Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Номинации персонажей в художественной речи
1.1. Номинации лица в концепциях общей теории номинации 11
1.2. Ономастические средства художественной речи 15
1.3. Роман «Братья Карамазовы» как полифонический роман и особенности полифонического повествования 31
Глава II. Система номинаций персонажей и субъектно-объектная организация полифонического романа 39
II. 1. Функционирование номинаций персонажей в речи автора повествователя 39
11.2. Функционирование номинаций в речи персонажей 75
11.3. Функционирование номинаций персонажей как отражение действия повествовательного принципа «точки зрения» в полифоническом романе 113
Глава III. Номинации персонажей как средство воплощения антропософской концепции Ф.М. Достоевского 118
1. Символические функции номинаций персонажей в романе «Братья Карамазовы» 120
2. Особенности взаимодействия собственных и нарицательных именований персонажей в аспекте воплощения философских идей Достоевского 1 80
3. Диалог номинаций персонажей в рамках проявлений приема двоичества 189
Заключение 193
Список использованных источников и литературы 204
Приложение 223
- Номинации лица в концепциях общей теории номинации
- Функционирование номинаций персонажей в речи автора повествователя
- Символические функции номинаций персонажей в романе «Братья Карамазовы»
Введение к работе
В последние десятилетия активно развивается лингвистика художественного текста. И.Я. Чернухина отмечает: «Задача лингвистики художественного текста на современном этапе - найти речевые способы воплощения универсальных смысловых категорий персонажа, времени, пространства и других в конкретных текстах и обнаружить языковые модели реализации этих универсальных смыслов в художественном тексте вообще» .
В силу абсолютной антропоцентричности художественного текста (основным предметом изображения чаще всего выступает человек, явления и предметы с ним связанные), важнейшей его структурной категорией является категория «персонажа» («героя»). «Литературный персонаж (герой) художественный образ, одно из обозначений целостного существования человека в искусстве слова в совокупности его облика, поведения, душевного мира»". Одним из основных средств речевого воплощения смысловой категории «персонаж» в художественном тексте являются номинации персонажа, которые участвуют в эстетической реализации художественного лица.
Номинация лица получает теоретическое осмысление и освещение в рамках двух направлений лингвистики - общей теории номинации и ономастики. Однако средства каждой из них представляются недостаточными для комплексного анализа номинаций персонажа в конкретном х у; южест ве 1111 о м тс кете.
Так, в рамках общей теории номинации за пределами детального рассмотрения, во-первых, оказываются собственные имена лица, как «несамостоятельные» лексические единицы. Во-вторых, эта теория преследует
Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж, 1984. С. 13-14.
Литературный энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия, 1987 С. 195. Термин «персонаж» в нашем исследовании используется в том же значении, что и термин «литературный герой» (в литературоведении эти термины иногда разводятся и зависимости от активности действующего лица в сюжете).
цель исследования общеязыковой типологии номинаций, а также общих
закономерностей их функционирования. Соответственно, вне сферы интересов
оказывается анализ номинативных единиц в «частном» речевом пространстве
отдельного художественного текста. Вместе с тем, при комплексном анализе
именований лица в художественном тексте необходимым представляется
анализ различных функционально-синтаксических разновидностей номинаций,
получивших подробное теоретическое освещение в рамках общей теории
номинации, поскольку в реализации универсальной смысловой категории
«персонаж» в художественном тексте задействованы все функциональные
разновидности номинаций: интродуктивные, идентифицирующие,
предикатные, номинации-обращения.
Ряд положений общей теории номинации получает развитие в лингвистике текста, для которой номинации лица представляют интерес как важное средство создания связности и целостности текста, в том числе и художественного. Номинации лица лежат в основе такой линейной категории текста как «тематическая цепочка» (термин Т.В.Матвеевой).
Что касается ономастики, точнее, такой ее разновидности, как литературная ономастика, то здесь подробнейшее теоретическое освещение получили собственные имена персонажей, что отражено в многочисленных исследованиях как «частных» ономастических систем конкретных художественных текстов, так и в базовых исследованиях по общей теории имени собственного в художественной речи. Однако за пределами детального рассмотрения оказываются нарицательные номинации персонажа, которые вызывают интерес исследователей лишь в одном плане - как сопутствующее средство семантизации онима в тексте. Совсем вне сферы анализа оказываются предикатные номинации, а также номинации-обращения.
Таким образом, комплексный анализ всех разновидностей именований лица как средства воплощения смысловой категории «персонаж» в конкретном художественном тексте до настоящего времени не проводился. Между тем
такое исследование представляется чрезвычайно актуальным для современной лингвистики художественной речи, делающей акцент как раз на поиске и анализе речевых средств выражения универсальных категорий литературного текста. Подобный анализ предпринимается в нашем исследовании на материале романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Соответственно, нами изучены как собственные, так и нарицательные именования главных персонажей произведения. В расчет принимались при этом вес функциональные разновидности номинаций главных действующих лиц в тексте романа (всего около семи тысяч употреблений).
13 качестве основного термина для обозначения исследуемых лингвистических единиц будет использоваться термин «номинация персонажа», так как именно он является «универсальным» и употребляется как в работах по общей теории номинации и лингвистике текста, так и в некоторых работах по литературной ономастике. Кроме того, в качестве синонима к термину «номинация персонажа» будет использоваться термин «именование персонажа» в «широком», неономастическом понимании. За основу берется определение В.Б.Дорогой: «Именования персонажа - особая текстовая категория, которая формируется в результате творческого освоения семантических свойств лексики, выступающей в качестве номинации действующего лица» .
Любой текст литературного произведения и его составляющие характеризуются отношением к жанру и индивидуально-художественному стилю автора. Ф.М.Достоевский является создателем уникального жанра -полифонического романа. «Братья Карамазовы» считаются классическим образцом этого жанра. Принципы организации полифонического повествования давно интересуют исследователей - как лингвистов, так и литературоведов. Однако исследования системы номинаций персонажей в аспекте связи с
Дорогая \І.Б. Имя собственное и нарицательное із системе именований персонажа, (роман М.Горького «Жизнь Клима Самгина») Л., 1985 С. 78.
ft жанром полифонического романа до настоящего времени не проводилось. Между тем такое исследование представляется актуальным и перспективным, гак как позволяет выявить микроструктуру жанра на уровне функционирования конкретных лингвистических единиц, выявить специфические индивидуально-авторские приемы использования номинаций персонажей в полифоническом повествовании. Подчеркнем, что подобный «жанровый» ракурс рассмотрения системы номинаций персонажей возможен только в рамках комплексного подхода к материалу, заключающегося в выявлении художественной роли всех функциональных разновидностей номинаций в тексте.
Итак, предметом исследования является система номинаций главных персонажей в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Актуальность исследования определяют:
общее внимание современного языкознания к проблемам лингвистики художественного текста;
необходимость исчерпывающего рассматривания номинаций персонажен как одного из важных средств воплощения такой универсальной категории художественного текста, как «персонаж»;
необходимость выявления специфики рассматриваемых номинаций с точки зрения проявления в них жанра полифонического романа Ф.М.Достоевского.
важность выявления роли номинаций персонажа в воплощении антропософской концепции Ф.М. Достоевского.
Цель исследования - комплексный анализ системы номинаций главных героев романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» как средства речевого воплощения категории «персонаж» в полифоническом повествовании.
В числе конкретных задач, поставленных в исследовании: I. Выявление общих закономерностей функционирования системы номинаций персонажей в полифоническом повествовании (на примере романа «Братья Карамазовы»).
Выявление роли номинаций в создании художественных образов главных героев романа «Братья Карамазовы».
Исследование текстового функционирования номинаций персонажей в аспекте их вовлеченности в субъектно-объектпую организацию полифонического повествования.
Выявление способов выражения авторской позиции при помощи номинаций персонажей в романе «Братья Карамазовы».
Исследование роли номинаций персонажей в композиционном выстраивании системы образов романа «Братья Карамазовы»
Выявление роли номинаций персонажей в выражении антропософской концепции Ф.М. Достоевского.
Анализ символической функции номинаций персонажей в романе «Братья Карамазовы»
Характеристика специфики взаимодействия собственных и нарицательных номинаций персонажей.
Методологическая основа диссертации определяется системным и синтетически (филологическим) характером работы и основывается на базовых положениях о языке художественной литературы, а также комплексным многоуровневым подходом к лингвистическому анализу художественного текста как эстетически организованной системы.
В качестве конкретных методов исследования используются: описание и интерпретация материала, полученного при сплошной выборке; количественный анализ; дискурсивный подход к рассмотрению материала; элементы этимологического и семантико-эстетического анализа
На защиту выносятся следующие положения:
1. Номинации персонажей представляют собой существенный компонент стилистики Ф.М.Достоевского; они вовлечены в создание полифонического повествования.
2. Номинации персонажей образуют в тексте романа «Братья
Карамазовы» особую семантико-стилистическую систему и активно работают
на создание образов героев. В тексте романа активны имплицитные
индивидуально-авторские приемы использования номинаций, позволяющие
автору выразить свою позицию по отношению к персонажу.
Собственные и нарицательные именования героев в равной степени значимы для создания художественного образа персонажа, в равной степени задействованы в выражении авторских идей. Различия наблюдаются по линии способов выражения этих идей, обусловленных лингвистической природой собственного и нарицательного имени.
Функционирование номинаций персонажей в значительной степени обусловлено особенностями жанровой структуры полифонического романа: трансформированной субъектно-объектной организацией повествования, выстраиванием различных элементов поэтики по модели диалога, принципом «точки зрения».
Система номинаций персонажей, в свою очередь, является одним из жанрообразующих элементов произведения. Номинации задействованы в формировании композиционной системы образов.
6. Номинации персонажей играют важнейшую роль в создании
концепции человека в творчестве Ф.М. Достоевского. В связи с этим
активизируется символическая функция номинаций, многие именования в
тексте развивают индивидуально-авторские значения. Символические
номинации «человека» вступают в особые диалогические отношения, организуя
своеобразную систему, в сжатом виде представляющую антропософскую
концепцию писателя.
Теоретическая значимость исследования определяется
сформулированными выше его задачами: рассмотрением функционирования номинативных единиц в их обусловленности жанровой спецификой полифонического романа, выявлением имплицитных способов выражения
9 авторской позиции при помощи номинаций персонажей, освещением роли номинаций лица в создании философской концепции человека в творчестве Ф.М.Достоевского и.т.д.
. В собственно лингвистическом плане теоретически значимым является учет всех функциональных разновидностей номинативных единиц: и нтроду кти BI і ых, идентифицирующих, преди катн ых, ном и наци й-обращеі і и й. Поэтому, с одной стороны, процесс именования персонажа в художественном произведения предстает в своей целостности, с другой - анализ разных типов номинативных единиц позволяет выявить нюансы «лингвистической» концепции персонажа в мире Ф.М. Достоевского.
Практическая значимость заключается в возможности использования данного исследования для расширения аспектов интерпретации художественного текста в курсах стилистики художественной речи, русской литературы второй половины XIX века, лингвостилистики, ономастики, лексикологии. Результаты работы могут быть реализованы и в процессе школьного преподавания литературы.
Научная новизна работы состоит:
В применении комплексного подхода к анализу номинаций персонажей, предполагающего рассмотрение всех типов номинаций героев в тексте и их роли в создании целостного художественного образа.
В рассмотрении имени собственного во взаимодействии с другими лексическими средствами номинации персонажа.
В рассмотрении функционирования номинаций персонажей с учетом жанровой природы полифонического романа.
В выявлении специфически «авторских» приемов использования номинативных средств, определении их роли в создании индивидуального стиля Ф.М. Достоевского.
В выявлении роли номинаций персонажей в выражении антропософской концепции Ф.М. Достоевского.
К)
Материал исследования собирался по академическому собранию сочинений Ф.М. Достоевского в 20 томах (М.: Наука, 1998 - 1999; тт. XIII, XIV, XV) методом сплошной выборки.
Апробация работы Основные положения диссертации обсуждались на ежегодных научных конференциях преподавателей Самарского государственного университета, на Международной научной конференции, посвященной памяти доктора филологических наук, профессора, члена-корреспондента Академии педагогических наук РСФСР А.Ы.Гвоздева (Самара, 2002). Они отражены в трех публикациях.
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников, словарей и литературы по теме исследования.
Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальності,; характеризуются цели и задачи исследования.
В 1 (вводной) главе «Номинации персонажей в художественной речи» рассматриваются различные подходы к исследованию номинации персонажей в тексте, представленные в концепциях общей теории номинации, литературной ономастики, лингвистики текста.
Во 2 главе «Система номинаций персонажей и субъектно-объектная организация полифонического романа» анализируется взаимосвязь номинативной системы произведения с субъектно-объектной организацией полифонического повествования.
В 3 главе «Номинации персонажей как средство воплощения антропософсокой концепции Ф.М. Достоевского» анализируется роль номинаций персонажей в выражении различных мировоззренческих структур произведения. В рамках этого анализа подробно рассматривается символическая функция номинаций, диалогические отношения, в которые вступают символические именования в романе «Братья Карамазовы». В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования.
Номинации лица в концепциях общей теории номинации
Понятие номинации относится к одному из центральных понятий современного языкознания. Это связано с выдвижением на первый план проблем функционирования языка, его коммуникативно-динамических аспекіов. Термин «номинация» используется как для обозначения самого процесса выделения предметов с помощью слов и словосочетаний, так и для обозначения результатов этого процесса - конкретных языковых единиц.
Номинации лица привлекают внимание исследователей, работающих в самых разных областях лингвистики.
Прежде всего номинации, их классификация, различные структурные и позиционные типы и модели рассматриваются в рамках общей теории номинации.
Вопрос о типологии номинаций оказывается в центре внимания многих исследователей [Н.Д.Арутюновой, В.Г.Гака, А.В.Голева, Э.С.Азнауровой, Н.С.Кубряковой, А.Ф.Журавлева, А.А.Уфимцевой, М.Э.Рут, О.А.Габинской, И.С.Торопцева, В.Н.Телии, О.А. Габинской и др.].
Наиболее детальную и многостороннюю разработку типология номинаций получила у В.Г.Гака и Н.Д.Арутюновой.
Типология номинаций В.Г.Гака в сокращенном изложении выглядит следующим образом :1. Иерархия номинаций: первичные (исходные, прямые) - вторичные (производные, косвенные).
2. Функция номинаций: языковые - речевые.
3. Именуемый объект (номинат): элементные - событыйные (ситуативные).
4. Структура (внешняя форма) наименований: конденсированные развернутые.
5. Способ наименования: а) по связности/обособленности обозначения: расчлененные - нерасчлененные, самостоятельные -несамостоятельные, непосредственные - опосредованные; б) по внутренней форме: обобщенные - индивидуализированные, квалификативные (по собственному признаку) - релятивные (по относительному признаку); в) по связи структуры номинации с обозначаемым номинатом: немотивированные - мотивированные.
6. Соотношение номинаций с другими в парадигматическом аспекте: а) на уровне сигнификатов: равнообъемные, разнообъемные, соподчиненные, антонимические и переносные; б) на уровне денотатов: разноаспектные квалификативные и разноаспектные релятивные).
7. Соотношение номинации с другими в синтагматическом аспекте: автономные и неавтономные. Неавтономные в свою очередь делятся на повторные (идентичные - вариативные, однофокусные -разнофокусные, дистантные - сопряженные и пр.) и синтагматически обусловленные номинации.
На классификацию В.Г.Гака опирается ряд исследователей, занимающихся лингвистикой текста. (Т.В. Матвеева, А.А. Акишина, И.Б.Севбо, Л.М. Лосева, М.Н.Откупщикова, С.И.Сметанина и др.)1. В их работах номинации понимаются как лингвистические единицы, лежащие в основе такой линейной текстовой категории, как тематическая цепочка. «Набор обозначений некоторого предмета речи, представленный на некотором
Функционирование номинаций персонажей в речи автора повествователя
Применительно к речи автора-повествователя можно говорить о следующих проявлениях в собственных именах героев авторской точки зрения:
Во-первых, определенное представление о характере авторской позиции молено получить, проанализировав состав имей собственных в тексте и, прежде всего, состав доминирующих форм собственных имен. Их обнаруживает наїла выборка. В следующей схеме доминирующая роль соответствующих наименований подтверждается указанным в скобках количеством их употреблений.
Гак как в центре повествования стоит социальная группа «семья» и каждый из названных персонажей функционирует в романе прежде всего как представитель этой семьи, доминирующая форма собственных имен героев в речи автора отражает общеязыковой закон номинации членов семьи, а именно: использование уменьшительной формы имен у детей (Митя, Алеша), именование старшего представителя семейства по имени-отчеству (Федор Павлович). Выбиваются из этой схемы, как видим, обозначения Иван Федорович и Смердяков. На наш взгляд, выбор автором определенной формы имени героя в качестве доминирующей позволяет писателю, пусть и не напрямую, выразить свою позицию по отношению к персонажам.
Так, основным авторским обозначением Алексея Карамазова является уменьшительная форма имени Алексей - Алеша. Иные варианты его имени встречаются очень редко (5 употреблений). Если другие персонажи примерно с одинаковой частотой именуют этого героя по имени и по имени-отчеству, то автор, как видим, использует фактически только одну форму имени, подчеркивая тем самым, с одной стороны, свою симпатию к Алеше, с другой -юность и неопытность героя. Персонаж особенно дорог автору, и тго отражается в именованиях, расширенных определениями, - мой Алеша, мой Алексей Федорович, мой тихий Алеша. Подобных именований, напрямую подчеркивающих близость героя и автора, у других персонажей нет. Например:
...Хотя я называю Алексея Федоровича моим героем, но однако сам знаю, что человек он отнюдь не великий, а посему и предвижу неизбежные вопросы вроде таковых: чем Dice замечателен ваги Алексей Федорович, что вы выбрали его своим героем? Что сделал он такого? Кому он известен?... Последний вопрос самый роковой, ибо на него я могу лишь ответить: «Может быть, увидите сами из романа». Ну а коль прочтут роман и не увидят, не согласятся с примечательностью моего Алексея Федоровича? (XIII, 7) Доминирующее авторское обозначение у Дмитрия Карамазова - Митя. Используя уменьшительную форму имени, Достоевский демонстрирует свое сочувствие герою па фоне отрицательного восприятия Дмитрия большинством персонажей. Событийный центр романа - «крестный путь» Мити, и в момент этого трагического, надрывного пути автор остается с персонажем, подчеркивая это с помощью различных средств, в том числе и с помощью доминирующей формы имени собственного — Митя.
Символические функции номинаций персонажей в романе «Братья Карамазовы»
Художественное целое полифонического романа, как уже отмечалось, организуется по принципу диалога. Само слово здесь обладает особой знаковостыо, своеобразной «драматичностью». Диалогичгюсть слова возрастает, предельно заостряется. В связи с этим активизируется символическая функция лексических единиц. Многоголосье возникает внутри самого слова, которое писатель организует так, что его можно услышать только в неразрывном единстве двух перспектив, двух определяющих стилевых пластов - текущего и вечного. Концепция мира, представленная в произведениях Ф.М. Достоевского, определяется в первую очередь концепцией слова. Предельная символичность слова - одна из основных особенностей стиля Ф.М. Достоевского.
В современной лингвистике художественный символ понимается, с одной стороны, как вербально выраженный образ, который, как правило, представляет собой слово с символическим значением, с другой стороны - как особый тип языкового знака, его потенция, реализованная в художественном контексте. Символ не является тропом, так как на первый план в нем выступает не семантический, а референтный аспект слова: обозначаемая им реалия имеет значимость не только сама по себе, но еще и как выражение некой общей идеи. Эта двойная значимость находит воплощение в особенностях семантической структуры символа, основанной на синтезе двух значений (предметного и абстрактного), которые составляют содержание одной лексемы или (если речь идет о символическом образе) несут в себе общую идею семантического поля, реализующего в контексте некий символический смысл. «Основная особенность символа, - пишет З.И. Хованская, - способность на базе эксплицитных значений высказывания и под влиянием макроконтекста в речевой ситуации давать начало различным переосмыслениям его конкретного содержания, то есть присоединять к символическому образу имплицитные приращения, которые, взаимодействуя с буквальным содержанием образа, обрастают новыми, более индивидуальными ассоциациями». «Связи, в которые вступает символ с тем или иным семиотическим окружением, не исчерпывают всех его смысловых валентностей. Это и образует тот смысловой резерв, с помощью которого символ может вступить в неожиданные связи, меняя свою сущность и деформируя непредвиденным образом текстовое окружение»."