Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Святость как феномен русской культуры Смирнова Светлана Анатольевна

Святость как феномен русской культуры
<
Святость как феномен русской культуры Святость как феномен русской культуры Святость как феномен русской культуры Святость как феномен русской культуры Святость как феномен русской культуры Святость как феномен русской культуры Святость как феномен русской культуры Святость как феномен русской культуры Святость как феномен русской культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнова Светлана Анатольевна. Святость как феномен русской культуры : 10.02.01 Смирнова, Светлана Анатольевна Святость как феномен русской культуры (Семантическое и лингвокультурологическое описание) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 Северодвинск, 2005 218 с. РГБ ОД, 61:05-10/1696

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Человек и религия как объекты лингвистического описания

1. Человек в языке

2. Лексика религиозной и церковной сферы. Проблемы ее описания 23

3. Святость: аспекты изучения 29

Выводы 59

Глава II. Лексико-семантическая характеристика слова святой в синхронном и диахроническом аспектах 60

1. Слово святой в лексикографических источниках 60

2. О семантике слов святой и праведный 74

3. Семантика слова святой в диахроническом аспекте 81

Выводы 95

Глава III. Функциональные особенности слова святой и атрибуты святости в агиографических текстах

1. Агиографические тексты как источник изучения святости 97

2. Методы и приемы изучения агиографических текстов

3. Феномен «святость» в агиографических текстах

а) поверхностно-синтаксический фрейм

б) поверхностно-семантический фрейм

в) тематический фрейм 138

г) повествовательный фрейм 157

Выводы 176

Заключение 178

Литература 182

Источники 214

Введение к работе

Каждая эпоха и каждая культура имеет свой мир смыслов и идеалов. Однако независимо от времени и национальной принадлежности человек никогда не терял внимания к ценностям древнего искусства; не утратился интерес и наших соотечественников к средневековой живописи, архитектуре, книжности. Древнерусское искусство возвращает нас к тому, что «получило название «общих истин», которые не подлежат абсолютизации, но природу и условия возникновения которых выяснить очень важно» [Вагнер 1987: 8]. Святость - одна из таких «истин»; «изучение русской святости в ее истории и ее религиозной феноменологии является сейчас одной из насущных задач нашего христианского и национального возрождения. В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути» [Федотов 1990: 27].

Почти тысячелетняя история христианства, предшествовавшая крещению Руси, создала достаточно сложное представление о святости, выразившееся как в богословских построениях, так и в освященных традицией культовых формах - обрядах, обычаях, иконографии. Почитание святых стало неотъемлемой частью православной духовности и определяется, прежде всего, преданием: мы научаемся жить со святыми и общаться с ними так, как жили и общались наши отцы и деды. Почитание святых в Древней Руси обладало определенными особенностями, представлять которые важно, поскольку они формировали отечественную духовную традицию, особенно ценную для нас. В нынешнее время преемственность поколений была нарушена длительной эпохой гонений, «естественное» знание перестало быть общедоступным, и" потому возникла необходимость его «искусственного» восполнения [Живов 1994: 5-6]. Отметим, что «эпоху гонений» мы связываем не только с

XX веком, но и с историческими событиями XVII века - века «Смутного времени; Никоновской церковной реформы, окончательно и полностью подчинившей Церковь государству, и вызванного ею движения «раскола»; многочисленных посадских, крестьянских и даже монашеских восстаний; городских бунтов ...» [Левшун 2001: 308]. В этот период изменились и условия канонизации; «при Святейшем Синоде канонизации были редки; в XVIII веке чаще деканонизировали святых. В течение двух последних столетий, до царствования Николая II, канонизировали всего четырех святых, и эти четыре все епископы: Дмитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Митрофаний Воронежский и Тихон Задонский» [Федотов 1990: 257].

Святость как феномен русской культуры имеет свою историю, существует также и история изучения данного феномена. В настоящем диссертационном сочинении святость рассматривается в соответствии с современной классификацией знаний.

Отечественными мыслителями создано значительное количество работ, в которых изучается или исследуется православное представление о святости и духовном подвиге святых - богословских (игумен Августин, Е.П. Аквилонов, С. Булгаков, арх. Гергий, Макарий (П.И. Веретенников), А.В. Мень, Д.В. Новиков, П.А. Флоренский, Г.П. Федотов и др.), исторических (Н.С. Гординенко, А. Кадлубовский, В.О. Ключевский, А.А. Куратов, Г.П. Федотов и др.), философских и культурологических (В.В. Бибихин, Н.Е. Выжленцова, Н.Ю. Гвоздецкая, А.П. Забия-ко, Е.В. Зимакова, СМ. Климова, И.К. Кучмаева, М.П. Омельницкий, С.А. Смирнов и др.), литературоведческих (Ф.И. Буслаев, В.А. Грихин, А.С. Демин, Л.А. Дмитриев, В.А. Котельников, В.В. Кусков, Л.В. Левшун, СВ. Минеева, А.А. Ольшевский и др.).

Лингвисты к изучению святости обращаются достаточно поздно, в конце XX века. Лексика, соотносимая с понятием «святость», рассматри-

вается в составе религионимов (СВ. Булавина, Р.И. Горюшина, И.А. Королева, Ю.В. Лапатухина, Н.Б. Мечковская, Ю.В. Митина, Ю.Н. Михайлова, Л.Г. Панова, А.К. Перевозникова, М.Е. Петухова и др.); святость описывается как национально-культурный концепт (В.В. Коле-сов, И.Н. Пономаренко, Т.П. Рогожникова, Ю.С. Степанов и др.) или как слово, называющее некое явление реальной / ирреальной действительности (Т.И. Вендина, И.А. Королева, Ю.В. Митина, Ю.Н. Михайлова, Н.Г. Михайловская и др.).

Диссертация выполнена в рамках проблемы моделирования «внутреннего человека», так как, безусловно, представления о святости и святых в целом являются частью общерусских представлений о человеке.

Актуальность исследования обусловлена, во-первых, лингвистическими задачами - необходимостью осмысления ключевого для русской истории и культуры феномена «святость» с точки зрения современных научных тенденций, во-вторых, общекультурными задачами и требованиями восполнения православных знаний о духовности и культивирования духовных ценностей русского народа, важнейших для нравственного воспитания современного российского общества.

Предмет исследования - семантическое пространство, объединяемое понятием «святость».

Цель исследования - представить интегративное описание семантического пространства 'святость'.

В данном случае под интегративностью понимается лингвистическое осмысление святости, проводимое на уровне слова и текста, с учетом достижений философии, истории, литературоведения, культурологии, богословия и опирающееся на методы системоцентрического и антропоцентрического принципов описания языка. Сведения смежных научных дисциплин привлекаются как факты лингвокультурологиче-

ского описания феномена «святость», а также при интерпретации собственно лингвистических сведений. Интегративный путь изучения детерминирован спецификой феномена «святость».

В связи с этим в диссертации ставятся следующие задачи:

  1. Обосновать теоретическую базу и методы исследования семантического пространства 'святость'.

  2. Изучить проблемы и вопросы исторического, философского, литературоведческого и лингвистического осмысления святости.

  3. Опираясь на толковые словари, рассмотреть объем и содержание семантики слов со значением 'святость' на различных исторических этапах.

  4. Моделировать семантическое пространство 'святость', установив его ядро и периферию.

  5. Выявить речевые формулы, характерные для святописаний.

  6. Апробировать оригинальные методики и приемы описания феномена «святость».

Материал исследования составляют лексические и текстуальные единицы агиографических текстов XI - XVII веков, объединяемые значением 'святость'.

Источниками фактического материала послужили словари различных типов - толковые, исторические, этимологические и др., житийные тексты XI - XVII веков, а также Евангелие (см. «Лексикографические источники», «Древнерусские и старорусские источники», «Четвероевангелие»).

Исследование опирается на общенаучные и частнонаучные методы: наблюдение, анализ, сравнение, логический анализ словарных дефиниций, компонентный и функциональный анализ значений лексических единиц, концептуальный анализ, приемы и методики фреймовой и ситуативной семантики, синхронно-диахроническое комментирование агиографических текстов.

Научная новизна работы заключается в следующем:

  1. феномен «святость» получает лингвистическое осмысление с учетом достижений смежных дисциплин знания - философии, истории, литературоведения, культурологии, богословия;

  2. описание материала осуществляется с использованием оригинальных методик и приемов;

  3. к исследованию привлекаются агиографические тексты XVI -XVII веков и Четвероевангелие, в том числе не изученные лингвистами древнерусские памятники - «Повесть о житии царя Федора Ивановича», «Повесть о житии Варлаама Керетского», «Житие игумена Никона», «Житие отца Исайи», «Житие Елеазара Анзерского», «Житие Епи-фания»;

  1. впервые данный феномен рассматривается с точки зрения модели православного мироустройства.

Теоретическое значение. Диссертация вносит определенный вклад в изучение «внутреннего человека», в интегративное описание феноменов русской культуры, а также в разработку лингвистических методов и приемов исследования слов с абстрактным значением.

Практическая ценность. Материалы работы могут быть применены в лексикографической практике - при составлении семантических и идеографических словарей, словарей религионимов, концептов и под. Конкретные наблюдения над значением и функционированием единиц семантического пространства 'святость' и приемы его описания будут полезны для авторов спецкурсов по проблемам лексической семантики и когнитивной лингвистики. Думается, что отдельные сведения и комментарии, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в практике преподавания религиоведения.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В русской культуре знания о святости формируются под влиянием двух традиций - языческой и христианской; они обусловлены знаниями о святом как о свойстве и о святом как о личности.

  2. Святость как феномен русской культуры имеет длительную историю, соотносимую с индоевропейским, древнеславянским, древнерусским и великорусским периодами.

  3. Структура семантического пространства 'святость' может быть представлена двумя моделями: одна детерминирована знанием о православном мироустройстве, другая - знанием о духовном восхождении человека к горнему миру.

  1. Семантическое пространство 'святость' включает взаимодействующие семантические парадигмы со значением 'Бог', 'святые Божий', 'вера', 'религия', 'церковь' и под.

  2. Святописание ориентировано на устойчивые речевые формулы («топосы культуры»), с помощью которых характеризуются святые, их духовная жизнь.

  3. История формирования понятия «святость», его актуализация в агиографических текстах, осмысление в богословии и философии, лексикографическое описание позволяют квалифицировать святость как важнейший феномен русской культуры и как семантическое пространство русского языка.

Основные положения диссертации апробированы в выступлениях на международных и межвузовских конференциях - «Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира» (Северодвинск 2004), «Этногерменевтика и антропология: языки и культуры в когнитивном аспекте» (Кемерово 2004), «Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации», посвященной 160-летию со дня рождения Бодуэна де Куртенэ (Северодвинск 2005); на «Кирилло-

Мефодиевских чтениях» (Северодвинск 2005) и ежегодных Ломоносовских чтениях филологического факультета СФ ПГУ (2002 - 2004); на заседаниях кафедры русского языка СФ ПГУ (2002, 2004), на совместном заседании кафедр русского языка и языкознания СФ ПГУ (2005), на семинаре аспирантов кафедры русского языка СФ ПГУ (2005), а также нашли отражение в семи публикациях.

Структура работы. Диссертация включает Введение, три главы («Человек и религия как объекты лингвистического описания»; «Лекси-ко-семантическая характеристика слова святой в синхронном и диахроническом аспектах»; «Функциональные особенности слова святой и атрибуты святости в агиографических текстах»), Заключение, Список литературы, Источники (Лексикографические источники, Древнерусские и старорусские источники, Четвероевангелие).

Человек в языке

Человек представляет такой объект исследования, на котором смыкаются интересы естественных и гуманитарных наук. Специалисты в области биологии, медицины, психологии, логики, философии, социологии, культурологии, литературоведения, лингвистики, математического моделирования и информатики пытаются выяснить, что такое человек, какова его сущность и каково его место в мире, как он программирует и планирует свои действия, как протекают познавательные и мыслительные процессы в его голове, как хранятся и функционируют «единицы хранения» (образы и представления) и др. Ученые считают, что «в обработке поступающей к человеку информации совершенно особое место занимает язык. По-видимому, он оказывается тем самым высоким уровнем, на котором информация, полученная по разным каналам, обрабатывается воедино, интегрируется, осмысляется, категоризуется и классифицируется. Поэтому именно лингвисты должны объяснить, как это происходит» [Болдырев 2000: 7]. Такая постановка задач лингвистики превратила ее из науки о языковых знаках в науку о человеке.

Знания о человеке, закрепленные в языке и текстах, начинают активно изучаться со второй половины XX века, чему способствовали два фактора: во-первых, смена парадигмы научного знания, при которой господствовавшие до конца 60-х годов идеи структурализма сменились идеями антропоцентризма2; во-вторых, зарождение и становление когнитивной лингвистики. Формирование антропоцентрической парадигмы обусловлено осознанием необходимости разграничения двух аспектов в рассмотрении фактов языка: «язык в его состоянии» и «язык в его деятельности». «В первой половине века лингвистика в основном сосредоточивалась на вопросе «Как устроен язык?», наиболее простом и составляющем фундамент всего остального. Во второй половине века, особенно в последней его трети, все большее внимание уделяется вопросу «Как функционирует язык?», гораздо более сложному. Именно здесь сейчас ведутся наиболее перспективные и новаторские исследования» [Алпатов 1995: 84].

Для антропоцентризма существенно изучение научных объектов «по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования. Он обнаруживается в том, что человек становится такой точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, что он вовлечен в анализ, определяя его перспективу и конечные цели» [Кубрякова 1995: 212].

Интерес лингвистов к описанию человека обостряется в конце XX века. Этой проблеме посвящаются региональные, всероссийские и международные конференции: "Язык. Человек. Картина мира" (Омск 2000), «Язык. Система. Личность» (Екатеринбург 2000), «Проблемы взаимодействия языка и культуры» (Псков 2000), «Человек. Язык. Искусство» (Москва 2001), «Язык - Культура - Человек» (Мурманск 2001), "Язык. Культура. Человек. Этнос" (Кемерово 2002), "Человек и его язык" (Кемерово 2003), "Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира" (Северодвинск 2002, 2004) и др. Проблема «человек в языке» разрабатывается в фундаментальных исследованиях - монографиях и диссертационных сочинениях: Н.Д. Арутюнова «Язык и мир человека» (1999 (б)), Т.Н. Вендина «Средневековый человек в зеркале старославянского языка» (2002), А.И. Геляева «Человек в языковой картине мира», О.В. Коротун «Образ-концепт «внешний человек» в русской языковой картине мира» (2002), Е.В. Урысон «Архаичные представления в русской языковой картине мира» (1997), Е.В. Урысон «Проблемы исследования языковой картины мира: Аналогия в семантике» (2003), Н.Д. Федяева «Языковой образ среднего человека в аспекте когнитивных категорий градуальности, дуальности, оценки, нормы (на лексическом и текстовом материале современного русского языка)» (2003), «Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке» (Москва 1999), «Антропоцентрические исследования» (Саратов 1999), «Мир человека и мир языка» (Кемерово 2002, 2003), «Семантика и прагматика слова и текста» (Архангельск 2004) и т.д. Различные вопросы (философские, исторические, религиозные и др.), связанные с изучением человека, обсуждаются в журнале «Человек» (выходит с 1990 года).

Слово святой в лексикографических источниках

Задача настоящего параграфа - рассмотреть объем и содержание лексемы святой, опираясь на исторические и современные толковые словари. Такой путь анализа был апробирован в [Чурмаева 1975; Борисова 1978]. Полагаем, что подобный подход позволит выявить различие между современным понятийным ядром данного слова и его понятийным ядром в языковой системе древнего периода.

К исследованию привлечены два исторических лексикографических источника - "Материалы для словаря древнерусского языка" И.И. Срезневского и «Словарь русского языка XI - XVII вв.23. В названных словарях анализируемая лексема описывается как многозначная: в Словаре И.И. Срезневского у данного слова отмечается лексико-семантических вариантов (далее ЛСВ), в Словаре русского языка XI - XVII - 10 [Срезневский III: 307 - 310; Словарь XI - XVII XXIII24: 210 - 213]. Анализ словарных статей позволяет выявить в семантической структуре лексемы святой следующие значения:

(1) Всесовершенный, исполненный святости (о Боге) : Святой Дух, Святая Троица, Святый Боже, Отче святый, святые тайны [Срезневский; Словарь XI - XVII];

(2) обладающий святостью, чистый, непорочный, праведный : Святая Богородица, святая дева, святые бесплотные силы, святой Василий, святой отец Иоанн Златоуст [Срезневский; Словарь XI - XVII];

(3) в знач. сущ. святой, праведник, угодник Божий : святой, святая, иконы святых, умывать ноги святых и др. [Срезневский - как подзначение чистый, непорочный, праведный ; Словарь XI - XVII];

(4) священный (о предметах, относящихся к религии и богослужению, о святынях: реликвиях, предметах, постройках, местах) : святое масло, святой сосуд, святое блюдо, святой потир, святые книги, святые слова, святые двери, святые места, святая земля, святая гора, святая святых и др. [Срезневский; Словарь XI - XVII];

(5) посвященный в духовный сан или принявший монашество : святой владыко, святой патриарх, святой епископ, святой митрополит, святой монах [Срезневский, Словарь XI - XVII];

(6) ведущий к святости, освящающий : святое крещение, святой путь [Срезневский];

(7) освященный : святой хлеб, святые дары, святое тело [Срезневский];

(8) относящийся к учению православной церкви : святая церковь, святой собор, святое правило [Срезневский];

Здесь XXIII обозначает номер выпуска словаря.

(9) основанный на правилах веры; обладающий священным авторитетом, освящающей силой (о христианских догматах, заповедях, о событиях религиозной истории и связанных с ними периодах, праздниках, обрядах, таинствах и т.п.) : святая неделя, святой день, святой символ, святое правило [Словарь XI - XVII];

(10) в названиях церквей, монастырей, икон, церковных праздников : церковь Святой Богородицы, от пасхи до вскхъ святыхъ, святая пядница и под. [Словарь XI - XVII - как подзначение в знач. сущ. святой, праведник, угодник Божий и освященный, священный (посвященный Богу и освященный - о святынях: реликвиях, предметах постройках, местах и т.п.) ];

(11) православный, крещеный : святое людство [Словарь XI -XVII];

(12) чистый, свободный (от какого-либо порока): свят от лжи [Словарь XI-XVII];

(13) связанный с Богом, божественный : святой свет, святая милость [Словарь XI - XVII];

(14) связанный со святым, принадлежащий святому; святой : святые мощи [Словарь XI - XVII].

Указанные значения закреплены за словом святой, определяемым как имя прилагательное, и только одно значение соотносится с именем существительным, именовавшим праведника, угодника божьего. В исторических словарях русского языка указание на грамматическую принадлежность включено в толкование слова, например: «В знач. сущ. Святой, м. и Святая, ж.» [Словарь XI - XVII: 211].

Агиографические тексты как источник изучения святости

Принятие христианства и «распространение православной религиозной культуры на древнерусской почве сопровождалось поиском объединяющего сакрально-психологического начала, новой, по сравнению с язычеством, русской нравственной доктрины, на базе которой должно было развиться массовое национальное самосознание будущей России» [Завальников 2003: 3]. В связи с этим основная задача древнерусских текстов - «церковной письменности» - состояла в том, чтобы открывать в человеке его Первообраз, который есть образ Божий46. Однако верующим людям были необходимы не только религиозно-дидактические трактаты, но и персонифицированные идеальные образцы нравственного поведения. Этими образцами для подражания стали святые.

Описание жизни и духовного пути святого от рождения до праведной кончины древнерусский человек находил в агиографических47 произведениях, в которых элемент подражания, по верному замечанию, Л.В. Левшун, «можно считать структурообразующим». Этим элементом проникнуто все - «от идеи жанра до словесного оформления: с одной стороны, агиограф представляет нам путь святого в его подражании и постепенном уподоблении Первообразу - Христу. И таковое изображение святого не самодельно: оно, в свою очередь, призвано служить примером для подражания и одновременно свидетельством возможности уподобиться Христу в земной жизни. С другой стороны, святожизнепи-сатель сознательно следует идеальному прообразу, который видится ему в Священном Писании и в житиях, написанных авторитетными агиогра-фами прошлого» [Левшун 2001: 148].

Агиографические тексты и их герои отличались необычайной популярностью во всех слоях общества Древней Руси. По этому поводу Г.П. Федотов пишет: «В народном сознании Священное Писание вместе с апокрифами приравнивалось, а может быть и уступало по популярности житиям святых. Житийная литература поднимала религиозность, давала моральные поучения и одновременно волновала, как чтение романов» [Федотов 2001: 52]. См. об этом также в [Буслаев 1990; Иванова 1998; Ис-трин 2003; Левшун 2001; Лихачев 1958; Пиккио 2002]. Таким образом, в средневековье жития выполняли функцию «массовой литературы».

Формирование жанра агиографии, по мнению Г.К. Вагнера, В.В. Кускова, находилось под влиянием христианской иконологии. Подобно иконе, житие стремилось «дать предельно обобщенное представление о герое, сосредотачивая основное внимание на прославлении его духовных, нравственных качеств, которые остаются неизменными и постоянными» [Кусков 1998: 39]. Агиографические и иконописные тенденции были взаимообусловлены на протяжении всего развития житийного жанра. В качестве доказательства данного положения приведем мнение Г.К. Вагнера, который, в частности, отмечает, что «если бы в живописи XIII века не произошло расширительное понимание центрального образа, ... то вряд ли житийный жанр и житийный стиль смогли бы получить в XIV веке такое большое развитие» [Вагнер 1987: 159].

Первые житийные тексты на Руси были переводными с греческих памятников, но уже в конце XI - начале XII веков начинает появляться своя оригинальная агиографическая литература. Образцами для написания стали народные византийские жития, которые существовали в двух формах: в форме мартирий - рассказов о мучениях, которым подвергались приверженцы христианской веры языческими правителями, и форме жизнеописаний (жития-«биос»), в которых «биография» и духовный подвиг святого рассматривались последовательно от рождения до преставления. Данная типология была унаследована и русскими «святожиз-неписателями», при этом большинство средневековых текстов относилось ко второму типу.

Похожие диссертации на Святость как феномен русской культуры