Введение к работе
Актуальность темы исследования. Необходимость изучения социальных взглядов Джайпракаш Нараяна (1902-1979 гг.), их философской критики вызвана тем, что его воззрения отражают духовную атмосферу изменений общественной жизни Индии на протяжении полувековой истории и в определенной мере определяют ее будущие социокультурные очертания. В более широком смысле мировоззренческие установки Нараяна выражают социокультурный и духовный поиск традиционных обществ, подвергшихся воздействию технологической цивилизации, поиск новых формационных путей, симбиоза традиционных общинных укладов и гражданских социополитических институтов.
Социальные взгляды Дж.П.Нараяна характерны для общественной мысли стран третьего мира в целом, что представляет, вне сомнения, актуальный исследовательский интерес.
Степень изученности темы, источники. В целом история общественной, религиозной, философской мысли Индии новейшего периода достаточно хорошо изучена. Отечественная индология представлена именами Л.Б.Алаева, К.З.Ашрафян, А.Г.Бельского, В.В.Бродова, Е.И. Гостевой, Н.Р.Гусевой, Э.Н.Комарова, В.С.Костюченко, А.А.Куцен-кова, А.Д.Литмана, О.В.Мартышина, О.В.Мезенцевой, Р.Б.Рыбакова, Н.М.Сазаново(», М.Т.Степанянц, В.Г.Хороса. Особо следует отметить научный вклад в исследования истории философии Индии новейшего времени А;Д.Литмака, посвятившего этой теме несколько авторских монографий-1.
Однако конкретно о Джайпракаш Нараяне в отечественной традиции до последнего времени не было фундаментальных, теоретических работ. Исключение составляет кандидатская диссертация Д.Е. Челышева "Эволюция взглядов Джаяпракаша Нараяна и политическая
1 Литман А.Д. Философская мысль независимой Индии (Академические системы и религиозно-философские учения). М., Наука.1966. Его же (в соавторстве) Мировоззрение М.К.Ганди. U, Наука. 1969. Его же. Традиции философского натурализма в Индии и мировоззрение Дев Лтмы. М. Наука. 1982. Его же. Сарвепалли Радхакришнан.М. Наука. 1933. Его же. Современная индийская философия. М.Мысль. 1935. Его же (в соавторстве) Философские взгляды Дж.Неру. М.Наука. 1987. Его же. Философия в независимой Индии. Проблемы, противоречия, дискуссии. М. Наука. 1988.
борьба в Индии", выполненная по специальности "История коммунистического и рабочего движения и национально-освободительных движений ИІ.
В индийской, в более пироном сшсле, в англоязычной научной литературе работ о Джайпракш Нараяне неизмеримо больше. Прежде всего следует назвать монографии, специальные статьи, обзоры таких авторов как Р.Бенипурл, Брахмананд, А.Бхаттачарья, М.Ватася-яна, К.Гхоз, Р.Ч.Гупта, Р.Джха, Л.Н.Лал, М.Масани, Ю.Нехераллн, Т.К.Махадеван, Б.Прасад, Х.Л.Сетх, А. и У.Скарфи, С.К.Читтьг Ранджаи, Шурп и др. При всех очевидных фактографических и историографических достоинствах этих работ, приходится отмстить, что. кх авторы не ставили перед собой специальной задачи философской критики взглядов Дж.П.Нараяна.
При подготовке диссертаций били использованы оригинальные работы Дж.П.Нараяна на английском языке и на языке хинди.
Цели к задачи исследования. Главной целью исследования было выявить социальное взгляды Дж.Л.Нараяна и провести их целостную философскую критику. В етой связи диссертантом решались две основные задачи. В первой главе - типолегизирогать идейную оволк-ішзо Дм.П.Нараяна в контексте событий политической истории современной Индии, во второй главе - ькеггашнровать социальные взгляды Дк.П.Наралиа в их столовой целостности, подвергнуть зтн еоглл-ди теорзтико-позіїаьатильяоіі проработке, а также выявить кх конечные причины.
Теоретико-методологической основой диссертации является принципи научной объектишости, культурно-исторической конкретности гносеологического анализа. Существенную помощь в теорэтп-ческой ориентации диссертанта оказали методологические установки К.Маркса, П.Вебера, Д.Уопандзе, М.Ііамардашшіли, Ф.Текеи.
Научная новизна настоящего исследования определяется тремя существенными моментами. Во-первых, впервые в отечественной научной литературе взгляды Дж.П.Нараяна подвергнуты целостной
Автореферат. ИВАН. М..1986.
философской критике. Во-вторнх, радинальнс-революциокши утопизм осмыслен как типологический феномен синкретического граж-данско-традиционалнетского общества. В-третьих, анализ популистских текстоп осуществлен посредством применения гносеологического оператора "превращенная форма".
Научно-практическая значимость работы. Результаты проведенного исследовании по выявлению социальных ззглядов Дк.П.Нараяна к их философской критики могут быть использованы в лекционном курсе по истории философское и общественной шели Индии новеРдіе-го времени.
Апрсбаиип работы. Диссертоинл обсуждена на заседании сектора философии зарубежного Востока, рекомендована к зашито и публикации. Основино результаты исследований по данной теме были отражены диссертанток и статьях, разделах монографий, др.паучтих публикациях, указанных в автореферате. Отдельные положения и пи-воды работа были обсуждены на семинарах, коллоквиумах в KJPAH/FO России, на международно!'! конференции в Москве (1936, 1990), Or,!— стангца (ПНР, 1С58), Кдсселе (ЇРГ, I5Q9) и др.
Структура диссертации определяется целда/и исследования и включает в себя введение, две глави, состоящие соответственно из 5 и 3 , заключение и библиографию.
Хронологические рямкм данной работы оі'раничєнг.1 в Т—off главо биографией Дж.П.Нараяна (1902-1979 гг.), во 11-ой главе - периодом его нзвсетшх опублнхоЕзшшх работ (ІР34-Ї977 гг.).
С точки зрения идоі'шой оаоляшпі мировоззрения Дх.П.Нараяна и его философского анализа во второй главе Еццелл.этсл три основных периода: радшсаліно-.'.пркснстсіснП (1934- ссрсдипа-консц 40-х гг.), социал-де.чократкчоскиП или период демократического ссиип-лнз><з (середина-конец 40-х гг, - 1*352 г.); неогэндистсккй (Т952-1977 гг.) с двумя подпеглюдаюі: доктрина "панчдлти рад.*." или кошіушітарноП демократии (конец 50-х - конец 60-х гг.) и доктрина "саіяіурна кранти" или тотально'? революции (конец 60-х - 1977г.), а также с разделом по морально-этическое комплексу, вклотяпц^му весь иеоганднетский период.