Введение к работе
Актуальность исследования. Изучение роли языка в выражении индивидуально-авторского мировосприятия представляет собой актуальное направление современных лингвистических исследований в рамках антропоцентризма [Смирнов 1995, Лукин 1999, Дмитровская 1999, Вежбицкая 2001, Дзюба 2001, Кожевникова 2001, Мещерякова 2002, Моисеева 2002, Ковтунова 2003, Метлякова 2006, Новиков 2007, Панкратова 2009, Ширяева 2009 и др.]. При этом внимание уделяется функционированию такого явления, как повтор в творчестве одного писателя или поэта. Исследователи обращаются к изучению текстов М. Горького [Фонякова 1973; 2010], А. Ахматовой [Метлякова 2006], А. Блока, Ф. Тютчева [Ковтунова 2003, 2006], М. Цветаевой, Р. Рильке [Куликова 2007], Н. Рубцова [Бушенев 2008]. В русле данных работ находится исследование повтора в поэзии Евгения Евтушенко.
Без личности Евгения Александровича Евтушенко трудно себе представить русскую поэзию. Имя поэта ассоциируется прежде всего с новаторством. Евтушенко широко использует богатство русского языка, по-новому переосмысливая слово, а также создавая свое, новое, нечто, ранее не существовавшее в языке. Его творчество интересно как с точки зрения идейно-тематического содержания, так и непосредственно с точки зрения использования языковых средств, посредством которых поэт передает это содержание.
Если перефразировать самого Евгения Александровича «поэт в России больше чем поэт», то Евг. Евтушенко не только поэт – он прозаик, режиссёр, сценарист, публицист, актёр, а также новатор, поскольку создает новую форму выражения отношения к окружающей действительности. И это отношение передается использованием определенных языковых средств, в том числе и повторов.
В данной работе предпринимается попытка определить функционирование повтора в поэтических текстах Евтушенко, а также выявить индивидуально-авторские черты использования этого феномена Евг. Евтушенко как языковой личности.
Важный вклад в разработку проблем, связанных с творчеством Евг. Евту-шенко, внесли литературоведы Ю.С. Нехорошев, В.В. Артемов, В.П. Прищепа, Е. Сидоров, В. Возчиков, А. Мальгин.
Изучением языка поэзии Евг. Евтушенко занимались Р.Ю. Намитокова, М.А. Петриченко, И.А. Нефляшева, З.К. Беданокова. Работы этих исследователей посвящены окказиональному словотворчеству.
Важным является изучение непосредственно стихотворной речи того или иного автора, которая формируется по своим законам, во многом отличным от тех, которые действуют в прозаических текстах. Это касается не только интонационно-ритмической стороны и использования переносно-образных средств, но и композиции, фонетики, морфемики, лексики, синтаксиса отдельных элементов текста. Стихотворной речи присуща концентрированность, эмоциональная напряженность. Отсюда и афористич-ность, тяготение к динамичным поэтическим средствам. Одним из таких средств является повтор.
Ритмичность, повторность составляет основу стихотворной речи. Повторы – основной принцип построения стихов, а также один из весьма эффективных приемов построения микро- и макротекста произведения.
Повтор как яркое художественное средство и вместе с тем как весьма продуктивный способ организации словесного материала встречается в произведениях всех эпох, жанров и видов искусства. Он занимает видное место среди фигур речи во всех руководствах по красноречию и риториках.
К началу ХХ века повтор в разных речевых реализациях не раз привлекал внимание филологов, но рассматривался скорее с литературоведческих позиций, для которых характерно отношение к повтору как к экспрессивному средству украшения речи. При таком подходе повтор фактически рассматривался в пределах связи между отдельными предложениями, его роль в организации текста в целом не учитывалась.
С собственно лингвистических позиций повтор начинает изучаться с начала 50-х годов, а в 70-х гг. уже появляются исследования, посвященные данной проблеме, которые рассматривают не только и не столько орнаментальную, сколько тексто- и стилеобразующие функции лексического повтора, связывая его функционирование с организацией целого текста [Гак 1979, Гальперин 1976, Жирмунский 1977, Лотман 1970, Самурие 1964 и др.].
Актуальность исследования обусловлена потребностью в разработке теории и определения понятия «повтор», а также изучения функционирования данного феномена в поэзии Евг. Евтушенко, поскольку ранее с подобных позиций творчество поэта не изучалось.
Степень изученности темы и проблемы. В настоящее время библиография работ, в которых исследуется повтор, довольно обширна. Повтор рассматривается в рамках стилистики [Арнольд 2002], литературоведения [Балашова 2008], психолингвистики [Белянин 1988], лингвистики [Карпухина 2007, Крючкова 2002, Ковальчук 2006, Кожевникова 2001 и др.].
Повтор рассматривается как текстообразующее средство в фольклорных [Мартынова 1997, Васильева 2004, Минлос 2004 и др.], рекламных [Сетраков 2010], политических [Афанасенко 2006, Данилина 2002] текстах. На материале творчества отдельных писателей и поэтов повтор изучается как характеристика авторского идиостиля [Карпухина 2007, Илларионов 2008, Ковтунова 2006, Никашина 2010 и др.].
Вопрос о повторе и его классификации является одним из нерешенных до конца вопросов, связанных с закономерностью функционирования повтора в языке отдельного автора. В этом заключается актуальность нашей диссертационной работы. Повтор является не только семантико-стилистическим и текстообразующим средством, существующим в языке поэзии, но и выразителем индивидуально-авторской картины мира. А это имеет большое значение для изучения идиостиля Евг. Евтушенко.
Объектом данного диссертационного исследования являются повторы в поэтических текстах Евгения Евтушенко.
Предмет исследования – структурно-семантические свойства повторов, а также специфика их функционирования в поэтических текстах Евгения Евтушенко.
Цель исследования – описание типов и функций повторов как особенности языка поэзии Евг. Евтушенко, определение семантических и функциональных особенностей данного явления.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-
проанализировать различные подходы к понятию «повтор» в лингвистике;
-
провести анализ поэтических текстов Евг. Евтушенко для выявления роли в них различных типов повтора;
-
определить текстообразующие функции повтора;
-
дать комплексный анализ типов и функций повторов в отдельных произведениях поэта.
Поставленные задачи, а также специфика предмета исследования обусловили использование следующих методов исследования:
метод сплошной выборки материала из текстов;
описательно-интерпретационный метод, основанный на непосредствен-ном наблюдении и лингвистическом толковании текстовых явлений;
метод компонентного анализа на основе словарных дефиниций;
структурно-семантический анализ текста, с помощью которого описаны семантические функции повторов в поэтическом тексте;
сопоставительный анализ.
Теоретическим основанием диссертационной работы является понимание повтора как индивидуально-авторской особенности творчества. Общелингвистическую базу составляют труды отечественных лингвистов, занимавшихся разработкой лингвистики текста, теории словообразования, лексикологии, фразеологии, поэтики, ономастики, а также структурно-семантических свойств и функций повторов [И.В. Арнольд, Г.В. Векшина, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, В.Г. Гака, И.Р. Гальперина, Л.П. Ефановой, С.В. Ильясовой, И.И. Ковтуновой, Л.А. Лебедевой, Т.П. Карпухиной, О.Ю. Крюч-ковой, Ф.Р. Минлоса, Р.Ю. Намитоковой, О.И. Фоняковой, М.Х. Шхапацевой и др.].
Научная новизна исследования заключается в том, что наше диссертационное исследование является попыткой проанализировать в поэтическом тексте Евг. Евтушенко повтор не только с позиций семантики и стилистики, но и прагматики текста. Новым также является определение роли повтора в описании особенностей употребления его Евгением Евтушенко как языковой личностью.
Теоретическая значимость проведенного исследования определяется опытом дальнейшего изучения повтора как одного из универсальных приемов словоупотребления, средств построения художественного текста и воздействия на адресата (читателя). Работа позволяет выявить функциональные особенности повтора, определить его роль в организации поэтического текста.
Практическая значимость состоит в том, что материалы диссертации, его результаты и выводы могут быть использованы в преподавании стилистики русского языка и лингвистического анализа текста, в спецкурсах и семинарах по языку художественной литературы, в учебных пособиях по стилистике русского языка и художественной речи, риторики, поэтики.
Языковой материал для исследования извлекался из поэтических текстов Евгения Евтушенко. Картотека функционирующих повторов в языке поэта составляет более 2 тысяч единиц.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Повтор – это языковое явление, построенное на принципе повторяемости (итеративности) языковых элементов, соответствующих разным уровням языка и способствующих композиционно-смысловой организации текста.
-
Существующие классификации повтора, восходящие к Античности и вобравшие выявленные исследователями разные принципы их характеристики, построены на разных основаниях и свидетельствуют об отсутствии многомерной иерархически выдержанной классификации повторов.
-
Комплексный анализ повторов в тексте возможен по отношению их к уровням языка (от фонетического до синтаксического) и с позиций их функционирования в тексте.
-
В поэтической речи как высшей форме проявления потенциальных возможностей языка реализуются разные типы и функции повторов, которые могут стать приметой творческой манеры автора.
-
Выявление типов и функций повторов в поэтических текстах Е.А. Евтушенко и их описание позволяет выделить особенности его идиостиля.
Апробация работы. Основные положения диссертации излагались и обсуждались на заседаниях кафедры русского языка Адыгейского государственного университета. Результаты исследования были представлены на VI и VII Всероссийских научных конференциях «Проблемы общей и региональной ономастики» (г. Майкоп, 2008, 2010 гг.), научно-практическом семинаре «Русский язык в социокультурном и образовательном пространстве Республики Адыгея» (2009 г.), VII Международной конференции молодых ученых, посвященной 70-летию Адыгейского государственного университета (2010 г.). По теме работ опубликовано шесть научных работ, в том числе две – в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения. К диссертации прилагаются списки использованной литературы, словарей, исследованных источников.