Введение к работе
Диссертация посвящена исследованию модуса на пространстве текста. Текст и модусные смыслы в нем рассматриваются через призму сфер речи -художественной, публицистической и научной, и жанров - как речевых, так и литературных, но прежде всего последних.
Мы исходим из того, что модус - субъективная сторона высказывания, противопоставленная диктуму - его объективному содержанию, участвует в создании цельного, связного текста определенной сферы речи и определенного жанра. При этом сфера и жанр задают характер модуса.
Объект исследования - тексты на современном русском языке, принадлежащие трем сферам речи - публицистической, научной и художественной.
Предмет исследования - смыслы модуса и способы их выражения в его текстообразующей роли в различных сферах речи (текстов), прежде всего, - в публицистической, научной и художественной.
Для данного исследования важны следующие методологические основы.
Текст в современном гуманитарном знании - важнейший объект. Существуют как довольно авторитетные дефиниции текста, например, Лингвистического энциклопедического словаря, 1990 г., так и довольно авторитетные учения о его категориях, например, И.Р. Гальперина.
Текстовые категории - специфические признаки текста как речевого
целого (коммуникативный подход), даны И.Р. Гальпериным в работе 1981
года следующим образом. Выделяются десять основополагающих категорий
текста: информативности, членимости, когезии, континуума,
автосемантичности отрезков текста, ретроспекции, проспекции, модальности,
интеграции и завершенности. В других работах (например, труды Л.Г.
Бабенко, Н.С. Болотновой, А.И. Горшкова, Г.В. Колшанского, Н.А.
Лукьяновой, М.Р. Львова, Н.А. Николиной, М.М. Разумовской, Ю.А.
Сорокина, Е.В. Сидорова, В.И. Шаховского и др.) встречаются такие же и
иные текстовые категории: пред- и постинформации,
инициальности/неинициальности, прогрессии и стагнации, образа автора, художественного пространства и времени, подтекста, пресуппозиции, персональности, аспекту альности и др., причем списки категорий могут выходить за десять пунктов. «Неисчерпаемость» перечня текстовых категорий связывают с иерархической неупорядоченностью, сведением в один ряд облигаторных и факультативных признаков. Итак, в современной литературе текст не перестает вызывать научные дискуссии, во-первых, и не определен состав главных его категорий, единиц, механизмов, во-вторых.
А такая важная языковая категория, как модус - важная потому что речевые потоки состоят из суждений, а модус - это отношение говорящего к каждому суждению и о том, о чем в нем идет речь, - не может занять место широко обсуждаемого объекта отечественной лингвистики. Этому есть
объективные причины. Во-первых, модус - это прежде всего качество высказывания. Во-вторых, модус - один из самых трудноуловимых языковых феноменов, он часто имплицитен, часто не имеет прямых соответствий плана выражения плану содержания, главное в модусе - его смыслы, не формы, а лингвистическое исследование традиционно начинается с плана выражения.
Находясь внутри высказывания, модус может «работать» и на текст. С другой стороны, последовательности пропозиций, контекст и в целом текст позволяют точнее определить и качество каждого отдельного модусного смысла отдельного высказывания.
В реферируемом исследовании предложен ответ на вопрос, какие права имеет модус на то, чтобы называться текстовой категорией! Можно сказать иначе: на каких правах изучение модуса может войти в круг первоочередных проблем лингвистики, изучающей текст?
Таким образом, актуальность темы исследования определяется логикой развития лингвистики и других наук, изучающих текст, и состоит в том, что в нем представлены концепция механизмов распространения модусных смыслов с высказывания на текст и авторской интенции такого распространения.
Модус показывает интеллектуальные и эмоциональные доминанты текста, и исследование модуса на пространстве текста способно эти доминанты и выявлять и объяснять их выделение, тем самым внести вклад в изучение модуса как такового, текста как такового, а также текста как когнитивного результата взаимодействия адресанта и адресата.
Говоря о степени разработанности темы исследования, стоит заметить, что современная лингвистика довольно «робко», но задается вопросом, включать или нет модус в состав главных категорий текста, и для ответа надо определиться: есть два модуса - модус высказывания и модус текста? Наше исследование показало: есть только модус высказывания, но он часто «выходит» из пределов высказывания, определенным образом, заданным сферой и жанром, «работает» на пространстве текста. В реферируемом сочинении показано, как именно.
Таким образом, значимость постановки проблемы в практическом плане определяется потребностями современной науки о языке в четких ответах на вопросы, касающихся всех сторон модуса, выходящего из границ высказывания на пространство текста - и длины его распространения (радиуса действия), и целей выхода за пределы высказывания, и механизмов распространения, и тех результатов, которые уникальны именно в силу такого распространения, причем в каждом из жанров эти цели и эти результаты в чем-то схожи, а в чем-то весьма различны.
Мы полагаем, что модус сегодня должен и сам по себе оставаться объектом изучения лингвистики, и быть инструментом для изучения текста. И вообще текста, то есть текста, взятого на уровне высшей филологической абстракции, и конкретно понимаемого текста - определенной сферы речи (допустим, художественной) и определенного жанра (допустим, романа).
Возможности текстообразования модуса рассмотрены через гипотезу о том, что модус - одна из главных категорий вообще-текста, и мы предпринимаем попытку кроссферного исследования. В диссертации рассмотрены три сферы - научная, публицистическая и художественная, с учетом того, какие системы жанров они внутри себя образуют. Выявлено, какую именно текстообразующую роль и как именно играет модус в определенной сфере, в определенном жанре, в определенном тексте, определенного автора. Другие гипотезы: 1) в современном состоянии все три указанные сферы, так же, как и жанры, - не статичные, не застывшие: они двигаются в сторону друг друга, наезжают краями друг на друга; 2) частично, элементами, некоторыми из механизмов сферы и жанры «делятся друг с другом», то есть элементы одних сфер и жанров используются для каких-то целей и в каких-то условиях, из-за каких-то факторов в других сферах, одним из таких факторов является автор; 3) если модус по своей сути - одно главных средств выражения авторских интенций и рефлексий, следовательно, он играет немалую роль в видоизменении типологии текстов и способствует тому, что жанры разрастаются, как кораллы в морях сфер с «гуляющими» берегами; 4) общество меняет свои представления о том, какого типа тексты в данную пору ему нужнее для решения общественных задач, и несколько ослабляет свои требования к определенным сферам и жанрам, делая их более приспособленными к веяньям времени, но главным творцом текстов, вообще деятелем текстов всегда был и остается автор, именно автор - главный фактор сферо- и жанроизменения.
В создании текстов участвует много людей, на них влияют много факторов, а материалом текста является очень сложный, подвижный и в своих глубинах еще малоизученный язык, в нашем случае русский. Какие языковые факторы сохраняют центры, сущности сфер и жанров текстов? Еще одна гипотеза, доказанная в нашем исследовании: модус - с одной стороны, одно из языковых средств, при помощи которых автор способен в какой-то части проигнорировать или нарушить требования сферы и жанра; но, с другой стороны, он же, модус - одно из главных средств сохранить в главных границах, чертах и особенностях сферу и жанр.
Информационная эпоха развития человечества и высокий динамизм сегодняшней жизни должны способствовать тому, чтобы появилось не просто много специалистов, в том числе в отдельных областях словесного творчества. Есть уже ряд авторов-универсалов, которые на высоком уровне, профессионально и с достойными результатами работают одновременно в двух-трех из указанных сфер - научной, публицистической и художественной. Именно на материале их текстов можно выяснять текстоообразующие возможности модуса и предпринять попытки отвечать на связанные с этим вопросы. Для данного исследования избраны следующие авторы.
Ю.Н. Кабанков - выпускник Литературного института, кандидат филологических наук, доцент кафедры теологии и религиоведения Дальневосточного государственного университета, участник многих научных
форумов по филологии, философии и теософии, постоянный автор и член редакционного совета ряда газет и журналов, член Правления Союза писателей России и член Русского PEN-клуба Всемирной Ассоциации писателей, - поэт, эссеист, публицист, критик, автор исторических очерков.
СМ. Казначеев - также выпускник Литературного института, сегодня -доцент этого института, кандидат филологических наук, организатор научных конференций, немало публикующий научных текстов, а также давний постоянный автор «Литературной газеты» и других СМИ, поэт и прозаик, в чьем активе несколько книг художественной прозы и сборников стихов, литературный критик и публицист.
Их модусные лингвистические портреты и демонстрируют на конкретных примерах наши теоретические положения.
Мы посчитали возможным пойти и на такой эксперимент: дать модусный лингвистический автопортрет. Речевая практика автора данного исследования соответствует принципам кроссферного анализа: он кандидат филологических наук, автор многих научных текстов; с другой стороны -автор нескольких книг художественной прозы и литературной критики, постоянный автор нескольких «толстых» литературных журналов, член Международной Федерации русских писателей; с третьей стороны, -внештатный сотрудник общественно-политических изданий, имеющий определенный опыт работы в профессиональной журналистике. Важность самонаблюдений лингвистов и экспериментов с собственной речевой практикой высказывают авторитетные исследователи (А. Вежбицкая).
Материал исследования представлен двумя группами текстов.
Первую составляют прозаические произведения публицистической, научной и художественной сфер речи, от классиков жанров до современников, которые попали в поле внимания автора данной работы в последние 10 лет, и эти произведения или отрывки из них нашли фиксацию в специальной компьютерной базе данных. Здесь не менее 500 имен авторов и не менее 4000 п.л. текстов. Часть этого материала вошла в качестве примеров в первые две главы работы.
Вторую группу составляют научные, публицистические и художественные произведения Ю.Н. Кабанкова, СМ. Казначеева и автора данного исследования, взятые как материал для исследования. Выходные данные почти всех этих текстов даны в Приложениях, их объем - не менее 200 п.л. Эти тексты, с одной стороны, отмечены жанровым сходством, написаны примерно в одно время, примерно в одинаковых институциональных условиях, что обеспечивает их типологическую однородность, но, с другой стороны, этим текстам присуща и яркая индивидуализация. Типологичность и индивидуальность создают возможность для диалектических рассуждений и выводов. Те из текстов, что непосредственно использованы в качестве примеров, даны в разделе «Источники примеров» списка литературы.
Цель данной работы - выявить текстообразующие роли модуса
вообще, сферообразующие и жанрообразующие роли модуса в частности.
Задачи данной работы вытекают из ее цели и заключаются в следующем.
-
Обосновать текстообразующую роль модуса как одну из главных его функций.
-
Найти в существующих научных подходах и проведенных исследованиях такие, которые бы служили основанием для кроссферного анализа текстостроительной роли модуса, в частности описывали бы текст, его сферы и жанры с позиций объективного и субъективного, «старого» и «нового», индивидуального и общего, интеллектуального и эмоционального, собственно авторского и типологического.
-
Доказать не только текстообразующую, сферо- и жанрообразующую роль модуса, но также и его роль в создании идиостиля автора.
-
Показать языковую технику экспликации модуса, создающего текст в его жанровом и сферном воплощении.
-
Определить методологию исследования в аспектах «текст - модель мира автора», «текст - сфера речи (сферные жанры)».
-
Выяснить мотивы выхода автора за границы сфер и жанров.
-
Увидеть место модуса в иерархии текстовых категорий.
-
Определить главные черты модуса в текстах публицистической, научной и художественной сфер, как в плане выражения, так и в плане содержания.
Положения, выносимые на защиту.
-
Одним из организующих начал любого текста является авторская стратегия его создания, отражающая интенции автора. Активным средством вербального воплощения и выражения этой стратегии является модус - как эксплицированный, так и имплицитный.
-
Рассмотренный на фоне сферных различий, модус дает основания утверждать, что любой автор, работающий в различных сферах и жанрах, прежде всего, в публицистической, научной и художественной сфере, с одной стороны, испытывает давление законов и традиций сферы и жанра, но, с другой стороны, стремится сохранить единство себя самого как создателя текста.
-
Один из главных текстообразующих механизмов модуса состоит в том, что он способен создавать сложные модусные перспективы - логические, эмоциональные и выразительные линии, по которым из отдельного высказывания распространяются определенные модусные смыслы на определенные дистанции текста, решая задачи воплощения авторских интенций: оценки предметов и явлений, их достоверности или не достоверности, чаще - именно с точки зрения того или иного источника информации, кроме того, вообще прочертание линий нескольких разных источников информации; изменения предметов и явлений во времени и пространстве, сравнения их действительных и/или возможных состояний; линии самокомментирования автором композиции и содержания своего текста (метатекст в тексте) и т.д.
-
Одна из текстообразующих ролей модуса - это создание автором сложных модусных структур. Они представляют собой отношения между линиями сложных модусных перспектив.
-
Модус на пространстве текста имеет синтагматическую природу: он складывается в тексте в определенные перспективы как последовательности элементов модусов высказываний, по принципу соединения подобных качеств в синергетические комплексы и по принципу соединения - иногда похожих, иногда разных элементов, но ради некой единой цели, создания автором некоторого эффекта, который в процессе восприятия будет рационально или интуитивно зафиксирован адресатом.
-
Модус на пространстве текста может иметь полевую природу: например, в художественном тексте изначально задано поле Образа, куда модус, так же как диктум, вкладывает свои элементарные знаки и смыслы, чтобы уже на выходе создать Образ как цельную вещь. Так же в научном тексте - задается поле Концепции, или в публицистическом тексте - задается поле Позиции Автора по важной общественной проблеме. В публицистическом тексте могут работать имеющие природу поля рамки модуса - например, в первых же абзацах текста может быть задана рамка оценки - положительной или отрицательной - предмета речи, и отдельные модусы высказываний будут в этих рамках накапливаться, усиливая иллокутивную силу всего текста, и в конечном итоге привести к перлокутивному эффекту, то есть полному осознанию адресатом текста того, что эта оценка единственно правильная из возможных.
-
Текстообразующую роль может выполнять как один модусный смысл, например, авторизации, так и комплексы модусных смыслов, наиболее тесно взаимодействующий - авторизационно-персуазивный. Взаимодействуют на пространстве текста смыслы одной модусной категории, например, квалификативной, и разных модусных категорий, например, квалификативный смысл персуазивности - с временными, локальными и персональными смыслами актуализационной модусной категории.
-
Модусная составляющая текста оказывается важнейшим стилеобразующим моментом, опора на модус в тексте позволяет формировать портреты авторов, создающих тексты в разных сферах речи. Технология создания таких портретов аккумулирует все знания о модусе на пространстве текста и направлена в стилистику текста и авторскую стилистику.
Методика исследования включает традиционные методы исследования, но адаптированные и расширенные для решения задач данного исследования: метод дистрибутивного анализа, но в данном случае под «окружением лингвистических единиц» понимается не только вербальное, но и жанровое и сферное окружение; метод композиционного анализа, структурный метод, метод наблюдения, интертекстуальный анализ, методы семиотики. В настоящем исследовании применены и оригинальные методы: метод экспликации модусных смыслов в тексте, разработанный и примененный нами в кандидатском диссертационном сочинении и
модернизированный для данного исследования. Для решения задач кроссферного анализа разработаны и применены методы модусного лингвистического портретирования, лингвистического автопортрета и модусной экспликации многогранного автора; их цель - наблюдение над тем, как диктует сфера словесности - художественная, публицистическая, научная - определенному автору-универсалу изменения его изначальной, имманентной манеры (которую также исходя из этого метода нужно найти), - с одной стороны, и то, как определенный автор сопротивляется этому «диктату жанра», сохраняет свое «заветное творческое кредо», свое единство как творца, с другой стороны.
Научная новизна, прежде всего - в кроссферном подходе к изучению модуса текста. Модус на пространстве текста, авторское начало впервые исследуется на материале текстов авторов-универсалов, то есть тех, кто много лет профессионально, плодотворно и успешно создают тексты трех сфер речи, и входят в соответствующие цеха сфер деятельности - научной, публицистической (журналистской) и художественной (писательской, поэтической). Новыми являются методики, специально созданные для такого исследования. Новой является экспликация модусных смыслов текста, рассмотренная не только на фоне сферных различий, но и при вскрытии мотивов авторов - либо способом интервью с ними, либо методом лингвистического автопортрета, либо аналитически, либо одновременно двумя из способов. Это дало результаты, которые не могли быть получены при иных подходах к лингвистическому анализу.
Степень достоверности полученных результатов подтверждается большим объемом теоретического и экспериментального материала, обобщенного и проанализированного автором в работе; апробированными исходными положениями и методами, принятыми в теоретических исследованиях, а также хорошей сходимостью результатов, полученных теоретическим, эвристическим путем, с экспериментальными данными.
Теоретическая значимость определяется совокупностью введения нового подхода и методик и полученных результатов. В центре этой совокупности - концепция диалектического единства требований жанра и презумпции единства творца, которая раскрывается всем теоретическим рассуждением и всем анализом текстового материала, а также описанием творческого метода, интенций и мотивов конкретных авторов. Существенен также аспект отдельного рассмотрения текстообразующей роли модуса по трем линиям трех сфер речи - публицистической, научной и художественной, позволивший собрать новые данные о сферном и жанровом поведении автора на примере строительства им модусных линий текста.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения и подобного подхода, методов и полученных результатов в вузовских курсах и разделах курсов: филологического анализа текста; семантического синтаксиса текста; стилистики; лингвистического анализа текстов разных типов; семиотики; литературного редактирования; отчасти -психолингвистики. Мы усматриваем важную дидактическую задачу
применения полученных данных и вообще результатов этого исследования не только для того, чтобы учить текст анализировать, но и учить начинающих авторов свои тексты создавать.
Описание текстообразующей роли модуса на фоне сферных различий вольется в небольшой пока поток теоретических исследований текстостроительной роли модуса и пополнит его не только новыми данными, но и подходом и методиками. Кроме того, оно может быть полезным для дальнейшего исследования диалектического единства модусного и пропозиционального содержания текстов разных типов.
Апробация работы. Варианты работы обсуждались на заседании кафедры филологии, психологии и педагогики Хабаровского государственного института искусств и культуры 30 августа 2011 года; на заседании кафедры журналистики Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого 28 ноября 2012 года.
Результаты исследования отражены в 51 публикации, вышедшей в России, странах СНГ и в дальнем зарубежье, общим объемом 51, 25 п.л. По теме исследования опубликованы 2 монографии (8,2 п.л.; 11,5 п.л.), разделы в четырех учебных пособиях, статьи, в том числе - 10 (6, 23 п.л.) в рецензируемых журналах (списка ВАК), материалы различных научных конференций. Основные положения и результаты работы представлены в докладах на 21 научной конференции - от внутривузовских до международных: Всерос. науч.-практ. конф. «Всеволод Иванов и культура России», Хабаровск, 1993 г.; Межрегион, конф. «Язык и человек», Краснодар-Сочи, 1995 г.; Всерос. науч. конф. «Русский язык: прошлое, настоящее, будущее», Сыктывкар, 1996 г.; Регион, науч. конф. «Русский литературный язык сегодня: проблемы и перспективы», Комсомольск-на-Амуре, 2004 г.; Междунар. науч. конф. «Проблемы функционирования русского языка в республике Армения», Ереван, 2006 г.; Междунар. науч. конф. «В.А. Богородицкий: научное наследие и современное языковедение», Казань, 2007 г.; Междунар. науч. конф. «Город-как-текст: литературные проекции», Бердянск, 2009 г.; Междунар. науч. конф. «О роли СМИ и коммуникации для развития взаимопонимания и кооперации между Республикой Корея и Российской Федерацией», Хабаровск, 2010 г.; Междунар. науч. конф. по актуальным проблемам теории языка и коммуникации «Языковые измерения: пространство, время, концепт», Москва, 2010 г.; VIII Междунар. науч. конф. «Семиозис и культура: от текста к реальности - от реальности к тексту», Сыктывкар, 2011 г.; X Ознобишинских чтениях, Инза; Ульяновск, 2012 г. И других.
Материалы исследования использовались в течение семи лет при чтении курса «Стилистика и литературное редактирование» и проведении практических занятий по нему в Хабаровской государственной академии экономики и права и при чтении курса «Семиотика и лингвистика» и проведении практических занятий по нему в Хабаровском государственном институте искусств и культуры.
Структура диссертации. Работа включает введение, 5 глав, заключение, список литературы и 15 приложений. Общий объем диссертации составляет 477 страниц, основной текст - 397 страниц, приложения - 80 страниц. В списке литературы - 354 работы в разделе «Филологические источники», 17 - «Словари и справочники», 51 - «Источники примеров», всего - 422 работы.
В первых двух главах диссертации излагаются теоретические положения. В главах 3, 4, 5 рассматривается современная научная и публицистическая проза на материале текстов Ю.Н. Кабанкова, СМ. Казначеева и О.Н. Копытова - в основном в тактике лингвистического портретирования.