Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценности и сущности журналистского произведения Сашенко Марина Викторовна

Ценности и сущности журналистского произведения
<
Ценности и сущности журналистского произведения Ценности и сущности журналистского произведения Ценности и сущности журналистского произведения Ценности и сущности журналистского произведения Ценности и сущности журналистского произведения Ценности и сущности журналистского произведения Ценности и сущности журналистского произведения Ценности и сущности журналистского произведения Ценности и сущности журналистского произведения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сашенко Марина Викторовна. Ценности и сущности журналистского произведения : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Красноярск, 2005 159 c. РГБ ОД, 61:05-9/548

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Журналистское произведение как ценность и как сущность 13

1. Понятие «журналистское произведение» 13

2. Журналистское произведение как ценность 39

3. Журналистское произведение как сущность 53

Глава 2. Ценностное и сущностное журналистское познание общественной жизни 76

1. Сферы общественной жизни как предмет журналистского познания 76

2. Ценностное журналистское познание общественной жизни 94

3. Сущностное журналистское познание общественной жизни 119

Заключение 141

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы исследования

В настоящее время отечественные исследователи активно обращаются
к изучению различных сторон журналистской деятельности и

журналистского творчества. Это вызвано тем, что современные российские средства массовой информации при всей исключительной значимости для жизни страны, тем не менее, нередко становятся проводниками негативных тенденций, связанных, прежде всего с коммерциализацией СМИ, что подтверждается выросшим к ним недоверием общества. Такая деятельность института журналистики в своей совокупности служит углублению социального кризиса в России, подчас обретающего черты надвигающейся национальной катастрофы. И в этом значении всестороннее изучение журналистского творчества и журналистского произведения, его ценностей и сущностей выступает как «дело принципа», как дело выведения журналистской деятельности на путь созидания, а не разрушения, на путь квалифицированного служения Отечеству.

Очевидно, что российская журналистика сегодня идёт по пути развития масс-медиа, характеризующемуся, прежде всего настроем на прагматизм, потребительство и «чувственную культуру», наслаждения и развлечения. При этом упускается из виду национальное наследие, труды отечественных мыслителей, в которых с исчерпывающей ясностью заложены основы развития национальной культуры, российской журналистики. Здесь издавна раскрывалась озабоченность не «свободой слова», а именно тем, «как слово наше отзовётся», и при таком условии оказывается необходимым «глаголом жечь сердца людей», доказывать, что «Бог - не в силе, а в правде» и т.д.

Поскольку результатом журналистского труда и творчества является журналистское произведение, постольку научный интерес имеет его методологическая основа. Отсутствие в отечественной и зарубежной литературе социально-философского анализа ценностей и сущностей

4 журналистского произведения с позиции диалектики и метафизики приводит к проблеме дезориентации в пространстве российских СМИ. Такое исследование открывает новые возможности понимания сути журналистского произведения, заключающегося, прежде всего в поиске эффективных решений насущных проблем общества и в формировании образа его желаемого будущего посредством адекватного отображения общественной жизни, основывающееся на диалектическом методе познания. Также становится возможной разработка необходимой методики журналистского творчества, опирающейся прежде всего на образное мышление журналиста, на синтез эстетики документализма и художественного отображения событий и процессов общественной жизни.

Исследование ценностей и сущностей журналистского произведения должно основываться на базе нескольких областей научного знания: социальной философии, теории журналистики, социологии массовых коммуникаций, социальной психологии, лингвистики и литературоведения, культурологии, фундаментирующих разные аспекты понимания журналистского произведения, его ценностей и сущностей.

Степень научной разработки темы

Сущности и ценности журналистского произведения традиционно раскрываются на основе философской методологии.

Ценности и сущности журналистского произведения раскрываются в различных исследованиях. Так, до конца 80-х годов В.М. Горохов, В.Д. Пельт, Д.Г. Бекасов, СМ. Гуревич, М.С. Черепахов, В.И. Здоровега и другие теоретики советской печати ценность журналистского произведения связывали с необходимостью практического решения задач агитации, пропаганды и организации масс, т.е. с «полезностью». Сущность журналистского произведения должна была проявляться в системе принципов, которыми руководствовался журналист: идейность, партийность,

5 научность, народность. Само содержание журналистики определялось её партийным назначением и прямо соотносилось с проблемой формы.

Взгляды современные учёных на ценности и сущности журналистского произведения строятся на той или иной стороне природы журналистского творчества. Е.П. Прохоров, В.В. Ворошилов исходят из массово-информационной его природы; С.Г. Корконосенко, Б.Я. Мисонжников, В.И. Юганов, Т.И. Краснова - из социально-коммуникативной; Л.М. Майданова, Л.Г. Кайда - из социально-литературной; Е.И. Пронин, Г.В. Лазутина - из духовно-практической и т.д.

Исследование ценностей ведётся в различных направлениях: согласно одному из них источник ценностей заключается в биопсихических потребностях человека. Ч.Пирс и Дж.Дьюри систематизировали ценности с точки зрения уровня «полезности». Исследователи Баденской школы неокантианства (В.Виндельбанд и Г.Риккерт) полагали, что ценность — это идеальное бытие нормы, не соотносимое с эмпирическим сознанием. Отечественную теорию ценностей разрабатывали А.К. Абишева, С.Ф. Анисимов, B.C. Бакиров, П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов, М.Н. Громов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.В. Кортава, Н.И. Лапин, Д.А. Леонтьев, Н.С. Розов, Э.В. Соколов, Н.З Чавчавадзе, В.П. Тугаринов, В.К. Шохин, Ю.А. Шрайдер и др.

Важнейшей категорией исследования является «журналистский образ». В разработку журналистского образа и образных ресурсов журналистики внесли вклад современные исследователи СР. Вартазарян, П.С. Гуревич, М.Н. Ким, И.Ф. Волкова, М.С. Кашафутдинов, Н.С. Кожурова, А.В. Николаев, Н.В. Старых, Н.Н. Щудря, Я.И. Явчуновский и др. В основном исследователи исходят из того, что природа журналистского творчества синкретична: в нём используются методы научного (логико-рационального) и художественного (образно-эмоционального) познания общественной жизни, а журналистский образ раскрывается в отношении его субъективного или объективного содержания.

Ряд исследователей полагает, что журналистский образ является лишь «элементом» журналистского произведения, «художественно-выразительным средством». Другое более содержательное обоснование журналистского образа содержится в работах Ю.П. Буданцева, Е.И. Пронина, М.И. Стюфляевой, Г.В. Лазутиной и др. Например, Ю.П. Буданцев прямо связывает журналистский образ со способом выражения сущностных свойств и качеств предмета, изучаемого журналистом. Е.И. Пронин раскрывает в журналистском образе диалектическое слияние «факта и идеала», в процессе которого он (журналистский образ) предстаёт как «наглядное обобщение, сращивающее в единое образное представление факт и идеал». По его мнению, значение журналистского образа «шире отдельного случая и распространяется на все ситуации социального поведения вплоть до самопознания и самооценки». Именно порождением журналистского образа, указывает Е.И. Пронин, увенчивается взаимодействие всех выразительных средств журналистики, в результате чего журналистское произведение предстаёт как целостное единство. Г.В. Лазутина определяет журналистский образ как «квинтэссенцию социального смысла журналистского произведения». На наш взгляд, последняя формулировка требуют существенного уточнения.

Исследование сущностей журналистского произведения,

существующих в журналистском произведении, основывается на трудах византийских и древнерусских философов Иоанна Дамаскина, Иосифа Волоцкого, Зиновия Отенского, Феодора Студита, Максима Исповедника, Григория Паламы, Григория Нисского и др., которые обозначили объективистский подход к изучению образа, определив его как существование сущности прообраза, что позволило диссертанту изучить журналистский образ в категориях сущности и существования, обоснованных методологией диалектики.

И тем не менее, проблема ценностей и сущностей журналистского произведения остаётся фактически ещё малоизученной. Ценностный и

7 сущностный исследовательские подходы применительно к изучению журналистского произведения остаются практически не востребованными, хотя прагматике журналистского творчества уделяется повышенное внимание.

Такие позиции позволяют определить самостоятельное диалектическое бытие журналистского произведения и выйти за рамки имеющихся представлений о ценностях и сущностях журналистского произведения, реализация которых в современных работах в основном связывается с прагматическим значением и которые, как правило, выражаются семиотическими средствами.

Объектом диссертационного исследования является журналистское произведение.

Предметом исследования выступают ценности и сущности журналистского произведения.

Цель диссертации - исследование ценностей и сущностей журналистского произведения. В соответствии с указанной целью определяются задачи исследования:

  1. проанализировать понятие журналистского произведения;

  2. проанализировать журналистское произведение как ценность;

  3. проанализировать журналистское произведение как сущность;

  4. выявить предмет, методы, формы журналистского познания и ход журналистского познавательного процесса;

  5. изучить ценностное журналистское познание общественной жизни как соответствующее метафизическому методу;

  6. раскрыть сущностное журналистское познание общественной жизни как соответствующее диалектическому методу; исследовать журналистские образы как существования сущности прообразов журналистского произведения.

8 Методология исследования

Методологическими основами диссертационного исследования являются диалектический и метафизический методы, базовые принципы диалектики, общенаучные методы (анализ, синтез, дедукция, индукция и т.д.), общенаучные исследовательские подходы: деятельностный, информационный, ценностный, сущностный и др.

Диссертант руководствовался положениями и выводами по исследуемой теме, содержащимися в исследованиях теоретиков византийской и русской философии, российских и зарубежных, разработками в области теории журналистики, лингвистики, психологии и эстетики.

Новизна исследования:

  1. Выявлено, что журналистское произведение как результат познавательной деятельности журналиста предполагает его определённые качества: ценности и сущности. С одной стороны, журналистское произведение создаётся в системе действующих актуальных ценностей, в нём воспроизводится комплекс социально-значимых ценностей, подлежащих укоренению их в обществе. При этом журналистское произведение выступает как репрезентация предметов познания общественной жизни. С другой стороны, журналистское произведение особым образом отражает совокупность глубинных связей и отношений, существенных свойств и качеств предмета, изучаемого журналистом. В этом случае, итогом познания журналиста является раскрытие сущностей предметов общественной жизни.

  2. Показано, что предметами познания журналиста являются различные сферы общественной жизни (экономическая, политическая, социальная, духовная), в каждой из которых реализуются определённые возможности разрешения социальных противоречий. В этом значении предмет журналистского познания предполагает специализацию журналистов, которые призваны профессионально и квалифицированно освещать различные стороны самореализации этих сфер в экономике,

9 политике, социальной или духовной сферах. В зависимости от того, как разворачивается журналистское произведение (как репрезентация действительности или как раскрытие её образа) предполагается два типа освещения предмета журналистского познания: ценностное освещение общественной жизни и сущностное освещение общественной жизни.

3) Доказано, что журналистское произведение в качестве предмета ценностного анализа раскрывает совокупность защищаемых им ценностей. При этом одновременно ценность журналистского произведения определяется задачами реализации социальных технологий и интересами социальных групп или личности, контролирующих работу средства массовой информации. Журналистское произведение как ценность предстаёт некоторым «знаковым образованием», творческим конструктом, в котором фактологическая (документальная) основа события смещена в сторону его интерпретаций, допускающих манипуляции, искажение, реализацию двойных стандартов и т.д. Журналистское произведение как ценность характеризует потребительское отношение к действительности, что выражается в тенденциях коммерциализации и рекламизации и как следствие

- ростом в обществе недоверия к СМИ.

4) Доказано, что журналистское произведение в качестве предмета сущностного познания предполагает совокупность, многообразие сущностей

- образов действительности, каждый из которых в тоже время выступает как
существование сущности прообраза. При этом журналистский образ,
возникнув, нередко начинает «жить» в сознании общества относительно
независимо от журналистского произведения после его публикации. В свою
очередь, журналистский образ в другом отношении выступает также как
прообраз, и следовательно, предполагает отрицание отрицания прообраза.
Одновременно журналистское произведение само выступает как
существование сущности познаваемой журналистом действительности во
всём её богатстве и многогранности, и следовательно, как образ оно
неотделимо от своего прообраза.

  1. Установлено, что журналистский образ имеет документальную и художественную основу, создаётся на основе богатства национальной и мировой культуры. Образные ресурсы журналистики являются способами сущностного журналистского познания общественной жизни. Ценностное журналистское познание общественной жизни обусловлено особым статусом познавательной деятельности журналиста, специфическими формами, методами и ходом журналистского познавательного процесса.

  2. Установлено, что в зависимости от характера доминирующих в обществе отношений оказывается предпочтительным, актуализируется или ценностный, или сущностный исследовательский подход в процессе журналистского познания. В зависимости от характера журналистского познания (ценностного или сущностного) в обществе формируется соответствующее качество общественного мнения. Соответственно, ценностный анализ общественной жизни предполагает свободу слова, независимость слова от содержания предмета журналистского познания, а сущностный анализ общественной жизни предполагает неотделимость образа от прообраза как предмета журналистского познания, и в этом значении актуализируется совершенство слова.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования заключается в том, что оно создаёт принципиально новую базу для понимания ценностей и сущностей журналистского произведения, определяющих качество формируемого общественного мнения, а его результаты намечают дальнейшие перспективы социально-философского исследования проблем журналистского творчества и журналистского произведения. Выводы и положения диссертации могут быть использованы в разработке спецкурсов для преподавания специальных журналистских дисциплин в системе высшего образования.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования раскрывают новые стороны методологической базы для создания журналистских произведений, что является значимым как для студентов, так и для практикующих журналистов.

Апробация работы

Основные положения исследования излагались диссертантом в докладах на краевых, межвузовских научных и межрегиональных научно-практических конференциях. Главные идеи и результаты диссертации опубликованы в ряде научных и научно-методических публикаций, представлены в лекционных курсах в Красноярском государственном университете в рамках преподаваемых диссертантом дисциплин: «Теория и практика СМИ», «Основы творческой деятельности журналиста», «Актуальные проблемы современной журналистики».

Положения и результаты диссертационной работы излагались на заседании кафедры социологии и на научных семинарах кафедры журналистики Красноярского госуниверситета. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева.

Основные положения диссертации опубликованы в научных работах:

  1. Сашенко М.В. Диалектика журналистского образа II Мы — в журналистике, журналистика - в нас: Сборник научных и публицистических статей / Под ред. З.И. Палиевой, А.В. Скобелиной. - Красноярск: РИО КрасГУ, 2005.-С. 53-63.

  2. Сашенко М.В. Подходы неклассической науки к преодолению кризиса в современной журналистике II Вестник Красноярского государственного университета: Сборник научных трудов: Философия. - Красноярск: Изд-во ЮГУ, 2001.- №1.- С.19-22.

  1. Сашенко М.В. Православная модель журналистики как проявление антикатастрофного сознания современного общества II Пятые Рождественские Образовательные Чтения в Красноярске: Сборник материалов. Изд-во епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации. - Красноярск, 2004. - С. 140-143.

  2. Сашенко М.В. Российские СМИ как фактор ценностных ориентации современной молодёжи II Сибирь в XXI веке: альтернативы и прогнозы развития: Материалы научно-теоретической конференции, г. Красноярск. 4.2 / Красноярский государственный университет; отв. за вып. В.А. Сапожников. - Красноярск, 2003. - С. 122-126.

  1. Сашенко М.В. СМИ как светская церковь II История и теория. Научный журнал.- 2005. - № 6. (1 п.л.).

  2. Сашенко М.В. Современное состояние СМИ: итоги экспертного опроса журналистов г. Красноярска II Демократические процессы в Сибири: Опыт последнего десятилетия: Материалы научно-практической конференции / Под.ред. А.Г. Аникевича. - Красноярск: ИПЦ КГПУ, 2001. -С. 81-85.

  3. Сашенко М.В. Социологические методы в сущностном журналистском познании социальной действительности II Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии: Сборник материалов научной конференции студентов и молодых учёных, г. Красноярск, 22 апр.2005 г. / Красноярский государственный университет. -Красноярск, 2005. (0,2 п.л.).

8. Сашенко М.В. Социология массовых коммуникаций: подходы к анализу
деятельности СМИ II
Региональные социологические школы на пороге 21-го
века: Сборник материалов межрегиональной научно-теоретической
конференции. -М.: ООО «Волкон», 2001. - С. 115-118.

Понятие «журналистское произведение»

Журналистское произведение является конечным результатом познавательной и творческой деятельности журналиста. В общем виде это - информационный материал, созданный журналистом, обладающий специфическими выразительными средствами, предназначенный для передачи аудитории по печатным и электронным каналам СМИ и рассчитанный на произведение в ней определённых эффектов (от простого «узнавания новости» до «понимания» и «решимости действовать» [164, с.48]. Журналистское произведение - явление социальной практики, поскольку имеет тесную связь с общественной жизнью, оказывает на жизнь общества и личности значительное влияние. В этой связи философское исследование методологических основ создания журналистского произведения оказывается очень важным.

Журналистское произведение как ценность и как сущность создаётся в процессе журналистского творчества, поэтому важно установить определение журналистского творчества. Общепризнано, что специфика журналистского произведения обусловлена закономерностями журналистики как особого вида творчества, связанного, с одной стороны, с общественной жизнью, с другой, с литературными (и иными) способами реализации результатов творчества, устанавливающего зависимость между формой и содержанием произведения, между его функциями, принципами и предметом познания журналиста.

Исследования явления журналистского творчества и его результатов, как и всей сферы функционирования современных СМИ и СМК, их влияния на личность и на общество в целом сегодня очень актуальны и ведутся довольно широко. Собственно проблемами журналистского мастерства и спецификой журналистского произведения занимаются В.Г.Бухарцев, Л.Г.Кайда, Б.Я.Мисонжников, Л.Е.Кройчик, Г.В.Лазутина, А.А.Тертычный, Л.М.Майданова, М.С.Черепахов, В.Ф.Олешко, М.И. Шостак, В.М. Горохов, М.Н. Ким и другие исследователи.

Эти исследования ведутся, в основном, в русле выработки методики выражения идейного содержания произведений, технологического улучшения их создания во всех жанровых разновидностях, психологических механизмов эффективного внутритекстового воздействия на аудиторию. Научный поиск происходит прежде всего на основе категорий содержания и формы.

Специфика журналистского творчества выводится из определения его природы. Е.И.Прохоров считает, что журналистское творчество имеет прежде всего массово-информационную природу [151], В.Ф.Олешко -массово-коммуникативную [137], Е.И.Пронин - духовно-практическую [149]. На наш взгляд, журналистское творчество относится к духовной сфере общественной жизни и выражается в стремлении журналиста отобразить литературными (и иными) средствами явления общественной жизнь. Определяемая как массово-информационная или массово-коммуникативная природа журналистского творчества направлена, прежде всего, на реализацию технологий журналистского труда. Близкая к нашему пониманию мысль о духовно-практической природе журналистского творчества, тем не менее, делает упор на практической (утилитарной) значимости этого вида творчества.

С одной стороны, мы считаем не вполне убедительным отождествление журналистского творчества ' с журналистской деятельностью, когда понятие «журналистское творчество» замещается понятием «массово-коммуникационное творчество» [137, с. 17], которое имеет собственные мотивы, цели, функции и результаты. На наш взгляд, массово-коммуникационная деятельность журналистики - есть реализация совокупности технологий, в методологическом смысле противостоящая творчеству как деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Конечным результатом технологии производства является журналистский текст. В процессе же журналистского творчества рождается журналистское произведение. Так же как реализация совокупности технологий не тождественна процессу творчеству, так и журналистский текст не исчерпывает журналистское произведение. Текст - продукт технологии, журналистское произведение -результат творческого созидания.

С другой стороны, нам представляется утилитарным и узким понятие журналистского произведения как результата журналистского творчества, связанного с процессом создания «объективно или субъективно новых реальностей вещественно-энергетической или информационной природы» [100, с. 10]. Здесь журналистское творчество формулируется как «труд, направленный на создание существенно нового продукта, отвечающий материальным или духовным потребностям людей» [там же, с.17]. Во-первых, настораживает «новая реальность». А где же старая (первоначальная) и какая настоящая? Во-вторых, акцент на «удовлетворение потребностей» демонстрирует софистское представление.

Творчество - не есть технология и не есть труд в прямом смысле слова. Творчество есть «одухотворённое действие» (К.Маркс), в результате которого может выявляться сущность вещи. Мы разделяем мнение о том, что творчество, будучи высшей формой креативности, имманентно присущей всем уровням иерархии бытия, способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур.

С другой стороны, высокое назначение журналистского творчества, тесно связанного не только с актуальной социальной практикой, но и со всем историко-культурным процессом развития общества, состоит в совершенствовании общественных отношений, в формировании образа желаемого будущего для данного типа общества. Это требует большей социально-культурной включённости журналиста в свою работу, в процессе которой реализуются не только его профессиональные качества, навыки и умения, но и весь личностный потенциал, особенности образно-ассоциативного и научного мышления, обусловленные культурно-историческим опытом. Наконец, журналистское творчество - это процесс духовного производства, в котором сочетаются коллективное и индивидуальное начало, рациональные и внерациональные способы познания, научные (логико-понятийные) и художественные (образно-эмоциональные) методы освещения общественной жизни.

Журналистское произведение как сущность

Современные исследования журналистского произведения носят комплексный, междисциплинарный характер и опираются не только на категории содержания и формы, но и на категории сущности и явления. В данной работе изучение журналистского произведения производится в категориях сущности и существования.

В философских категориях сущности и явления отражается один из аспектов всеобщей связи. Действительно, в мире нет такой сущности, которая не обнаруживалась бы вовне, как нет и явления, которое не заключало бы в себе информацию о сущности. Сущность всегда скрыта за поверхностью явления, и чем глубже она лежит, тем труднее и длительнее оказывается её познание в теории, хотя такая возможность есть всегда.

Под сущностью понимается совокупность существенных связей и отношений объекта, совокупность существенных качеств и сторон, устойчивых при изменении состояний объекта под влиянием различных обстоятельств. Сущее как категория онтологии обозначает: совокупность многообразия проявлений бытия; любую вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию; онтологический абсолют. Например, в учениях В.С.Соловьёва и Н.А.Бердяева сущее употребляется как более адекватное обозначение абсолюта, чем понятие «бытие» (толкуемое как логическая абстракция, превращающая абсолют в идеальный объект). Считая, что категория «сущее» позволяет избежать объективации и отождествления высшего бытия с мыслью, эти учёные пытались представить абсолют как живое единство объективности и субъективности. Мы признаём реальность объективной сущности вещей и её отражение в сознании. Сущность - это совокупность глубинных связей, существенных свойств и качеств вещи, внутреннее содержание вещи, субстанция. Под субстанцией (substantia - сущность, нечто, лежащее в основе) понимается объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства; материя в аспекте единства всех форм её движения; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

Поскольку сущность - это совокупность глубинных связей, существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего (внутреннее содержание вещи), а явление - это определённые события, свойства, процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму самореализации сущности, то кроме того, сущность (эссенция) должна раскрывать своё собственное существование (экзистенцию), характеризующее определённость опосредствованности сущности, благодаря которой существование предстаёт существованием сущности объекта, и существование выступает как опосредствованное сущности объекта.

Как же выявляется сущность и существование сущности объекта в журналистском произведении?

Диссертант настаивает на художественной самобытности журналистики (как вида творчества), однако учитывает, что журналистское творчество и художественная литература имеют некоторые общие методологические основы.

История российской журналистики начинается вместе с историей отечественной литературы. Так, древнейшее из известных нам «Слово о законе и благодати» (около середины XI в.) будущего митрополита Илариона было первым произведением, освещавшим «актуальные процессы», связанные с распространением слова Божия сначала в мире, затем на Руси и утверждения на ней. А жития святых - первые «портретные очерки» о людях, реально живших и заслуживших особых почестей за подвиги во имя Иисуса Христа. «Поучения Владимира Мономаха» - это послание мудрого государственного деятеля, боровшегося за единство Руси, своему народу. Особыми выразительными, как бы мы сейчас сказали, публицистическими средствами наполнены «Моление Даниила Заточника», а также «Слово Даниила Заточника» как обращение обедневших мелких феодалов, которые просят князя о милости, используя выразительные аллегории, остроумные присказки и пр. И «Слово о полку Игореве» - произведение, пронизанное идеей единения, преодоления княжеских междоусобиц во имя общерусских интересов, является событийным явлением не только отечественной истории и литературы, но и нашей журналистики (герои и события повести -подлинны) [141].

Важную роль в русской истории и культуре играло летописание, где документальное (например, погодные записи важнейших событий) тесно переплеталось с художественным (предания, поэтические легенды), самым значительным памятником которых, как известно, являются «Повесть временных лет» монаха Нестора и «Изборник 1076 года» монаха Иоанна Грешного. Образы людей и природы в летописях подлинны и документальны, но они же и в высшей степени художественные. Это свойство, кстати, зримо представлено в иконах, где реальное лицо - лик святого, где документальное более чем художественное. Это больше чем реальность, это сверхреальность. Историческая этимология определяет одно из понятий «образа» как «то же, что икона», а понятие «иконы» как «образ, изображение».

Такое славное начало нашей журналистки обязывает обратиться к философской и литературоведческой традициям понимания сущности журналистского произведения как результата словесного литературного творчества и как фактора социального творчества, в котором в одинаковой степени воплощается и эстетика документализма, и эстетика художественного осмысления действительности через публицистическую образность, под которой понимается «сложная и многозначная категория стилистики, имеющая различные интерпретации в связи с разными осмыслениями понятия и термина «образ» [97, с.377-379]. В.И.Даль определяет: «Образъ и образецъ — вещь подлинная, истотная, или снимок съ нея, точное подражание ей, вещь примерная, служащая мерилом, для оценки ей подобных» [42, с.613].

Сферы общественной жизни как предмет журналистского познания

Журналистское творчество, относясь к духовной сфере деятельности человека, прежде всего проявляется в самом процессе создания информационного продукта. В данном случае реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы познания общественной жизни в процессе взаимодействия с ней.

Способ журналистского познания изучен и представлен в литературе достаточно широко (Г.В.Лазутина, А.А.Тертычный, Е.П.Прохоров, Е.И.Пронин, В.М.Горохов, В.Г.Бухарцев и др.). Особенность его состоит в том, что журналист, включаясь в процесс познания общественной жизни, не просто изучает те или иные свойства или признаки объекта, а определённым образом воздействует на него, динамически воспроизводя в своём сознании все его сущностные характеристики.

Специфика журналистского познания заключается в том, что в ходе познания для него наиболее значимым является «чувственно-практический контакт с действительностью, исконная близость к эмпирическим формам человеческого опыта, к проявлениям практического обыденного сознания людей. Благодаря этой животворящей основе открывается возможность целостного постижения человеческого бытия» [213, с. 11]. Именно поэтому в ходе познания различных явлений общественной жизни журналисты ориентируются не только на соотнесение с социальным опытом, с социальными нормами, но и на всестороннее рассмотрение их с точки зрения общественного блага, наконец, на открытие новых тенденций в человеческих отношениях, в личностном . и общественном совершенствовании.

В поле зрения журналистского познания всегда находятся динамические процессы, происходящие в обществе, во всех его сферах. Отсюда проистекает нацеленность журналистов на изучение различных проблемных ситуаций, социальных противоречий, поиск ответов на решение сложных социально-экономических, нравственных и иных вопросов.

Специфика и особенность журналистского познания заключается и в том, что оно по своей природе носит синкретичный характер, основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения общественной жизни. Все эти методы представляют «систему приёмов познания явлений действительности, применяя которые журналист подходит к пониманию рассматриваемого явления в сущностных чертах и свойствах, раскрывает его природу, закономерные черты его функционирования и развития, связи и отношения с другими явлениями. На основе метода изучения журналист осмысливает явления в свете своего идеала (опорной идеи - прим. М.С.), вырабатывает предложения и рекомендации, пути и средства достижения желаемой цели» [35, с.9]. Однако здесь следует уточнить, что перечень этих методов не исчерпывает всех возможностей выработки нового знания. Если журналист находится в состоянии творческого поиска, то он может выйти за рамки уже упорядоченных знаний, представлений и мнений. Поэтому одни творческие задачи могут быть решены на уровне рациональной логики, другие - на уровне озарения.

Определение предмета познания журналиста также требует определённого уточнения. Предмет журналистского познания включает в себя явления из всех сфер жизнедеятельности общества: экономики, политики, религии, науки, искусства и т.д. Эти же сферы нередко называют объектом журналистики. Различая эти понятия, следует иметь в виду, что «предмет не есть вещь, существующая рядом с объектом». Содержание предмета указывает на определённый аспект внешнего объекта. Таковым «аспектом объекта» (предметом) журналистики в целом признаётся «современность в совокупности множества составляющих её социальных ситуаций», «актуальные общественные и природные события, явления, процессы, ситуации во всём богатстве их проявления, в многообразии взаимосвязей, прежде всего порождающих важные для общества в теоретическом и практическом отношении проблемы и конфликты, а так же личность человека » [171, с.4].

Однако такое определение предмета познания журналиста является довольно обобщённым. Мы согласны, что определяющим критерием предмета познания является «всё богатство его проявлений, состоящее из совокупности социальных ситуаций, многообразие его взаимосвязей». Следует всё же уточнить предмет, и прояснить - в каких сферах происходят эти «взаимосвязи».

В силу специфики профессии журналист находится перед необходимостью специализироваться на познании той или иной сферы общественной жизни, чтобы его журналистские произведения отвечали максимальной компетентности в исследуемой им сфере жизни. В журналистской практике существует узкая тематическая специализация, как отдельных журналистов, так и изданий (каналов) в целом, основанная на чётко сложившейся типологической структуре прессы. Тогда в качестве уточняющего определения предмета познания журналиста можно выделить сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную, духовную, каждую из которых «обслуживает» целая сеть специализированных каналов СМИ и каждая из которых является частью системы СМИ, занимает собственное место (нишу) в их структуре. Так, экономическую сферу общественной жизни освещают деловые издания «Коммерсант», «Финансовая газета» «Экономика и жизнь», «Красноярский рабочий — XXI век», ряд радио- и телепрограмм и т.д., аграрную сферу -«Сельская жизнь», «Крестьянская Россия», десятки других специализированных газет, журналов, теле и радио-программ и т.п. Политические издания также занимают значительную часть медийной среды. Существует множество изданий, специализирующихся в социальной сфере (экологические издания, детская и юношеская пресса, семейные издания, для женщин, для мужчин, национальная печать, профессионально-образовательные издания и т.д.). Духовная жизнь общества освещается в целом ряде философских, научных, религиозных, литературно-художественных, искусствоведческих и т.п. изданиях, и даже на отдельном телеканале «Культура».

Похожие диссертации на Ценности и сущности журналистского произведения