Введение к работе
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования определяется общественными процессами, происходящими в российском обществе. Современная Россия переживает сложные времена. Пренебрежение основами жизнеустройства Отечества в годы перестройки и реформаторства повлекло за собой ряд негативных процессов, таких как рост преступности, алкоголизм и наркомания молодежи, подростковый суицид, сотни тысяч беспризорных, брошенных детей и др. Назрела острая необходимость изменения к лучшему данной ситуации. Для решения насущных проблем, в том числе, таких как воспитание, развитие и обучение личности необходимо учитывать специфику российского общества. В этих условиях, весьма актуальным является изучение личности и ее добродетели в системе качествования общества России.
К сожалению, в настоящее время преобладают оторванные от жизни обществ, абстрактные рассуждения о таких явлениях как личность и добродетель. Понятия «личность» и «добродетель» раскрываются без учета типа общества, типа социальности, не принимается во внимание, что личность и добродетель неотделимы от общества, от его специфики. Следовательно, философское теоретизирование по поводу личности и добродетели должно строиться исходя из специфики общества. И поэтому, каждому типу общества соответствует определенный тип личности и определенный тип добродетели. В данном отношении актуализируется проблема качествования общества, т. е. пребывание общества в его традиционном жизнеутверждающем качестве, когда на передний план выходят или индивидуальные интересы, выгоды, эгоистические намерения и потребности личности, осуществление которых требует соответствующих свобод личности, или когда жизнеспособность общества оказывается в зависимости от уровня совершенства общественных отношений. Личность должна быть адекватной характеру такой жизнеспособности. Следовательно, личность каждого типа по-своему специфически самореализуется в добродетели. Свободная личность самореализуется в свободной добродетели, поэтому свободная добродетель - это способ существования свободной личности, а совершенная личность самореализуется в совершенной добродетели и поэтому совершенная добродетель - это способ существования совершенной личности.
Вместе с тем, очевидно, что многие исследователи, увлекшись абстрактным, оторванным от жизни теоретизированием личности оставили без внимания то обстоятельство, что усилиями ряда поколений исследователей в соответствии с диалектикой тождества и различия настойчиво проводится мысль о том, что общества различны. На Западе в соответствии с его приверженностью к традиционному умозрительному
теоретизированию адекватным считается теоретизирование общества как индивидуалистического общества. Поэтому идеологами католицизма и протестантства, западными светскими теоретиками провозглашается общество свободных людей, общество потребления, приоритеты свободной личности и свободной добродетели.
В России же с древних времен и вплоть до философов «серебряного века», а отчасти и советских философов разрабатывались идеи общинности, соборности и коллективизма. В жизнедеятельности коллективистского общества, с которым издревле идентифицировала себя Россия, актуализировались идеи совершенной личности и совершенной добродетели.
И, тем не менее, современное социально-философское теоретизирование России переживает своего рода моду теоретизирования жизни общества в заимствованных стандартах изучения западного индивидуалистического общества и поэтому многими российскими политиками навязываются сознательно или несознательно идеалы чуждой нашей стране социальности. Перспективы развития мирового сообщества рассматриваются Западом главным образом как перспективы народов адекватного познания самих себя, изучения и использования своего собственного исторического и социального опыта, познание своего собственного миропонимания, мироощущения и т. д.
Как должно жить наше Отечество? Или по принципам верховенства духовной власти над властью светской или по принципам верховенства светской власти над властью духовной (можно все, если оно не запрещено законом). Тогда как Россия всегда самоутверждалась согласно стандартам гармонии, симфонии духовной и светской властей.
Социально философский анализ личности актуализирует различие
особенностей общественной жизни коллективистского и
индивидуалистического типов общества и специфику личности и ее
добродетели применительно к каждому из них. В данном исследовании
дается обоснование различения свободной личности, свободной
добродетели и совершенной личности, совершенной добродетели в
соответствии с типом общества и системой философского
теоретизирования. Поэтому есть основания полагать, что добродетель как способ существования личности неотделима от общества, и характер личности, и характер ее добродетели специфизируются обществом. А потому перспективы российского общества - это перспективы совершенствования общественных отношений, самосовершенствования личности и наиболее полная реализация совершенства личности в совершенной добродетели.
Степень разработанности темы. Изучением таких явлений как личность и добродетель, выявлением их специфических особенностей занимались многие исследователи.
Методологический базис исследования понятия личности представлен в работах западных исследователей М. Цицерона, С. Боэция, Фомы Аквинского, Т. Гоббса. Д. Юма, И. Г. Фихте, Г. Гегеля, К. Маркса, К. Ясперса, X. Ортега-и-Гассета и др., а также в работах византийских и отечественных философов Иоанна Дамаскина, Григория Богослова, Симеона Полоцкого, К. Д. Кавелина, В. Н. Лосского, А. Ф. Лосева, Н. М. Чуринова и др.
Изучение понятия свободного человека, свободной личности, представлено в работах Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Ч. Беккариа, Д. С. Милля, Г. Спенсера, Э. Фаге, Л. Гобхауса, Г. Д. Руджеро, Д. Дьюи, Ф. фон Хайека, И. Берлина, М. Сэндела и др.
Теоретическим осмыслением понятий совершенства человека, совершенной личности занимались Сократ, Платон, Аристотель, Климент Александрийский, Григорий Нисский, Прокл, Иларион Киевский, Иоанн Грешный, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Иван Грозный, Авраамий Палицин, Юрий Крижанич, Феофан Прокопович, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, И. В. Киреевский, И. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский, В. И. Несмелов, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, Г. В. Флоровский, Н. Н. Алексеев и др.
В рамках исследования понятия добродетели было обозначено два направления: исследование совершенной добродетели, которая представлена в трудах Аристотеля, Ефрема Сирианина, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, В. Н. Лосского, Н. М. Чуринова и др.; исследование свободной добродетели, которая представлена в работах И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и др.
Работами, в которых намечен анализ добродетели свободной личности, являются труды Г. Лейбница, А. Шефтсбери. Б. Мандевиля, П. А. Гольбаха, И. Канта, Ч. Беккариа, Л. Фейербаха, Р. Дворкина, Дж. Ролза, А. МакИнтайра и др.
Анализ добродетели совершенного человека, совершенной личности намечен в трудах Антония Великого, Аввы Исайи, Диадоха Фотикийского, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Аввы Фалассия, Феодора Едесского, Серафима Саровского, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, К. С. Аксакова, К. Н. Леонтьева, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина и др.
И, тем не менее, понятия «личность» и «добродетель» изучены не достаточно полно, особенно в содержании, имеющем непосредственное отношение к качествованию основных типов общества. Поэтому явления
личность и добродетель требуют дополнительной философской рефлексии и методологического анализа.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является качествование общества и личности, предметом исследования является добродетель как способ существования личности.
Цели и задачи работы. Цель исследования заключается в изучении добродетели как способа существования личности. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
1) обосновать, что развитие понятия личность шло по двум основным
направлениям: качествование личности как свободной личности и
качествование личности как совершенной личности;
выявить, что качествование личности как свободной личности зависит от качествования общества и характерно для индивидуалистического типа общества;
выявить, что качествование личности как совершенной личности зависит от качествования общества и характерно для коллективистского типа общества;
обосновать, что понятие добродетели, развиваясь, прошло ряд этапов и наметилось два направления его развития: добродетель свободной личности и добродетель совершенной личности;
раскрыть специфику добродетели как добродетели свободной личности;
раскрыть специфику добродетели как добродетели совершенной личности.
Методология исследования. Методологической основой
диссертационного исследования являются диалектический и
метафизический философские методы и принципы познания. Решение
изучаемых проблем осуществляется на основе общенаучных
исследовательских подходов: системного, структурно-функционального, деятельностного, субстанционального, общенаучных методов: анализа, синтеза, методов логического и исторического и др., а также положений и выводов, содержащихся в трудах зарубежных и отечественных исследователей.
Новизна исследования и личный вклад автора:
- Выявлено, что современное западное философское теоретизирование явления личности восходит к анализу понятия «персона», согласно которому имеется в виду или идеальная сущность, или понятие, предназначенное для описания действительности. Установлено, что
современное отечественное философское теоретизирование личности в основном предполагает древнюю, уходящую ко временам византийских философов, традицию, согласно которой в этих целях использовалось понятие «ипостась» как характеристика существования сущности прообраза.
Показано, что анализ понятий «персона» и «ипостась» происходил вместе с формированием соответственно, определений метафизической и диалектической методологий, а также - теории познания как теории репрезентации и теории познания как теории отражения. Показано, что понятиями «персона» и «ипостась» было намечено изучение двух основных типов качествования личности: как свободной личности и как совершенной личности.
Показано, что качествование и жизнеспособность индивидуалистического общества обеспечивается активностью свободных личностей, преследующих индивидуальные интересы, выгоды, эгоистические намерения и т.д.; выявлено, что в своей жизнедеятельности свободная личность руководствуется из всех социальных норм главным образом и в первую очередь, нормами права, полагая, что исполнение других социальных норм является личным делом каждого.
- Установлено, что целью жизнедеятельности свободной личности,
действующей по принципу «можно все, что не запрещено законом»
является максимально возможное удовлетворение своих потребностей,
вытесняя из данной среды потребления своих конкурентов. Показано, что
жизнедеятельность свободной личности в рамках установленных для нее
свобод в индивидуалистическом обществе предполагает наличие
суперсвободных личностей-законодателей, т.е. элиты, устанавливающей
меры и степени ее свободы.
- Показано, что качествование и жизнеспособность
коллективистского общества обеспечивается процессом самореализации
совершенной личности, направленного на усовершенствование
общественных отношений. Выявлено, что в процессе своей самореализации
совершенная личность руководствуется совокупностью социальных норм,
исполнение которых обеспечивает самоутверждение коллективистского
общества.
Установлено, что целью жизнедеятельности совершенной личности является необходимость антиэнтропийного процесса, определяющего формирование более совершенных общественных отношений. Показано, что самореализация совершенных личностей влечет за собой формирование социального авангарда, способного возглавить общество на пути социального прогресса.
Показано, что по своему характеру добродетель соответствует определенному типу личности: добродетель свободной личности и добродетель совершенной личности. Вектор развития явления добродетели
детерминируется качествованием обществ, а потому имеют место и различимы добродетель совершенная (коллективистское общество) и добродетель свободная (индивидуалистическое общество).
- Показано, что добродетель свободная выступает как
определенная степень свободы свободной личности, в которой личность
находит возможным быть или не быть добродетельной в зависимости от тех
или иных задаваемых ее волей предпочтений, права выбора и т.д.
Добродетель совершенная выступает как определенная форма
самореализации совершенной личности, направленная на обеспечение
отрицательного вклада в социальную энтропию.
Показано что добродетель свободной личности характеризуется понятием «добродетель свободная», входящим в общий тезаурус метафизической методологии. Выявлено, что добродетель свободная в качестве одной из степеней свободы свободной личности, выступает как средство удовлетворения тех или иных потребностей личности (политических, социальных, экономических, духовных).
Установлено, что в системе неореалистской традиции -понятие «свободная добродетель» предстает, прежде всего, как абстракция, подлежащая восполнению в ходе практической деятельности свободной личности, действительности, существенной в рамках социальных норм духовной власти; в системе неономиналистской традиции понятие «свободная добродетель» предназначено для описания деятельностных устремлений свободной личности, действительности, существенной в рамках социальных норм светской власти и индивидуалистического способа производства общественной жизни.
Доказано, что в той мере, в которой понятие «совершенная добродетель» является характеристикой добродетели совершенной личности, данное понятие входит в общий тезаурус диалектической методологии. Показано, что понятие «совершенная добродетель» раскрывается как характеристика определенного типа антиэнтропийного процесса, обеспечивающего отрицательный вклад в социальную энтропию.
Установлено, что совершенная добродетель осуществляется в условиях действия социальных институтов жизнеутверждения коллективистского общества и находящихся под их контролем исполнения социальных норм. Установлено, что добродетель совершенной личности способствует наиболее полному раскрытию совершенства личности в условиях коллективистского способа производства общественной жизни.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Полученные в диссертационной работе результаты продуктивны для дальнейшего теоретического изучения явления личности и ее добродетели в системе качествования общества. Материалы и выводы
диссертации могут использоваться при подготовке реферативных и библиографических трудов в области социальной философии, при составлении учебных пособий, а так же в курсах лекций по социальной философии, политологии и социальной психологии.
Апробация работы. Основные идеи и положения диссертационного исследования были изложены в публикациях автора на международных, всероссийских, межрегиональных и республиканских научно-практических конференциях. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.
Структура диссертации. Структура работы определяется целью работы, последовательностью решения поставленных задач и состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, заключения и библиографического списка.