Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Соуправление развитием личности как социально-исторический процесс с12
1.1. Сущность понятия «соуправление» развитием личности с12
1.2. Закономерности соуправления развитием личности
1.3. Соуправление развитием личности как развивающийся процесс с51
Выводы с71
ГЛАВА II. Теоретико-методологические принципы построения модели соуправления развитием личности с75
2.1. Социально-ценностные ориентиры моделирования соуправления развитием личности с75
2.2. Философско-праксиологические параметры структуры соуправления развитием личности с 89
2.3. Принципы функционирования философско-праксиологической модели соуправления развитием личности с 105
Выводы с123
Заключение с127
Библиография СІ34
- Сущность понятия «соуправление» развитием личности
- Соуправление развитием личности как развивающийся процесс
- Социально-ценностные ориентиры моделирования соуправления развитием личности
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Российское общество находится в состоянии перехода к новому порядку. Упрощенное представление о механизме функционирования и совершенствования личности привело к схематическому представлению о структуре образования и общества. Измерение отношений воспитания, развития личности и структуры образования только линейными связями управления из вне уже не может дать полного представления о них во всей целостности их функционирования и места в макро- и микроуровнях изменяющегося общества. Российскому же обществу необходима личность, достигшая духовно-ценностную парадигму саморазвития. Это несоответствие требований общества и результатов развития личности выступает первопричиной и основанием модернизации образования. Для модернизации образования важно видеть процессы в их единстве: «образы» прошлого и настоящего развития личности и «проекты» будущего, что требует изучения значимых структур и их функций. Поэтому особое значение имеет обобщение уже сложившихся закономерностей развития личности, объективной обусловленности практики и механизмов обратного воздействия на социально-историческое развитие общества.
Необходимо проведение исследований, в ходе которых следует выявить внутриструктурные и внутрифункциональные нелинейные взаимосвязи, вносящие инновационное в представление о реальном положении и их роли в развитии социально-адекватной личности. Данное исследование требует новых научных знаний, новых теоретико-методологических подходов, так как духовно-ценностное саморазвитие личности без активного подключения самого воспитуемого невозможно. Так проблема управляемого развития личности принимает форму соуправляемого развития, а затем соуправляемого саморазвития.
В научной литературе представлены лишь некоторые или общие методологические подходы к данной проблеме. Это побудило нас на исследование с обновленных позиций теоретико-методологических основ
4 соуправления развитием личности ученика. В условиях модернизации образования актуальность данной темы обусловлена выявлением структурных и функциональных закономерностей, обоснованием социально-ценностных ориентиров. Также необходимо выявить основание философско праксиологической модели как способ постижения новой духовно-нравственной парадигмы соуправляемого саморазвития и выработать теоретико-методологические принципы соуправления.
Степень разработанности проблемы. Из трудов классиков философии известно, что первым призвал к самопознанию Фалес «Познай самого себя», за ним следует Гераклит «Я искал самого себя...все движется», но впервые в центре учения поставил духовную нравственность человека Сократ «Познай самого себя и ты познаешь мир»1. Познание по Платону «Мир вещей, мир ид ей... степени ясности четырех видов знания... раздел енная линия»2, по Аристотелю «лестница познания...разумная душа»3, по Сенеке познание «безгранично» - крайне редкое в античности утверждение. Марк Аврелий первым разделяет душу и разум, указывает на необходимость приведения в соответствие своего внутреннего мира (подвластного человеку) к внешнему миру (неподвластному человеку) «Загляни в свое нутро! Там, внутри, источник добра, который способен бить, не иссякая, если до него постоянно докапываться»5. У Вана Шоужень в теории познания есть тезис «об интуитивном познании мира» как процессе «самопознания»6. По Спинозе «познание интуиции.. .достоверное знание.. .Свобода человека.. .сапознанием»7, т.е. высшей целью человека должно быть стремление к самопознанию. Свобода — познание
1 Аристотель. Метафизика. М., 1957; Гераклит. О природе, (фрагменты).//Хрестоматия по истории Древнего
мира. /Сост. Полонина СП. М. Учпедгиз., 1953; Платон. Апология Сократа. M., 1976;
2 Платон. Государство. М., 1976; Великій греческій мудрецъ Сократь. М., Тип. Т-го Дома «М.В.Балдинъ и К»,
1911, С 1-62
3 Аристотель. Метафизика. М., 1957; Аристотель. О душе. M., 1957;
4 Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию.// Если хочешь быть свободным./ Сост. Легостаева М.В. - М.
Политиздат., 1992, С.7-110;
5 Разиышления Римского императора Марка Аврелия о том, что важно для самого себя. M., «М.В.Болдинъ и К».,
19П,С.2-64;
6 Ван Шоужень (Янминь). Записи преподанного и воспринятого// Религия в истории народов мира. М.
Политиздат., 1965, С.273-295
7 Спиноза Б. Трактат об усовершенствовании разума. Краткий трактат о боге, человеке и его счастье.// Избранное.
M., 1992.
5 необходимости. Путь к свободе - это нахождение условий, при которых внешняя необходимость становится внутренней. Этическое учение Ж. Руссо и его последователя И. Канта дает понятие «ценности» в специальном смысле, разводит сущное и должное, реальность и идеал. По Канту «Нравственная ценность...требования, обращенные к доброй воле, цели, стоящей перед человеком...Самый главный предмет в мире — это человек, ибо он для себя -своя последняя цель»1. Центральным моментом произведений И. Канта является учение о «вещах в себе» и способах их познания. По Канту «Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание»2. По Гегелю духовное развитие человека повторяет стадии самопознания мирового духа с «чувственного познания» до «абсолютного знания». «Дух по существу дела действует, он делает себя тем, что он есть в себе, своим действием, своим произведением, таким образом, он становится предметом для себя, таким образом, он имеет себя как наличное бытие перед собой...»3. По Ф. Ницше «воля к власти»4 - сущность жизни, энергия, движущая человеком и обществом на пути духовно-ценностного развития. По А. Бергсону сущность жизни может быть познана только посредством интуиции. Постижение истины жизни путем проникновения «в самую сущность, постижение жизнью самой себя... самонаблюдение, самосозерцание»5. Человек на основе присущих ему стремлений к самодеятельности, к самоопределению в процессе свободы и творчества осознает собственную самоценность.
М. Хайдеггер рассматривает феномен человека в работе «Бытие и время» и вводит понятие «экзистенция». По мнению философа, только «сосредоточенность на будущем» дает «подлинное существование» (экзистенцию) личности. По И.А. Ильину любовь - «основная движущая
1 Кант И. Критика практического разума. // Сочинения. М., 1964;
2 Кант И. Критика чистого разума // Сочинения М., 1964;
3 Гегель Г. Феноменология духа. М., 1968;
4 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990;
5 Бергсон А. Очерк о непосредственных данных сознания. М., 1990.
сила.. .духовного обновления»1 и является источником создания новой культуры. По Э. Фромму любовь - «ключевой образ - понятие» - чувство, которое определяет корневые основы человеческой жизни как деятельностная озабоченность о благе другого и имеет проявления «активного характера»2. По Ж. П. Сартру «Бытие - для - себя» - жизнь человеческого самосознания, осознание себя в человеческом мире, проявление своей свободы в выборе,
«экзистенциональный выбор» определение своего бытия на будущее. «Маленькие жизни» связаны «экзистенциональным узлом» - решением, за которое несет ответственность сам человек. «Бытие - для - другого» проявляется в отношении к другому, в борьбе за признание личности в глазах другого. «Экзистенциализм - это гуманизм»4, гуманное отношение к другим и к себе -это человеколюбие, уважение, умение ценить себя и другого на основе понимания самоценности жизни каждого человека. По П. Сорокину бескорыстная любовь проявляется как «психологический опыт, внешнее поведение и социальное взаимоотношение»5 во взаимодействиях между субъектами. По мнению философа, любить и быть любимым - самый важный «витамин» счастливого развития жизни человека.
Познанию и развитию личности человека посвящены работы классиков педагогики и психологии Я.А. Коменского, Д. Локка, А.А. Ухтомского, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, СТ. Шатского и др. Данные изыскания - методологический фундамент современных инновационных процессов. Как в сплаве различные сочетания элементов, их пропорций дают различные результаты, так и в мировоззрении происходят аналогичные процессы. Через познание личности осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей, выстраиваются «образы» прошлого и «проекты» будущего, одобряются или не одобряются реализация и самоинтеграция личности в обществе. Через соотнесение с нормами и идеалами
1 Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993, С.290;
2 Фромм Э. Душа человека. М., 1992, С. 178-204;
3 Сартр Ж. П. Бытие и ничто. М., 2000;
4 Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм. М., 2000;
Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. M., 1997, С.253.
7 осуществляется оценивание - определение ценности происходящего с точки зрения индивидуального миропонимания. Система ценностных ориентации играет ведущую роль в индивидуальном мировоззрении.
Данная проблематика разрабатывалась в трудах таких известных исследователей как B.C. Соловьев, А.Ф. Лосев, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринов, Д.Л. Андреев, Л.М. Архангельский. Отдельные проблемы сотворчества, сотрудничества освещались педагогами, психологами: Ш.А. Амонашвили, В.Г. Бочаровой, И.П. Волковым, Т.И. Гончаровой, А.А. Дубровским, И.П. Ивановым, Е.И. Ильиным, Е.Ю. Сазоновым, Р.Е. Тимофеевой, С.Н. Чистяковой, В.Ф. Шаталовым. Философские труды 3. Фрейда, B.C. Соловьева, Э. Фромма, Ю.Т. Маркова, В.М. Димова имеют большое значение для понимания ценностных основ процесса соуправления. Важную философско-методологическую роль в изучении ценностного уравновешивания внутреннего и внешнего мира человека имеют труды В.Г. Белинского, Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, О.С. Анисимова, Б.С. Гершунского, М.К. Мамардашвили1.
Новая волна интереса к проблемам отношений внутреннего и внешнего мира человека наблюдается в России в 80-е годы XX в. Особенностью новых исследований является отсутствие опоры на предшественников, попытка разработать вопрос как бы с нуля. Исследования ведутся в направлении изучения внутриструктурных и внутрифункциональных нелинейных связей открытых систем и их взаимосвязей между собой и со средой. Это представлено в трудах Г. Хакена, И. Стенгерса, И.Р. Пригожина, Р.С. Карпинской, Е.В. Князевой, СП. Курдюмова, М.С. Ельчанинова и др . Человек рассматривается как открытая нелинейная диссипативная система неравновесного порядка. Методологию ценностного развития разрабатывают ученые Якутии: В.Д. Михайлов, А.Г.
1 Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. // Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г.,
Добролюбов Н.А./ Сост. А.Ф. Смирнов - М., 1988; Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,
1989; Бахтин М.М. К философии поступка. М., 1986; Анисимов О.С. Аксиология мышления. М., 1977;
Гершунский Б.С. Образование III тысячелетия: гармония знания и веры. М., 1997; Гершунский Б.С. Менталитет и
образование. М., 1996; Мамардошвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1984;
2 Хакен Г. Синергетика. М., 1980; Пригожий И.Р., Стентерс И. Время, хаос, квант. М., 1986; Пригожий И.Р.
Философия нестабильности. М., 1997; Князева Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика как новое мировидение: диалог
с И. Пригожиным.// Вопросы философии. - 1992.- №8; Ельчанинов М.С. Модернизация России: синергетические
аспекты. Автореферат на соиск.уч.степ. Канд.соц.наук., - М., 2000.
8 Новиков, Т.П. Родионов, А.П. Оконешникова, О.Т. Рабинович и др.1
Но в этих работах специально не изучены проблемы соуправления социально-ценностным развитием личности. Проблема соуправления социально-ценностным развитием субъектов системы «учитель - ученик - родители» как целостное, единое, общее еще не стала темой теоретического исследования, глубокого философского осмысления в обновляющихся взаимоотношениях человека и общества. В целом изыскания названных исследователей составляют теоретическую базу исследования процесса соуправления развитием личности. Необходимо их сопоставить, свести воедино и выстроить систему соуправления развитием.
Целью данного исследования является создание философско-праксиологической модели соуправления развитием личности на основе выявления и раскрытия закономерностей функционирования и развития данного процесса.
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
Определить сущность «соуправления развитием личности» и сформулировать определение понятия.
Раскрыть закономерности соуправления развитием личности.
Выявить структурные компоненты соуправления развитием личности.
Определить социально-ценностные ориентиры соуправления развитием личности
Выявить философско - праксиологическое измерение соуправления развитием личности.
Выработать принципы функционирования философско - праксиологической модели соуправления развитием личности.
Объектом исследования является сложный, динамический процесс соуправления развитием личности субъектов системы «учитель - ученик -
1 Михайлов В.Д. Проблемы гражданского общества в курсе социальной философии // Вопросы преподавания философии и общественных наук. - Якутск, 2001; Новиков А.Г. О менталитете Саха. Якутск, 1995; Новиков А.Г. Опыт педагогической рефлексии субъекта образования. // Вопросы преподавания философии и общественных наук. - Якутск, 2001; Родионов Т.П., Тобуков П.З. О проблемах формирования социально-адекватной личности в современных условиях.//Наука и образование. - Якутск 2001. №2. С. 94-97; Рабинович О.Т. Аксиологические аспекты социально-профессионального развития личности учителя. Дисс.на соиск.уч.степ. к.ф.н. Якутск-,2000.
9 родители» с целью формирования социально востребованной личности.
Предметом исследования являются теоретико-методологические основы соуправления развитием личности в условиях сотрудничества и сотворчества объектов и субъектов воспитания.
Философское и праксиологическое осмысление открытой системы «учитель - ученик - родители» позволяет выдвинуть следующую гипотезу: самореализация личности на основе учета социально-ценностных ориентиров есть самоопределение и формализация внутреннего и внешнего предела ее возможностей в целом как новая духовно-нравственная парадигма саморазвития соуправляемой личности обновляющегося общества.
Методологические основы исследования. Методологической основой исследования являются принципы социальной философии, педагогики, психологии и философской антропологии, способствующие раскрытию сущности и содержания соуправления становлением и развитием личности в современных условиях.
Основные результаты, полученные соискателем, их научная новизна состоит в том, что:
1. Установлено, что сущностью соуправления выступает неравновесное взаимодействие. Координированная, кооперированная, сконцентрированная духовно-нравственная сила и добрая воля учителя и родителей действует центрированно на неустойчивые духовно-нравственные структуры ученика и неустойчивые колебания духовно-нравственной структуры ученика коррелируются. Форма степеней неустойчивости объекта вступает в согласование соотношений с формой степени устойчивости субъектов и становится равной. Возникающая стимулирующая точка роста формирует позитивную перестройку внутренних структур ученика. Под воздействием обратных нелинейных связей ученик сознательно делает свободный добровольный выбор развития. Так возникает следующая точка роста. На ее основе учеником принимается добровольное свободное решение о дальнейшем совершенствовании. Таким путем возникает структура самостимулирующего
10 развития. Сформулировано понятие «coy правление развитием личности». Соуправление - процесс позитивного взаимодействия, координации, кооперации центрированной концентрации духовной нравственности элементов открытой неравновесной кластерной системы на основе обратных нелинейных созидающих взаимосвязей, обеспечивающий овладение деятельностно практическим способом постижения новой духовно-нравственной парадигмы непрерывного саморазвития личности.
Эксплицированы закономерности coy правления развитием личности, главными из которых являются: добровольность, согласованность, открытость, диалогичность, неравновесность, обратные позитивные нелинейные созидающие взаимосвязи разновозрастных структур.
Выявлена структура соуправления, содержащая основные компоненты: систематизирующее, одухотворяющее ядро - учитель; ученик; референтные лица (родители и др.).
4. Определены социально-ценностные ориентиры, заключающиеся в
стремлении к идеалам, в выработке программы действий и жизни субъекта;
выражающиеся в духовно-ценностной направленности поступков на основе
внутреннего морального закона.
5. Выявлено философско-праксиологическое основание модели
соуправления, сводящееся к овладению способом постижения новой духовно-
нравственной парадигмы непрерывного саморазвития. Философско-
праксиологическое измерение соуправления имеет два уровня овладения данным
способом. Первый - формируется личность качественно готовая к coy правлению
саморазвитием. Второй - формируется личность, качественно готовая к
дальнейшему саморазвитию.
6. Сформулированы принципы соуправления, главными из которых
являются: принцип добровольности, согласованности; всеобщей позитивной
обратной созидающей связи; единства научного обеспечения и практической
мудрости; понимания самоцели развития и самоценности жизни человека.
Практическая значимость. Полученные результаты, теоретико-
методологические исследования, выводы, принципы, выработанные в работе, могут использоваться в науке для дальнейшей разработки конкретных аспектов соуправления. Философско - праксиологическая модель соуправления развитием личности, ее самосовершенствования можно использовать в социально-профессиональной подготовке. Материалы работы могут быть использованы специалистами духовной и материальной сфер производства, в лекциях, семинарах и спецкурсах по антропо - центристской педагогике и социологии.
Апробации исследования: осуществлена на Саха - Германском симпозиуме в марте 1997 года; через классно-урочную и внеклассную работу по авторской программе на базе школ г. Нерюнгри: СШ №2, СШ №24 на Республиканском семинаре по программе «Познай и найди самого себя», Республиканских чтениях 1990, 1992 г., в городе Якутске; на городских чтениях 1998 г., на II городской научно-практической конференции 2001 г., на III региональной научно-практической конференции 2002 г. г. Нерюнгри; в виде печатных статей в журнале «Народное образование Якутии» №1/2001 г. и научных сборниках ТИ(ф) ЯГУ г. Нерюнгри за 2002-2003 г.г., в сборниках Общественной академии «Шаг в будущее» за 2003 г., в форме рабочих сертифицированных программ в 1998 году по экономической демографии (1), по экономике природопользования (1), по культурологии (1) и в 2000 г. по экономической демографии (1), по экономике природопользования (1) в МЭСИ (г. Москва); в конкурсе проектов фонда Форда в 2001.
Методологические и праксиологические материалы исследования обобщались на городских философско-методологических семинарах 28.12.2001 г., 28.02.2002 г., 7.04.2002 г., 22.03.2003 г. Практическая значимость результатов исследования была представлена в виде выступлений студентов и учащихся: на П-Ш научно-практических конференциях молодых ученых, аспирантов и студентов за 2002-2003 г. г. Нерюнгри.
Сущность понятия «соуправление» развитием личности
Стремительные радикальные перемены происходящие как в России, так и во всем мире, привели к формированию нового образа бытия, так называемого «рискованного бытия»1. Современный человек живет и действует в условиях детерминированного хаоса, риска и неопределенности, порой и в стрессовых и в чрезвычайных ситуациях. Поэтому каждому из нас необходимо глубокое осмысление и понимание того, что многое зависит от себя самого, от своих способностей ориентироваться в этих ситуациях, решать проблемы взаимодействия с окружающей средой в кратчайшие сроки. Отсюда острейший интерес к проблемам личного и социально - ценностного самоопределения индивида, самоорганизации собственных действий, направленных на успешную самореализацию индивидуального особенного личности и достижение позитивных результатов в социально - определённой области бытия. А следовательно возникают необходимость формирования социально востребуемой личности, обновляющеюся общества.
А «личность обновляющегося общества - это конкретный человек, представитель определенных социальных общностей, занимающийся определенным видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности»2 По Выготскому Л.С.: «Личность - индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности с глубинными смысловыми структурами - динамическими смысловыми системами.»1 «Индивидуальное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение для меня» усвояемых субъектом безличностных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, ценности и идеалы есть личностный смысл.» . А всякое вступление в сферу смыслов совершается только через «ворота» пространства и времени. Понятие личностного смысла выражается в единстве «двусторонней потенциальности»4 человека. Поэтому развитие человеческих позитивных потенциальных способностей является одной из основополагающих проблем нашего времени, обновляющихся лениличностных общественных отношений.
Считаем, то спонтанное, позитивное положительное развитие человеческого потенциала по ценности своей можно приравнять к ценности жизни человека, отсюда позитивный потенциал развития цивилизации, на наш взгляд, равен возможности развития жизни и ее дальнейшего существования на Земле.
Наука познания имеет различные формы моделирования мира: созидательное Добро, разрушающее Зло. Человеческий потенциал с равным успехом можно развивать как по одной, так и по другой модели. Извечна борьба созидательного Добра и разрушающего Зла, от исхода этой борьбы зависит будущее цивилизации в целом. Учитель добровольно несёт свет, знание, любовь свою людям, отдавая их безвозмездно, не требуется ничего взамен. Ученик, чувствуя искреннее тепло учителя, его помощь в процессе познания, добровольно взаимодействует с ним. Так на основе любви, добра, доверия и добровольного взаимодействия начинается созидание развивающееся личности. «Основа созидательного Добра цивилизации, общества, социума — духовность и нравственность человека, его менталитет»5, корневыми ценностями которого являются любовь, вера, высшее «я», духовный потенциал, ожидание положительного результата сконцентрированных организованных усилий по доброй воле субъекта. Каждый человек имеет творческое начало (инсайт), а творчество - это динамичный, оптимистичный процесс, направленный на созидание нового. Только при активном, нравственном, творческом участии человека материальные блага креативного разума могут быть использованы для создания Добра, а не во Зло. Эти умозаключения подтверждают слова Гераклита: «Разумение - величайшая добродетель, их мудрость состоит в том, чтобы говорить правду и действовать в согласии с природой, ей внимая»1.
Осмысливать, осознавать, участвовать в процессе познания мира можно только с помощью своих органов чувств и разума. Человек в процессе познания постоянно находится в контакте с природой и обществом, поэтому в сознании складывается отражение действительности как художественный образ (эмоциональное начало) и как научное понятие (рациональное начало). Художественные образы и научные понятия в равной степени, но по-разному воссоздают действительность. Это дополнительные виды познания - различные, но совместимые друг с другом взгляды на мир.
«Наука и искусство гармонично дополняют друг друга» , взаимообогащая своим проникновением. Процесс познания требует труда осмысления, осознания, созидания. Зло же бездумно, мгновенно, поэтому опасно, ведь ломать - не строить, поэтому Зло самопроизвольно, лавинообразно нарастает в наше время и проявляется в человеческих возможностях в общественном бытии. Кроме того, как факт: произошедший раскол единого материально -духовного пространства: образовался все расширяющийся разрыв между Знанием и Верой. Полагаем, что религия не может дать соответствующие знания для веры, а наука еще не имеет той веры, в которой нуждаются новые знания. Поэтому «системный кризис поразил науку, религию и образование. В следствии кризиса человек потерял Веру в духовные, нравственные ценности Мира, потерял Смысл человеческой жизни»1, так как лишился ценностных ориентиров. Нарушилась целостная единая система «миропонимания»2, поэтому человек утратил способность противостоять Злу и движется к катастрофе.
Отсюда ясно, как важно создать адекватные условия «для личности человека, познающего природу, совершенствующегося духовно, так как природа способна подсказать человеку адекватные стратегии мышления о мире в целом» , как необходима «научная реальность - не холодное рассудочное мышление, подчиненное примитивной логике и расчету, а гибкая многогранная ментальность личности человека»4. В ней сопряжены логика и интуиция, ей присущи специфическая образность и эмоциональность. Образы и «модели» расширяют мир видимого человеком, открывают новую сторону наблюдаемой реальности, рождая «радость познания»5.
Соуправление развитием личности как развивающийся процесс
В исследовании выявлены главные закономерности процесса соуправления развитием личности. Ими являются: безусловная и бескорыстная любовь как точка опоры; добрая воля субъектов; тщательная согласованность взаимодействия на основе обратных позитивных созидающих взаимосвязей. В исследовании определен главный стратегический фактор духовно - нравственного развития личности — гуманистическая и социально - ценностная траектория мастерства учителя. Установлено: социальная и профессиональная деятельность учителя как ведущая составляющая соуправляемой единой образовательной системы «играет решающую, стратегическую роль»1 в становлении и развитии индивида, в овладении им ценностным восприятием мира. Влияние ценностно -ориентированной позиции педагога поистине нельзя переоценить, так как учитель, активно содействует становлению и развитию, образованию и воспитанию ученика, сознательно вовлекая в этот процесс родителей и окружающих субъектов микро - и макросоциумов.
Опираясь на теорию «функциональных систем», учитель содействует развитию познавательной и продуктивной деятельности ученика; формирует позитивное взаимоотношения ребенка со сверстниками и взрослыми людьми на основе научно
- педагогических, научно - психологических и философских знаний; участвует в развитии интеллектуальных способностей; содействует на основе доверия, веры, безусловной и бескорыстной любви созданию и приобретению социального опыта ребенка через семью, средства массовой информации и культуры; формализует ценности ученика через сферы сотворчества, взаимодействия, духовности сотрудничества единомышленников кластерной системы.
Учитель, обладающий ведущими человеческими характеристиками личностно
- духовных качеств, основывает позитивные ценностные ориентации, жизненный опыт, социально - ценностное самоопределение, идеалы, притязания и приоритеты, общую направленность деятельности, доминирующие мотивы поведения на истоках мудрости, толерантности и справедливости. Смысл образования заключается в развитии личностных качеств субъектов образовательного пространства и результативность обеспечивается ценностной направленностью учителя как активного соуправляющего фактора единой системы. По О.Т. Рабинович: «Учитель - профессионал - исток мудрости и великий преобразователь душ»1. Это действительно так, потому что душа представляет собой нравственно - психическое сознание, которое культивируется активным содействием учителя во взаимодействии с учеником и родителями. Преобразование души ребенка идет под влиянием душевных личностных качеств учителя и его духа, который является выражением ценностных структур сознания педагога, выражает сосредоточение воли, эмоций и интеллекта, направленных на ученика.
Воспринимая образование как великую ценность, учитель влияет на восприятие ученика, формализуя позитивные представления о процессе и результатах научения, тем самым культивируя обобщенную форму чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. Так процесс отражения чувственного, ценностного опыта учителя переходит в процесс отражения чувственного опыта ученика в виде понятийного знания. Таким образом, под влиянием учителя у ребенка формализуется понятие о значимости процесса научения и его результативности для жизни человека; формализуются понятия грамотность, культура, профессионализм, образованность, самосовершенствование, менталитет.
«Совокупность приемов теоретического и практического освоения, способ достижения определенной цели, путь познания есть метод»2 (от греч. Methodos - путь, иследования, прослеживания). Очень важно учителю научать учащихся выбору методов, созданию личностной методологии саморазвития.
«Методология - учение о структуре и логической организации, методах и средствах деятельности, формах и способах познания»1. Учитель, соуправляя кластерной системой, содействует ученику в освоении «способов умственных действий» , - СУД - это личностно - ориентированная технология развития уственных способностей детей. Она способствует созданию соуправляемого механизма личности ребенка. Так с помощью активизирующих методов обучения через технологию способов умственных действий проявляется ведущая роль обучения. Это осознание усвоенного в обучении опыта, как опережающее соуправление личностью своим «развитием в зоне ближайшего развития», стимулирует и ускоряет его. Так проявляется роль теоретического знания в овладении учеником методологией своей деятельности, а главное - в осознании механизмов соуправления и затем самоуправления личности. На основе этих процессов ученик осмысливает и осознает, что стремление к самосовершенствованию имеет возраст человечества, что человечество на пути самосовершенствования выработало определенную систему приемов и методов, практик и стратегий, технологий, которые регулируют этот процесс. Ученик осознает, что размах различий средств, операций и результатов саморазвития личности между людьми необъятен, ибо каждая личность человека уникальна, так как уникальны качественные характеристики его личности. В условиях соуправления развитием личности ученика под влиянием референтных лиц кластерной системы ребенок осмысливает и осознает «аксиомы самопознания:
? у каждого свои побуждения изменять себя;
? начать изменять себя никогда ни поздно;
? любить себя - значит быть требовательным к себе;
? ценности и значимости внутри меня есть нечто различное, хотя и взаимосвязное: ценность - осознанная значимость, а значимость -подсознательная ценность;
? мои внутренние ценности измеряются точно так же, как и внешние, а
материальные - сравнением с эквивалентами: (здоровье дороже денег, свобода дороже жизни);
? мои значимости измеряются только внутренним состоянием, потому что они сами есть эти состояния;
? мои ценности выражаются словами, значимости - интонациями, жестами и чувствами;
? если мои ценности и значимости совпадают, то я - человек цельный, искренний и гармоничный;
? средства увязки значимостей и ценностей - аутотренинг (рабочий инструмент внутренней гармонизации);
? аутотренинг воздействует только на аппарат внутренних значимостей, вызывая принятия ценностей как нечто само собой разумеющееся»1.
Социально-ценностные ориентиры моделирования соуправления развитием личности
Жизненные и социально - ценностные ориентиры человека - это программа жизни, действия, направленность поступков. Они имеют под собой "две «опоры»: знания и ценности"1. Чем солиднее запас обобщенных знаний (повседневных, жизненно - практических, профессиональных, научных), тем более серьезную опору они собой являют. Наивное непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям. Просвещенным сознанием движет стремление к познанию истины, объективному постижению реального мира. Человек создает окружающий его мир, движет Научно - технический Прогресс все дальше, но душа человека, его духовное начало - основа всего. Душа - понятие нематериальное, духовное. Без нее человек - это робот, запрограммированный на выживание. Ценностное же сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение человека ко всему происходящему в соответствии с его целями, потребностями, интересами, мотивами, тем или иным пониманием смысла жизни. Именно в ценностном сознании формируется нравственные, эстетические и. вообще мировоззренческие идеалы. Издревле ценностное сознание связывалось с такими понятиями как понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание - определение ценности происходящего. Система ценностных ориентацией играет важнейшую роль в индивидуальном социальном осмыслении, осознании и понимании мира человеком, т.е. в формализации индивидуальной философии человека.
При всей своей разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, жизни, деятельности должны быть уравновешены. Необходимо также достигнуть напряженного единства «полярных» - частей единого целого: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта человека, осмысления прошлого и видения будущего, т.е. адекватного мировидения.
«Жизнь людей носит исторический характер»1. То медленно, то интенсивно изменяются во времени все составляющие части единого общественно -исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. «Мировидение человеческих сообществ, социальных групп, личностей так же подвержено историческим переменам во времени. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений, формализуя на конкретном этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности; проявляя общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя данной эпохи, ее понимания» . Считаем, что у истоков нынешнего познавательного и ценностного способов освоения и понимания мира стоят древние греки. Они наши «предшественники не только по времени, но и по духу» . К. Ясперс характеризовал эпоху становления греческой философии как «осевое время», с которого мировая история обретает структуру, единство и духовность.
«Осевое время» символ становления общности в историческом становлении общества. «Осевое время» по К. Ясперсу, связанно с постижением смысла общезначимых явлений и фактов, ибо «понимание... всегда связанно с оценкой»1. Отсюда ясно, ценностное мировидение, выработавшее такие универсальные понятия, как вера, добро, надежда, благо, любовь, истина, красота, свобода, справедливость, жизнь и т.д., было присуще философии с ее зарождения. Фалес изрек девиз: «Познай самого себя» . Совсем не случайно на дельфийском храме был высечен этот девиз «Познай самого себя», который Сократ сделал девизом всей своей жизни: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир» . Так Сократ призывал к всестороннему анализу теоретико-познавательных и методологических проблем человека. Если обратиться к Платоновскому «Федру», то можно найти наиболее полную мотивировку деятельности Сократа, отрицательно относившегося к эллинским натурфилософам: «Я не могу тратить время на подобные занятия и скажу вам, почему до сих пор я еще не в состоянии познать самого себя, как гласит надпись на дельфийском храме; а по - моему, чрезвычайно смешно, не изучив себя, браться за то, что прямо не касается меня» . «Добродетель» Сократа нераздельно сливалась с истиной и это четко видно из последней его речи, произнесенной на суде после того, как Сократ выслушал смертный приговор: «Я осужден не потому, что не имел что сказать, а потому, что не говорил того, что вам приятнее всего было бы слышать - не сетовал и не плакал, не делал ничего такого, что не достойно меня и что обычно делают другие...По-моему, лучше такая защита и смерть, чем иная защита и жизнь»5. Так Сократ, познавая мир через познание самого себя, испил до дна всю чашу человеческой глупости и подлости вместе с преподнесенной ему по приговору суда чашей яда.
У гениального учителя нашлись достойные его ученики: Диоген, Платон, Антисфен. Они продолжили его дело. По Диогену: «Главная наука в том, чтоб познать себя. А для этого не нужно никаких денежных затрат; нужно только прислушиваться к внутреннему голосу совести, внушаемому человеку через его разум и сердце, как ему следует жить, как поступать с другими и в чем его счастье».. И Кант впервые употребил понятие «ценностей» в специальном смысле, разведя сущное и должное, реальность и идеал. Ценности по Канту, -это требования, обращенные к доброй воле, цели, стоящей перед человеком и значимость тех или иных факторов для личности. Эталоном ценности вообще Кант считал «моральную или нравственную ценность»2. Человек - высшая ценность. Счастье, благо человека - высшая цель всякого общества. По Канту: «Самый главный предмет в мире - это человек, ибо он для себя - своя последняя цель. Право человека должно считаться священным» . Кант считал и обособлял созерцание и рассудок человека, отводя каждому определенную роль подчеркивая их взаимосвязь. По Канту «Без чувственности не один предмет не был бы нам дан, а без рассудка не один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятия слепы. Поэтому в одинаковой мере необходимо свои познания делать чувственными, т.е. присоединять к ним в созерцании предмет, а свои созерцания постигать рассудком, т.е. подводить их под понятия. Эти две способности могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание».