Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты Хлякин Олег Сергеевич

Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты
<
Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хлякин Олег Сергеевич. Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Красноярск, 2004 129 c. РГБ ОД, 61:05-9/60

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ДУХОВНОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА 11

1.1 Категории благотворительности и основные понятия, с нею связанные 11

1.2 Генезис благотворительности и ее теоретическое осмысление в различных исторических условиях 36

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 66

ГЛАВА ВТОРАЯ МЕСТО И РОЛЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 69

2.1 Благотворительность и гражданское общество 69

2.2 Социально-гуманистический аспект современных форм благотворительности 94

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 115

Заключение 117

Список литературы 121

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В 1990-е годы в России в ходе рыночных преобразований произошла перестройка системы социальной защиты населения. Современное российское государство гарантирует своим гражданам только минимальный уровень социального обеспечения, социальной защиты и медицинского обслуживания..С возникновением в России частной собственности на средства производства и нищеты вновь появился ' давно известный- спутник социального неравенства - благотворительность. Благотворительность развивается, в различных формах. Некоторые из них существовали в дореволюционный период российской истории: частная благотворительность (спонсорская помощь, меценатство), религиозная благотворительность. Другие формы более характерны для. современных обществ Запада:и активно пропагандируются сторонниками вес-тернизации современной России. Мы имеем в виду волонтерские (добровольческие) общественные организации, гуманитарную помощь, открытие в России филиалов международных благотворительных фондов. В условиях социального расслоения и нравственной деградации определенных слоев российского общества благотворительная деятельность является практическим проявлением нравственности в современном мире, добровольным гуманистическим почином наших сограждан.

В современных условиях назрела настоятельная потребность в изучении происходящих изменений в социальной сфере российского общества, в выявлении тенденций развития социальных отношений и факторов, которые способствуют достижению социальной стабильности; и динамичности в общественной жизни. Задачи социальной философии в данных условиях заключаются в осмыслении и:объяснении природы новых явлений (частная благотворительность, общественные добровольческие организации, возрождение социальной помощи со стороны религиозных организаций), в теоретико-методоло*гическом обеспечении выявления и прогнозирования

последствий проводимой социальной политики государства и независимых от государства социальных институтов (религиозных организаций, частных благотворительных фондов, добровольческих общественных организаций).

Философское осмысление института благотворительности, который «постоянно воспроизводится в обществе при всех его классовых изменениях в количественном и качественном отношении, имеет важное значение для обеспечения стабильности общественного развития и повышения эффективности социальных институтов. Знание сути происходящих изменений в социальной сфере необходимо для осознания человеком своего места и роли в обществе, а также для вовлечения в этот процесс социальных групп в качестве сознательных субъектов.

Степень разработанности темы

Проблема благотворительности недостаточно разработана и отражена в философской литературе. В советский период благотворительности посвящались обычно критические отклики в этической и социально-философской литературе. В этой связи правомерно говорить о критике буржуазной благотворительности в работах С.Ф. Анисимова, Р. Апресяна, Ю. Давыдова, А.А. Гусейнова, И.С. Кона, А.И^.Титаренко и ряда,других авторов, о критической оценке; религиозной и церковной благотворительности на Руси и в царской России в работах таких советских историков, как А.Ф. Замалеев, В.А. Зоц, П.Г. Рындзюнский, Я. Н. Щапов.

Поскольку в диссертации благотворительность рассматривается как практическая форма гуманизма, то в целях анализа теоретических проблем гуманизма, альтруизма, гуманности, человеколюбия здесь привлекаются работы С.Ф. Анисимова, Р. Апресяна,-Н.С. Гордиенко, Н.Д. Зотова, В.В. Ильина, A.M. Каримского, Л.Н. Когана, В. Кувакина.

В советской философии благотворительность обычно трактовалась как компенсаторная функция общества; как паллиативное средство, с помо-

щыо которого правящие классы стараются затушевать, смягчить существующие классовые противоречия, оправдать социальное неравенство между людьми, а также как некий иллюзорный способ преодоления отчуждения беднейших членов общества от средств, производства. Различные аспекты этой проблемы освещались в трудах Ю. Давыдова, Папы Римского Иоанна Павла И, С. Э. Крапивенского, И. С. Нарского. Вопросы генезиса благотворительности в раннеклассовом обществе освещались в работах Н. Д. Зотова, Г. П. Медведевой, Ю. Майки. Материалы для изучения проблем исторических форм благотворительности в России можно найти в работах А.Ф. Замалеева, В.А. Зоца П.Г, Рындзюнского, М;Н. Соколовского, Я. Н. Щапова. Следует отметить, что в советское время не было ни исторических, ни социально-философских монографий, посвященных специально благотворительности, ее истории и,роли. В последние же годы на данную тему были опубликованы работы, например, таких сибирских ученых, как А.Н. Гончарова, Т.А. Катунина, П.Н. Мешалкина. Появляются иностранные историки, пишущие об истории благотворительности в России, в частности D. L. Ransel, A. Lindenmeyr.

Следует отметить, что до сих пор нет собственно философских работ, посвященных благотворительности. Попытки социально-философского анализа; предпринимаются авторами дисциплины, лишь недавно получившей развитие в нашей стране - теории социальной работы. О благотворительности собственно как о социальном институте, ее истории, значении пишут авторы трудов по социальной работе И; Н: Андреева, В.И. Курбатов, Г.П. Медведева, Е.Г. Студенова, СВ. Тетерский, М.В. Фирсов, Е. И. Холостова, В.Н. Ярская и другие. В основном публикуются учебные пособия по одноименной дисциплине. Благотворительность, с точки зрения социокультурного подхода, рассматривается в настоящее время Л. Я. Лав-риненко, Ю.Н. Тазьминым, В.Н. Ярской.

Благотворительность как деятельность добровольческих (волонтерских)

6 организаций, а последние как,элемент гражданского общества, рассматриваются, хотя бы.бегло, авторами, пишущими; о современной? политике и гражданском обществе. В этой, связи следует назвать А.Н; Гончарову, С. Линдеманн-Комарову, А.С. Панарина, К. Холодковского, И. Семененко. Равным» образом вопросы; благотворительной практики? и деятельности благотворительных организаций освещаются в теориях демократии и гражданского^ общества; зарубежных политологов — К.. Janda, J: MI Berry, J: Goldman,,J. Clarke , A. Cochrane,.C. Smart, JiD; Mabbott, D. G. Saffell; G. Sartori.

О связи благотворительной деятельности и глобализации, о том, как международная гуманитарная помощь и помощь международных благотворительных организаций связана с эксплуатацией стран третьего мира пишут А.Ю; Мельвиль, A.G. Панарин.

Вместе с оживлением деятельности религиозных организаций?в; России; традиционные христианские ; конфессии: публикуют документы, выражающие их официальный взгляд: на благотворительность, в настоящее время. Наиболее теоретически разработанным является социальное учение Католической церкви. Диссертант в своей работе обращался; к работам папы Римского Иоанна Павла И, польского богослова, Ю. Майки, немецкого кардинала И: Хеффнера. Следует отметить, что новым в учении Католической церкви в сравнении с традиционным католическим богословием является использование концепции?отчуждения: Православное: богословие по вопросу благотворительности продолжает придерживаться идей; постулатов и доктрин; выраженных еще в дореволюционньїйіпериод. "Основы: социальной концепции Русской* Православной Церкви'' не содержат отдельных разделов, посвященных благотворительности. Упоминается лишь, что дела милосердия и благотворительности есть заповедь Божия, что дела милосердия и благотворительности являются областью соработничества Церкви и государства в современный период.

Объект и предмет исследования

Объектом данного исследования служит благотворительность как социальное явление. Предметом исследования является изучение становления и развития благотворительности под влиянием социально-экономических и культурно-исторических факторов, анализ отражения этого процесса в различных теоретических концепциях:

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ явления благотворительности в контексте ее исторического развития и теоретико-идеологической интерпретации в различных общественных условиях.

Задачи исследования:

эксплицировать категориальный аппарат различных мировоззренческих концепций благотворительности как общественного явления, уточнить содержание понятия "благотворительность" и связанных с ним;понятий "милосердие", "гуманизм", "гуманность", "филантропия",,"альтруизм", "спонсорство", "меценатство", "любовь к ближнему", "гуманитарная. помощь";

выявить виды, формы, варианты, благотворительной деятельности и их мотивацию в различных исторических условиях;

рассмотреть процесс становления и развития благотворительности в истории общества в контексте социально-экономических условиШ различных эпох;

- показать,теоретическое осмысление роли и места благотворительной деятельности и субъектов благотворительной деятельности В!современных теориях гражданского общества;

раскрыть функции благотворительности в классовых обществах вообще и в современном российском обществе, властности;

выделить основные социально-значимые функции благотворительности

и милосердия, дать их развернутую характеристику, раскрыть социально-гуманистический аспект современных форм благотворительности. Научная новизна исследования

  1. На базе лексического материала ряда европейских языков осуществлен философско-лингвистический анализ этимологии основных терминов концепции благотворительности. Уточнено содержание центральной для исследования категории "благотворительность"; выявлены ее соотношение и связь* с понятиями "милосердие", "гуманизм", "гуманность", "филантропия", "спонсорство", "социальная работа", "гуманитарная помощь". По мнению исследователя, благотворительность выступает в качестве понятия, фиксирующего социальное действие по реализации общественных либо частных усилий, направленных на оказание помощи и поддержку нуждающихся.

  2. Выявлено, что особенностями благотворительности как социального института являются: воспроизводство типов социального поведения и форм распределения и потребления общественного продукта, присущих ушедшим историческим формациям; относительная независимость частной благотворительности как деятельности определенных структурных организаций от мировоззрения господствующего класса.

  3. Раскрыто соотношение благотворительности и милосердия как практического и духовно-нравственного аспектов гуманизма: в милосердии проявляется главным образом эмоционально-нравственный аспект гуманизма, а в благотворительности - практически-деятельностный..

  4. Исследован процесс возникновения института благотворительности как следствия общественного разделения труда и кризиса первобытнообщинной морали; рассмотрена эволюция данного явления в контексте изме- / няющихся социально-экономических условий в его сопоставлении с сохранявшимися на протяжении многих исторических формаций общинными, кровнородственными формами помощи и взаимопомощи, а также с

появившимися в Новейшее время государственными формами поддержки нуждающихся.

  1. Выявлена преемственная связь теоретико-идеологических интерпретаций благотворительности и милосердия в истории европейской цивилизации с двумя различными мировоззренческими концепциями, одна из которых является иудео-христианской, а вторая восходит к античной гуманности.

  2. Рассмотрены место и роль института благотворительности в гражданском обществе, критически проанализированы концепции его функционирования в "третичном секторе" экономики.

  3. Определены основные социальные функции благотворительности, раскрыта их специфика в современном обществе.

Методологические основы исследования

Методологической основой диссертационного исследования является диалектический метод, который реализуется через соблюдение требований конкретности исследования, всесторонности рассмотрения явлений общественной жизни, объективности оценок всей совокупности представленных обстоятельств в их противоречивости, взаимосвязи и динамике. Научное исследование опиралось на следующие основные философские принципы:: системности, междисциплинарности,. интегративности, а также на принципы историзма, диалогичности, критерии объективности, морального императива. Диссертант руководствовался также сложившимися в социальной философии, социологии, этике, политологии и теории социальной работы научными положениями и выводами по исследуемой проблематике, содержащимися в работах отечественных и зарубежных авторов. При анализе содержания института благотворительности и факторов, определяющих его эволюцию, мы использовали принципы формационного и ци-вилизационного подходов.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы состоит-в уточнении значения ряда терминов, функций благотворительной деятельности вообще и функций, присущих благотворительной деятельности в становлении и развитии гражданского общества, в выявлении роли, которую может играть благотворительная деятельность некоммерческих общественных организаций в современном российском обществе. Практическая значимость работы состоит в том, что она дает возможность преподавателям социальной философии, политологии и социальной работы использовать ее для написания обобщающих работ по проблемам гражданского общества, истории и теории социальной работы. Работу можно использовать для подготовки спецкурсов по истории благотворительности и современной филантропической практики.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации представлены на следующих научно-практических и научно-теоретических конференциях в г. Красноярске: "Образование и социализация личности в современном обществе", 1999, 2001, 2004 гг., "Проблемы обществоведения'', 2001, 2004 гг., "Молодежь Сибири - науке России", 2002 г. и "Studium" в г. Иркутске в 2003 г. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета в феврале 2004 г и кафедре философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и списка публикаций;

/

/

Категории благотворительности и основные понятия, с нею связанные

Важной методологической основой-любого научного исследования является экспликация основных теоретических понятий; отражающих наиболее существенные аспекты изучаемой области - природы, общества- человеческой психики. В ходе данного исследования автору довелось познакомиться с большим количеством; исторических, этических, богословских работ, авторы которых воспитывались в совершенной? иной традиции научного мышления. Для мыслителей идеалистического направления прошлого было характерно анализ любого описываемого имш явления начинать с языковедческих изысканий, уточнять, какой первоначальный смысл имело слово, ставшее позднее научным термином;. к какому языку оно принадлежало, когда.и каким образом данное слово меняло свой; смысл, с каким оттенком значения оно входило в другие языки. В истории общественной мысли авторы, пишущие о благотворительности, зачастую не утруждали себя объяснениями смысла, вкладываемого ими- в использованный термин; Сосуществовало несколько терминов для;данного явления; каждый из которых имел свой мировоззренческий оттенок. Слова "caritas", "charity" бьшиїхарактерны для.авторов христианского направления, "филантропия" - сторонников античной гуманности; В связи с этим в даннош работе значительное место уделяется философско-лингвистическому анализу современной научной русской- и иностранной, а также использовавшейся в различные исторические периоды богословской и публицистической лексики. Для эксплицирования категориального аппарата недостаточен обычный лингвистический анализ; его необходимо подкреплять содержательным социально-философским. Философско-лингвистический" анализ ценен для уточнения, например, мировоззренческих позиций тех или иных авторов, или того, как благотворительность и смежные с нею явления осмысливались на уровне не-научного сознания - обыденного и (или) религиозного. Главное же заключается в том, что сходные явления социальной действительности, к которым, несомненно, относится и благотворительность, можно понять и научно исследовать лишь в контексте их многообразных связей в структуре социума в целом, что с необходимостью предполагает социально-философский подход к их интерпретации, а,. следовательно, и философско-лингвистический анализ содержания понятий, их отображающих.

В русском и в современных европейских языках слово "гуманизм" используется как общепринятый и общепризнанный термин латинского происхождения, который слабо варьируется в написании: например фр. "hu-manisme" [23,с. 547], англ. "humanism" [іоб, с. 348], нем. "Humanismus" [і и, с. 460]. Римляне времен Империи называли гуманизмом высшее культурное ш нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченной форме в сочетании с мягкостью и человечностью. Иными словами, в античности это был идеал человека, некое общее моральное понятие в этике наряду с терминами добродетель, свобода, счастье, справедливость или польза [44. с. 207].

О гуманизме в том: или ином понимании упоминается самыми?различными авторами научных работ по философии, политологии, социологии,, теории социальной работы, истории, педагогике, психологии и другим гуманитарным дисциплинам, изучающими человека и его бытие. Существует большое количество определений гуманизма, но их смысл обычно сводится к следующим основным значениям;.

- гуманизмом называют процесс преобразования западной культуры, который был назван эпохой Возрождения (XV век); гуманизм в этом смысле не является предметом нашего рассмотрения;

- гуманизм это направление мысли, которое помещает человека в центр своего внимания, утверждает его ценность и достоинство, ориентировано на выяснение его подлинной природы. В этом качестве понятие "гуманизм" ассимилирует конкурирующие теории, каждая из которых четко определяет себя как гуманистическую и провозглашается отражающей истинные и извечные требования человечности. Мы можем упомянуть в этой связи христианский, марксистский и экзистенциалистский гуманизм; мы можем говорить о гуманизме К. Маркса, В ;И: Ленина, Л. Фейербаха, Ж. Маритена, О. Конта, других мыслителей;

- под гуманизмом может пониматься забота о благополучии людей или целых народов; оказание им помощи в экстремальных условиях или кризисных ситуациях (гуманитарная помощь).

В советской и российской философии утвердилось понимание гуманизма как рефлектированного антропоцентризма. Рефлектированный антропоцентризм исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека; в своей рефлексии такой антропоцентризм исключает все, что отчуждает человека от самого себя, подчиняет его сверхчеловеческим силам: и истинам или использует его для недостойных человека целей. "Цель, сущность человека, его реальность и ценность в самом человеке. Только в этом случае все остальное: общество, природа, ничто, неизвестность, Бог (если он существует) могут, быть оценены по достоинству и достойно, только в этом случае они имеют реальную ценность. Такова исходная предпосылка гуманизма" [72, с 7].

Традиционно в советской философии; гуманизм рассматривался, не только как теория, но и как практика межчеловеческих отношений. Считалось, что гуманизм предполагает определенный тип отношений индивидов друг к другу. Наиболее адекватной, первичной;и одновременно конечной формой таких отношений провозглашался личный контакт, посредством которого люди обмениваются: знаниями, идеями, чувствами, настроением [см. 51; 55]. В одном случае они понимают друг друга настолько, что совместная работа, быт, танец, представление, моление, другие совместные виды деятельности превращаются в инструмент реальной человеческой близости. Но в.то же время, в других случаях, те же самые типы взаимоотношений могут отчуждать людей друг от друга. Первый случай дает удобную и психологически убедительную парадигму духовно-эмоционального единения через взаимопонимание. Цель, человечности представляется, поэтому достижимой через устранение коммуникативных препон [см. 55, с. 139].

Как практика межчеловеческих отношений, гуманизм предполагает воспитание, культивирование целого ряда благородных человеческих чувств - гуманности; сострадания, альтруизма, чуткости, чувства собственного достоинства, милосердия. "В широком смысле гуманизм — это более или менее ясное осознание естественной человечности человека, культивирование этой человечности в конкретных формах помощи, уважения и любви к человеку. В узком смысле гуманизм — этоидея или концепция человека, развиваемая на базе признания и принятия феномена человечности человека, его свободы, ответственности и разумности" [72, с. 8] .

Гуманизм вырастает из гуманности с помощью рефлексивной;(осмысляющей) деятельности человека, направленной на его же собственную человечность или человечность других людей. Он предстает как осознание гуманностью самой себя, и означает ее возвышение, созидание человеком еще одного этажа человечности в себе, точнее того "этажа" личности, который называется самосознанием.

Генезис благотворительности и ее теоретическое осмысление в различных исторических условиях

При изучении вопроса о генезисе благотворительности и ее теоретическом осмыслении на различных этапах истории мы столкнулись с тем, что в современном обществознании благотворительность во всем ее масштабе, от происхождения до нашего времени, ее развитие, этапы эволюции, рассматриваются только авторами учебников по теории и истории социальной работы. При этом история благотворительности в рамках истории отдельного государства (Россия, Франция), в рамках истории целой цивилизации (средневековая Европа), генезис благотворительности и история благотворительности трактуются именно как генезис и история социальной работы в России или в.Европе. Существует мало.теоретических работ, посвященных специально благотворительности и милосердию. Большое количество фактов можно найти в исторических трудах, посвященных конкретным периодам истории, мировоззрению, отдельным историческим лицам, вопросам этики, истории той или иной конфессии. В таких трудах часто содержится упоминание и (или) описание благотворительной практикитого или иного периода, участия в данной практике тех или иных лиц, характеристика господствующих воззрений на теорию милосердия, гуманности и человеколюбия; Как правило, авторы такого рода трудов- имеют, свою довольно четко определенную идейную позицию. Очень часто встречается противопоставление "нашей", подлинной филантропии (благотворительности) и "чужой" филантропии, которая де является фальшивой и неистинной. Так, советские обществоведы обычно- указывали на лицемерный и фальшивый характер филантропии буржуазного общества, ссылаясь на мнение классиков марксизма [101, с. 24] и рассуждали о том, что подлинная филантропия - это филантропия пролетариата. Западноевропейские просветители XVII-XVHI веков резко осуждали религиозную (обычно католическую) благотворительность и противопоставляли ей благотворительность, основанную на чувстве братства и солидарности между людьми [154, с 21]. И сегодняшние философы, говоря о человеколюбии, говорят о том, что братство есть символ деятельного человеколюбия [66, с. 42]. Католические критики, современники Великой Французской; революции (1789-1799), усматривали идеологические причины якобинского революционного террора именно в атеистической и антирелигиозной филантропии [79, с. 167].

Христианские богословы склонны разводить смысл и значение слов "благотворительность" и "филантропия", онсовываясь на предположении, что истинная любовь к человеку появилась только вместе с христианством: "благотворительность развилась во всей своей нравственной привлекательности лишь во времена1 христианства" [89, ее. 339-340]. В дореволюционной "Настольной книге для священно-церковно-служителя" гуманность и филантропия упоминаются в, разделе "Противныя христіанству и православію учения": "хотя без религии не может быть между людьми ни истинной нравственности, ни истиннаго человеколюбия, но некоторые, отвергая религию, в основу нравственности полагают, так называемую гуманность, Т.Є. естественное чувство человеколюбия" [16, с. 1723].

В связи с вышеизложенными фактами нам представляется необходимым дать не только описание генезиса и истории благотворительности, в европейской цивилизации, но и объяснить причины многовековой идейно-мировоззренческой ангажированности авторов и публицистов, писавших о филантропии.

Для) достижения данных целей вначале мы рассмотрим роль и место данного общественного института с точки зрения формационного подхода к анализу развития общества. Как известно, в советское время часто абсолютизировался формационный подход и игнорировался подход Цивилизационный. В постсоветский период нередко проявляется противоположная тенденция к гипертрофированию роли цивилизационного подхода и умалению теоретической и практической значимости концепции общественно-экономической формации. Мы считаем гораздо более плодотворной получающую все большее признание в социально-философской науке позицию тех авторов, которые являются сторонниками синтеза этих подходов, взаимно дополняющих друг друга в научном познании общественных явлений [см.33;65;84;91;92]. формационный подход дает возможность выявить определяющее влияние на генезис и становление благотворительности социально-экономических и социально-политических факторов, понять место данного явления в системе общественных отношений.

Как институт классового общества, благотворительность известна в европейских цивилизациях со времен античности. Но, очевидно, истоки благотворительности надо искать в доклассовом и раннеклассовом обществах, во времена первобытнообщинного строя, в отношениях взаимопомощи и помощи по отношению к наиболее слабым.и беззащитным, или временно-нетрудоспособным членам общины.

По мнению Т.И. Ойзермана, уже в условиях доклассовой первобытной общины формируются нравственные нормы, которые безоговорочно принимаются всеми членами общины как простые и само собой очевидные правила поведения [93, ее. 63-64].

Реконструировать архаическую парадигму- помощи достаточно: сложно-Анализ элементов структуры помощи можно осуществить лишь по письменным источникам и этнографическим материалам (обряды, традиции, поверья, устные предания), а также при наблюдении за жизнью и бытом племен и народностей, которые и сегодня живут на стадии первобытнообщинного строя. Историками социальной работы только предполагается, что примерами общинно-родовых форм помощи и защиты в Древней Руси могли быть общинная тризна, общинная милостыня ("справа"), подаяние натуральными продуктами. Они выполняли функцию мирного перераспределения имущества и натуральных продуктов, выступали механизмом экономического равновесия, совместного потребления в условиях социального и экономического неравенства.

По нашему мнению, подобные отношения родовой солидарности не могут быть отнесены к благотворительности в ее сегодняшнем понимании. При первобытнообщинном строе отдельный член общины не мог свободно распоряжаться своими частными ресурсами, не был волен выбирать, помогать ему соплеменнику или нет. Существовала стройная система ритуалов, табу, предписаний на все случаи жизни, и за несоблюдение этих жестких правил он автоматически исключался из. общины, что было равносильно смерти. "В условиях первобытнообщинного строя индивид в его следовании обычаям; традициям, ритуальным предписаниям, табуативным запретам отвечал перед социальными структурами. (родоплеменными), которые выступали в качестве реальных инстанций, вменяющих ответственность за поведение. Поэтому она имела вполне конкретный характер как ответственность пред определенными коллективами людей" [45, с. 72].

Благотворительность и гражданское общество

В ходе исследования; мы также пришли к выводу, что на формы и методы благотворительности решающее влияние оказывают господствующие в обществе социально-экономические отношения, с одной стороны, и устойчивый комплекс мировоззренческих представлений, этических; ценностей и основанных на них поведенческих моделей; характерных для данной цивилизации;, с другой- стороны. Также пот причине часто встречающейся І многоукладное общества; сложности его социальной структуры, известной самостоятельности государственного аппарата можно наблюдать относительную независимость частной благотворительности как деятельности определенных структурных организаций от мировоззрения; господствующего класса и даже от существующего законодательства: Так, в России XVIII! века, несмЬтря на официальную борьбу государства с/нищенством, многие частные благотворители продолжали практику неразборчивой раздачи милостыни; и оставались верными традиционным: для; христианской средневековой цивилизации представлениям о благотворительности, в противовес секуляризованному мировоззрению высших слоев правящего класса.

По нашему мнению, для трезвой оценки благотворительности в современной России необходимо вначале выяснить, в рамках каких моральных и юридических норм может существовать структурная организация, которая занимается помощью нуждающимся в нынешних условиях. А также, какую роль господствующая идеология отводит благотворительности.как деятельности, и благотворителю, как субъекту общественной жизни.

Юридические нормы, в рамках которых в сегодняшней России возможна благотворительность, утверждены Федеральным законом от 11 августа 1995 года№ 135-ФЗ. Данный закон установил основы правового регулирования благотворительной деятельности, определил возможные формы ее поддержки.органами государственной власти и местного самоуправления, а также выделил особенности благотворительной деятельности в России.

В этом законе благотворительная деятельность характеризуется как добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению-услуг, оказанию-иной- поддержки Цели- благотворительной деятельности в России в сравнении с законодательствами ведущих стран мира трактуются значительно шире. Например, среди них есть такие цели, как: содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф,, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим от социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие защите материнства, отцовства и детства, укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и религиозных конфликтов.

Однако, в отличие от законодательства ведущих западных государств, в российском законе отсутствуют такие направления благотворительной деятельности, как защита общечеловеческих и гражданских прав; содействие развитию промышленности и коммерции, поддержка различных религиозных течений и конфессий и некоторые другие.

Согласно закону, право на реализацию благотворительной деятельности имеют граждане и юридические лица, которые могут индивидуально, либо объединившись (с образованием или без образования благотворительной организации), свободно выбирать цели этой; деятельности и формы ее осуществления: В законе дается трактовка целому ряду понятий: Так, согласно закону, благотворители - это лица, осуществляющие благотворительные пожертвования. Формами благотворительных пожертвований являются следующие: бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) передача в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности; бескорыстное (безвозмездное или на льготных условиях) наделение правами владения; пользования и распоряжения любыми объектами собственности. Бескорыстное (безвозмездное или на льготных условиях) выполнение работ, предоставление услуг благотворителями- юридическими лицами Участниками благотворительной деятельности являются благотворители, добровольцы и благополучатели. Добровольцами являются граждане, которые осуществляют благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев; связанные с их деятельностью/в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).

Благополучателями являются лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей; помощь благотворителей. Обязательное требование для благотворительной организации следующее: она должна быть не правительственной (не государственной и не муниципальной), некоммерческой организацией. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений.

Современные авторы, пишущие о благотворительности от имени участников благотворительной деятельности, часто связывают ее с так называемыми западными;ценностями. О ней говорят в терминах современной западной социологии, защищающей либеральные ценности (частная собственность, свобода слова, права человека), и западной юридической; мысли (корпоративное право). В Москве существует Институт проблем гражданского общества,- который опубликовал ряд работ, посвященных истории благотворительности в России [122,123].

О благотворительности и ее- связи; с гражданским обществом пишут и сибирские ученые [28; 155]. В современной педагогике говорят о том, что "современное российское государство поставило задачу формирования гражданского общества и свободной творческой личности" [6, с 104].

Также распространены работы, авторы которых считают, что вместе с возвращением капиталистических отношений в российское общество должны; вернуться традиции дореволюционного меценатства и благотворительности: представителей правящих классов. Именно в этом; плане исследуется и трактуется дореволюционная благотворительность [См.ЛОЗ].

В западной ив российской прозападной социологии сейчас существуют две основные трактовки сущности гражданского общества [109, ее iso-isi]. С точки зрения первой, понятие гражданского общества рассматривается как социальная категория (универсальная) в которой отражается пространство межличностных отношений противостоящих государству в любой его форме. Считается, что гражданское общество, будучи сферой реализации повседневных потребностей индивидов, включает весь исторический комплекс взаимодействий частных лиц друг с другом. Как известно, такая интериретация восходит к немецкой классической философии (теории государства и права в понимании Канта и Гегеля).

С точки зрения второй интерпретации, гражданское общество выступает как феномен западной культуры, как конкретно-историческая форма существования западной цивилизации. Утверждается, что особенностью западной культуры является удивительная адаптивность к меняющимся условиям и повышенная выживаемость в инокультурном окружении. Уникальность западной цивилизации обусловлена балансом трех сил: институтов власти, гражданского общества и автономной личности. Их сбалансированное взаимодействие было основано на идее прогресса, выраженной,в направленности сознания на постоянное совершенствование человека, гражданского общества и государства.

Похожие диссертации на Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты