерпретацию других людей. Способность к отражению в коммуникациях является для человеческого существа основным условием формирования личностной идентичности. Процесс, в котором формируется идентичность, - это динамический процесс одновременного отражения и наблюдения, проистекающий на всех уровнях психической деятельности и находящийся в постоянном изменении и развитии до конца жизни индивида» [48, с.29].

Обратимся к классическим теориям идентичности. Согласно МБуберу двойственность нашего Я формирует неоднозначную идентичность. В зависимости от отношения «Я-Ты» или «Я-Оно» [18, с. 139], вступает в коммуникацию субъект или объект. Не подлежит сомнению и тот факт, что трансформация Я в Оно будет влиять и на идентичность социального субъекта.

А.Н. Леонтьев представляет мнение, согласно которому идентичность формируется и варьируется в зависимости от «многообразных деятелей» » [59, с.47]. В работах Р. Рорти идентичность реализуется через Другого, но этот Другой выполняет функцию «конструктора» идентичности, через него и посредством него индивид реализует свои убеждения, замыслы, чувствования и эмоции. Через habitus, иначе говоря, через сеть личностных и социальных паттернов идентичность определяет П. Бурдье.

Идентичность социального субъекта рождается в непосредственном бытовом окружении как, но реализуется в общечеловеческом социальном бытии. Лингвистически это положение закреплено в понятиях «ipse»H «idem». «Idem» идентичность которая является синонимом тождественного, аналогичного, представляющего некоторую неизменность во времени. Для нашего исследования важно, что «iderrm-идентичность присутствует во всех коммуникативных отношениях. «1р8е»-идентичность-самость присутствует во внутренней структуре личности. Личностная идентичность представляет сумму двух выше названных идентичностей

Идентичность «Idem» является предзаданной неким неизменным (относительно) инвариантом восприятия личности обществом, реализующим конвециональный, биологический и отчасти традиционный тип тендерной репрезентации. Второй является идентичностью достигаемой вариативным моментом, реализующим психологическую, ситуационную и социально обусловленную репрезентацию.

К понятию и феномену идентичности (в нашем понимании идентичности предзаданной), обращаются П. Рикер и Г. Люббе. Г. Люббе, пишет, что субъекты приобретают идентичность через личностные истории [66, с. 108]. Ученый подчеркивает, что главенствующую роль имеет социальная активность субъекта, его действие или бездействие становится определяющим фактором их идентичности. Активность субъекта, его коммуникативная деятельность детерминируют идентичность, причем через их информационно-коммуникативные акты происходит идентификация всего общества. П. Бергер и Т. Лукман в связи с этим определяют идентичность как «явление индивида и общества, находящиеся в диалектических отношениях» [15, с.281]. Как было сказано выше, Г. Люббе фундаментом на котором строится идентичность считает активную коммуникативную деятельность субъекта, которая запечетливается и отражается в личностных историях, историях жизни и историях деятельности людей. Характерно его мнение, что социальные структуры изначально обладающие одинаковой структурой, по сути могли бы ничем не отличаться друг от друга. Социальная система, как идеальный выхолощенный объект не имеет особенных и специфических черт. Социальная система Востока, в этом смысле идентична социальной системе Западного общества, но это абстрактные идеальные модели. Личностные, жизненные истории, по мнению Г. Люббе, позволяют социальным системам становиться различными и неповторимыми, не сводимыми одна к другой.

Только личности, создавая свои истории, позволяют осуществиться идентичности социальной системы, которую Г. Люббе называет исторической идентичностью[66, с. 109]. Идентичность же самих индивидов определяется, с одной стороны исторической идентичностью заданной им по рождению, с другой, корректируется личностной историей жизни.

Личностные истории способны формировать тендерные установки личности и обуславливают тендерную идентичность. Формируя жизненную историю, индивид ориентируется не тендерные установки данные уму в период детства, в момент социализации. Жизненная история женщины будет отличаться от мужской жизненной истории, причем это отличие обусловлено именно системой воспитания и образования. Девочек воспитывают согласно другим жизненным устремлениям и целям, девочкам читают другие сказки, покупают игрушки, соответствующие представлениям о том, к какой социальной роли должна готовиться девочка. Девочек воспитывают на жизненных историях их мам и бабушек, известных женщин. Воспитание мальчиков идет по пути привития им всех черт мужского тендера, мальчикам читаются сказки героического содержания, рассказываются жизненные истории военных героев, непобедимых борцов,

Тендерная репрезентация в контексте информационного общества

Ситуация меняется в коммуникациях, происходящих посредством глобальной коммуникационной сети «Интернет». Появляется феномен виртуальной репрезентации, основанный на множественной идентичности и реализуемый посредством информационно коммуникативной среды Интернет.

Как отмечает Е. И. Горошко: «Социальное пространство сети позволяет реализовываться более гибким тендерным схемам и меняет в целом наши представления о тендере - гендере-маске, гендере-перформативе, одеваемом на наше виртуальное «Я», что влияет на процессы, связанные с социальной идентичностью человека (включая тендерную идентичность) и влияет достаточно неоднозначно, нарушая определенный устоявшийся в оффлайне баланс в структуре идентичности» [30, с. 104]. Общаясь в социальных сетях, многие принимают на себя совсем не свойственные роли и манеру поведения. Человек может придумать себе другую историю, биографию, варьировать полом. Пристрастиями и привычками, может общаться, как человек другой профессии и конфессии. Иначе говоря, в виртуальности конструируется виртуальная идентичность влекущая за собой виртуальные репрезентации. Субъект вступающий в коммуникативные отношения не имеет жесткой привязки ни к пространству, ни ко времени в котором физически находится.

Создание сетевой репрезентации значительно отличается от репрезентации в реальном социальном пространстве. Существует ряд мнений относительно причин развивающегося феномена виртуальной репрезентации. Мы согласны с мнением Е. И. Горошко, что к таковым относятся: «неудовлетворенность своей реальной идентичностью, и желание попробовать другую идентичность и тем самым расширить свой идентификационный опыт, а также достичь того, что в реальной жизни не удается (компенсаторный момент в мотивации создания виртуальной идентичности)» [30, с. 104].

Явление виртуальной тендерной репрезентации может быть мотивировано различными причинами, чаще всего к таковым относят: «Чисто биологические или психофизиологические (скрытую гомосексуальность индивида, транссексуализм, или шизофрению с её тяготением к множественной идентичности), а также объясняют чисто прагматическим фактором (желанием расширить свой коммуникативный опыт, повысить собственную самооценку или усилить контроль над другими людьми, т. е. каким-либо образом компенсировать подавляемые личностные характеристики, которые индивид не в состоянии воплотить в реальной жизни и прочее)» [30, с. 104].

Иначе говоря, субъект в социальной коммуникации физического бытия, как презентирует, так и репрезентирует себя, свою тендерную принадлежность с помощью более или менее устойчивой системы социальных знаков-символов. Для презентации в опосредованной традиционной коммуникации служат официальные идентификационные характеристики человека: имя, пол, возраст, социальный статус (занимаемое социальное положение, принадлежность к этнической или конфессиональной группе и прочее.), принадлежность к языковой группе, территориальная, принадлежность, социальные связи, (семья, родственники) близкие, этническая определенность, расовая принадлежность, в некоторой степени культурные, духовные, материальные предпочтения. Примером презентации личности в опосредованной коммуникации может служить как «личный листок по учету кадров», так и табличка на двери кабинета. Для презентации субъекта в коммуникации непосредственной служат личностные характеристики человека: уменьшительное имя, социально-ролевые и половые пристрастия, реализуемые в межличностных взаимодействиях (друзья, товарищи, коллеги по работе, семья,), политические и экономические убеждения, аксиологические ориентации. Исходя из данных знаков-символов, посредством и в процессе непрекращающейся коммуникативной деятельности личности с Другим или совокупностью Других (обществом), формируется идентичность и, в частности, тендерная идентичность личности на основе которой происходят гендерные репрезентации. Знаково-символьные коды репрезентации, вместе с индивидуальными проектами личности, становятся основанием для социальной коммуникации субъекта в физическом времени и пространстве общества.

Физическое пространство социальности жестко задает тендерную систему презентации субъекта, и выйти за нее рискует далеко не каждый. Однако, социальный субъект множественен, постоянство и тождественность его репрезентативной идентичности - иллюзия, навязываемая традициями и законами социальной системы.

Именно информационное общество порождает новые возможности тендерной идентификации и связанной с ним репрезентации субъекта. Возникает вопрос, что меняется в информационном обществе, почему оно способно создавать условия для тендерных репрезентаций, равнозначны ли эти репрезентации, тем, что осуществляются в традиционном обществе. Очевидно, что наиболее действенным механизмом способным создавать широкие возможности тендерных репрезентаций является виртуальное пространство, пространство создаваемое социальными сетями при помощи глобальной сети Интернет. Для дальнейшего анализа нашего вопроса обратимся к феномену информационного общества и информационной виртуальной реальности, как его порождению.

Похожие диссертации на Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ