Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-антропологические основания метафизики всеединства (социально-философский анализ воззрений Вл. Соловьева) Рогожникова Варвара Николаевна

Философско-антропологические основания метафизики всеединства (социально-философский анализ воззрений Вл. Соловьева)
<
Философско-антропологические основания метафизики всеединства (социально-философский анализ воззрений Вл. Соловьева) Философско-антропологические основания метафизики всеединства (социально-философский анализ воззрений Вл. Соловьева) Философско-антропологические основания метафизики всеединства (социально-философский анализ воззрений Вл. Соловьева) Философско-антропологические основания метафизики всеединства (социально-философский анализ воззрений Вл. Соловьева) Философско-антропологические основания метафизики всеединства (социально-философский анализ воззрений Вл. Соловьева)
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рогожникова Варвара Николаевна. Философско-антропологические основания метафизики всеединства (социально-философский анализ воззрений Вл. Соловьева) : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Рогожникова Варвара Николаевна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"].- Санкт-Петербург, 2008.- 148 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Последние десятилетия нашего времени ознаменовались существенными изменениями в жизни российского общества, и вполне оправданными представляются опасения надвигающейся угрозы деградации и распада бытийно-онтологических структур его существования. Под влиянием процессов смены общественного строя, радикального реформирования и модернизации производственно-технологических, социальных, политико-правовых, идеологических и образовательных условий развития, Россия оказалась поставленной перед необходимостью самоопределения в отношении своего прошлого, настоящего и будущего. Противоречия и антагонизмы отечественной истории сегодняшнего дня развертываются в контексте прогресса информационных технологий и систематического наращивания глобализации, создающих реальную перспективу утраты культурно-цивилизационной идентичности наций.

Со второй половины прошлого и начала текущего столетий стало очевидным, что, вопреки ожиданиям реализации идеалов гуманизма и социальной справедливости, провозглашенных творцами «проекта Просвещения», мы весьма далеки от достижения целей построения общества гармонии жизненных интересов. Состояние «войны всех против всех» оказалось не только не преодоленным, но еще в большей мере симптоматичным для социальных практик XX - начала XXI столетий. «Война всех против всех» остается важнейшей особенностью, характеризующей современное состояние и общественной практики, и отражающих ее социогуманитарных теорий. Все это, в сочетании с углублением процессов «атомизации» социума, необоснованно высоким престижем принципов «плюрализма мнений» и методологического индивидуализма в со-циогуманитарном познании, обусловливает рост актуальности проблемы активного сопротивления любым инициативам тотальной релятивизации жизненно-практического и духовного опыта отечественной культуры, необходимость

построения антропологической и социальной стратегии, отвечающей потребностям выживания и сохранения исторической перспективы человека.

Уяснение условий оптимального организационного единства общества, поиски «единства духовной жизни на путях ее рационализации» (В.В. Зеньков-ский) характерны не только для новейшей истории отечественной социально-философской мысли. Свойственное второй половине XIX в. мироощущение предчувствия грядущих и вполне прогнозируемых социальных конфликтов и «антропологических катастроф» (М. Мамардашвили), задолго до начала русских революций, гражданской и мировой войн проникнуто осознанием острой необходимости «прорыва» к пониманию путей и средств преодоления антагонизмов общественных отношений на основе универсализации гуманистических идеалов единства человеческого рода. Такая направленность исследовательских интересов достигает едва ли не предельных значений эмоциональных переживаний и логико-дискурсивной оформленности в общетеоретическом и социально-философском наследии В. С. Соловьева. Развитие им идеи «метафизики всеединства» непосредственно затрагивает принципиально важные вопросы антропологического и социального смысла познавательных и жизненно-практических инициатив, адекватных целям гуманизации межличностных и общественных отношений.

Учение Вл. Соловьева о «всеединстве» является обобщением достижений мировой философии и вместе с тем акцентировано на изучении проблем духовной и социально-практической истории России. В силу преемственности и едва ли не тождества духовных и жизненно-практических ситуаций, отраженных в «метафизике всеединства» и характерных для нынешнего состояния российского общества, теоретическое наследие Вл. Соловьева представляет далеко не только исторический интерес. Выдвинутые в нем рационально осмысленные идеи единства духовной истории Европы, представления о границах тождества и различия культурно-цивилизационных традиций России и Европы, о специфике и роли философско-антропологических воззрений в формировании исторических и современных социально-философских доктрин и проистекающих из

них социальных практик сохраняют высокую актуальность и нуждаются в систематическом изучении.

Степень научной разработанности проблемы

В последние десятилетия в связи с беспрецедентной актуализацией задач изменения условий единства социума, единства и целостности отражающего его социогуманитарного знания, наблюдается существенный рост интереса научного сообщества к изучению русской философии вообще, и теоретического наследия Вл. Соловьева в особенности.

Начало исследования его онтологических, антропологических, социально-философских и морально-этических воззрений было положено в период до Октябрьской революции 1917 г. работами Е. Н. Трубецкого, Б. Н. Чичерина, Н. Н. Страхова, Д. Ф. Самарина и ближайшими его последователями, исследователями и критиками (А. Ф. Лосевым, В. В. Зеньковским, П. Флоренским, Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, А. А. Никольским, А. И. Введенским, Л. М. Лопатиным). За последние пятнадцать-двадцать лет вышло множество книг, монографий, статей, посвященных проблематике всеединства. К этой литературе можно отнести и специально не посвященные метафизике всеединства, но важные для ее осмысления работы (например, «Феномен теургии» А. В. Петрова; работа Т. Шипфлингера «София-Мария»).

Анализ онтологии всеединства представлен в работах таких авторов, как А. Ф. Лосев, В. В. Зеньковский, Е. Н. Трубецкой, Н. О, Лосский, В. Ф. Асмус, А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров, А. Кожев, Е. Б. Рашковский, С. С. Хору-жий, П. П. Гайденко, И. И. Евлампиев, С. С. Нижников, А. Козырев, Л. Е. Шапошников, К. Фараджев, В. П. Кохановский, и охватывает период с начала XX века до нашего времени. Эти авторы затрагивают вопросы о сущности соловь-евской метафизики всеединства в целом и об отдельных ее аспектах - например, о роли пантеизма в учении о сущем и бытии, о философской трактовке Вл. Соловьевым христианского догмата о Троице, о наличии в соловьевской метафизике личностного принципа, об истории развития идеи всеединства и др.

Антропологическая проблематика метафизики всеединства исследуется в работах А. Ф. Замалеева, И. И. Евлампиева, П. П. Гайденко, А. Я. Кожурина, М. Беккера, С. Г. Гутовой, Е. В. Мочалова. В этих работах антропология всеединства рассматривается и с историко-сравнительной точки зрения (например, в работе М. Беккера «"Я" у Соловьева и Декарта»), и с точки зрения таких аспектов антропологии, как телесность (см. работу С. Г. Гутовой), индивидуальность (П. П. Гайденко), свобода выбора, отношение личности и Абсолюта (И. И. Ев-лампиев). Кроме того, в монографии Е. В. Мочалова рассматриваются теоретические истоки, сущность антропологии всеединства и определяется ее место в русской философской традиции.

С онтологией и антропологией метафизики всеединства тесно связаны учение о богочеловечестве и софиология. Оба учения затрагиваются всеми, кто исследует основные проблемы метафизики всеединства: Н. Бонецкой, К. В. Преображенской, А. П. Козыревым, А. В. Ивановым, П. П. Гайденко. Учение о богочеловечестве подробно рассматривается в «Миросозерцании Владимира Соловьева» Е. Н. Трубецкого; из современных нам исследований назовем статью Я. Добешевского.

Этический и эстетический аспекты метафизики всеединства рассматриваются соответственно в работах В. В. Лазарева, С. А. Душиной, Т. В. Шелепано-вой. Особенно следует отметить прямо к метафизике всеединства не относящуюся, но весьма важную для понимания сущности соловьевского учения о теургии книгу А. В. Петрова «Феномен теургии». И, конечно, этическая и эстетическая мысль Вл. Соловьева глубоко исследована в работах Е. Н Трубецкого.

Теократия и эсхатология русского мыслителя также привлекали и привлекают внимание историков философии и специалистов в социальной философии, причем и в России, и на Западе (Е. В. Тимошина, В. В. Сербиненко, В. Ш. Сабиров, И. Д. Осипов, Е. van den Zweerde, Е. М. Nethercott, G. Gaut). Тем не менее, не смотря на повышенный интерес к наследию Вл. Соловьева, теократическая и эсхатологическая проблематика метафизики всеединства изучена далеко не полностью.

Спецификой диссертационного исследования является акцент на философ-ско-антропологических основаниях и социально-философских идеях метафизики всеединства. Литературы, посвященной непосредственно этим вопросам, мало; в основных источниках по исследованию творчества Вл. Соловьева социальный аспект его метафизики всеединства раскрывается прежде всего в связи с разработкой «христианской социальной философии» . Таким образом, социально-политические исследования Вл. Соловьева разворачиваются вокруг таких понятий, как Богочеловечество, теократия, эсхатология. Проблема же фи-лософско-антропологических оснований метафизики всеединства как источника социально-философских воззрений Вл. Соловьева, вопросы их исторической эволюции, их роли в решении задач теории и практики сегодняшнего дня остаются мало изученными и требуют систематического исследования.

Объект исследования диссертационной работы - метафизика всеединства Вл. Соловьева.

Предметом исследования выступают философско-антропологические основания метафизики всеединства Вл. Соловьева.

Цель, задачи, объект, предмет и рабочая гипотеза исследования

Цель диссертации - выявление сущности и социального смысла метафизики всеединства Вл. Соловьева.

В соответствии с целью диссертации в нашей работе решаются следующие задачи:

1) Изучение основных этапов исторической эволюции европейской мета
физики всеединства и определение ее роли в становлении философско-
антропологических и социально-философских воззрений Вл. Соловьева;

2) Определение зависимости характера философско-антропологических
воззрений в рамках метафизики всеединства от исторических и современных
способов исследования субстанциальных основ бытия человека в мире;

1 Осипов И. Д. Социальная философия В. С. Соловьева//Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В. С. Соловьева. Материалы международной научной конференции 14-15 февраля 2003 года. - СПб.: 2003.

  1. Выявление тенденций концептуальных изменений, возникающих в метафизике всеединства под влиянием эволюции философско-антропологических идей;

  2. Теоретическая реконструкция основного содержания и круга социально-философских проблем метафизики всеединства Вл. Соловьева;

  3. Раскрытие смысла учения Вл. Соловьева о сущем и бытии как источника антропологии всеединства;

  4. Выявление сущности и роли нравственно-эстетических воззрений Вл. Соловьева для определения антропологических предпосылок и социально-философского содержания метафизики всеединства;

7) Определение сущности и значения отечественной философско-
антропологической традиции в формировании органической концепции обще
ства, концепции соборности, или «положительного всеединства» (В. С. Соловь
ев).

8) Раскрытие познавательного значения метафизики всеединства в опреде
лении антропологически осмысленных социальных стратегий современного
переходного этапа в развитии российского общества.

Рабочей гипотезой исследования является предположение о наличии определенной зависимости между социальными идеалами метафизики всеединства Вл. Соловьева («позитивное единство») и особенностями ее философско-антропологических оснований. Социально-философская концепция «позитивного единства» является отражением представлений об изначальном субстанциальном единстве первоначала, мира и человека, об антропологических традициях как структурах, порождающих исторические и современные формы общественной жизни, о социальном идеале как форме бытийно-онтологической осмысленности места человека в мире и мира в человеке.

Система средств социально-философской аналитики метафизики всеединства открывает перспективу понимания антропологического смысла социальных практик и, одновременно, социальных последствий антропологических инициатив в условиях переходного периода в развитии российского общества.

Методологическая база исследования

В диссертации широко используется методология комплексного подхода, систематически реализуются требования диалектики как системы средств теоретической реконструкции предмета исследования с учетом принципов единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, рассмотрения предмета в его становлении и развитии, как выражения имманентных ему внутренних противоречий. В силу необходимости изучения метафизики всеединства как важнейшего элемента стратегии мировой и отечественной духовной культуры в диссертации используются методы сравнительно-исторического исследования, герменевтического и герменевтико-феноменологического анализа.

Источниковедческая база исследования основывается на изучении:

  1. текстов первоисточников теоретического наследия Вл. Соловьева;

  2. теоретических материалов истории отечественной и западной философии, отражающих основные этапы формирования теоретических предпосылок метафизики всеединства Вл. Соловьева;

  3. результатов исторических и современных исследований антропологических и социально-философских аспектов метафизики всеединства;

  4. ресурсов Интернет-сети, среди которых особенно можно выделить web-кафедру философской антропологии (http: //anthropology, ru); портал социально-гуманитарного и политологического образования (http: //humanities . edu. ru); сайт Соловьевского семинара при Ивановском государственном энергетическом университете (http: //solovyov-seminar . ispu. ru); сайт Института философии Российской Академии Наук (http: //ru.philosophy, kiev.ua); библиотеку религиозно-философской и художественной литературы «Вехи» (http : //vehi . net).

Научная новизна исследования

В диссертационном исследовании произведен анализ сущности и оснований метафизики всеединства Вл. Соловьева. Характеризующиеся новизной результаты могут быть представлены в следующих тезисах:

Обоснован вывод о реальности исторически релятивных и преемственно связанных форм антропологических традиций и многообразия отражающих их социально-философских и метафизических доктрин.

Выявлены и охарактеризованы философско-антропологические основания исторических концепций метафизики всеединства.

Определена роль метафизики всеединства в формировании современных антропологических воззрений.

Обосновано положение, согласно которому философско-антропологические основания метафизики всеединства Вл. Соловьева раскрываются в его учении о сущем и бытии.

Раскрыт социально-философский смысл метафизики всеединства Вл. Соловьева, выявлено содержание ее общественного идеала.

Показано, что различие социально-философских концепций западного и отечественного версий метафизики всеединства обусловлено свойственными им особенностями антропологических традиций.

Обосновано положение об антропологических условиях построения социальной метафизики всеединства на путях рационализации духовной жизни российского общества эпохи радикальных реформ и глобализации.

Положения, выносимые на защиту

Автор выносит на защиту следующие положения:

1. Метафизика всеединства представляет собой особую историческую

традицию антропологических и социально-философских исследований, которая основывается на решении проблемы субстанции в ее отношении к миру и человеку с точки зрения принципа изначально-

го органичного единства универсума во всех его аспектах (единство
внешнего и внутреннего, идеального и материального, единого и
иного, частей и целого), с сохранением всех различий.
Тенденции пространственно-временной дифференциации антропо
логических и социально-философских концепций метафизики все
единства, формирование многообразия ее учений и направлений ее
развития обусловлены предпосланными культурно-

цивилизационной традицией замыслами о природе человека, его сущности и историческом предназначении, которые различаются способами истолкования, во-первых, известных со времен античности, атрибутивных человеческому существованию качеств (добродетелей) и, во-вторых, отношения человека к Абсолюту (т.е. к свободе и творчеству).

Отечественная метафизика всеединства, в отличие от ее западных аналогов, имеет четкую тенденцию экстраполяции принципа нравственно-эстетического единства всех сторон жизни универсума как на построение антропологических и социально-философских учений, так и на формирование проистекающих из них соответствующих культурно-цивилизационных практик.

Социальная философия, историософия и метафизика всеединства Вл. Соловьева являются формой выражения и развития антропологических традиций духовного опыта восточного христианства, основанных на убеждении в том, что становление личности, ее творческих способностей возможно лишь в процессе взаимодействия свободной человеческой воли и божественной благодати, т.е. космическом по масштабам процессе формирования исторических и современных типов социальной субъективности. В их «великом синтезе», достигающем состояния всечеловеческого единства через уразумение каждой социальной субъективностью своей особой миссии в этом процессе.

  1. Софиология и учение о богочеловечестве содержат замысел об обществе как своего рода «личности» («положительное всеединство»), что согласуется с тенденциями исторической эволюции отечественных форм общественной жизни и отвечает целям преодоления разрыва между «Просвещением» и убеждением в реальности абсолютных оснований бытия, между верой и истиной, национальным и вселенским, классовым и общечеловеческим.

  2. Социально-философские идеалы метафизики всеединства Вл. Соловьева, выдвинутые и обоснованные в системе его историософских, этических, эстетических и теократических воззрений, укоренены в составе отечественной антропологической традиции, отражают реальные тенденции организации и эволюции российского общества и могут служить основой построения антропологически осмысленных и аксиологически адекватных программ его развития в современных условиях смены общественного строя и глобализации.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что диссертационное исследование способствует более глубокому пониманию проблем антропологического и социально-философского характера в рамках метафизики всеединства в ее русском варианте. Диссертация посвящена анализу оснований и сущности метафизики всеединства в ее основных аспектах, представленных в творчестве известного русского мыслителя второй половины 19 века, Владимира Сергеевича Соловьева.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в возможности использования материалов работы в учебно-воспитательном процессе высшей школы, а также в формировании современного представления об основаниях, сущности и противоречиях социального и экономического единства, к которому в настоящее время стремится мировое сообщество. Результаты диссертации способствуют выдвижению и разработке гуманистически ориентированных программ,

отвечающих условиям переходного периода в развитии российского общества.

Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе при изучении истории и основной проблематики русской философии и философской антропологии, а также могут послужить основой для спецкурса и спецсеминаров, посвященных проблематике русской философии в целом и философии всеединства в России в частности.

Апробация материалов по тематике работы

Основные положения диссертационной работы были изложены на российских и международных конференциях, в том числе: на международной научной конференции «Ребенок в современном мире» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 2004). Опубликован ряд статей в периодической печати по темам, освещающим определенные аспекты проблематики диссертационного исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии РГПУ им. А. И. Герцена 28 сентября 2007г.

Структура диссертационной работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы. Работа содержит 147 страниц и список литературы из 219 наименований.

Похожие диссертации на Философско-антропологические основания метафизики всеединства (социально-философский анализ воззрений Вл. Соловьева)