Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовная личность в русской религиозной философии: социально-философский анализ Асадуллина Гузелия Рауфовна

Духовная личность в русской религиозной философии: социально-философский анализ
<
Духовная личность в русской религиозной философии: социально-философский анализ Духовная личность в русской религиозной философии: социально-философский анализ Духовная личность в русской религиозной философии: социально-философский анализ Духовная личность в русской религиозной философии: социально-философский анализ Духовная личность в русской религиозной философии: социально-философский анализ
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Асадуллина Гузелия Рауфовна. Духовная личность в русской религиозной философии: социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Асадуллина Гузелия Рауфовна; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2009.- 139 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/156

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В конце ХХ и в начале XXI века перед обществом стоит задача сохранения духовного потенциала российского общества. Для российского общества сегодня свойственны очевидные изломы духовно-нравственного характера, как и стремление многих людей найти себя по-новому. В современном мире далеко не всегда «затребована» именно «духовная личность», так как для эффективной адаптации к изменяющейся социальной действительности важным является не наличие «определенной иерархии ценностей», а умение приспосабливаться к новым ценностным системам с пользой для себя. Именно поэтому сегодня вновь актуальными становятся размышления русских философов вековой давности, так как жили они тоже на «грани эпох», в период утраты и забвения традиционных ценностных ориентиров.

Актуальность изучения трудов русских религиозных философов объясняется возрастающим интересом современных отечественных исследователей к творческим наследиям русских философов конца ХIХ и начала ХХ веков. Столь высокий интерес обусловлен тем, что исследователи, стремясь найти адекватные ответы на вызовы истории и обрести достойное место в мире, неизбежно обращаются к истокам народной жизни и культуры, самобытным духовным началам и основаниям русского бытия.

Следует сказать, что тема представляет интерес и в методологическом отношении. Современное переходное состояние общества в условиях смещения духовных пластов требует нового философского осмысления проблемы личности. Выявление антропологического потенциала русской религиозной мысли позволяет уточнить многие проблемы социально-философского знания, выявить его особенности на российской почве, расширить теоретико-методологическую базу социально-антропологических исследований. В основе исследования лежит поиск источника духовного роста личности. Нельзя представить современное общество без возвращения людей к идеалам духовного совершенства. С возвращением в нашу культуру русской религиозной философии к нам возвращается не только часть нашей исторической памяти, но и мудрость наших великих национальных учителей.

Степень научной разработанности проблемы. Русская религиозная философия Серебряного века создала глубокую и оригинальную систему взглядов на проблему «личности» и «духовности». Проблема духовности и духовной личности широко разрабатывалась представителями русской религиозной философии кон. XIX – нач. ХХ вв.: Н.А. Бердяевым, И.А. Ильиным, Н.О. Лосским, В.С. Соловьевым, С.Л. Франком, П.А. Флоренским, Л.И. Шестовым, Г.Г. Шпетом.

Анализ трудов русских религиозных философов XIX – начала XX вв. показывает, что, несмотря на некоторые различия во взглядах о роли традиционной культуры в духовно-нравственном становлении личности, развитие духовных потенций человека исторически строилось на основополагающих ценностях и идеалах отечественной культуры.

В России пристальное внимание вопросам поиска нравственности и духовности, выработки национального самосознания народа было уделено в теоретическом наследии М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, И.В. Киреевского А.С. Хомякова, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, С.Л. Франка, П.А. Флоренского, Л.И. Шестова и других. В их работах проблема духовности рассматривается сквозь призму Божественного Абсолюта, и особенное место отводится вопросу о цели и назначении человека, придерживаясь идеи первичности нравственности. Религиозные философы пытались понять и объяснить сущность и природу духовного, определить ведущие черты русского духовного характера, раскрыть содержание абсолютных духовных ценностей и идеалов, наиболее типичных для русского человека.

Исследования этих авторов отражают самые различные стороны процесса формирования духовного облика личности. Характеристику личности они связывают с существенными особенностями общества как социальной сферы. По мнению Н.А. Бердяева, необходимо внутреннее духовное перерождение, а это есть дело свободы и благодати.

В.В. Розанов, И.А. Ильин связывали проблему духовного развития личности с идеями свободного национального воспитания, становления творческой натуры и характера, где главным духовным стержнем личности являются общечеловеческие и христианско-православные идеалы и ценности.

Современные концепции духовности делают упор на разработку её научно-теоретической составляющей. В работах таких философов, как Г.А. Аванесова, B.C. Барулин, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, Ю.П. Вяземский, П.М. Ершов, В.В. Ильин, А.Н. Леонтьев, Г.В. Платонов, П.В. Симонов, Л.Н. Смирнова, А.Г. Спиркин, А.К. Уледов, В.Г. Федотова, рассматриваются такие проблемы, как нравственность, цель жизни, деятельность человека, ценности человеческого бытия.

Мы также обращались к трудам башкирских философов, занимающихся проблемами духовного развития личности, разработкой различных аспектов проблемы возрождения духовности общества: Б.С. Галимова, А.В. Лукьянова, С.М. Поздяевой, З.Я. Рахматуллиной, Ф.С. Файзуллина, Ф.Б. Садыкова и многих других ученых. Исследования этих авторов отражают самые различные стороны процесса становления духовного облика личности.

Объектом диссертационного исследования является: духовная личность в русской религиозной философии.

Предметом исследования: роль и значение исследования духовности в русской религиозной философии в становлении духовной личности в современном российском обществе.

Цель настоящей работы – исследование духовной личности в русской религиозной философии и приложения полученных результатов в решении злободневных вопросов сегодняшней России.

В соответствии с поставленной целью исследования в диссертационной работе решаются следующие задачи:

  1. выявить основные подходы рассмотрения личности в русской религиозной философии ХIХ – начала ХХ вв;

  2. показать специфику формирования духовной личности (на примере русской религиозной философии);

  3. рассмотреть особенности развития духовной личности в современном российском обществе;

  4. обосновать на основе теоретического анализа русской религиозной философии значимость понятия «духовность» для развития современной личности.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. Методологической основой исследования является социокультурный подход. Использованы элементы диалектического подхода, такие как принципы историзма, объективности, взаимосвязи и развития социальных явлений и процессов.

Теоретической основой работы являются исследования зарубежных и отечественных авторов прошлого и современности в области социальной философии, этики, культурологии, социологии, антропологии, истории, психологии, педагогики и др.

Научная новизна заключается в следующем:

выявлены основные подходы исследования личности в русской религиозной философии, она различает в личности три реалии: тело, душу, дух и настаивает на необходимости ценностного видения человеческой природы в единстве его телесной, душевной и духовной форм жизни;

обоснована, что русские религиозные философы в осмыслении проблемы формирования духовности исходили из таких ключевых понятий как «дух», «душа», которые определяются как качество личности, основанное на ее способности в трансценденции создавать свой целостный внутренний мир, осмысливая, и чувственно переживая полученную информацию, делая ее своим субъективным бытием, на основе общечеловеческих нравственных ценностей, и направлять свою деятельность на достижение Истины, Добра, Красоты и Любви в процессе самосовершенствования;

выявлено, что духовное развитие личности в современном российском обществе достигается через свободное самостоятельное критическое присвоение им абсолютного, общечеловеческого содержания культуры как совокупности личностных смыслов, сознательно избранных в качестве ценностных ориентиров.

обоснована, что духовность это способность личности управлять собой, своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность для достижения своих целей и она является основополагающей или изначальной характеристикой личности.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что выводы работы вносят вклад в изучение актуальной антропологической проблемы, имеющей непосредственный выход в область философии, психологии, социологии, педагогики. В работе углубляются знания о личности, проясняются процессы возникновения, становления и развития духовного в личности.

Практическая значимость заключается в том, что материал, содержащийся в диссертационном исследовании, может быть использован при чтении курсов лекций по социальной философии, социальной антропологии, истории философии, а также при разработке спецкурсов по тематике диссертации.

Апробация работы. Результаты и основные положения диссертационного исследования были апробированы на научных и научно -практических конференциях в том числе: на международной научно-теоретической конференции «Философская мысль и философия языка в истории и современности. (Уфа, 17-18 июня 2008 г.); международной научно-практической конференции «IV Садыковские чтения» (Уфа, 2008 г.); международной научно-практической конференции «Зайнулла Расулев – выдающийся башкирский мыслитель-философ, теолог и педагог-просветитель мусульманского мира» (Уфа, 5-7 июня 2008 г.); всероссийской конференции «Социологический диагноз культуры российского общества второй половины XIX – начала XX1 вв.» (Санкт-Петербургский государственный университет факультет социологии 20-21 июня 2008 г.); республиканской научной конференции молодых ученых «Башкортостан: исторические и социальные парадигмы развития» (Уфа, 6 июня 2008 год), а также публикации автора общим объемом 1,3 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав состоящих из 2 параграфов каждая, заключения, списка использованной литературы, включающего 242 наименования. Общий объем диссертации – 139 страницы.

Похожие диссертации на Духовная личность в русской религиозной философии: социально-философский анализ