Введение к работе
Актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью проблемы метатекста, отсутствием целостного его определения, нечеткими границами языкового материала, на который опираются ученые-лингвисты при его исследовании, слабой изученностью его смысловой структуры в художественно-публицистических произведениях конкретных авторов. В связи с этим появляется необходимость разработки концепции прагматической связи смысловой структуры метатекста и авторских коммуникативных стратегий.
Степень изученности темы. Последняя треть XX – начало XXI веков отмечены появлением фундаментальных работ по теории метатекста. Изучение метатекста ведется в следующих основных направлениях: функциональном (Т.Я. Андрющенко, Т.В. Шмелева, Н.К. Рябцева, В.А. Шаймиев, Я.А. Миговская, И.Т. Вепрева), текстоцентрическом (В.А. Шаймиев, Ю.М. Бокарева, Т.В. Шмелева), семантическом (Т.В. Шмелева, М.В. Всеволодова, Н.К. Рябцева), функционально-стилистическом (В.А. Шаймиев, М.Н. Кожина, Я.А. Миговская, Е.А. Баженова), антропоцентрическом (Т.В. Шмелева, Ю.Д. Апресян, М.В. Ляпон, В.А. Шаймиев, Б.Ю. Норман, Е.Л. Гинзбург, А.Н. Ростова, И.Т. Вепрева).
Объектом исследования являются прозаические произведения Осипа Мандельштама («проза поэта») как отражение метатекстовых интенций автора, сопряженных с выбором определенной дискурсивно-коммуникативной стратегии.
Предмет исследования – смысловая структура метатекста в ее лингвистических связях с дискурсивно-коммуникативными стратегиями автора прозаического текста, существующего в системе конкретных жанров.
Научная новизна предлагаемого исследования заключается в том, что в нем представлен системный анализ смысловой структуры метатекста прозаических произведений О.Э. Мандельштама, которые не рассматривались с позиций выявления в них множественных дискурсов и коммуникативных авторских стратегий.
Цель диссертационного исследования – выстроить систему функциональных связей метатекста (на различных смысловых уровнях его организации) и дискурсивно-коммуканикативных стратегий Осипа Мандельштама.
Поставленная цель предполагает реализацию ряда задач:
– уточнить терминологический аппарат и методологию анализа;
– проанализировать смысловую структуру метатекста в определенном типе дискурса, репрезентованного жанром конкретного произведения;
– выявить дискурсивно-коммуникативные стратегии автора, заявленные на уровне смысловой структуры метатекста;
– представить типологию собственно авторских приемов организации смысловой структуры метатекста в прозаических произведениях Мандельштама.
Характер проблемы и поставленные цели и задачи обусловили выбор следующих методов исследования: описательного, включающего приемы наблюдения, сопоставления, обобщения, интерпретации языковых данных и классификации анализируемого материала; контекстуального анализа, используемого при исследовании метатекстовых элементов в рамках языкового и внеязыкового контекстов; трансформационного анализа, применяемого в случаях определения метатекстового потенциала отдельных элементов текста; компонентного анализа, позволяющего выявить смысловую структуру единиц, которые образуют метатекст в тексте; дискурс-анализа текста, позволяющего выявить тип дискурса и характерные для него коммуникативные стратегии.
Теоретическая значимость диссертации заключается в разработке проблемы анализа смысловой структуры метатекста в контексте дискурсивно-коммуникативных стратегий автора. Результаты, полученные в , могут быть использованы в дальнейшей разработке общих проблем метатекста, а также вопросов, связанных с интерпретацией прозаического текста. Исследование смысловой структуры метатекста и особенностей специфики его функционирования расширяет представления о роли языковой личности в создании художественно-публицистического текста.
Практическая ценность исследования заключается в возможности применения его результатов в системе вузовского преподавания курса современного русского языка и истории русского литературного языка XX века, в процессе разработки спецкурсов и спецсеминаров по лингвистическому анализу художественного текста для студентов-филологов; в подготовке словаря метадефиниций Осипа Мандельштама.
Теоретическая основа исследования. Основные проблемы, связанные с изучением метатекста, освещаются и разрабатываются с опорой на труды А. Вежбицки, И.П. Вепревой, В.Г. Гака, М.В. Ляпон, А.Н. Ростова, Т.В. Шмелева и др., диссертационные работы А.А. Гилевой, Н.В. Лукиной, А.Н. Чернякова.
Методологической основой данного диссертационного исследования стали фундаментальные работы по теории текста (И.Р. Гальперин, Е.И. Диброва, В.А. Лукин, О.И. Москальская, Т.М. Николаева, В.Е. Чернявская и др.), теории метатекста (Ю.Д. Апресян, А. Вежбицка, И.Т. Вепрева, М.В. Ляпон, Н.П. Перфильева, А.Н. Ростова, Н.К. Рябцева, В.А. Шаймиев и др.), по теории и практике коммуникативных стратегий (Р. Барт, М.М. Бахтин), по теории дискурса (Ван Дейк, Ю.С. Степанов).
Материалом исследования послужили собрания сочинений и писем О.Э. Мандельштама, вышедшие в разные годы, другие издания, в которых представлена художественно-публицистическая литература, эссеистика поэта.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Смысловая структура метатекста в прозе Мандельштама отражает дискурсивно-коммуникационные установки автора.
2. Жанры исследуемых текстов заявляют о характере дискурса, которому соответствуют в том числе метатекстовые интенции автора. Проза Мандельштама в репрезентованном многообразии жанров заявляет о вовлеченности в следующие типы дискурса: биографический, публицистический, литературно-критический, полемический.
3. Находясь в рамках биографического дискурса, автор выстраивает коммуникативные стратегии на уровне метатекста: комментирование интертекста интертекстом, стратегию десакрализации прецедентного текста, события, номинации, стратегии сочувствия и дискредитации биографируемой личности, стратегию построения ассоциативных рядов, отказа от конкретизации информации и аргументированной оценочности.
4. В рамках литературно-критического дискурса Мандельштам прибегает к стратегии культурологического комментария, исключающего непонимание со стороны реципиента и выражающего на метатекстовом уровне процессы идентификации читательской аудитории. В литературно-критическом дискурсе Мандельштам выстраивает также стратегии аргументированной оценочности, согласия/несогласия с трактовкой фактологического материала.
5. Характерным дискурсивно-коммуникативным приемом Мандельштама в литературно-критическом дискурсе является прием создания «минус понимания», актуализирующий читательское внимание, дифференцирующий читательскую аудиторию, заявляющий об уровне авторских претензий и ожиданий; здесь автор выстраивает стратегии обсуждения с читателем авторской рефлексии по поводу выбора оптимального способа высказывания.
6. В литературно-критическом дискурсе Мандельштам выстраивает стратегии обсуждения с читателем авторской рефлексии по поводу выбора оптимального способа высказывания.
7. В рамках полемического дискурса автор заявляет стратегию построения «Я-концепции», находящейся в оппозиции чужому мнению. В смысловой структуре метатекста репрезентованы следующие коммуникативные стратегии: отказ от обращения к адресату, создание иронических смыслов на имплицитном уровне организации метатекста, стратегию комментирования высказывания оппонента, стратегию использования сниженной лексики, стратегию ранжирования информации по степени важности, стратегию стилизации авторского высказывания.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории русского языка Дагестанского государственного педагогического университета, представлены в виде научных докладов и сообщений на научно-практических и теоретических конференциях: V Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (17 июня 2011, г. Самара), Международной заочной научно-практической конференции (29 ноября 2011, г. Тамбов).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающей словари, электронные ресурсы и литературные источники.