Введение к работе
Реферируемое диссертационное исследование находится в русле антропоцентрического подхода – одного из актуальных направлений изучения языковых явлений. Антропоориентированные стратегии научного поиска призваны всесторонне изучить человека в его отношении к языку. В этой связи по-новому звучат традиционные проблемы языкознания, в частности, проблема номинации. Постижение основных механизмов номинации в языковой деятельности индивида, социума, этноса приобретает важнейшее значение, так как способствует раскрытию исходных принципов языкового освоения мира человеком, пониманию того, каким образом представлена окружающая нас действительность в естественном языке.
Антропоцентрический подход характерен для современных исследований художественного текста, которые, опираясь на традиции, заложенные в трудах М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Б.А.Ларина, А.М. Пешковского, Л.В. Щербы и др., развивают идеи лингвистики текста и нарратологии.
К числу важнейших текстовых категорий, наряду с образом автора, точкой зрения, хронотопом, относится категория «персонажа» («героя»), репрезентирующая антропоцентрическую «координату» художественного мира текста, основным предметом изображения которого выступает человек, явления и предметы, с ним связанные.
Одним из средств речевого воплощения смысловой категории «персонаж» являются номинации. Номинации играют также большую роль в формировании субъектной перспективы текста и системы точек зрения в повествовательной структуре.
Особый интерес для исследования представляют тексты художественных произведений, созданные с определенными отклонениями от моделей традиционного нарратива. Такие тексты демонстрируют тесную взаимосвязь системы номинаций персонажа с системой точек зрения. При этом проблема обусловленности типов и функций номинаций лица особенностями структуры повествования и системой точек зрения еще не нашла достаточного освещения в современной лингвистике.
Актуальность исследования определяется необходимостью выявления специфики номинаций лица в аспекте их обусловленности системой точек зрения и недостаточной изученностью механизмов номинации в нетрадиционном нарративе.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем применяется комплексный подход к описанию системы номинаций персонажа, учитывающий новейшие достижения в области изучения повествовательной структуры текста, типов повествования и системы точек зрения в тексте. Данная проблематика исследуется на материале романов с повествовательной структурой нетрадиционного типа. Выявлены специфические авторские приемы использования номинативных средств и определена их роль в создании индивидуального авторского стиля.
Объектом исследования является текстовая категория номинации персонажа в повествовательной структуре художественного произведения. Непосредственным предметом исследования выступает система номинаций персонажа в структуре повествования нетрадиционного типа.
Материалом исследования послужили тексты романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как переходной повествовательной формы по типу свободного косвенного дискурса и романа В.В. Набокова «Лолита» как повествования модернистского типа.
Основная гипотеза исследования: система номинаций персонажа в художественном тексте нетрадиционного типа повествования обусловлена особенностями его повествовательной структуры, а именно системой точек зрения («Мастер и Маргарита») или взаимодействием разных типов авторского повествования («Лолита»).
Цель исследования – проанализировать типы и функции номинаций персонажа на материале романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и романа В.В. Набокова «Лолита».
Цель диссертационной работы предполагает решение следующих задач:
1. Определить исходные теоретико-методологические принципы исследования типов и функций номинации лица в художественном тексте.
2. Описать типологию, основные функции и особенности языкового выражения номинаций персонажа в художественном повествовании разных типов и обосновать концепцию работы.
3. Рассмотреть особенности повествовательной структуры и системы точек зрения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и романа В.В. Набокова «Лолита».
4. Проанализировать типы и функции номинаций персонажа в повествовательной структуре романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и выявить особенности номинаций главных «реальных» персонажей (Мастер, Маргарита, Иван Бездомный), Воланда и его свиты, героев «ершалаимских» глав.
5. Проанализировать типы и функции номинаций Гумберта Гумберта в повествовательной структуре романа В.В. Набокова «Лолита», рассмотрев номинации собственными именами, нарицательными именами существительными, а также образные номинации.
Методы исследования. В качестве основного метода в исследовании используется метод лингвистического описания, а также методы наблюдения, обобщения, сопоставительного анализа, функционального анализа текста.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении теоретико-методологических принципов и разработке конкретной методики лингвистического анализа системы номинаций персонажа художественного текста как важного структурообразующего средства в повествовании нетрадиционного типа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в вузовском преподавании филологического анализа художественного текста, лингвистической поэтики, художественной ономастики, отдельных разделов общего языкознания, лексикологии, стилистики, а также в преподавании тем, связанных с творчеством М.А. Булгакова и В.В. Набокова в курсах по истории русской литературы XX в.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Система номинаций персонажа в художественном тексте с повествовательной структурой нетрадиционного типа обусловлена взаимодействием разных точек зрения и типов повествования.
2. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» система номинаций характеризуется такими особенностями, как столкновение в повествовании совпадающих номинаций разных лиц; совмещение в развернутых номинациях разных точек зрения; использование в роли номинаций конструкций гиперонимического типа; обилие развернутых и цитатных номинаций, включающих характеристики персонажа; наличие сложных номинационных цепочек и номинационных рядов.
3. Номинации персонажа в повествовательной структуре романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» выполняют ряд важных функций: выступают в качестве одного из механизмов смены точек зрения повествователя и персонажей; являются средством актуализации оценочной позиции повествователя или персонажа; представляют собой структурообразующее средство, своего рода сигнал перехода плана повествования от реального к сверхъестественному и наоборот; являются средством создания «повествования в повествовании».
4. Роман В.В. Набокова «Лолита» характеризуется парадигматическим варьированием номинаций, что указывает на двойственную натуру Гумберта, выражает сложное и противоречивое отношение Гумберта -Нарратора к описываемому герою – Гумберту Гумберту.
5. Значительная часть функциональных номинаций главного героя романа В.В. Набокова подчеркивает неопределенность, двусмысленность и даже ложность его позиции; в оценочных и образных номинациях доминирует морально-этическая составляющая.
6. Своеобразие номинаций главного героя романа В.В. Набокова «Лолита» определяется двойственностью положения в нем главного героя, который и описывает происходящие события, и является их участником, а также постоянным варьированием типов повествования – акториального (перволичного) и аукториального (третьеличного).
Апробация работы. Материалы диссертационного исследования представлены в докладах, сделанных на Всероссийской научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» VIII Кирилло-Мефодиевских чтений (г. Москва, Московский педагогический государственный университет, май 2007 года), на VIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (г. Москва, Московская финансово-юридическая академия, май 2009 года).
Основные положения работы изложены в 6 научных публикациях общим объемом 2, 45 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, который содержит 198 наименований, в том числе 5 на иностранных языках. Общий объем диссертации составляет 208 страниц.