Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ПОВГОШ КАК ОДНО ИЗ СТИЛЕОБРАЗУЩИХ СРЕДСТВ В АВТОРСКОМ ТЕКСТЕ 19
Раздел I. Виды повторов в авторском повествовании 22
I. Контактные повторы 25
2. Дистантные повторы 29
Раздел II. функционирование повторов в текстах описательного характера 42
I. Повторы как одно из средств портретного
искусства Достоевского 43
1. Повторы, акцентирЕущие внимание на отдельных деталях лица или фигуры 46
2. Повторы, акцентирующие внимание на костюме как одном из средств выражения характера персонажа 50
3. Повторы, акцентирующие внимание на ведущей черте характера персонажа, на его поведении 51
4. Повторы, передающие общее впечатление от портрета, дающие оценку ему 53
5. Повторы, передающие неопределенность впечатления от внешности персонажа 54
2. Повторы как одно из средств создания
пейзажных зарисовок 59
1. Повторы, создающие цветовой или световой колорит 62
2. Повторы, подчеркивающие основную мысль описания картин природы 69
ГЛАВА II. ПОВТОРЫ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕЧЕВОГО САМО РАСКРЫТИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ 76
Раздел I. Функционирование повтора в монологической речи персонажей 80
I. Повторы как одно из средств раскрытия индивидуальных черт характера персонажей в их речи 80
2. Повторы как одно из средств изображения психического состояния персонажей в
момент речи 85
Повторы в речи Голядкина ("Двойник") 85
Повторы как средство речевой характеристики в произведениях Достоевского и Тургенева
(сопоставительная характеристика; 90
Повторы в монологах-исповедях князя Мыпкина ("Цциот") 98
Раздел П. Повторы в диалогической речи 104
I. Типы повторов по структуре 109
2. Функционирование повтора в диалоге 112
1. Простой повтор 112
2. Осложненный повтор 116
3. Сквозной повтор 119
3. Диалогический повтор как одно из средств создания целостного образа персонажа 122
ГЛАВА III. ПОВТОРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СТРУКТУРЕ 127
Раздел I. Стилистические функции повторов в ранних произведениях Ф.И.Достоевского (в сопоставлении с повестями Н. В. Гоголя) 130
1. Повторы в авторском тексте 130
2. Повторы в речи персонажей 137
Раздел II. Стилистические функции повторов в произведениях позднего периода творчества (роман "Братья Карамазовы") 143
1. Повторы в авторском тексте 144
2. Повторы в несобственно-прямой речи 150
3. Повторы в речи персонажей 154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 164
ПРИЛОЖЕНИЕ № I 180
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 190
СПИСОК УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 200
- Виды повторов в авторском повествовании
- Функционирование повтора в монологической речи персонажей
- Стилистические функции повторов в ранних произведениях Ф.И.Достоевского (в сопоставлении с повестями Н. В. Гоголя)
Виды повторов в авторском повествовании
Исследователей языка и стиля Достоевского, обращавших внимание на повтор в произведениях писателя, прежде всего привлекал к себе своеобразный повтор-лейтмотив /Я.О.Зунделович, 76, с.17-24 ; Н.М.Чирков, 165, с.33-45/. Это прием, характерный не только для Достоевского. Широко известно, например, что Л.Толстой любит повторять какую-либо наиболее важную в идейно-художественном отношении деталь, характеризующую того или иного персонажа.
Пользуясь подобным приемом, Достоевский прежде всего обращает внимание на состояние человека, на характер его действий. Не внешняя примета, а психологическое состояние человека привлекает внимание писателя. Вот как передается состояние князя Мышкина перед очередным припадком: Почему с ним опять эта дрожь, этот пот холодный, этот мрак и холод душевный? Потому ли, что опять он увидел сейчас эти глаза? ... Он настойчиво захотел увидеть эти "давешние глаза" (И., УШ, 192) ; Да, это были те самые глаза (ив том, что те самые, нет уже никакого теперь сомнения). ...те самые (совершенно те самые!)
и князю ужасно захотелось ... подойти к Рогожину и сказать ему, "чьи это были глаза!" (И., Ж, 193). В данном случае повтор передает не только содержательно-фактуальную, но и содержательно-подтекстовую информацию и сопровождается приращением смысла: глаза, вызывающие душевное смятение.
Достоевский не боится быть назойливым, часто повторяя одно и то же слово на протяжении страницы или двух страниц для основной характеристики действий персонажей. Так он рассказывает о преднамеренном поведении слуги в "Записках из подполья", неоднократно подчеркивая нарочитую медлительность его действий, раздражающих героя: Но, слава богу, верно, ему стало жалко, смотря на меня. Кончив с своей читкой, он медленно привстал с места, медленно отодвинул стул, медленно снял очки, медленно пересчитал деньги и наконец, спросив через плечо: взять ли полную порцию? медленно вышел из комнаты (У, 172). Иногда нагнетение повторов пронизывает повествование на протяжении всего произведения, создавая особую атмосферу. Так Достоевский создает гнетущую атмосферу молчания в "Кроткой". В подобных случаях повтор выступает не только как средство связи, реализующее одну из категорий текста - категорию интеграции, то есть связности, но и как композиционное средство воплощения содержательно-концептуальной информации, информации эстетико-художественного характера" /И.Р.Гальперин, 52, с.28/.
Функционирование повтора в монологической речи персонажей
Нередко повторы в речи персонажей, наряду с другими языковыми средствами, акцентируют внимание на основной черте характера персонажа, выполняя характерологическую функцию. Заметим вслед за О.И.Ионяковой, что характерологическая функция повтора "связана с типизацией и индивидуализацией образов произведения, она проявляется в лейтмотивных словах и фразах, раскрывающих какую-нибудь важную черту психологической характеристики персонажа в контексте авторской и прямой речи" /159, с.67/.
I) Повторы, способствующие передаче восторженности натуры персонажа. За счет некоторых устойчивых видов повторов создаются эмоциональные монологи Мечтателя - героя повести "Белые ночи", человека поэтического склада, с экзальтированным воображением: -Посмотрите на небо, Настенька, посмотрите! Завтра будет чудесный день! ... 0, смотрите же, смотрите! Какое голубое небо, какая луна! (Б.Н., П, 139); - 0 Настенька, Настенька! Если б ты знала, в каком я теперь одиночестве! (Б.н., П, 132) (см.также е.136, 138 и др.). Общий восторженный тон, удивительная живость интонации сообщается эмоциональным перемежающимся повтором местоимения "какой", контактными или рамочными (обрамляющими) повторами глаголов в формах повелительного наклонения, а также частым повторением обращения и, безусловно, восклицательной интонацией. Эти виды повтора становятся характерными для лирически-возвышенной речи героя повести, пробудившегося к любви. Они окрашивают монологи Мечтателя романтической экспрессией, придают ей риторическую тональность.
Стилистические функции повторов в ранних произведениях Ф.И.Достоевского (в сопоставлении с повестями Н. В. Гоголя)
Сопоставляя данные таблиц, отражающих количественную характеристику повторов в авторском тексте Достоевского и Гоголя (см. Приложение № 2), нетрудно заметить, что у Достоевского среднее количество повторов на 500 знаков в ранних произведениях в основном значительно превышает среднее количество повторов в произведениях Гоголя. Ср.: У Достоевского: "Бедные люди" - 15, "Двойник" -8, "Ползунков" - Ю, "Честный вор" - 7, "Слабое сердце" - б, "Белые ночи" - 15, "Господин Прохарчин" - 3, "Хозяйка" - 4, "Неточка Незванова" - 4; у Гоголя: "Страшная месть" - 4, "Невский проспект" - 3, "Портрет" - 2, "Шинель" - 2. Следовательно, можно говорить о большей распространенности этого стилистического приема у Достоевского. В анализируемых же нами повестях, как видим, одинаковое количество повторов в расчете на 500 знаков - 4. Но это, как мы убедимся, лишь чисто формальное совпадение. Уже при более внимательном взгляде на таблицы ясно, что у Гоголя есть тексты с значительным количеством повторов - 10 и II, но в основном преобладают тексты с минимальным количеством - I - 2 повтора и даже без повторов. У Достоевского же нет текстов с меньшим количеством повторов, чем 3. Наибольшее количество - 7. Следовательно, можно говорить о равномерности насыщения авторского текста повторами.
Сравнительная характеристика структурных видов повторов показывает, что Достоевский и Гоголь часто пользуются одинаковыми видами в основном двухкратных и трехкратных повторов. Наибольшее сходство обнаружено в некоторых видах повторов в микроконтексте (перемежающихся) и в макроконтексте (в основном - в использовании анафоры). Рассмотрим подробнее.
I) Перемежающиеся повторы. У Достоевского в перемежающемся повторе часто употребляются местоимения притяжательные и определительные, а также местоименные наречия: Он начал бояться з а в с го свою жизнь, за всю свою деятельность и даже за будущность (Хоз., I, 267); Она стояла перед ним, нагнувшись к лицу его, вся бледная, как от испуга, вся в слезах, вся дрожа от волнения (Хоз., I, 289); Так пламенно, так сильно было впечатление, так любовно воспроизвело его сердце эти кроткие, тихие черты лица ... , что глаза его помутились (Хоз., I, 269).