Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Опорные элементы смысловой структуры художественного текста : На материале исторического романа В. Пикуля "Фаворит" Ваниева Александра Александровна

Опорные элементы смысловой структуры художественного текста : На материале исторического романа В. Пикуля
<
Опорные элементы смысловой структуры художественного текста : На материале исторического романа В. Пикуля Опорные элементы смысловой структуры художественного текста : На материале исторического романа В. Пикуля Опорные элементы смысловой структуры художественного текста : На материале исторического романа В. Пикуля Опорные элементы смысловой структуры художественного текста : На материале исторического романа В. Пикуля Опорные элементы смысловой структуры художественного текста : На материале исторического романа В. Пикуля Опорные элементы смысловой структуры художественного текста : На материале исторического романа В. Пикуля Опорные элементы смысловой структуры художественного текста : На материале исторического романа В. Пикуля Опорные элементы смысловой структуры художественного текста : На материале исторического романа В. Пикуля Опорные элементы смысловой структуры художественного текста : На материале исторического романа В. Пикуля
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ваниева Александра Александровна. Опорные элементы смысловой структуры художественного текста : На материале исторического романа В. Пикуля "Фаворит" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01.- Махачкала, 2006.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/1266

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Особенности авторской индивидуальности при создании исторического художественного произведения

1.1. Авторская смысловая проекция исторического произведения. . 12

1.2. Опорные элементы при выражении авторской индивидуальности 24

1.3. Объективная необходимость вычленения в смысловой структуре исторического художественного произведения опорных элементов 43

Глава II.Функционирование опорных элементов в смысловой структуре романа "Фаворит"

2.1. Влияние опорных элементов на процессы понимания смысловой структуры исторического художественного текста .. 55

2.2.Функционирование опорных элементов при восприятии и предвосхищении содержания произведения 76

2.3.Участие опорных элементов текста в построении коммуникативно направленных тема-рематических отношений 109

Заключение 145

Использованная литература 153

Введение к работе

Начало двадцать первого века в России ознаменовалось возрождением интереса к истории отечества, который был утрачен в конце минувшего столетия. Возникла необходимость объективного всестороннего переосмысления прошлого в политике, социальной сфере, быте, менталитете нации, искусстве, языке и т.д. Анализ исторических событий - это повод для индивидуумов, обсудив прошлое, понять, возможно, и спрогнозировать будущее, выявить свои истоки, проанализировать ошибки и удачи, героические действия народа и отдельных личностей, определить систему лингвистических ценностей, попытаться разобраться в морально-нравственных, культурно-правовых, социально-политических устоях общества, совершающего то, что впоследствии называют историей.

Таким образом, значимость исторического художественного

произведения в литературе и лингвистике для социума очевидна. Следовательно, обращение к историческим произведениям, в том числе и художественным, является оправданным.

В связи с этим становится важным изучение языка исторических произведений как средства отражения реальных и ирреальных оценок событий и фактов, осознание собственной роли в исторических процессах развития мира, осмысления системы человеческих ценностей, эмоционально-экспрессивного и национально-нравственного уровней восприятия людьми окружающей действительности, в том числе и самих себя. Для подобного изучения необходимы языковые «маяки», ориентиры, такие единицы, которые бы направляли восприятие индивидуума в определенное понятийно-смысловое русло, способствующее, в конечном счете, адекватному пониманию истории, каковыми и являются опорные

элементы . Хотя в научной литературе уделяется большое внимание этим единицам, оно недостаточно, к тому же функционирование опорных элементов в историческом художественном произведении осуществляется особым образом. Сказанное о значимости исторических текстов и роли в них опорных элементов определило актуальность темы диссертации.

Объектом изучения являются опорные элементы текста, использованные в историческом художественном произведении, которые имеют различные структурно-семантические характеристики и обладают ярко выраженной экспрессивностью и прагматичностью.

Выбор объекта диссертационного исследования обусловлен следующими причинами.

Во-первых, важность анализа языка исторических текстов,

особенностей их восприятия современниками реально осознана.

Во-вторых, художественный текст всегда эмоционален. Эмоции же, отражая психологическую и языковую модель автора, формируют морально-нравственные основы воспитания индивидуумов, вырабатывают их лингвистические приоритеты, умение масштабно мыслить, широко обобщать и конкретно ощущать глубину достоинства и трагизма своего народа.

В-третьих, использование В. Пикулем опорных слов и различных сочетаний обусловлено, с одной стороны, его хорошим владением (фонетическими, лексическими, синтаксическими и т.д.) нормами русского языка, прекрасным знанием нюансов лингвистического характера; с другой, его многолетней работой в архивах, информационно - аналитической деятельностью: В. Пикулю приходилось постоянно иметь дело с историческими текстами, к которым предъявлялись важные требования -

1 Опорные элементы отличаются от ключевых слов, прежде всего, структурой: они могут быть представлены словами, словосочетаниями, предложениями / частями предложений, сверхфразовыми единствами.

предельная четкость, конкретность, адекватность мыслям. В творчестве историка и писателя В. Пикуля наблюдается активное взаимодействие интуитивных и осознанных процессов создания речи, т.е. авторских и словарных номинаций.

В-четвертых, весьма существенным аспектом анализа романа «Фаворит» является определение авторских характерных особенностей построения произведения, т.е. идиостиля. При анализе любого значимого произведения возникает вопрос об авторской индивидуальности. «Идиостиль каждого художника слова определяется в связи с той оценкой, которой подвергается в тексте любая единица соответственно целям и задачам произведения» 2. Индивидуальному стилю В. Пикуля свойственны «развитое языковое чутье, способность отбирать, осмысливать и выражать языковыми средствами факты» Поэтому совершенно справедливо утверждение Р.А. Будагова о необходимости тщательного изучения языка писателя: «Сказать о большом писателе, что у него обширный лексикон..., -это, по существу, ничего не сказать. Во всяком случае, ничего не сказать о языке, как о произведении искусства у данного писателя. А чтобы сказать об этой функции языка, надо уметь показать, как язык наряду с другими важнейшими компонентами художественного текста (прежде всего общим замыслом и дарованием писателя) способствует тому, чтобы автор создал то, что создал... Для этого необходим анализ языка как элемента искусства».4

В-пятых, опорные элементы являются текстообразующими

единицами: они формируют текстовое пространство, способствуют более успешному пониманию содержания произведения, адекватному освоению

Ковалёва Н.А. Авторское фразообразование и коммуникативная стратегия текста в письмах А.П.Чехова.- Астрахань, 2000. - С. 100.

3 там же.

4 Будагов Р.А. Писатели о языке и язык писателей. - М., 1980. - С. 31

смысловых направлений романа. Опорные элементы представляются языковыми единицами, сосредоточивающими основную информационно-познавательную и прагматическую нагрузку произведения.

Предметом исследования являются лингвистические процессы, связанные с особенностями вычленения структурно и семантически значимых языковых компонентов, опорных элементов, формирующих смысловую структуру художественного текста.

Цель диссертации - изучение особенностей функционирования опорных элементов смысловой структуры исторического художественного произведения.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

изучение особенностей авторской проекции исторического

художественного произведения;

выявление сущности опорных элементов в процессе выражения авторской позиции;

определение объективной необходимости выделения в историческом художественном тексте опорных элементов, их роли в осмыслении исторического произведения;

анализ аспектов функционирования опорных элементов при восприятии и предвосхищении содержания романа;

исследование тема-рематических отношений в процессе функционирования опорных элементов в смысловой структуре текста.

Источником исследования послужил исторический роман Валентина Саввича Пикуля "Фаворит", завершенный в 1982 году в двух томах.

Материалом исследования являются фрагменты романа, содержащие опорные элементы, в том числе и выделенные самим автором, которые составили картотеку, насчитывающую более трех тысяч единиц текста.

Основные методы - описательно-аналитический, сопоставительный,
метод компонентного анализа, приемы стилистического анализа,

количественных подсчетов.

Теоретическую основу диссертации составили труды в области коммуникации и актуального членения: В. Матезиуса, Г.А. Золотовой, О.П. Касымовой, И.И. Ковтуновой, К.Г. Крушельницкой, О.А. Лаптевой, Т.М. Николаевой, И.П. Распопова и др.; в области стилистики русского языка (изучение идиостиля): В.М. Аврасина, Б.А. Беловой, Г.И. Богина, Р.А Будагова, Л.В. Ильичевой, Л.А. Климковой, Н.А. Ковалевой, А. Н. Соколова, Б. Д. Эргешовой и др.; в области семантико-синтаксического функционирования языковых единиц: А.С. Алисултанова, В.А. Балдовой, Н.В. Дмитриевой, А.А. Залевской, В.Л. Ибрагимовой, Г.А. Кривозубовой, Е.В. Клюева, МЛ. Корытной, В.А. Кухаренко, Н.В. Рафиковой, В.Л. Роднянского, Л.В. Сахарного, Ю.М. Трофимовой и др.; в области теории V текста: Л.В. Витковской, И.Р. Гальперина, Л.В. Гришковой, Е.И. Дибровой, Н.В. Егоршиной, О.Л. Каменской, Ю.А. Ладыгина, В.А. Миловидова, О.И. Москальской, Н.А. Фатеевой, Л.А. Черняховской и др.

Научная новизна диссертации состоит в проведении исследования с
позиций особого статуса опорных элементов в историческом тексте,
описании роли опорных элементов при формировании тема-рематических
отношений в историческом тексте; впервые осуществлялся анализ
индивидуально-авторских опорных элементов, выделенных

паралингвистическими средствами, определена объективная необходимость вычленения опорных элементов в историческом произведении; выявлены особенности формирования авторской проекции посредством опорных

элементов текста, подробно рассмотрены условия восприятия и предвосхищения содержания исторического текста при участии опорных элементов; определена роль опорных элементов в авторских комментариях.

Теоретическая значимость диссертации заключается в разработке семантико-синтаксической системы функционирования опорных элементов в специальных текстах, уточнении содержания понятий: опорный элемент, предвосхищение, тема-рематические отношения, авторский комментарий. Изучение аспектов выделения и функционирования опорных элементов в историческом произведении, принципов их авторского маркирования вливается в общее русло работ, посвященных проблемам лингвистического анализа текста.

Практическая ценность осуществленного исследования определяется возможностью использовать его материалы и выводы в ходе последующего изучения проблем семантико-синтаксического и стилистического функционирования языковых единиц. Результаты работы могут быть востребованы в вузовском преподавании современного русского языка, стилистики, организации спецкурсов и спецсеминаров, посвященных вопросам лексики и синтаксиса, в научно-исследовательской работе студентов.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Авторская изменяемость внутреннего пространства и времени является первым шагом на пути выделения опорных элементов и аспектов их взаимодействия.

  2. Историческому художественному произведению свойственна антропоцентричность.

3. Опорные элементы обеспечивают взаимосвязь с другими
ассоциативными полями не только посредством присоединения, но и с

помощью накладок; повторяемость же содержания ассоциативных полей обусловливает выделение опорных элементов.

4. Опорные элементы способствуют созданию программности,
организованной иерархически в пределах конкретной коммуникативной
ситуации.

  1. Текстовая деятельность писателя по выделению опорных элементов осуществляется параллельно классифицирующей деятельности его сознания, хотя иногда эти виды деятельности могут и совпадать.

  2. Опорные элементы обеспечивают шаговое развитие сюжетной линии, поэтапно раскрывая позиции автора.

Апробация работы осуществлена в докладах на научных конференциях преподавателей в Дагестанском государственном университете (ноябрь 2004, июнь 2005-2006), научно-практических конференциях аспирантов и молодых ученых в Дагестанском государственном педагогическом университете (апрель 2003-2006), заседаниях кафедры теории и истории русского языка этого вуза.

Основные положения диссертации изложены в четырех публикациях. '-

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы диссертации, определяются выбор объекта исследования, предмет анализа, основные методы, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются цели, задачи, положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Особенности авторской индивидуальности при создании исторического художественного произведения» подробно рассматриваются процессы создания авторской смысловой проекции исторического художественного произведения как проявления индивидуально-авторского стиля, представленного своими внешними и

внутренними формами; выявлено активное взаимодействие интуитивных и
осознанных процессов взаимодействия в речи авторских и словарных
номинаций; установлено, что опорные элементы способствуют
сопоставлению номинативной и мыслительной деятельности писателя как
носителя языка и дают возможность выделить этапы достижения общей
цели познавательно-ценностного анализа смысловой структуры данных
языковых единиц. Авторская индивидуальность исследована в процессе
выделения опорных элементов, базирующейся на комплексе оценочных и
эмоциональных слов, как явлении, способном влиять на информативную
насыщенность текста, которая, в свою очередь, воспринимается с позиций
качественного и количественного аспектов, связанных со смыслом. Описаны
особенности создания авторских комментариев; рассмотрены сложности
анализа исторического текста; анализируется диалог в смысловой структуре
художественного произведения, занимающий значительное

коммуникативное пространство.

Вторая глава «Функционирование опорных элементов в смысловой структуре романа «Фаворит» посвящена анализу влияния опорных элементов на процессы понимания смысловой структуры исторического художественного текста; выявлены аспекты понимания авторской позиции и цели высказываний; описаны автор (субъект) и читатель (объект речи) как основные категории коммуникативной ситуации в историческом произведении; при этом установлено, что совокупность аспектов личности участников общения по обе стороны исторического произведения отражается в сознании каждого участника коммуникации и определяется в качестве их субъективной модели отражения действительности; выделены три модели развития ситуации понимания с позиций влияния опорных элементов. Раскрыты и описаны особенности функционирования опорных элементов при восприятии и предвосхищении содержания исторического

художественного произведения; определены взаимоотношения опорных элементов и произведения: они развиваются как центробежные и центростремительные силы; заглавие произведения охарактеризовано как первый опорный элемент, представляющий собой целенаправленно свернутый знак текста, выраженный языковыми средствами и выделенный графически. Проанализирована степень участия опорных элементов текста в процессе построения коммуникативно направленных тема-рематических отношений в тексте; выявлена основная коммуникативная цель писателя, связанная с созданием упорядоченного набора языковых знаков, т.е. особой структурно-семантической организации опорных и неопорных элементов языковых/речевых знаков, предназначенных для читателя.

Авторская смысловая проекция исторического произведения

По мнению многих исследователей [Е.Л. Гинзбург и М.А. Пробст, 1979; З.И. Хованская, 1980; О.И. Москальская, 1981; В.А.Кухаренко, 1983; Л.А. Черняховская, 1983; Б.А.Белова, 1994; Л.А.Климковой,1994; И.П. Смирнов, 1995; Б.Д. Эргешова,1995; Л.Ю. Буянова, 1996; СР. Абрамов, 1997; Г.Д. Ахметова, 1997; Л.В.Ильичева, 1997; Н.С. Ковалев, 1997; Н.В. Рафикова, 1996 ,б, 1997, 1999; И.Н. Ерохина, 1998; A.M. Шахнарович, 1998; В.М.Аврасин,1999; В.П. Белянин, 1999; СВ. Гринев, 1999; Т.А. Кожетьева, 1999; Ю.А. Ладыгин, 1999; О.И. Таюпова, 1999; Л.В. Витковская, 2000; А.А. Водяха, 2000; Л.В. Гришкова, 2000; И.А. Крым, 2000; В.А. Миловидов, 2000; Г.Г. Москальчук, 2000; Е.И. Диброва, 2001; Д.К. Лопарева, 2001 и др.], художественная литература представляется одной из форм отражения действительности, окружающей человека, в том числе и самого человека через образы, эмоции в сочетании с реальностью, степень представленности которой в произведении разная (от фантастики до документальности). Особое место в ряду литературных текстов занимают исторические произведения. Эта особенность является следствием того, что историческая литература подчеркивает: во-первых, связь развития истории народа с историей его языка, с этапами «шлифовки», отбора и совершенствования (идиоматического, фонетического, морфологического, словообразовательного, синтаксического, семантического и т.д.) языковых единиц, выработки комбинаторных правил и пр.; во-вторых, одновременную сложность и простоту создания исторических текстов: простота определяется изначально сформированным (самой историей) сюжетом; сложность же продиктована необходимостью умелого сочетания, с одной стороны, вымысла, художественности, авторского присутствия и реальности, достоверности, фактичности - с другой.

Сложность и в адекватности восприятия произведения, которая продиктована: 1) временным отстранением от описываемых фактов; 2) необходимостью воссоздания действительно происходящих, а не воображаемых событий. В разрешении сложности обозначенных вопросов главную роль играет определенная организация языковых средств, которая предусматривает анализ лингвистических элементов, являющихся своеобразными «маяками» в исторических произведениях, отображающих и направляющих читательское внимание, интерес в правильное (с точки зрения исторической правды и объективности) русло. Таким образом, возникает необходимость «наладить» поиск точных, конкретных языковых единиц (другими словами, речь идет о языковой отточенности). Но, какие языковые знаки станут ключевыми, опорными («маяками»), зависит не столько от описываемых фактов действительности, сколько от авторской позиции, его целей, намерений, модальной установки, морально-этического поведения, гражданских и национальных взглядов, т.е. смысловой проекции исторического произведения.

Итак, прежде чем перейти к анализу опорных элементов в смысловой структуре художественного произведения, необходимо обратиться к авторской смысловой проекции и авторской индивидуальности. Следует подчеркнуть, что особенностью данного исторического произведения "Фаворит" (и некоторых других, например, «Три возраста Окини-сан», «Каторга») является тот факт, что В. Пикуль во многих случаях сам для читателя (возможно, и для себя) определяет (различными способами, например, курсивом, разрядкой, заглавными буквами и т.д.), какие языковые единицы можно считать опорными в конкретном фрагменте текста. Например:

-Где наши эскадры? — спросил Потемкин.

-Крейсируют в море Северном, у островов Канарских и на широте Лиссабона. Я указала им огнем пушечным поддерживать коммерцию от уничтожения. Но ядрами можно наказывать, а ради укрепления авторитета нужна... бумаг а!» (Т.2, с. 139); «Не ври. Яшка! У нас-то все наше, у них все чужое. Англичане твердят, будто время — деньги. А мы, сиволапые, испокон веку живем верой в то, что жизнь — копейка...» (Т.2, с. 138); - Что за ч у д о?— оторопел Сепор. Потемкин, звеня шпорами, распахнул кулисы пошире: -Рекомендую: ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО - ФЛОТ ЧЕРНОМОРСКИЙ! Среди дипломатов возникла немая сцена» (Т. 2, с. 193); и др. случаи авторского выделения опорных элементов текста.

Изучение авторской смысловой проекции в данной работе рассматривается как объективная необходимость и часть общего исследования текста и его единиц, поскольку при анализе наиболее значимых художественных произведений непременно возникает вопрос об идиостиле, что, в конечном счете, связано с реализацией тех или иных языковых элементов, особенностей их комбинаторных возможностей, текстообразующих способностей.

Опорные элементы при выражении авторской индивидуальности

При анализе фактического материала обращает на себя внимание тот факт, что применяемые В. Пикулем приемы выделения опорных элементов сложны и многогранны: «Не подлежит сомнению, что чем богаче личность, тем с большим трудом она укладывается в классификационные рамки. Ни одно измерение не исчерпывает личность, тем более если речь идет о человеке неординарном, чье внутреннее содержание должно оцениваться такими параметрами, как «эстетический человек», «теоретический человек» и кроме того осложненного такими «помехами», как «талант», «волевое начало», «эмоциональность»...» [Ляпон 1995: 263]. Эти приемы, выработанные В. Пикулем, основываются, в первую очередь, на фоновых (базовых) знаниях, а отбор компонентов в качестве опорных, их сочетаемость в рамках текста и взаимодействие с другими элементами произведения соответствуют особенностям их организации в его сознании: «Известие о войне дошло до столицы только 29 августа, когда на юге страны уже пролилась первая кровь. Екатерина выслушала, что Булгаков посажен в Эди-Куль, и после обедни, на выходе из церкви, стала плакать. То, что война случится, она знала. Но не могла предположить, что война возникнет столь внезапно. Чувства ее были оскорблены еще и тем, что Турция вероломно начинала войну при общем рукоплескании Европы.

-Как ненавидят нас... все! — сказала она с яростью.— И будь она проклята, эта Европа паршивая: мечутся, словно кошки угорелые... Ну, хорошо! — произнесла Екатерина с угрозой.— Дадим вам всем звону...» (Т.2, с. 302) (курсив и разрядка В. Пикуля); «15 мая состоялось торжество спуска кораблей и закладки новых. Для Екатерины построили роскошный паром, паруса его были сшиты из алой парчи с золотыми кистями. -Беда мне с этим флотом! — нагло врала она иностранным послам.— Мой флот так быстро растет, что холста уже не хватает, приходится парчу на паруса тратить» (Т.2, с. 290) (курсив наш - А.В.); «Императрица призналась фавориту:

-Принц легок мыслью, как свинцовая бомба.

-Чего этот тугодум желает от нас?

-Немцы хотят из Польши жирный бульон сварить, уже и гостей созвали: Иосифа с его маменькой...» (Т.1, с.345 ) и другие фрагменты произведения, где очень часто возникают сложности при определении авторской интерпретации смысла порождаемого текста, т.к. в словарной номинации опорные элементы содержания закреплены в устойчивой сочетаемости за конкретными лексическими единицами. В индивидуально-авторском представлении ассоциации и связи между ними выражаются словесно в пределах этой ситуации общения и отражаются в содержательной структуре самих опорных элементов и, как видно из приведенных примеров, сохраняет различную степень мотивированности и находится в определенной зависимости от окружающего - предыдущего или/ и последующего -контекста.

Позиция В. Пикуля при определении опорных элементов в ряде случаев может проявляться в ситуации возникновения неосознаваемых ассоциативных связей между компонентами их смысловой структуры словарной номинации: «Полянский снова склонился перед императрицей:

-О великая мать отечества, заткни уши скорее — я сейчас терминологию матерную пущу. Екатерина осталась вежливой:

-Если это для пользы службы — будьте любезны, прошу! Но матюги не помогли кораблям расцепиться; матросы топорами рубили рангоут и снасти-фрегат и галера разошлись, исковерканные и ободранные, словно после пиратского абордажа» (Т.1, с. 191 ). Как видно их приведенного фрагмента, это следствие проявления фактов речевого поведения, характеризуемое как бессознательное ассоциирование слова с тем понятием, которое за данным словом стоит. Речевая же деятельность определяется как сознательный процесс создания произведения, его интерпретации на базе осмысленного использования тех или иных языковых единиц для обозначения того или иного фрагмента действительности, намеренно выделенного автором из общей системы своих базовых знаний:

«-Так ведь я не дурочка! И вижу, что все ядра летят мимо цели. Оставьте в покое городок, меня, себя и экипажи.

-Эх, мать моя! — огорчился Полянский.— Надо бы у нас на флоте, как у англичан, правило завести: на реях вниз башкой за ноги половину команд перевешать, вот тогда и порядок будет.

-Прежде чем вешать на флоте, надо флот порядочный заиметь...— не выдержала Екатерина» (Т.1, с. 191) - сознательность процесса построения данного фрагмента обеспечено троекратным повтором слова «флот», которое в итоге и рассматривается как опорное.

Влияние опорных элементов на процессы понимания смысловой структуры исторического художественного текста

В значительном числе случаев (в данной ситуации речь не идет о намеренном выделении - курсивом, разрядкой и т.д. - определенных элементов в романе "Фаворит"), какие языковые знаки в тексте считать опорными, читатель решает индивидуально. Данное положение зависит от целого ряда факторов субъективного и объективного характера, которые, в конечном, счете «сходятся» на понимании самого произведения (фрагментов произведения).

Итак, индивидуальное понимание способно какие-то компоненты произведения сделать основными, другие - содействуют выделению именно этого знака и одновременно обслуживают его. В результате формируется некоторое смысловое поле. Общая смысловая структура произведения объединяет такие поля, создавая более значительные по масштабу пространства, которые и дают образно-идейное представление о романе в целом. Естественным образом возникает вопрос о том, как же осуществляется подобное объединение?

Одним из основных способов объединения является создание ассоциативных полей, где опорные элементы играют наиболее важную роль-связующую:

« У этих русских все не так, как у нас...

Фридрих был явно удручен предстоящим свиданием в Могилеве Иосифа с Екатериной; «старый Фриц» желчно сказал: - Карл Двенадцатый вошел в Россию тоже через паршивый Могилев, но потом не знал, как оттуда унести свои кости... Вы, принц, будучи в Петербурге, побаивайтесь этих людоедов!» (Т.2, с. 141) - сопоставление двух ситуаций на основе ассоциативных связей, вызванных опорным элементом «Могилев» при сохранении эмоциональной направленности

Таким образом, опорные элементы протягивают нити взаимосвязи к другим ассоциативным полям, обеспечивая не только присоединения, но и накладки. Опорные элементы в ассоциативных полях становятся опорными в силу повторяемости содержания этих полей:

«-Приготовьте ножницы,— сказала она (как, наверное, сто лет назад говорил Петр I, собираясь стричь бороды боярам).

Ножницы щелкнули, и копна волос невестки упала к ногам императрицы, стелясь мягкими волнами.

- Будьте проще, дети мои,— сказала Екатерина.— ... высота прически должна быть умеренна...

Павел и Мария Федоровна боялись зарыдать!» (Т.2, с. 197). Как следует из приведенных примеров, каждая ситуация способна ассоциироваться хотя бы с одной другой ситуацией, как правило, чем шире мыслится объект сравнения, тем больше ассоциативных связей и объектов возникает в сознании человека, а значит и возможность выделения опорных элементов в них становится более очевидной.

Исторический текст представляет собой систему проблемных ситуаций, по содержанию «концентрирующиеся» вокруг опорных элементов. И для понимания такого произведения читателю важно овладеть приемами использования имеющихся у него знаний и получения новых, т.е. приемами осмысления текста, где выделяются определенные знаки, на которые необходимо опираться. Подобные знаки сосредоточены на выражении цели высказывания и среди них можно выделить следующие:

1) Постановка вопроса самому себе и поиск ответа на него («Дени Дидро долго не видел Екатерину: всю жизнь пивший воду из Сены, он заболел от воздействия невской воды. Что дальше!

Дальше было интересно... В мрачном королевском замке с треском и чадом разгорелись дешевенькие свечи. Фридрих II принимал гостей и проезжих через Берлин знатных господ» (Т.1,с.531) (отточие В. Пикуля)).

2) Постановка вопроса - предложения («Оспенный мортиролог XVIII века был страшен: едва ли один человек из тысячи не переболел оспою! Казалось человечество покорилось року, а могучая зараза обгладывала заживо сотни, тысячи и миллионы людей. Оспа уже гнездилась в Зимнем дворце, и знакомые императрицы, молодые цветущие и веселые женщины, переболев оспою, снова появлялись на балах, но уже покрытые рубцами, изъязвленные, несчастные... Куда же делась их былая живость и красота?» (Т.1,с.268)).

3) Предвосхищение того, о чем именно будет сказано дальше {«Губернская реформа заняла много лет\ новое административное деление страны спешки не терпит. Тут надо было все обдумать, вплоть до годности питьевой воды в городах возникающих, до схожести обрядов, свадебных и похоронных, в деревнях, чтобы вкусы жителей в одной губернии совпадали» (Т.2.С. 111)).

Похожие диссертации на Опорные элементы смысловой структуры художественного текста : На материале исторического романа В. Пикуля "Фаворит"