Введение к работе
Актуальності!» темы исследования. В начале третьего тысячелетия стали очевидными открытие границ для культурного обмена, расширение прямых контактов между индивидами, социальными группами, государственными институтами, различными странами и культурами, а также миграционные процессы, которые позволяют сегодня говорить о глобализации культуры и интеграции отдельных этнокультур в единую мировую культуру Будущее культуры человечества должно быть основано на равноправном взаимодействии языков, культур, менталитетов на толерантном уровне Культура является своеобразным текстом, требующим прочтения, прояснения
Языки кульгуры представляют собой ментальные ресурсы, позволяющие моделировать ее семиотическое пространство, реконструировать аутентичные значения культуры и выявлять определяющие их смысловые контексты
Вербальные и невербальные формы выражения этнокультуры, социальные по своей сути, в определенной мере подчиняются тем же законам, что и человеческое поведение в целом Поскольку большая часть человеческого поведения социально регламентирована, обусловлена этическими нормами, ценностями общества, т. е основана на несовпадении социальных конвенций в разных языках, то это неизбежно находит свое отражение в языке Язык выступает в качестве аналога объекта, выражает его культурный смысл, зафиксированный в названии денотата Однако содержание знака культуры не исчерпывается только его денотативным значением, и в этой связи особую актуальность приобретает исследование функциональных особенностей знаковых систем культуры Знакам, функционирующим в культуре, придаются дополнительные значения с тем, чтобы объект приобрел смысл, который коррелирует с аксиологическим содержанием культурной реальности
Придание дополнительных значений - коннотации - различным формам выражения культуры преобразует объект из предметного аналога в культуре в новый культурный смысл, который становится репрезентантом идеационной сферы культуры. Формы выражения культуры как знаковые системы, основанные на культурных универсалиях, играют, таким образом, важную роль в осмыслении и интерпретации этнокультуры Актуальные проблемы семиотики, каковыми являются экспликация смысловых оснований этнокультуры и выявление в языках (как вербальных, так и невербальных) смысловых оснований культуры и языковых характеристик культурного опыта занимают в данном исследовании особое место
Процесс взаимодействия культур, ведущий к унификации, вызывает обратную реакцию - сохранение уникальности и самобытности этнокультур, для чего важно определить ценность вербального и невербального языков этнокультуры В период глобализации и унификации техногенных ценностей важно также сохранить полиэтническую самоидентичность, в том числе через язык, так как за отдельно воспринимаемыми явлениями этнокультуры он обнаруживает живую ткань культуры, ее богатство и ценность в контексте общечеловеческой культуры
Существует множество теорий, подчеркивающих значение языка как важнейшего измерения человеческого мира. Герменевтика (X Г. Гадамер) считает язык универсальной средой человеческого существования, как, например, язык общечеловеческих ценностей в виде приветствия, выражения сочувствия, соучастия и т д Признание центральной роли, которую играет символический аппарат в человеческой деятельности, составляет рабочую основу многих направлений в психологии, социальной философии, антропологии
Основными компонентами лингвокультурной ситуации считаются такие социальные феномены, как языковая ситуация, языковая политика, наука, культура, образование, межэтнические отношения, социально-политические условия, характеризуемые количественным и качественным оценочным показателем Особо актуальна тема данного исследования для региона Северного Кавказа и для Дагестана, в которых в количественном отношении языковая ситуация считается многокомпонентной Данная ситуация вызывает исследовательский интерес и в связи с коммуникативной ценностью доминирующих языков, которая обусловлена рядом экстралингвистических причин. При активной унификации техногенных ценностей возникает проблема сохранения уникальности этнокультур, которая выражается в семиотико-семантических особенностях и свободной ценностно-избирательной деятельности, отличающих их от всех других однородных систем
Состояние научной разработанности проблемы темы исследования. Проблемы символического рассмотрения различных форм выражения культуры продолжает изучать неогумбольдтианская лингвистическая школа, в рамках которой «языковые общности» рассматриваются как естественные образования, объединенные общими идеями и задачами Л Вайсгербер отождествляет языковую и концептуальную картины мира, разрабатывает теорию духа культуры, расширив тем самым сферу прикладного применения языка культуры, к которому он относит все духовные достижения 'той или иной языковой общности. Это дает возможность анализа связей языка с искусством, этическими нормами, религией, философией и|наукой.
С начала XX в утверждается неогегельянская школа «эстетического идеализма» (К Фосслер, X Хацфельд, Э Лерх), в которой язык рассматривается как проявление культуры и духа, где значение языка приобретает культурно-историческое своеобразие, связанное с духовной средой, в которой существует язык
Проблемы генезиса языка культуры получили развитие в культурной антропологии (Э Тейлор, Фр Фрезер, Дж. Лебокк), символической антропологии (К Леви-Стросс, В Тэрнэр, Э Лич) и социальной антропологии (М. Бейтс, Дж Стюард, М Салинс, М Г Левин, Н Н. Чебоксаров) Е1ыводы, полученные в лингвистике и семиотике, лежат в основе теоретических и прикладных исследований в области определения форм выражения культуры в целом и этнокультуры как части общих проблем культуры
Интерес к определению вербальных и невербальных форм выражения и регуляции в национальной культуре возник в связи с переоценкой и переосмыслением основ жизни общества и перспектив ее эволюции Этот интерес можно разделить условно на несколько блоков К работам общетеоретического плана, где в научный оборот вводятся новые актуальные проблемы филологии, лингвокультурологии и межкультурной коммуникации, относятся произведения С. А Арутюнова, П С. Гуревича, Б С Ерасова, М В Иордана, Н А Морозова, А С. Панарина и др В европейской философии проблема межкультурной коммуникации с точки зрения ее отдельных сторон рассмотрена в работах Р Пайпса, Э Шилза, Г Леблона, Э Гидденса, Э. Алларда, У Ганнерса. Р Л Билза, С Хантингтона, В К. Кантора, К Дойча
В современной литературе проблемы социокультурной коммуникации активно разрабатывают Ф Фукуяма, С Хантингтон, Э. Гельнер, ГД Гачев, Ю С. Степанов, Н Д Арутюнова, А. Вежбицка, В В. Мартынов, И А Бодуэн де Куртенэ, Дж Гринберг, А. Исаченко, Б А Успенский, В М Иллич-Свитыч, Якобсон, Э Бенвенист, В А Звегинцев, В. М Солнцев.
Различные аспекты социокультурной коммуникации
рассматриваются в работах дагестанских ученых. М И. Билалова, Г. Г Гамзатова, А. Н. Нюдюрмагомедова, У Б Далгата, А М Аджиева, Э. С Хидировой, А Р. Шихсаидова и в работах отечественных исследователей М. М Бахтина, Э. В Маркаряна, А К Байбурина, И А Стерина, С. Н Иконниковой, П К. Услара
Анализ степени научной разработанности темы диссертационного исследования позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на обилие публикаций по различным аспектам социокультурной коммуникации, ее регулятивный потенциал и функции изучены недостаточно Нет специальных исследований механизма коммуникативной регуляции,
особенностей его действий на уровне межличностной, межгрупповой и институциональной коммуникации Недостаточно исследованы вопросы социальной эффективности коммуникативной регуляции. Требуют специального исследования особенности коммуникативного поведения в области национального коммуникативного дискурса
Объект исследования - формы выражения культуры как средства систематизации ментального опыта
Предмет исследования - семиотические, эстетические и этические формы выражения этнокультуры
Цель в задачи диссертационного исследования. Настоящая работа имеет целью выявление особенностей форм выражения этнокультуры Эта цель не могла быть достигнута без рассмотрения философских концепций языка как феномена выражения духа культуры, функциональных особенностей различных семиотических систем этнокультур. Исследование функциональных форм выражения этнокультуры как на вербальном, так и на невербальном уровне является одной из главных задач работы.
В соответствии с целью определен круг задач - обозначить социально-философское понимание ключевых понятий диссертационного проекта- семиотика, семантика;
- сформулировать методологические принципы исследования, приемле-
мые для социально-философского определения вербальных и невербальных форм выражения этнокультуры,
- определить интегральные свойства и системные характеристики форм
выражения культуры,
- выявить так называемую сферу языковой компетенции по признаку
использования родного, русского и других языков- монолингвы,
билингвы, полилингвы;
исследовать язык этики как средство репрезентации семиотических структур языка культуры и установить этические формы выражения этнокультуры как системообразующие факторы для сохранения ее целостности;
выявить семиотические формы эстетического выражения этнокультуры
невербального типа и семантику языка этнокультуры посредством художественно-эстетических хронотопов,
- уточнить роль языков - как вербальных, так и невербальных - в
сохранении уникальности этнокультуры в контексте общечеловеческой
культуры.
Теоретико-методологические основы исследования.
Методология данного исследования обусловлена спецификой поставленных исследовательских задач. Формы выражения культуры определяются как семиотико-семантическое единство внутренне
структуированных, осмысленных средств производства и трансляции культурно-значимой информации. Анализ языковых моделей культуры осуществляется в соответствии с системным подходом, позволяющим интегрировать исследовательский материал, накопленный в разных областях гуманитарного знания (социальной философии, истории культуры, этике, эстетике). Структура диссертации выстраивается на основе историко-генетического и логико-исторического принципов Функциональное своеобразие форм выражения культуры рассматривается в свете разработанных в структурной лингвистике приемов построения семантико-семиотических моделей невербальных языков, направленных на выявление уникальности этнокультур Методология настоящего исследования основана также на принципах структурно-лингвистического и герменевтического методов
Научная новизна исследования: разработка нового концептуального подхода к уточнению взаимосвязи вербальных и невербальных форм выражения культуры В частности
- определены методологический аппарат, принципы, подходы, основанные на общей методологии гуманитарных наук и ориентированные на специфику исследования вербальных и невербальных форм выражения культуры;
рассмотрена социальная коммуникация как движение смыслов (знания, умения, эмоции) в социальном пространстве и времени, а также определено пространство сохранения ценности этих смыслов для общества,
обозначено социально-философское осмысление понятий «язык культуры», «семиотика», «семиология» как феноменов социального пространства и социального времени, где язык является основным средством не только общения и выражения мысли, но и накопления знаний, опыта культуры;
выявлены общие компоненты лингвокультурной ситуации социального простргшгства- языковая ситуация, языковая политика, наука, культура, образование, межэтнические отношения, социально-политические условия, при этом подчеркнуто, что фольклорный язык латентно выражает социальное время, пространство и отношения;
языковая ситуация в Дагестане рассмотрена как многокомпонентная, в связи с чем выявлены основные сферы языковой компетенции- симметричные билингвы, асимметричные билингвы, монолинтвы и полилингвы,
выявлено, что при полилингвистической компетенции полиэтнического пространства Дагестана обнаруживаются единые архетипы в сферах эстетического и этического,
показано, что полидиалог является способом обеспечения межэтнического общения и сохранения уникальности определенных этнокультур в условиях технологической унификации культурного мира современного общества
На защиту выносятся следующие положения:
1. В социальном пространстве этнокультуры Дагестана обнаружен синкретизм вербальных и невербальных форм выражения культуры В фольклорном языке выражается народный дух, отражаются социальное пространство, социальное время и социальные отношения В классическом языке определены научный, понятийный, категориальный аппарат, однако нарушается синкретизм вербальных и невербальных форм выражения культуры В этнокультуре существуют в синкретизме фольклорный и классический языки в сфере языковой компетенции, симметричные билингвы, асимметричные билингвы, монолингвы, полилингвы.
2 На вербальном уровне социального пространства этнокультуры
господствует полилингвизм, на невербальном же уровне этического,
эстетического обнаруживаются единые формы выражения культуры.
3 Язык - это не только специфический знаковый процесс, где знаки
репрезентируют внеязыковую реальность, но и фундаментальный
способ освоения мира, представляющий собой игру знаков Культура,
как сложная знаковая система, выполняет функции накопления и
передачи социально-значимой информации, воздействуя на созидание
и развитие как отдельного народа, так и всего человечества. Каждая
этнокультура, что особенно заметно в современный период
информационного бума, который привел к созданию
«общеевропейского портфеля языков», определенным образом вбирает
в себя и преломляет общечеловеческие знания, ценности, фильтруя их
через сложное психо-социальное самосознание народа
4. Для внегенетической передачи накопленного опыта от поколения к поколению и от коллектива к индивиду в этнокультуре изобретены различные способы закрепления, сохранения и трансляции духовной информации, важнейшими из которых являются вербальный и невербальный языки, которые выполняют коммуникативную и регулятивную функции. У представителей различных этносистем Дагестана при существующем многообразии диалектных особенностей имеется нечто общее, благодаря чему они понимают друг друга
В связи с тем, что современная Европа охвачена идеей создания мультикультурной глобальной цивилизации, а это, в свою очередь, вызывает проблему языковой глобализации, возникает необходимость сохранения малочисленных фольклорных языков, в которых выражено мировоззрение и мировосприятие народа Выживание малочисленных языков равносильно сохранению этнокультурных систем в условиях возрастающей информационной унификации
Вербальный или невербальный язык предстает как выражение «духа народа», его этнонациональной культуры. Невербальные формы выражения этнокультуры участвуют в формировании вполне определенной «картины мира», которая создается под влиянием того или иного типа языка и определенной внутренней формы языка Вербальный и невербальный языки воплощают мировоззренческое своеобразие народа, его национальное видение мира, национальную культуру
Научно-практическая значимость исследования.
Материалы диссертации, разработанные в ней методологические подходы и полученные результаты позволяют лучше понять специфику социокультурных процессов XX - XXI веков Они могут быть использованы при анализе и оценке современных этнических процессов и явлений, способствуя ориентации в многообразии поликультурной жизни и соответственно социокультурной адаптации. Данная работа может быть использована в преподавании учебных курсов по социальной философии, культурологии, философии культуры, при составлении и написании учебных пособий, программ и методических разработок по соответствующим разделам указанных учебных курсов
Структура диссертации. Необходимость логического структурирования излагаемого материала обусловила целесообразность его разбивки по двум главам, которые делятся на пять параграфов в соответствии с последовательным решением поставленных во введении задач Объем текста 164 страницы Завершается диссертация заключением и систематизированным списком использованной литературы из 171 наименования.