Введение к работе
Характерной особенностью современной лингвистики является ее антропоцентрический характер, в соответствии с которым в центре лингвистических исследований находится человек.
Познание человека является целью литературного творчества. Главный объект изображения в художественном произведении – человек, и все описываемые события и ситуации выступают как средство его всесторонней характеристики. Наиболее ярко это проявляется в психологической прозе, где в центром внимания оказывается внутренний мир человека.
Одним из важных средств психологического анализа в художественной литературе является внутренняя речь (ВР), назначение которой – изобразить внутренние мысли и чувства персонажа, объективируя субъективную сторону жизни человека.
Внутренняя речь представляет собой сложное, многоплановое явление, связанное с мышлением и языком, и это обусловливает глубокий интерес, проявляемый к ней представителями различных научных сфер: философии (В.С. Библер, Н.Л. Мусхелишвили и др.), психологии (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, Н.И. Жинкин, А.Н. Соколов, Б.Ф. Баев и др.), психолингвистики (А.А. Леонтьев, Т.В. Рябова, С.Д. Кацнельсон, И.А. Зимняя, Б.Ю. Норман, А.А. Залевская и др.), литературоведения (М.М. Бахтин, И.В. Страхов, В.Л. Ковалев, Л.Я. Гинзбург, О.Н. Осмоловский, А.И. Чичерин и др.) и лингвистики (В.В. Виноградов, М.Т. Гаибова, В.Л. Кошкаров, Е.В. Сельченок, А.В. Логинов, И.В. Артюшков и др.).
Однако если психологический, психолингвистический и литературоведческий аспекты внутренней речи в научной литературе освещены достаточно широко, то лингвистический аспект на сегодняшний день остаётся исследованным в недостаточной степени. В частности, не изучена специфика синтаксической организации ВР в художественной речи, структурное и семантическое своеобразие отдельных типов и видов предложений, в том числе односоставных. В имеющихся немногочисленных работах представлены общие наблюдения над односоставными глагольными предложениями (И.В. Артюшков), при том что последние отражают существенные особенности психологической (естественной) внутренней речи, являются характерной особенностью синтаксической организации художественно изображённой ВР персонажей в литературном произведении и требуют специального рассмотрения. Названными обстоятельствами определяется актуальность данного исследования.
Цель исследования дать комплексное структурно-семантическое описание односоставных глагольных предложений в прямой внутренней речи персонажей в произведениях Л.Н. Толстого.
Исходя из общей цели формулируются конкретные задачи исследования:
- выделить и подвергнуть анализу все фрагменты прямой ВР персонажей, содержащие односоставные глагольные предложения;
- установить и описать структурно-грамматические особенности односоставных глагольных предложений в ВР персонажей;
- выявить и рассмотреть функционально-семантические особенности односоставных глагольных предложений в ВР персонажей;
- охарактеризовать роль служебных элементов в односоставных глагольных предложениях в ВР персонажей.
Материалом исследования послужили все законченные повести и романы Л.Н. Толстого (20 произведений), из которых путём сплошной выборки был отобран и проанализирован 4191 фрагмент, содержащий односоставные глагольные предложения в прямой внутренней речи персонажей.
Обращение к произведениям Л.Н. Толстого вполне закономерно, поскольку творчество писателя представляет вершину не только отечественной, но и мировой литературы. Будучи непревзойдённым мастером психологического анализа, Л.Н. Толстой распахнул перед читателями двери во внутренний мир человека, обнажив самые сокровенные тайны его души. Во многом это стало возможно благодаря открытию писателем универсального средства психологизма внутренней речи, ставшего важнейшей составляющей психологической прозы в целом.
Обращение к повестям и романам обосновано тем, что в отличие от рассказов, в которых возможно описать лишь отдельные фрагменты жизни персонажа или всю его жизнь, но в предельно сжатой форме, вследствие чего ВР в них занимает незначительное место, произведения крупных форм позволяют проследить эволюцию внутреннего мира героя, его становление и развитие, что находит отражение прежде всего во внутренней речи.
Объектом исследования являются односоставные глагольные предложения в прямой внутренней речи в произведениях Л.Н. Толстого, так как прямая внутренняя речь, в отличие от других форм изображения внутренней речи, является наиболее приближенной к естественной ВР и в ней в наименьшей степени отражается авторская позиция.
Предмет исследования – структурные и семантические особенности односоставных глагольных предложений во внутренней речи персонажей.
Методы исследования. В качестве основных в работе использованы следующие методы: описательный, представленный конкретными приёмами наблюдения, сопоставления, обобщения, интерпретации; сравнительный; системного анализа, включающий анализ структурных и семантических особенностей односоставных глагольных предложений в ВР персонажей; статистический, применявшийся при установлении степени частотности отдельных разновидностей односоставных глагольных предложений.
Диссертационное исследование выполнено в рамках структурно-семантического направления, основными принципами которого являются принцип системности и принцип многоаспектности (В.В. Бабайцева).
Методологическую основу работы составили труды крупных учёных: психологов (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева, Н.И. Жинкина, А.Н. Соколова, Б.Ф. Баева, Т.Н. Ушаковой и др.), психолингвистов (А.А. Леонтьева, Т.В. Рябовой (Ахутиной), С.Д. Канцельсона, И.А. Зимней, Г.М. Кучинского, Б.Ю. Нормана, Е.С. Кубряковой и др.), литературоведов (М.М. Бахтина, И.В. Страхова, В.В. Кожинова, В.Л. Ковалёва, Л.Я. Гинзбург, О.Н. Осмоловского, Л.П. Гроссмана, А.И. Чичерина, А.Г. Бочарова, Е.Г. Эткинда и др.), лингвистов (В.В. Виноградова, А.А. Андриевской, С.Ю. Завадовской, Н.И. Сакварелидзе, М.Т. Гаибовой, Е.В. Кошкарова, А.В. Логинова, Е.В. Сельченок, В.А. Зименковой, Ю.М. Сергеевой, Ю.Н. Караулова, И.В. Артюшкова и др.).
Научная новизна и теоретическое значение исследования. В работе впервые осуществляется комплексный структурно-семантический анализ односоставных глагольных предложений и определяется их роль в синтаксической организации внутренней речи персонажей в художественной прозе Л.Н. Толстого.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания современного русского языка, стилистики, лингвистического анализа художественного текста, а также в спецкурсах и спецсеминарах в вузе.
Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Односоставные глагольные предложения играют важную роль в синтаксической организации внутренней речи персонажей, поскольку, отличаясь разнообразием структуры и семантики, позволяют изобразить разные стороны внутреннего мира человека и отражают существенные свойства естественной внутренней речи – ее предикативность и наглядно-чувственный характер.
2. Самыми частотными в исследуемых произведениях являются безличные и инфинитивные предложения, которые в наибольшей степени приближены к модальной и эмоциональной сферам как наиболее субъективным в психической жизни человека, обладают широкими возможностями изображения речемыслительного процесса, многообразных психоэмоциональных состояний и особенностей мировосприятия персонажей и в известной мере отражают особенности менталитета русского народа.
3. Характерной особенностью синтаксической организации односоставных глагольных предложений во внутренней речи являются служебные элементы, которые вносят в содержание предложения различные дополнительные смысловые, модальные и эмоционально-экспрессивные оттенки, что позволяет дополнить и уточнить картину процесса формирования мыслей персонажа.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры русского языка, на заседаниях межкафедрального научно-теоретического семинара аспирантов, на итоговых внутривузовских научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, а также на конференциях: Международной научно-практической конференции «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (г. Уфа, 2007, 2009), Всероссийской научной конференции с международным участием «Актуальные проблемы общего и регионального языкознания» (г. Уфа, 2008); Международной открытой заочной научно-практической конференции «Язык и литература в поликультурном пространстве» (г. Уфа, 2008). По теме диссертации опубликовано 6 статей, 2 из них в изданиях из списка ВАК.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (170 наименований) и списка литературных источников (20 названий произведений Л.Н.Толстого).