Введение к работе
Актуальность исследования. Феномен деятельносги принадлежит к числу основополагающих явлений человеческого бытия, подчеркивает ею мноюмерность и вместе с тем выступает его общим онтологическим основанием Предшествующие столетия в истории общества предаают эпохой, когда деятельность «строилась» без учет самореализации и самоактуализации человека Трансформационные процессы в современном мире, глубина и систематичность которых не знают подобных примеров в историческом прошлом, необходимым образом вновь вводят в орбиту философского анализа деятельностный сюжет человеческой субъективности Предметность и социальность деятельности продуктивно воспроизводится юлько при наличии самореализации человека Социальность действия дополняет поведенческую деятельность, ее мотивационную сферу, а понятие предметной самореализации дополняет понятие груда Эволюция понятия «деятельность» - это движение от упрощенных схем к многообразию <е форм на основе гибкой рациональности коммуникативного дейи вия и социального конструирования реальности
Глобализация деятельности, проблемы становления информационною общества вызывают особый интерес, представляют широкое пространство для новых исследований Под воздействием информационной революции происходит кардинальная модернизация всех сфер жизнедеятельности общества, изменяется система ценностей человека, трансформируются социальные отношения Постепенно обретает силу социальная общность, в которую входят работники, получившие современное образование и занятые в различных сферах управления, в высокотехнологичных секторах информационной деятельности Возрастает роль интеллектуалов как носителей профессиональных знаний, которые превращаются в основную социальную ценность, «дают власть высочайшего качества»' Социальные отношения все в большей мере детерминируются профессиональными компетенциями, статус которых становится решающим фактором модернизации общества
Совокупность этих метаморфоз переводит вектор теоретического
поиска из сферы конкретно-дисциплинарных дискурсов в область
социальной философии Однако, данный поиск наталкивается на
неизбежные противоречия мировоззренческий контекст
постсовременности, открыто выражающий свой скепсис по отношению к приоритетам традиционных социально-конструктивистских проектов идеократического типа, делает обращение к феномену деятельности весьма неоднозначным, особенно в перспективе гибкой рациональности диагностирования и идентификации нового типа социальности Эти
' Гоффлер О Meілморфозьі власти М , 2003 С 575
коллизии сообщают данному предметному полю рефлексии весьма существенные методологические трудности, связанные с установлением парадигмальной автономности социально-философского анализа динамики деятельности и имманентных ей в новейшее время концептов комплементарного взаимодействия и самореализации человека Сами эти концепты, при помощи которых обсуждается шциально-деятельнопная сфера, меняются, приобретая иные смыслы, тесно связанные с реальными общественными трансформациями и модернизациями общества
Поэтому так важно обратиться к области социальной методологии и дискурса, отражающих социокультурную динамику и современные деятельностью изменения в развитии человека и глобализирующегося общества
Степень научной разработанное! и проблемы.
Методологические трудности, связанные с полисемантичностыо понятия деятельности и девальвацией ее онтологического сгатуса в рамках современных междисциплинарных дискурсов на стыке экономики, социологии, психологии, естественной антропологии и др в значительной мере определяют состояние научной разработанности проблемы На сегодняшний день имеется широкий спектр библиографии, в разных ракурсах представляющей феномен деятельности, ее историческую динамику, фиксирующей ее структурные и функциональные аспекты, а также взаимосвязь с такими понятиями как «практика», «труд», «производство», «общение», «познание», «информационная культура» и т д С другой стороны, горизонтальный охват параметров деятельности практически не учитывает вертикальную фундированность как самого этою феномена в онтологии социальной реальности, так и инкорпорированность антропологического измерения социокультурной эволюции в деягельностной координации, - всего того, что требует специализированной социально-философской экспертизы Ее основанием выступают две мощные исследовательские традиции, обладающие солидным опосредствованием в классической метафизике, во-первых, и в современных социально-гуманитарных дисциплинах, во-вторых Речь идет о цивилизационной и линейно-формационной моделях общественного развития
Исходя из этого можно констатировать, что теоретические предпосылки анализа динамики деятельности и ее трансформации в современных условиях содержатся в работах таких новоевропейских мыслителей как Д Вико, который в эпоху Просвещения выдвинул идею объективного характера исторического процесса (теория исторического кругооборота), в котором деятельность людей является решающей, а общество - результат их деятельности, развивающееся циклично по восходящей спирали 1) анархия и дикость, 2) порядок и цивилизация, 3) упадок и возврат к новому варварству, Г В Ф Гегель, которому
принадлежит заслуга первой систематической разработки категорий «деятельность» и «труд» («Феноменология духа»), а также анализ роли деятельности п истооическом развитии социума («Философия истории») Мгнерилпьнан кулыура, цивилизация - формы воплощения силы духа (мышления как всеобщей формы деятельности) Кроме того, значение геї елевской сипемы состоит и в гом, что к нему в равной мере апеллируют представители и цивилизационного (парадигма «Запад -Восток») и формлционного (идея прогресса) подходов К Маркс обосновал идею формационного подхода к периодизации всемирной истории, суть которою - диалектическое единство уровня развития производительных сил и содержания производственных отношений (прежде всею форм собственности)
Л Фергюссон в книге «Опыт истории гражданского общества» выделил гри этапа развития общества дикость, варварство и цивилизация. Основой згой периодизации являются формы деятелыюеш и собственности Л Морган в работе «Древнее общество» придерживался этой же периодизации, разделив каждую на три ступени, взяв за основу проїросса факторы материальной и духовной культуры, определяемые деятельностью Ф Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» обобщил и конкретизировал выводы Моргана, охарактеризовав дикость присваивающим хозяйством, варварство и цивилизацию - производящим обществом, в котором труд играет основополаїающую роль
Сущность деятельности и ее взаимосвязь с базовыми параметрами социоэволюции стали предметом классических социально-философских исследований в XX столетии. П. Сорокин представил динамику общественного развития на основе системы ценностей, выделив три типа социокультур (цивилизаций) идеоциоиальную (духовные ценности), чувственную (материальные ценности) и идеалистическую (синтез двух предыдущих) Согласно Д Беллу, взявшему за основу уровень технической оснащенности труда, общественное развитие проходит доиндусгриальную, индустриальную и постиндустриальную стадии, в которых господствует соответственно сельскохозяйственный, промышленный и информационный труд Подобные взгляды затем разделяли и развивали 3 Бжезинский, Е Масуда, У Ростоу, А Тоффлер, А Турен и др Справедливости ради следует отметить, что анализ мировой истории как цивилизационной динамики у современных философов, социологов, экономистов становится все более актуальным, по сравнению с формационным В изучение данной междисциплинарной проблемы огромный вклад внесли іакие авторы как Р Айрис, Г Беккер, М Вебер, Дж П Грант, У Дайзард, А Димер, Э Дюркгейм, Г Зиммель, Г Кан, Р Коэн, Дж Мартин, А Маршалл, Л Мэмфорд, Дж П Мердок, X Сколимовски, А Смит, Т Стоуньер, Ж М Ферри, А Этциони и др
Рассмотрение деятельности в качестве фундамента цивилизационного развития присуще так называемой исторической школе «Анналов» (М Блок, Ф Бродель, Л Февр и др )
Разработка концепта деятельности как методологического принципа объяснения социальною бытия и бытия человека была начата в 60-70-х годах XX столетия Г С Батищевым, О Г Дробницким, Э В Ильенковым, Ю Р Тищенко, Н Н Трубниковым, Э Г Юдиным и др
Существенное значение имела классическая философская традиция, определившая конструкт рассмотрения деятельности через призму субъектно-объектного отношения Однако в современных условиях социальные функции деятельности должны быть расширены субъектно-субъектными отношениями, коммуникативными действиями, самореализацией человека, его самоактуализацией, социальным действием и созиданием социальности, его предметности и субъективных форм духовного воспроизводства
В отечественной науке активно разрабатывался экономический подход к проблеме труда, отражающий вопросы его характера, содержания, разделения, организации, производительности и тд (ВС Автономов, А А Богданов, П Г Ьунич, Б М Генкин, М В Демин, П Козловски, Б Н Коротюк, Н.С Новоселов, А Г Шмелев и др ) Социально-философский подход раскрывает диалектику труда в общей структуре деятельности, его противоречивость, рассмотренный в работах М В Демина, В Е Золотухина, В Ф Овчинникова, Е Я Режабека, Т Ярошевского и др Следует отметить, что феномену деятельности на уровне анализа онтологии культуры уделялось самое пристальное внимание в рамках деятельностного подхода в культурологии, философии и социологии культуры (Г С Батищев, С И Голенков, А Ф Грязнов, В Е Давидович, Г В Драч, Б С Ерасов, Ю А Жданов, Э В Ильенков, 3 М Какабадзе, М С Каган, Л Н Коган, Э С Маркарян, К Р Мегрелидзе, В М Межуев, Л Л Челидзе и др )
Трансформация деятельности в контексте становления и развития информационного общества исследуется в трудах таких современных зарубежных авторов как Э. Дайсон, Д Макгрегор, М Маклюэн, М Кастельс, Дж Томсон, А Турен, Ф Фукуяма и др
Социально-философские и культурные аспекты изменения деятельности в условиях информатизации анализируют в своих работах российские ученые Р Ф Абдеев, А С Барулин, В Л Иноземцев, И А Негодаев, Б В Марков, Н Н Моисеев, О Д Симоненко, В В Стелин, Ю В Яковец и др Проблемы развития процессов информатизации общества раскрыты в трудах Н. Винера, И А Негодаева, В Г. Горохова, А И Ракитова и др Вопросам коммуникации и ее значения в динамике профессиональной структуры современного общества посвящены работы Б М Маркова, А М Розова, Г Г Поченцова и др
Анализ философской, культурологической, социологической, экономической литературы и заложенные в ней методологические основы позволили осуществить комплексный подход к исследованию проблемы динамики деятельности как фактора эволюции общества, его ірансформации и модернизации.
Объектом исследования является деятельность как исторически изменяющийся социокультурный феномен
Предмет исследования - отражение динамики деятельности в парадигмальных и дискурсивных формах
Целью диссертационного исследования является выяснение изменения социально-философских дискурсов, связанных с философским предаавлением о деятельности как основе социального взаимодействия и коммуникативных связей
Реализация поставленной цели осуществляется решением следующих основных задач
-
Эксплицировать понятие деятельности как философского концепта, отражающего социальную динамику
-
Представить эвристические функции концепта деятельности в рамках цивилизационной парадигмы
-
Выявить биполярную природу концепта «деятельность - труд», отражающего линейно-формационную модель истории
-
Проанализировать фактор профессиональной дифференциации в индустриальном обществе в контексте рационализации деятельности человека
-
Показать изменение деятельностных дискурсов самореализации человека в интеграционной парадигме информационного общества
-
Проследить эволюционные факторы социально-профессиональной структуры в контексте гибкой рациональности как деятельностного феномена информационного общества
Теоретические и методологические основы
исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды классиков мировой философской и социальной мысли Г Гегеля, К Маркса, О Конта, Г Спенсера, М Вебера, Э Дюркгейма, П Сорокина, У Ростоу, А Тоффлера, Ф Броделя, А Турена и др, а так же опыт изучения феномена деятельности как фундаментального фактора культурной эволюции, представленный трудами В Е Давидовича, В Ж Келле, В Е Кемерова, М С Кагана, Н Н Моисеева, И А Негодаева, В Ф Овчинникова, А И Ракитова, В С Швырева, Т Ярошевского и др
Мы опирались также на методологические взгляды Э. Лакло и Ш Муфф, Н Фэркло, Потгера и Уэтерелла, Л Филлипс и М В Йоргенсена, посвятивших свои работы теории дискурса, и Э В Грабаровой, Я В Зубкова, В И Карасика, А В Олянич, О Г Прохвачевой, Г Г Слышкина, разрабатывающих идею концепта Научной основой анализа являются
положения теории социальных систем, социокультурный подход, единство логического и историческою В качество основных принципов и методов комплексного анализа проблемы применялись принципы диалектики, методы системно структурного, функционального, компаративистскою подходов, а также понятия, используемые синергетикой
Научная новизна исследования:
1 Эксплицировано понятие деятельности как философского концета в
контексте генезиса и современного состояния социальной динамики
2 Исследована компаративистская методология деяієльносіи и
обозначен в цивилизационном аспекте концепт «гибкая
рациональность деятельности»
-
Выявлена бинарная оппозиция концепта «деятельность - труд», выражающего динамику системы «характер - содержание - форма» труда, которая реализуется через «цель - средство - результат» деятельности
-
Обозначен фактор профессиональной дифференциации в контексте рационализации деятельности как основополагающий в индустриальном обществе
-
Показано значение концепта «профессиональная деятельность» как самореализация человека в интеграционной парадигме информационного общества
-
Представлена деятельность в форме профессии и квалификации, выражающих универсализацию и одновременно дифференциацию профессиональной идентичности человека и отражены факторы эволюции социально-профессиональной структуры в контексте гибкой рациональности как реального деягельностного феномена информационного общества
Основные положения диссертации, выносимые Hd защиту:
1 Феномен деятельности выражает базовое онтологическое измерение социальной реальности. В философской литературе, начиная с нового времени, с необходимостью присутствует концепт деятельности, выступающий как важнейшая типологическая характеристика той среды, в которой живет, действует, переживает и мыслит человек Деятельность непосредственно отражает динамику труда, общения и познания, оставаясь основополагающей в общем смысловом поле языковой коммуникации цивилизационного мышления новейшего времени Социально-философские контуры анализа динамики деятельности как фундаменіа цивилизационного развития корреспондируют феномен деятельности главным образом с конституированием и историческим развертыванием социальной реальности, процессами коммуникации между человеком и окружающим миром, универсальной мерой которой выступает информационный обмен Анализ структуры деятельности
позволяет іеорегически выделить физический, интеллектуальный, творческий и информационный процессы как саморазвивающиеся и находящиеся в компленарном взаимодействии
2 В истории философии сформировались две фундаментальные
стратегии осмысления сущности исторического процесса -
цивилизационный и формациопный подходы, в контексте которых
концепт деятелыюсти иозполяеі выявлять различные стороны реальных
социально-исторических явлений Цивилизация формируется, прежде
всего, как їлобализация, онтологически фундированная посредством
деятельности как специфического вида коммуникации, ее высшей
организации и имманентного ранжирования Основания цивилизации -
jro органическая система, которая формируется как результат
взаимодействия между структурами инстинктивных форм адаптации и
структурами кулыурно обусловленьых способов деятельности,
составляющих общеавенно-индивидуальную жизнь человека Деятельность
в ракурсе цивилизационной парадигмы, которая выделяет в ней
актуально-дифференцирующее начало, качественно
трансформируется происходит ее рационализация, отражающая сам способ полагания универсального сытуса социальной предметности Цивилизация строится на способности человека сооїносить и координировать свои собственные условия деягельности и общения с условиями жизнедеятельности друшх людей, осуществляющихся в различных пространсгвенно-временных параметрах Обращение к истории человечества с позиций цивилизационного подхода дает возможность выявить феномен рационализации деяіельнопи, определить концепт гибкой рациональности в теории обиіеп венного развития
3 При рассмотрении социальной эволюции с точки зрения формационного подхода определяется концет труда, в рамках которого можно проводить исследование различных периодов всемирной истории Данный концепт конкретизирует понятие деятельности, позволяя дифференцировать ее виды Всеобщей схемой динамики труда выступает противоречие «характер - содержание - форма» труда, диалектическое единство которого реализуется через «цель - средство -результат» деятельности, в результате разрешения которого осуществляется трансформация общественно-экономических процессов Форма груда отражаюег способ существования характера и содержания труда, осуществляет их синтез, разрешает противоречие между ними, является проявлением общественной природы труда, степени и уровней социальных различий между субъектами деятельности, социальными группами, общностями Деятельность субъекта груда, общения и познания необходимо понимать как процесс целенаправленной активности, определяемой системой «потребности - мотивы -ценностные ориентации»
4 Профессиональная структура общества - это конкретно
историческая совокупность людей в индустриальном обществе,
объединенных определенной профессиональной деятельностью на
основе разделения труда, развития знания, техники и технологии
производства Динамика профессионально-образовательной структуры
общества, рассмотренная через факторы производные от концептов
деятельности, осуществляется
-
по вертикали в пределах общественного труда - в масштабе общества, в пределах профессии - в организации, в пределах квалификации - на рабочем месте;
-
по горизонтали от труда к деятельносж - как общая динамика, к новой профессии - как единичная (индивидуальная), к новой квалификации - как особенная динамика Перемена труда (как потребность) и перемена профессиональной деятельности в контексте гибкой рациональности (как процесс) диктуется совокупностью объективных и субъективных факторов Формационная парадигма позволяет ввеаи в теоретический дискурс концепт «-профессиональная деятельность», который служит инструментом, выделяющим профессию как конструкт социальной мобильности и коммуникативного действия
5 XX век породил интегративную парадигму, включающую
элементы цивилизационного и формациочного подходов Она позволяет
понять новые социокультурные дифференциации на базе концепта
деятельности как целеполагания и целедосгижения, опофедованных
коммуникативными связями и ценностными ориентациями индивидов
Понятие информационного общества отражает как идею
рациональности, свойственную цивилизационной парадигме, так и идею
технико-технологического развития, лежащую в основе формационного
подхода Единство технологии и знания (рациональности) - это единство
черт, рассмотренных с разных точек зрения, как единство двух ведущих
парадигмальных концептов Анализ социальной реальности,
осуществленный с интегративных позиций, показывает, что в
информационном обществе деятельность предстает, прежде всего, в
форме профессии и квалификации человека как субъекта
самореализации При этом наблюдаются ярко выраженные
универсализация и одновременно дифференциация социальной
идентичное человека Они выступают основными факторами
социальной сегментации глобализирующегося и модернизирующегося
общества
6 Тезаурус социальной теории во многом представляет собой
разросшееся в рамках разных парадигм «смысловое древо» концепта
деятельности в контексте гибкой рациональности Динамику труда и
деятельности можно выразить триадой- «труд - трудовая деятельность -
деятельность», где ценностью труда является товар, трудовой
деятельности - услуга, деятельности - информация. Интеллектуальная
деятельность в утопиях информатизации общества превращается в основную потребпоаь современного общества Производительный труд трансформируется в трудовую деятельность, реализующуюся в сфере услуг (сервисное общество) «Информационное общество» - это цивилизация, в основе становления и развития которой лежит «социоинформлционная революция», коренным образом изменяющая на основе іибкой рациональности маїериальное и духовное развитие человека, а основной сферой деятельности становится «производство, распределение и потребление информации», формирование коммуникативной культуры человека как саморазвивающегося субъекта деяіельности
Нлучно-пракгическая значимость исследования.
Теоретические положения и выводы, сделанные в данной работе, могу г быгь использованы и научно-практических исследованиях по социальной философии, культурологи, экономике и социологии груда, психологии, педагогики и в других областях социально-гуманитарного знания
В практическом отношении результаты диссертационной работы моїут быть использованы о управленческой деятельности, применены для дальнейшей разработки проблемы динамики деятельности, социально-профетиональной дифференциации общества и в преподавании дисциплин гуманитарного, социально-экономического циклов, а также для разработки специальных курсов для студентов вузов
Апробация результатов исследования. Основные
положения и результаты диссертационного исследования
докладывались, обсуждались и представлялись на ежегодных научных конференциях Д[ ГУ, межвузовских научно-практических конференциях «Воспитательная работа в ВУЗах Традиции и современность» (г Новочеркасск, октябрь 2003), «Научные исследования экономических и правовых проблем современности» (г Ростов на-Дону, декабрь 2003), «Формирование компетентное гною подхода в подготовке специалистов на основе совершенствования образовательных технологий и развития социального партнерава» (г Азов, апрель 2005), па IV Всероссийской научно-практической конференции «Окружающая природная среда и экономическое образование и воспитание» (г Пенза, 2004), на 3-ей Международной научной конференции «Творческое наследие В И Вернадского и современность» (Украина, г Донецк, май 2003) По результатам исследования опубликовано 9 статей общим объемом 1,5 п л
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех тлав, шести параграфов, заключения, списка литературы, включающего 252 источника Общий объем диссертации - 163 страницы