Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. XX век, как известно, внес существенные изменения в жизнедеятельность людей, а следовательно, и во взаимоотношения между ними. Появление средств массовой информации, все более усиливающаяся машинизация всей жизни, исчезновение из нее рефлектирующей основы, укорененности в традиции, – эти и другие насущные проблемы с явной очевидностью встают перед лицом человека XX и XXI веков. Классической чертой общества новой формации является стандартизация мышления и структур поведения, конформизм, унификация схем поведения людей, что приводит человека к обезличиванию. Ситуация усугубляется усиливающейся разобщенностью индивидов, переходящей во враждебность, явное или скрытое противостояние. Происходят процессы разрушения социальных и духовных структур, присущих «традиционным» типам общества, для которых характерны устойчивые нравственные и эстетические ценности, более гармоничное мироощущение. Отношения между людьми носят характер фрагментарной и сжатой во времени, поверхностной связи.
Не смотря на тот факт, что средства массовой информации создают ситуацию «столкновения всех со всеми» (Карл Ясперс), в обществе наблюдается незримое, но пугающее явление отчуждения и развития крайнего индивидуализма. Более того, начинает распространяться остро переживаемое чувство одиночества человека, его разобщенности с миром, ощущение ненужности и бессмысленности существования, что приобретает метафизический смысл. Создаются предпосылки для глубочайшего осмысления происходящих в общественном сознании перемен. Формируются философские учения экзистенциализма, персонализма, философской и социальной антропологии, где фундаментальное значение приобретает постановка проблемы отношения между Я и Ты, Я и Другими.
Тенденции развития так называемого информационного общества определили содержание нового неклассического варианта философии (Ю. Хабермас, Н.Луман, К. Апель и др.) – коммуникативной. Изменения в социокультурной реальности человека, способов восприятия им окружающей действительности, что происходит под влиянием коренного изменения современной информационно-коммуникативной ситуации, усиления влияния техники на индивидуальную жизнь человека, процесс «наложения новой культуры на старую» (А. Тоффлер) – все это дезориентирует личность в условиях современной действительности, выявляет качественно новые способы адаптации к характеристикам постиндустриального общества.
Отечественные и зарубежные исследователи замечают ряд угроз, которые несет с собой информационная цивилизация. В XX веке с появлением средств массовой коммуникации появляется феномен «человека массы», благодаря чему формируется унифицированный стиль поведения и мышления. Формулируется мифологическое восприятие действительности, что позволяет человеку ускользать в мир фантазий и грез, созданных и растиражированных средствами массовой информации. В результате остается нерешенность многочисленных проблем экзистенциального бытия индивидов, появляется ощущение скуки, тревожности, рутинности повседневного существования, рушатся традиционные связи между людьми. Все это дает основание говорить о серьезной антропологической проблеме в глобальном масштабе.
В наши дни понимание общения как отношение человека к человеку как к полноценной, духовно-наполненной, свободной личности, как к настоящему другу и соратнику, признание уникальности и неповторимости каждого конкретного индивида, и вместе с этим взгляд на государственное и мировое сообщество как на единство множества людей при всем их многообразии – все это представляется в философской мысли как различные проявления человеческого общения, как чрезвычайно богатый, многосложный, подчас противоречивый, но витально необходимый мир общения.
Все изложенное выше определяет актуальность обращения к проблеме общения, которая традиционно выступала средством преодоления «крайних форм индивидуализма». К тому же информационное общество все более приводит к тому, что реальное общение между людьми заменяется виртуальным, вместо «взгляда глаза в глаза» на первый план выходят симулякры. В этих условиях осмысление феномена общения в экзистенциальной философии, яркими представителями которой являются Н.А. Бердяев и К.Ясперс, становится важным и значимым.
«Общение» рассматривается в качестве одной из категорий философского освоения действительности. В сферу философии проблема общения вошла достаточно давно и заняла здесь не последнее место. В процессе теоретического исследования данного феномена выяснилось, что общение как специфическое социально-обусловленное отношение между людьми привлекало внимание мыслителей еще во времена античности. В сочинениях Сократа и Платона не только возникает этическая проблематика, отражающая интерличностные отношения, но и само философское размышление выступает в форме диалога, то есть в форме интеллектуального общения людей, мыслящих самостоятельно и неодинаково. Важный и принципиально новый шаг на пути развития личности и межличностных отношений был сделан с появлением христианства. С одной стороны, христианство утвердило за индивидом право самостоятельного свободного выбора конструирования системы отношений с миром и другими людьми, с другой стороны, искомая и верховная ценность человеческого существования в рамках социального бытия признавалась не за глубоко индивидуальным, а за всеобщим, «соборным». В эпоху XVIII-XIX веков широкое признание получил тот взгляд на проблему человеческих взаимоотношений и выполняемую в них роль индивидов, согласно которому люди, принимающие участие в общении, воспринимаются как равноправные субъекты. Появление в данный период развития человеческой культуры предромантических настроений, идей Ж.Ж. Руссо, этики и эстетики И.Канта, теории эстетического воспитания М. Шиллера – все это свидетельствовало о том, что происходит перемещение центра тяжести общественной мысли с природы на человека, с гносеологии на антропологию и педагогику, этику и эстетику. Теперь первостепенное внимание уделяется отношениям человеческой личности с себеподобными, а не с Богом или природой.
В настоящее время общение стало предметом изучения не только философии, но и целого ряда других наук – социологии, педагогики, психологии (общей и социальной), этнографии, этики, эстетики, лингвистики, семиотики, теории культуры и теории информации.
Мартин Бубер обстоятельно подошел к данной теме. Философ отстаивал ту точку зрения, согласно которой любая встреча одного «я» другим «я» обязательно должна носить диалогический характер, и именует это «со-вторым-бытие». В своей основополагающей книге «Я и Ты» Бубер пишет о том, что общение есть «взаимность даяния». Мыслитель в своих философских исканиях делает попытку преодолеть индивидуалистическое, абсолютистское, довлеющее понимание сущности «я» посредством рассмотрения и признания важности «мы» как органической общности различных «ты».
М.Хайдеггер также говорит о том, что любой человек не есть изолированное существо. О существовании других субъекту известно с достаточной очевидностью, так как он вынужден жить и действовать среди множества других. Однако, это совместное бытие, «со-бытие» людей приводит к тому, что вместо уникального и единственного в своем роде субъекта появляется что-то среднее и безликое. Это явление философ называет das Man. Противопоставляя мир всеобщего и взаимозаменямого (das Man) миру яркой индивидуальности, Хайдеггер обличает характерные черты современной ему эпохи. Большой вклад в развитие теории общения внес немецкий философ Карл Ясперс, создав теорию «экзистенциальной коммуникации», рассмотрению которой посвящена вторая глава данного исследования.
Во французской философской мысли начинается разработка теории общения одним из представителей экзистенциализма Г.Марселем. Отправной точкой его взглядов служит теория интерсубъективности, согласно которой приоритетное значение имеет не отношение субъекта к объекту, а обращение субъекта только в сторону полноценного субъекта, иными словами к «я». Сфера «не-я», по мнению Марселя, может иметь отрицательное влияние на искомо субъективный характер человеческой личности. Ж.П. Сартр в своих философских воззрениях исходит из противоположения Я и Другого, утверждая, что любой акт интеракции носит разрушительный характер, так как в процессе выхода к Другому Я испытывает напряжение и неизбежно наталкивается на препятствия, исходящие от Другого. В известном умозаключении философа «ад – это другие», кроется противоречие. Над ним Сартр размышляет в труде «Бытие и ничто», утверждая, что «Другой является неизбежным посредником, соединяющим меня со мной самим».
Появляются работы Э.Мунье, Э.Гуссерля, Х.Ортеги-и-Гассета, где мыслители размышляют над проблемой общения между людьми и отношений внутри социального пространства, что внесло неоценимый вклад в развитие теории коммуникации.
Ю. Хабермас, обосновывая концепцию «коммуникативного действия», использует гуссерлевское понятие «Lebenswelt» (жизненный мир), объединив его с «символическим итеракционизмом» Дж. Мида. «Lebenswelt» (жизненный мир) представляется для Ю.Хабермаса неким показателем повседневной коммуникации, откуда человек черпает свой жизненный опыт. Цель любого коммуникативного действия – достижение взаимопонимания. В процессе коммуникативного действия участники используют возможности, чтобы придти к консенсусу. «Lebenswelt» (жизненный мир), по Хабермасу, является ресурсом разнообразных интерпретаций действительности для установления взаимопонимания. Необходимо широко применять «Lebenswelt» (жизненный мир), так как в коммуникативной повседневной практике для индивида не существует незнакомых ситуаций. Даже новые явления и интерпретации, с точки зрения Ю.Хабермаса, всплывают из старых и уже использованных. Философ утверждал, что коммуникативное действие служит обновлению культурного знания, установлению социальной интеракции и формированию солидарности, а также созданию личностной идентичности.
Н. Луман выделял общество как коммуникативную систему. С его точки зрения, общество как система коммуникаций возникает в тот момент, когда личности вступают в отношения, имеющие взаимообусловленный характер. Философ оговаривается, что количество людей, вступающих в акт общения, должно быть ограничено, так как из-за перенасыщения существует вероятность блокировки всей системы. Н. Луман не разделяет мнение М.Вебера и Т.Парсонса, что социальность возникает лишь в том случае, когда возникает ориентация на Другого. У мыслителя появляется оригинальная концепция субъекта. Субъекта социальной системы (в качестве индивидуального или коллективного сознания) в парадигме Лумана не существует. У философа каждая система или подсистема является субъектом для себя самой. Но, как отмечает Н. Луман, системы не могут существовать в пустоте, поэтому наличие окружающей среды необходимо.
Что касается отечественной философии, то проблема общения достаточно длительное время не выделяется в разряд самостоятельной. Общение, понимаемое как отношения между людьми внутри человеческого сообщества, мыслится русскими философами неразделимо от понятий соборности и всеединства (Хомяков, Соловьев, Бердяев, Франк, Ильин и др.). Наряду с непосредственным рассмотрением проблемы общения, внимание автора занимали исследования, связанные с творчеством Н.А. Бердяева и К.Ясперса. Среди них: труды П.П. Гайденко, А.А. Ермичева, В.Х Болоткова, О.Ф. Больнова, А.В. Водолагина, Р.М. Габитовой, А.В. Гулыги, Л.Е. Шапошникова, М.А. Маслина, Б.В. Маркова, М.С. Кагана, Н.В. Мотрошиловой, Е.П. Савруцкой, Н.С. Мудрагей, В.А. Подороги, Л.А. Ситниченко, Л.Н. Столовича, А.Н. Типсиной, Р.М. Фрумкиной, Л.А. Чухиной, С.А. Титаренко и некоторых других.
Исследование проблемы коммуникации приобретает особую актуальность в связи с радикальными изменениями в коммуникативном поле современности. В связи с этим все большее количество мыслителей обращается к данной теме в контексте новых философских концепций либо вычленяя, кристаллизуя и структурируя коммуникативные стратегии на основе творческого наследия философов прошлого.
ОБЪЕКТ диссертационного исследования – проблема коммуникации в русской и немецкой экзистенциальной философии первой трети XX века. ПРЕДМЕТ исследования – сравнительный анализ концепта общения в философских взглядах Н.А. Бердяева и К.Ясперса.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Цель настоящей диссертационной работы – провести сравнительный анализ подходов к общению в философских воззрениях Н.А. Бердяева и К.Ясперса в контексте русской и немецкой экзистенциальной философской среды XX века. Это предполагает решение следующих задач:
отразить истоки и концептуальные основания коммуникативных размышлений Н.А. Бердяева и К.Ясперса, вывить различие и сходство этих оснований;
доказать, что философские взгляды Н.А. Бердяева являют собой практически первый опыт построения философской системы коммуникации в русской историко-философской среде, и попытаться сконструировать эту систему;
определить место и значимость коммуникативной философии Н.А. Бердяева и К.Ясперса в контексте истории отечественной и западноевропейской философии первой трети XX века;
установить роль общения в философских концепциях, предложенных Н.А. Бердяевым и К.Ясперсом;
выявить основные противоречия этих систем и отыскать причины возникновения данной противоречивости;
указать основное направление развития философии коммуникации в России и Германии XX века.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что:
осуществлен многоаспектный анализ проблемы общения в философских воззрениях двух выдающихся философов экзистенциального направления Н.А. Бердяева и К.Ясперса;
впервые предпринята попытка вычленения и структурализации общения в философском творчестве Н.А. Бердяева;
дана характеристика изменений коммуникативных взаимодействий в связи с духовно-религиозным и научно-техническим факторами развития общества в философских воззрениях Н.А. Бердяева и К.Ясперса;
исследована эволюция взглядов Н.А. Бердяева и К.Ясперса на проблему общения, определены ее причины.
проанализированы истоки и теоретические основы коммуникативных концепций Н.А. Бердяева и К.Ясперса, а также выявлены основные моменты сходства и различия в концептуальных основаниях их систем;
раскрыто своеобразие их подходов к проблеме общения в условиях современности.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА диссертационного исследования определяется целью и задачами работы, а также особенностью изучаемых философских концепций. Исследование имеет в своей основе универсальные принципы комплексного подхода, где специфика поставленных задач предполагает корректное сочетание ряда герменевтических методов (обоснование пути исследования по принципу герменевтического круга) с генетическим, позволяющим определить глубинные истоки философских концепций Н.А. Бердяева и К.Ясперса. В работе используется метод сравнительного (компаративного) анализа, выявляющий сущность различных подходов по исследуемой теме. Применение исторического метода обусловлено необходимостью исследования взаимосвязи идей русского и немецкого философов с конкретными историческими событиями. Аксиологический анализ позволил раскрыть ценностные особенности взглядов экзистенциальных мыслителей на основные факторы проблемы общения.
Н.А. Бердяев трактует феномен общения в качестве коммуникативного процесса, «живого разговора вдвоем», где принимают участие два экзистенциальных субъекта;
К.Ясперс первостепенную роль в коммуникации отводит ее диалогическому характеру;
«Философская вера» выступает у К.Ясперса в качестве источника экзистенциальной коммуникации» и залога внутрисубъективных оснований общения в общей человеческой культуре;
Значимость и суть человеческого «я» в представлении обоих философов определяется глубиной и содержанием человеческой личности, что, в свою очередь, является показателем возможности и качественности экзистенциального выхода к «другому»;
Понятия «я», «ты» и «мы» рассматриваются Н.А. Бердяевым и К.Ясперсом в качестве искомых явлений для вступления в коммуникативное поле, экзистенциальными центрами которого они являются;
В понимании обоих мыслителей сфера «не-я», «оно» имеет отношение к способу существования под знаком объективации человеческих отношений, где наличие экзистенциальной коммуникации оказывается невозможной, так как объект лишен возможности вступления в истинный акт общения.
В экстатичной природе творчества, согласно взглядам Бердяева, заложена потенция общения человека с Богом, так как акт творения – это «совместное с Богом действие».
ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА ДИССЕРТАЦИИ. Источники, использовавшиеся при написании работы, можно разделить на три большие группы – произведения Н.А. Бердяева, труды К.Ясперса, а также ряд сочинений русских и зарубежных философов и исследователей, необходимых для уяснения основополагающих положений проблемы общения в философской интерпретации Бердяева и Ясперса.
Первая группа источников состоит из философских произведений Н.А. Бердяева: «Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения)», «Судьба человека в современном мире (К пониманию нашей эпохи)», «Истоки и смысл русского коммунизма», «Самопознание: Опыт философской автобиографии», «Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности», «Смысл творчества», «Философия неравенства», «Философия свободы», «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века», «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии», «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация», «Царство духа и царство кесаря», «Философия свободного духа», «Н. Бердяев о русской философии», «Кризис искусства», а также некоторых других работ русского философа.
Источники второй группы состоят из основных трудов Ясперса по философии и психопатологии, таких как «Введение в философию», «Смысл и назначение истории», «Духовная ситуация времени», «Ницше. Введение в понимание его философствования», «Ницше и христианство», «Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Стриндберга и Гельдерлина», собрание сочинений мыслителя по психопатологии.
В третью группу источников вошли сочинения философов, которые обращались к проблеме общения в своем творчестве. Среди них: Н.О. Лосский, В.В. Розанов, В.В. Зеньковский, М.М. Тареев, Л.И. Шестов, М.М. Бахтин, Платон, К.Маркс, Ф. Энгельс, Л. Фейербах. Особую ценность представляют работы мыслителей XX-XIX веков: М. Хайдеггера, А. Тоффлера, Ж.П. Сартра, Ю. Хабермаса, К. Апеля, Н. Лумана. Именно работы этих мыслителей оказали первостепенное значение на формирование ряда коммуникативных концепций в современной философии, поэтому необходимо выделить их в особую группу.
Отдельное место в источниковой базе диссертации принадлежит произведениям российских и зарубежных исследователей философского наследия Н.А. Бердяева и К.Ясперса. Среди них: П.П. Гайденко, А.А. Ермичев, В.Х Болотков, О.Ф. Больнов, А.В. Водолагин, Р.М. Габитова, А.В. Гулыга, Л.Е. Шапошников, М.А. Маслин, Б.В. Марков, М.С. Каган, Н.В. Мотрошилова, Е.П. Савруцкая, Н.С. Мудрагей, В.А. Подорога, Л.А. Ситниченко, Л.Н. Столович, А.Н. Типсина, Р.М. Фрумкина, Л.А. Чухина, С.А. Титаренко и некоторые другие.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ определяется сравнительным подходом к рассмотрению проблемы общения в русской и немецкой экзистенциальной философской традициях (на примере взглядов Н.А. Бердяева и К.Ясперса), а также актуальностью исследования проанализированных вышеуказанными философами основных факторов и условий установления коммуникативных контактов. На основании этого представляется возможным объяснить многие социальные и этические явления, происходившие в прошлом, и определить основные тенденции их развития в настоящем, имеющим иной характер коммуникативных связей. Обоснованные в диссертации положения в определенной степени решают задачу концептуализации основных выводов, сделанных философами Н.А. Бердяевым и К.Ясперсом в области изучения проблемы общения, что формирует основу для дальнейших системных исследований данной темы. Результаты диссертации могут быть использованы в качестве теоретико-методологической основы для научной разработки различных аспектов проблем истории философии, социальной и антропологической философии. Материалы диссертационного исследования могут быть привлечены для подготовки вузовских лекционных курсов и спецкурсов по философии, социологии, антропологии, а также в работе методологических семинаров, при разработке семинарских занятий, в реферативной практике.
АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные положения и результаты работы были представлены на:
XIV Рождественских православно-философских чтениях «Российская система ценностей» – 2005 г.,
научно-практической конференции «Социальное творчество и культурные коммуникации в пролом и настоящем. Творчество Н.А. Добролюбова и его современников» – 2005 г.,
заседании Волго-Вятского отделения Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры «Вклад В.В. Розанова в развитие философии» – 2006 г.,
VIII международной научно-практической конференции «Человек в системе коммуникации» «Молодежь в современном мире: вызовы цивилизации» – 2007 г.
Основные положения диссертационного исследования использовались также в процессе учебной работы в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова.
Диссертация обсуждалась на кафедре философии и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова.
Диссертантом опубликовано 8 работ (в том числе, статья в периодическом научном издании, рекомендованная ВАК для публикации научных работ), каждая из которых имеет непосредственное отношение к теме исследования.
СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации составляет 185 страниц. Библиографический список включает 160 наименований.