Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Однофункциональные предикаты, их типы и роль в прозе В. Набокова Бабаева Карина Басировна

Однофункциональные предикаты, их типы и роль в прозе В. Набокова
<
Однофункциональные предикаты, их типы и роль в прозе В. Набокова Однофункциональные предикаты, их типы и роль в прозе В. Набокова Однофункциональные предикаты, их типы и роль в прозе В. Набокова Однофункциональные предикаты, их типы и роль в прозе В. Набокова Однофункциональные предикаты, их типы и роль в прозе В. Набокова Однофункциональные предикаты, их типы и роль в прозе В. Набокова Однофункциональные предикаты, их типы и роль в прозе В. Набокова Однофункциональные предикаты, их типы и роль в прозе В. Набокова Однофункциональные предикаты, их типы и роль в прозе В. Набокова
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бабаева Карина Басировна. Однофункциональные предикаты, их типы и роль в прозе В. Набокова : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 Петрозаводск, 2001 182 с. РГБ ОД, 61:02-10/64-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I

Глава II

2 3 И 5 6

Выводы по П главе Глава III

Теоретические аспекты проблемы однородности

сказуемых

Типология и функционирование однородных

сказуемых в двусоставном предложении в прозе

В. Набокова

Структурно-семантическая характеристика

однородных сказуемых

Синтаксическая связь компонентов в рядах

однородных сказуемых

Семантико-синтаксические отношения между

компонентами ряда однородных сказуемых

Морфологическое оформление рядов однородных

сказуемых

Семантика компонентов в рядах однородных

сказуемых

Протяженность рядов однородных сказуемых

Распространенность однородных сказуемых и их

взаиморасположение

Типология и функционирование однородных

главных членов в односоставном глагольном

предложении в прозе В. Набокова

Однородные главные члены в безличном

предложении

Однородные главные члены в инфинитивном

предложении

3 Однородные главные члены в неопределенно- 129

личном предложении

4 Однородные главные члены в определенно-личном 133

предложении

Выводы по Ш главе 139

Заключение 14.1

Список источников 151
и литературы

Приложение 165

Введение к работе

Интерес к языку художественной литературы в лингвистике достаточно высок и стабилен на протяжении многих лет. Проблеме идиостиля посвящено большое количество работ, в которых изучаются особенности творческой манеры того или иного автора с разных позиций и выделяются характерные, стилеобразующие черты его текстов, а также рассматривается функционирование определенных языковых единиц в художественных текстах. В русле этого последнего направления лингвостилистики написана настоящая работа.

Идиостиль писателя является одним из проявлений художественного стиля и определяется в современной стилистике как «способ организации словесного материала, который, отражая художественное видение автора, создает новый, только ему присущий образ мира» . Задачей стилистики художественного текста становится определение этого способа в конкретных его проявлениях в конкретном тексте, а также выявление «художественной необходимости и глубинной содержательности именно

такого речевого строя» .

В настоящей работе лингвистическому анализу подверглись тексты В. Набокова, к произведениям которого в последние годы большой интерес проявляет и отечественная филология. Творчество В. Набокова давно изучается за рубежом; в первую очередь необходимо назвать классические биографо-литературоведческие труды Б. Бойда, Э. Филда, 3. Шаховской3. Произведения В. Набокова серьезно изучены литературоведами, свидетельством чему может служить огромное количество публшшций. К зарубежным литературоведческим работам4 в последние несколько лет

  1. Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. Л., 1982. С. 33.

  2. Теория литературных стилей. Типология стилевого развития 19 века. М, 1977. С. 209. Ср. Ю. М. Лотман: «Идея не содержится в каких-либо, даже удачно подобранных цитатах, а выражается во всей художественной структуре». (Лотман М. Ю. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. В 3 частях. Ч. I. М„ 1994. С. 87.)

3 Boyd В. Vladimir Nabokov. The American Years. Princeton (N. Y.), cop. 1991; Boyd B.
Vladimir Nabokov. The Russian Years. Princeton (N. Y.), cop. 1990; Field A. Nabokov: His
Life in .Art. London, 1967; Field A. Nabokov: His Life in Part. London, 1977; Field A. VN:
The Life and Art of Vladimir Nabokov II By A. Field. New York. Crown, cop. 1986;
Шаховская 3. В поисках Набокова. М., 1991.

4 См., напр., A Book of Things about Vladimir Nabokov. Ed. by С R. Proffer. Ann Arbor,
1974.

5 присоединились отечественные публикации, а в 1997 году в серии «Русский путь» вышел сборник статей и воспоминаний о В, Набокове, многие из которых были опубликованы в России впервые .

Основные аспекты лингвистического изучения набоковских текстов таковы: фонетические особенности, лексическая семантика, цвето-световые характеристики текста , особенности повествования , эстетика текстовых единиц , стилистические и

3 Анастасьев Н. Феномен Набокова. М., 1992; ЛинецкийВ. «Анти-Бахтин» - лучшая книга о Владимире Набокове. СПб., 1994; Мулярчик А. Русская проза В. Набокова. М, 1997. См. также работы А. Битова, О. Дарка, А. Долинина, Викт. Ерофеева, М. Липовецкого, Г. Маневича, О. Михайлова, И. Толстого и др.

6 Владимир Набоков: Pro et Contra. СПб., 1997.

7 Lokrantz J. Th. The Underside of the Wave: Some Stylistic Devices Used by Vladimir
Nabokov// Studia Anglistica Upsaliensia/ Uppsala, 1973; Васильев Г. К. Страница из
рассказа В. Набокова «Весна в Фиальте»: (Опыт лингвистического анализа) //
Филологические науки. М., 1991. № 3. С. 33^40; Забурдяева В. И. Звуковая
инструментовка имен собственных в романе В. Набокова «Дар» // Функционирование
языкового знака в тексте. Ташкент, 1992. С. 12-16.

к Каракуц-Бородина Л. А. Языковая личность Владимира Набокова как автора художественного текста: лексический аспект (на материале русскоязычной прозы). Уфа, 2000; Козловская Н. В. Предметная лексика в картине мира В. Набокова (на материале романа «Другие берега») // Художественный текст: структура, семантика, прагматика. Екатеринбург, 1997. С. 44-51; Она же. Лексика предметного мира в организации лексической структуры текста произведения В. Набокова «Другие берега». Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. СПб., 1995; Латухина О. Ю. Смысловая плотность текста (по роману В. Набокова «Соглядатай») // Художественный текст: онтология и интерпретация. Саратов, 1992. С. 122-129; Омельченко Е. В. Метафора в произведениях В. В. Набокова // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики. Челябинск, 1996. С. 81-82; Шулъмейстер А. П. О лексическом мастерстве В. Набокова // Текст: проблемы изучения и обучения. Алма-Ата, 1989.

9 Johnson D. В. Contrastive Phonoaestherics or Why Nabokov Gave Us Translating Poetry as
Poetry // A Book of Things about Vladimir Nabokov. Ardis, 1974. P. 28-41; Johnson D. B.
Synesthesia, Polychromatism, and Nabokov // A Book of Things about Vladimir Nabokov.
Ardis, 1974. P. 84-103; БулавинаМ. А. Цветопись как художественный прием в романе
В.Набокова «Подвиг»// Семантика языковых единиц. Ч. 3. М., 1993. С, 104-107;
Кузьмина Н. А., Филиппова С. Г. Цветовая картина мира В.Набокова (на материале
рассказов 20-х гг.)// Лексика, грамматика, текст в свете антропологической
лингвистики. Екатеринбург, 1995. С. 123-124; Прокофьева Л. П. Цветовые и
смысловые модуляции в звуковой архитектонике поэтического текста: (на материале
стихотворения В. Набокова «Бабочка») // Художественный текст: онтология и
интерпретация. Саратов, 1992. С. 117-121; Прокофьева Л. П. Цветовая символика звука
как компонент идиостиля поэта: (на материале произведений А. Блока, К. Бальмонта,
А. Белого, В. Набокова). Рукопись дисс. ... докт. филол. наук. Саратов, 1995,

10 Morrison I. Nabokov's Third-person Selves If Pbilol. quart. Iowa City, 1992. Vol. 71. № 4.
P. 495-509; Акимова И. И. Средства выражения имплицитной информации в

темпоральные характеристики3 прозы, особенности концептуальной системы произведений В. Набокова' .

В перечисленном ряду есть и диссертационные сочинения; так, J. Th. Lokrantz проводит фундаментальное исследование стилистических особенностей набоковской прозы: типов повествования, языковых каламбуров, употребления собственных имен, звуковой инструментовки; Т. А. Голикова анализирует концепт «творчество» в романе «Дар», выявляя связанные с ним особенности концептуальной картины мира писателя; Н. В, Козловская исследует предметную лексику и модусы ее восприятия в романе «Другие берега»; Л. П. Прокофьева рассматривает проблемы цветовой символики звука в тексте Владимира Набокова, и т. п. Существуют и синтетические филологические разборы набоковских текстов (работы Ю. Д, Апресяна, Ю. И. Левина и Н. Струве15).

Рассматривая текст под разными углами зрения, исследователь обязательно сталкивается с необходимостью многоаспектного исследования, что объясняется сложностью самой природы художественного творчества. Особенно важным, на наш взгляд, представляется описание системы индивидуальных речевых синтаксических

художественном дискурсе (на материале произведений В. Набокова). Рукопись дисс. ... канд. филол. наук. М, 1997; Ковтунова И. И., Левин Ю. И. Об особенностях повествовательной структуры и образного строя романа В. Набокова «Дар» // Russian Literature. IX (II). Amsterdam, 1981. С. 191-229; Падучева ЕВ. Разрушение иллюзии реальности как поэтический прием // Логический анализ языка: Истина и истинность в культуре и языке. М., 1995. С. 93-101; Падучева Е. В. Рассказ В. Набокова «Набор» как эксперимент над повествовательной нормой // Она же. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М., 1996. С, 385-393. 1 Кучерова Е. М. Игра с эстетической установкой читателя как компонент набоковского стиля // Судьбы отечественной словесности XI-XX вв. СПб., 1994. С. 40-41.

* Молчанова Н. А. Концептуальность стилистического приема в ранней прозе В.Набокова// Вестник СПбГУ. Сер. 2: История. Языкознание. Литературоведение. Выл. 4. СПб., 1992. С. 83-86.

13 Падучева Е. В. Время повествователя и время героя (по роману В. Набокова
«Пнин») // Она же. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском
языке. Семантика нарратива. М., 1996. С. 382-383.

14 Апресян Ю. Д. Роман «Дар» в космосе В. Набокова // Он же. Избранные труды. М.,
1995. Т. 2; Борухов Б. Л. Об одной вертикальной норме в прозе В. Набокова: (категория
«половины» в романе «Лолита») // Художественный текст: онтология и интерпретация.
Саратов, 1992. С. 130-134; Голикова Т. А. Слово как интегративный компонент
концептуальной картины мира (на материале творчества В. В. Набокова). Рукопись
дисс. ... канд. филол. наук Барнаул, 1996; ТаммиП. Заметки о полигенетичности в
прозе Набокова //Владимир Набоков: Pro et Contra. СПб., 1997. С. 514-528.

13 ЛевинЮ. И., СтрувеН. Роман-загадка// АгеевМ. Роман с кокаином. М., 1990. С.

7 средств, используемых конкретным автором для построения своего текста.

Вопросы стилистического исследования синтаксиса художественного текста привлекают многих исследователей, поскольку, по словам В. В. Виноградова, «экспрессивно-выразительные функции синтаксических конструкций могут быть очень разнообразны» . Лингвистические приметы стиля существуют на всех языковых уровнях, но именно синтаксическая организация текста дает выход к авторской

концепции стиля . Индивидуальность стиля выражается через стилистические доминанты, знаки стиля, под которыми понимаются те языковые явления, которые обращают на себя внимание читателя и составляют примету стилистической маркированности текста. Как писала Т. И. Силъман, «именно через структуру предложения, его объем, способы его распространения и членения... осуществляется единое движение мысли художника, находит свое выражение присущий именно ему характер этого движения» . Один из способов распространения предложения - ряды однородных членов, функционирование которых в тексте может рассматриваться как параметр стиля писателя. Насыщенность текста рядами однородных членов зависит от принадлежности этого явления к стилеофазутощим факторам творчества писателя, а также к определенному функциональному стилю; от жанра произведения; от особенностей синтаксической структуры текста, что в свою очередь связано с личностью автора текста. Таким образом, изучение синтаксической конструкции в структуре предложения обязательно приводит к вопросу о стилистическом назначении этого явления в исследуемом тексте.

Характеризуя проблему однородности в стилистике, следует отметить ее связь с вопросом о стилистическом исследовании сочинительной связи в целом как наиболее четкого показателя однородности. Сочинительная связь в стилистике, так же как и в грамматике, рассматривается в нескольких аспектах: более узко, в составе одной из стилистических фигур (перечисление), и более широко - в свете стилистической значимости этого грамматического явления как такового.

200-220.

1G Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 1959. С. 250.

17 Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961; Севбо И. П. Графическое представление
синтаксических структур и стилистическая диагностика. Киев, 1981; Чичерин А. В.
Идеи и стиль. М., 1968; и др.

18 СильманТ. И. Проблемы синтаксической стилистики (на материале немецкой
прозы) //Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1967. Т. 315. С. 5.

С точки зрения синтаксического подхода к рассматриваемому вопросу однородные ряды - явление факультативное, не заданное структурой предложения. Такие ряды «образуют в предложении своего рода надстройку, второй конструкгивньш план»1 , и основное их назначение в предложении - прямое или косвенное выражение отношения автора текста к предмету повествования и явное или скрытое воздействие на воспринимающего текст. На основании конкретных исследований создан список стилистических функций однородных членов предложения в тексте: «оценочно-параметрическая, субъективно-познавательная, эмоционально-изобразительная, описательная (динамического описания), изобразительно-психологическая, функция выражения патетики, сатиры и юмора, иронии, функция передачи устной речи»20.

Предметом исследования в настоящей работе стал ряд однородных сказуемых, поскольку эта конструкция является основополагающей при создании любого художественного текста, обладающего видо-временной структурой21. Предложение с однородными сказуемыми не относится к стилистически маркированным конструкциям в парадигматике, но оно, как и любое грамматическое явление, может получить в художественном произведении стилистическую значимость . Вообще, предложение с рядами однородных сказуемых имеет в художественном произведении двоякую грамматико-стилистическуто обусловленность: во-первых, оно зависит от особенностей однородности сказуемых по сравнению с однородностью других членов предложения, во-вторых, связано со спецификой функционирования данной структуры в художественных текстах.

Стилистические возможности предложения с однородными сказуемыми, основанные на ядерных (нераспространенность, морфологическая однооформленность,

19 Дмитриева Л. К. Осложнение предложения. Функции однородности, обособления, вводности и обращения // Функциональный анализ грамматических категорий. Л., 1973. С. 162.

Трофимова О. В. Расширеннь1е синтаксические позиции в синтаксисе П. И. Мельникова-Печерского. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Л., 1986. С. 9. См. также Ветвинская Т. Л. Перечисление как стилистический прием. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук Киев, 1970; Медведева С. Ю. О лингвистической природе и функциях стилистического приема нарастания. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М, J 972 и др.

л Виноградов В. В. Основные вопросы синтаксиса предложения. (На материале русского языка) // Он же. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975. С. 267-268. i2 Шендельс Е. И. Некоторые ттринципьі стилистической грамматики // Стилистика

9 семантическая близость) и периферийных (большая степень распространенности, логико-семантическая несопряженность, морфологическая разнооформленность) признаках однородности, заключаются в создании динамики, статики, динамико-статики; в создании ритма, строящегося на повторении компонентов ряда; они заключаются также в образовании разных структурных типов, основанных на разновидностях сочинительной связи (моносиндетический, полисиндетический, асиндетический ряды и ряд со смешанным типом связи); в противоречии между структурно-семантической однородностью ряда и разными лексическими значениями входящих в него компонентов. Стилистические возможности однородных сказуемых определяются в основном структурой ряда, дополненной значениями входящих в него лексических единиц и видо-временными отношениями, существующими между компонентами ряда.

Предметом данного диссертационного сочинения являются ряды однородных сказуемых в текстах В. Набокова, которые рассматриваются как один из возможных синтаксических параметров идиостиля писателя.

Актуальность предпринятого исследования определяется неизученностью синтаксиса осложненного предложения в произведениях В. Набокова. Кроме того, однородные сказуемые обладают высоким стилистическим потенциалом, в связи с чем возникает необходимость в квалификации этой конструкции как стилеобразующего фактора набоковской прозы.

Новизна работы заключается в подходе к исследуемой конструкции: предпринят комплексный анализ однородных сказуемьтх, на базе которого осуществляются стилистические наблюдения над выбранным синтаксическим явлением.

Целью исследования являются структурно-грамматическая характеристика, семантическое описание и определение стилистического назначения рядов однородных сказуемых в текстах В. Набокова

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. структурная, грамматическая и семантическая типологизация рядов однородных сказуемых в текстах В. Набокова;

  2. выявление закономерностей объединения предикатов в однородный ряд в рассматриваемых текстах;

  3. определение стилистических функций рядов однородных сказуемых в текстах

художественной речи. Вып. 2. Л., 1975. С. 160.

10 В. Набокова;

4) решение вопроса о принадлежности изучаемой конструкции к чертам идиостиля В. Набокова.

Материалом для исследования послужили русскоязычные прозаические тексты В. Набокова: романы «Машенька» (1926), «Король. Дама. Валет» (1928), «Лолита» (1967) и сборник рассказов «Возвращение Чорба» (1930). Работа над текстами велась по следующим изданиям:

  1. Набоков В. Собр. соч.: В 4 т. М„ 1990.

  2. Набоков В. Лолита. М., 1991.

При выборе текстов учитывались как их принадлежность к разным жанрам (романы и рассказы), так и их отнесенность к разным периодам творчества В. Набокова (к раннему, берлинскому, и к позднему, американскому).

Общее количество конструкций с рядами однородных сказуемых составило 3318 единиц; 441 единица в романе «Машенька», 1053 единицы в романе «Король. Дама. Валет», 982 единицы в романе «Лолита» и 842 единицы в сборнике «Возвращение Чорба».

При работе с материалом использовались следующие методы; описательно-аналитический, сопоставительно-аналитический, метод комплексного описания, структурно-семантический метод (предполагающий единство и взаимообусловленность содержания и формы), элементы статистического метода.

Типологизация однородных сказуемых как в двусоставном, так и в односоставном предложении осуществляется по следующим параметрам:

  1. структурно-семантическая характеристика,

  2. синтаксическая связь компонентов,

  3. семантико-синтаксические отношения между компонентами,

  4. морфологическое оформление,

  5. семантика компонентов,

  6. протяженность рядов,

  7. распространенность сказуемых и их взаиморасположение.

Теоретическая значимость предпринятого исследования обусловлена детальным рассмотрением проблемы однородности предикатов, а также выявлением стилистического потенциала грамматических категорий в художественном тексте.

Практическая ценность работы связана с возможностью использования данных

материалов в рамках дисциплин «Современный русский язык», «Стилистика и культура речи», ((Стилистика художественной речи», а также спецкурсов по языку и стилю В. Набокова, синтаксису русской прозы XX века.

Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Приложения с таблицами, списка источников и литературы. Первая глава содержит обзор литературы, существующей по данной проблеме, при этом излагается история изучения вопроса, а также современное его состояние. Во второй главе рассматривается типология и функционирование однородных сказуемых в прозе В. Набокова в двусоставном предложении. Третья глава посвящена описанию однофункциональных предикатов в односоставном предложении: как и в предыдущей главе, дается типология и излагаются наблюдения над стилистическим функционированием изучаемой конструкции в прозе В. Набокова.

Похожие диссертации на Однофункциональные предикаты, их типы и роль в прозе В. Набокова