Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Речевые жанры современного политического дискурса 22
1 Концепция М.М. Бахтина 23
2 Теория речевых актов 26
3 Интеграция речевого жанра и речевого акта 28
4 Социопрагматический аспект теории речевых жанров 32
5 Иерархическая типология в исследованиях речевых жанров 34
6 Гипержанр программные документы 37
I Жанр программа 39
II Жанр манифест 48
III Жанр устав 54
7 Гипержанр предвыборная агитация 56
I Жанр предвыборная платформа 56
II Жанр персональное обращение 62
III Жанр интервью 73
IV Жанр политическая реклама 11
8 Гипержанр политические дебаты 84 9 Выводы. Жанровая структура политического дискурса. 92
Глава 2 Речевые стратегии современного политического дискурса 98
1 О понятиях речевой стратегии и речевой тактики 98
2 Типы речевых стратегий 105
3 Речевые стратегии презентации 110
4 Стратегии идеологического воздействия 136
5 Стратегии аргументации 149
6 Стратегии речевых действий 169
Заключение 192
Список источников 202
Библиография 211
Введение к работе
.. ( 1970:221).
-
( 1966,
1970, 1991, 2000).
, 1985 :
80- - 90-
( 1996:12).
,
( 1991, 1993, 1996),
,
( 1996:13).
, -
- .
, , .
(, 2003). , , , . , . . . .
90- ( 1998;
1990, 1991, 1992; , 1997; 2000; 1998; 1996; 1996; 1996; , 1995; 1989, 1996, 1996; 1994, 1995, 1998, 2000; 1991; 1998; 1987; 1997; 1995; 1997 . .) , . . 90- , . . , -1 , , . .
1998-2000. ( , , ). , , , - ( 40 , 70 , , 30 -).
. :
1. ,
.
. , .
. , . .
.
. , , , .
, , .
, , .
. , ,
. . MB. . :
, , , 1997-2001
(--, 1998; , 1999; --, 2000; , 2002; --, 2003)
.
. .
1970- , , , ( ). .. , , - ,
, . ( .. . ) -, , .., , ( 1995: 35-37). , , , , . , 1978. .. : - , , . : 1) ; 2) - ; 3) ; 4) , ; 5) - ( 1978: 460). , - - , , . , . . . - (1995.):
discourse 1 - , , . -.
discourse II , , . . , .
discourse III , ,
. , , , . (. : 1997: 130)
, , .
, - , . ( 1990: 136-137). , , - . . , .. , ( ) ( 1992: 289). , . . - ( 2003). . .. - , . , , ; , , , , , .., , , , - <...>.
, , .. : , , -, .. ) , ; ) , ; ) ; ) , ( 1982:7). .. , , . , ( 1989: 113). /
, , , ( 1983). , , , . - , - . , . , , , ( 1996).
. , - , , ... , : , , - ( 1998: 438). , ( 2003).
. , ( 1996:49). .. , . , , ( 1997), , , ... ( 1997). .. , ( 1993: 5-6). , - , / , '. , , , , ( 2003: 90).
, - ( ) (). .. , , - ( 1992: 9).
; ( 2003: 96), ().
, , , .
, , ,
,
(. , ..,
., ., . , , .., .,
.., ., . .)
,
( 1999).
,
.
, ,
, ,
( 1996, 1998).
. ,
,
, ( 1999: 376). :
. . , . . . - ( 2000, 1996), ( 1994, 1995, 1998), ( 1989, 1996). .. , : , . -
, . , : , , , , - - - - - , (, 1996: 392). .. , - ( ), , ) ( 1996: 395). .. , 90- : , , , : (... ), ( ), ( ) ( 1996: 395). 1985-1995 .. :
, .
.
.
.
, .
- .
( 1996: 33)
(.. ), (.. , .. ). .. , . , ( ), , , . : , , , . , : , , . ( 1995). . , , , , ( 1996, 2000). .. ( 1990, 1991, 1992). .. , - - , . . : . : , , . - , .. , : , , , . - , , ( 1991, 14-15). , ( : ?, ' ( 1996: 77-78)). .. -
. :
1. ( )
) : , ;
; ; ;
) : ;
) , : ; ;
) , ,
; ;
;
) , ,
; , ; ;
.
2. :
) : ; ; ;
3. :
) ; , ,
;
) : ;
) : ;
) : .; -
; - .
4. :
) : - ; '
(); ();
) ; ;
, ; ;
) : ( ); ( ); (); ; ( 1991).
.. : - , , , , , .. . , . , , . , , , , , . , , : , , .. - , ( 1992: 45-46).
.
90- . .. . , . . , .. , . , .. , . ( .. 1998; , 1998; 1996, 1997, 1997 ; 1997; 1998; 1998). , . \,
, ( 1997).
.
. .. : ( 1997). .. : - - . , , - .... - , - ( 1997: 57). .. : ( , ) , , . , <...> ( 1997: 58). .. , :
, ;
, , ;
;
- , , ;
: , (..
1998:10). - , , . .. ( 1998) ( ) : ; ( .. ); . - - . : ( , , ), , ( 1998: 6-8). ( 1984). , . .. : : () , , . : , , ( 2000: 216). .. , ,
: , ( 2000: 217).
: 1)
; 2)
; 3)
; 4)
, .
,
.
,
.
: ,
, .
,
, ( ).
(
) .
. , ( 1989:112). , , . (
1972:23). -
, .
, ,
( ) (..
). ,
.
( 2001: 108). . - . , ( 1989:126) , , , ( 1989:113).
. , - , , ... ( 1989: 294). , . -
, ( 1972: 29) (, ) .
(, ) . , . , , . . . , ( 2003: 24, 25). .. , , ( 2003: 44-49). , , , . ( 1999: 283-302). .
Концепция М.М. Бахтина
Статья М. Бахтина «Проблема речевых жанров» явилась первой теоретической работой, в которой было предложено определение речевого жанра и произведена попытка наметить некоторую типологию речевых жанров. Речевой жанр, по Бахтину - это высказывание, обладающее определенным тематическим содержанием, стилем, и композиционным построением. Все эти составляющие сливаются в высказывании в неразрывное целое, и все они в то же время определены спецификой сферы речевого общения. «Каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем речевыми жанрами» (Бахтин 1979: 237). Автор замечает: «Мы говорим только определенными речевыми жанрами» (там же: 257); «Даже в самой свободной и непринужденной речи мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам ... . Эти речевые жанры даны нам почти так же, как нам дан родной язык» (там же: 257); «Научиться говорить - значит научиться строить высказывания» (там же:257). ММ. Бахтин дал ответы на вопросы, которые встали перед исследователями речевых жанров во второй половине XX века и которые и по сегодняшний день не имеют окончательного решения. Все последующие теории речевых жанров опираются на теорию ММ. Бахтина, актуализируя разные аспекты этой теории. Это вопросы, связанные с каналом коммуникации, текстом и стилем, различением первичных и вторичных, простых и сложных жанров, диалогичностью/монологичностью высказывания, с определением понятия речевого замысла, или цели высказывания. Здесь вся суть в том, как М. Бахтин определяет высказывание. Те признаки, которые ученый поставил в соответствие высказыванию: авторский замысел, или речевая воля говорящего», «смена речевых субъектов» (возможность занять ответную позицию), «специфическая завершенность высказывания» - никак не ограничивают высказывание по объему. Поэтому текст для Бахтина - это тоже высказывание, и поэтому он включает в число речевых жанров как простые, или первичные, так и сложные, или вторичные (литературные жанры): « ... нужно подчеркнуть крайнюю разнородность речевых жанров»: от короткой ( в том числе однословной) реплики до многотомного романа, научного трактата» (Бахтин 1979: 237). Определяющими для нашего исследования представляются следующие выводы М.М. Бахтина:
Теория речевых актов
Современная жанристика представляет собой сочетание различных подходов: кроме теории речевых жанров М.М. Бахтина, теории функциональных стилей, значительное место занимает также теория речевых актов. Перефразируя высказывание Дж. Серля, который писал: «Вопреки распространенному мнению единицей языкового общения является не символ, не слово, не предложение и даже не конкретный экземпляр символа ... , а производство этого конкретного экземпляра в ходе совершения речевого акта» (Серль 1986: 152), - А. Вежбицкая формулирует исходное, базовое для теории речевых актов положение: «Универсум речи не организуется ни словами, ни предложениями: он образуется высказываниями (речевыми актами)» (Вежбицкая 1997: 99).
Главное отличие концепции речевых жанров (РЖ) Бахтина от теории речевых актов (ТРА), как полагает Б.О. Городецкий, зиждется на разнице исследовательских позиций, социологических в РЖ и психологических в ТРА. Принципиально социолингвистический взгляд на проблему заставляет ученых акцентировать диалогическую природу коммуникации. В ТРА же в «качестве единицы, служащей объектом анализа выступает лишь отдельное высказывание ... , как правило, вне диалога, и содержание анализа зачастую не учитывает всего многообразия факторов реального общения» (Городецкий 1986: 40-42). Прагматический аспект РА, трактуемый как действие, и коммуникативный -РЖ, трактуемый как взаимодействие, позволяет исследователям искать решения проблемы соотношения РЖ с речевыми актами.
Вариантом такого решения выступают исследования А. Вежбицкой. В работе «Речевые жанры» она предлагает «для выхода из тупика в необыкновенно важной для языкознания ... теории речевых актов ... начать с перенесения акцента с понятия «речевой акт» на бахтинское понятие «речевой жанр» (Вежбицкая 1997: 101). Ученый указывает на имеющее место терминологическое заблуждение, проявляющееся в том, что под «речевыми актами» и по сей день понимаются прежде всего «высказывания, очень короткие, одноразовые, однофразовые» (там же). Так, М.Н. Кожина предлагает рассматривать количественную сторону (размеры единиц РЖ и РА), позволяющие считать РЖ и РА разными явлениями: «Речевой жанр - особенно если учесть вторичные РЖ - это более развернутое и сложное речевое построение, состоящее их нескольких речевых актов» (Кожина 1999: 58-59).
О понятиях речевой стратегии и речевой тактики
В отечественной литературе понятия речевой стратегии, речевой тактики получили широкое распространение в последние десятилетия XX века после переводов работ Т.А. ван Дейка (ван Дейк 1989). Ван Дейк предложил следующее определение понятия стратегии: «...стратегия в общих чертах - это характеристика когнитивного плана общения, которая контролирует оптимальное решение системы задач гибким и локально управляемым способом в условиях недостатка информации о соответствующих (последующих) действиях других участников коммуникации или о локальных контекстуальных ограничениях на собственные (последующие) действия» (ван Дейк 1989: 274). Приведем также некоторые позднейшие определения понятия «стратегия». И.Н. Борисова пишет о коммуникативной стратегии:
«Коммуникативная стратегия есть способ организации речевого поведения в соответствии с замыслом, интенцией коммуниканта. В широком смысле коммуникативная стратегия понимается как сверхзадача речи, диктуемая практическими целями говорящего. Это «совокупность, единство коммуникативных и практических целей» (Городецкий 1990: 49)» (Борисова 1999: 85-86). И.Н Борисова связывает понятие стратегии в первую очередь с понятием замысла: «Коммуникативная стратегия речи есть способ реализации замысла, он предполагает отбор фактов и их подачу в определенном освещении с целью воздействия на интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферу адресата. Понятие коммуникативной стратегии задается соотношением «действительность- автор - текст - адресат»» (там же). По определению Т.Е. Янко, коммуникативная стратегия «состоит в выборе коммуникативных намерений и в распределении квантов информации по коммуникативным составляющим» (Янко 1999: 29-30). Т.Е. Янко рассматривает коммуникативные стратегии в первую очередь применительно к предложению. О.С. Иссерс частично повторяет определение ван Дейка: «Стратегия представляет собой когнитивный план общения, посредством которого контролируется оптимальное решение коммуникативных задач говорящего в условиях недостатка информации о действиях партнера» (Иссерс 2002: 100) Вместе с тем ей дается и более развернутое определение: «речевая стратегия включает в себя планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов, а также реализацию этого плана. Иными словами, речевая стратегия представляет собой комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели» (Иссерс 2002: 54). Общим для всех приведенных определений являются следующие черты: