Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Междометие как показатель градуальности в современном русском языке Киреева Галина Владимировна

Междометие как показатель градуальности в современном русском языке
<
Междометие как показатель градуальности в современном русском языке Междометие как показатель градуальности в современном русском языке Междометие как показатель градуальности в современном русском языке Междометие как показатель градуальности в современном русском языке Междометие как показатель градуальности в современном русском языке Междометие как показатель градуальности в современном русском языке Междометие как показатель градуальности в современном русском языке Междометие как показатель градуальности в современном русском языке Междометие как показатель градуальности в современном русском языке Междометие как показатель градуальности в современном русском языке Междометие как показатель градуальности в современном русском языке Междометие как показатель градуальности в современном русском языке
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Киреева Галина Владимировна. Междометие как показатель градуальности в современном русском языке : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Киреева Галина Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Саранск, 2010.- 217 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/656

Содержание к диссертации

Введение

2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ В СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЯХ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА 84

2.1 Функционирование междометия в качестве основного содержательного компонента нечленимого предложения 84

2.2 Междометие как опорный компонент предложения 100

2.3 Употребление междометия в роли модального компонента простого предложения 113

2.3.1 Функционирование междометия в качестве модального

компонента именных односоставных предложений 113

2.3.2 Функционирование междометия в качестве модального компонента глагольных односоставных предложений 130

2.3.3 Функционирование междометия в качестве модального компонента двусоставных предложений 145

ВЫВОДЫ 162

3. СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖДОМЕТИЙ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ 164

3.1 Сочетания междометий по модели «междометие + имя прилагательное» 164

3.2 Сочетания междометий по модели «междометие + имя существительное» 169

3.3 Сочетания междометий по модели «междометие + наречие». 173

3.4 Сочетание междометий по модели «междометие + местоимение» 177

3.5 Сочетания междометий по модели «междометие + глагол»... 178

3.6 Сочетания междометий по модели «междометие + частица + самостоятельная часть речи» 180

ВЫВОДЫ 185

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 186

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 194

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА

Введение к работе

Благодаря коммуникативному подходу к языковым явлениям различных уровней вновь возобновляется интерес психологов, лингвистов, философов к проблеме рассмотрения языковой личности. Ещё В. Гумбольдт писал, что «нельзя изучать человека без языка, а язык — без человека» [Цит. по: Шаховский, 1998, с. 57]. Бесспорно положение о том, что анализ языка не может быть адекватным, если он ведётся безотносительно к говорящему или слушающему. Центром речевой ситуации является говорящий. Человек запечатлевает в своём сознании прежде всего предметы, явления, признаки и др., которые имеют отклонение от нормы, представленные в большей или меньшей степени. Данным обстоятельством объясняется существование в языке категории градуальности, так как семантика градуальности заключается в языковом значении мерительного отношения субъекта к градуируемому объекту.

В современной лингвистике определилось четыре основных направления в изучении проблемы градуирования. Первое направление представляет градуирование с «вездесущим характером» [см. СМ. Колесникова, 1996]: в данных работах выявляется «глобальность» градуального значения [Э. Сепир], осуществляются разноуровневый функциональный и прагматический анализы градуального значения слова [Н.Д. Арутюнова, Ю.Д. Апресян и др.]. Второе направление включает исследования, рассматривающие разноуровневые языковые средства градуального значения: фонетические [А.А. Трубецкой и др.], лексические [Н.Ю. Шведова и др.], словообразовательные [Е.А. Земская и др.], морфологические [В .В. Виноградов и др.] и синтаксические [В.А. Белошапкова, В.В. Бабайцева и др.] средства. Третье направление рассматривает градуальность как степень интенсивности качеств и отражает глубинную природу градуальности [Н.А. Слюсарева и др.]. Четвертое направление исследует градуальность как степень интенсивности качеств и отношений [И.И. Туранский, и др.]. Тем не менее, во всех случаях речь идет о мере проявления выражаемого признака [Колесникова, 1996, с. 10].

Н.В. Халина рассматривает категорию градуальности как коммуникативно-функциональную категорию, которая отражает на языковом уровне степени формирования качественной и количественной определённости предмета, явления, состояния [Халина, 1997, с. 4].

По определению СМ. Колесниковой, градуальность - это функционально-семантическая категория, которая передаёт значение возрастания или убывания степени признака, действия и т. п. различными языковыми способами. Впечатление, возникшее в результате градуирования и выделения меры и степени проявления признака говорящим, создаётся за счёт оформления степеней сравнения, субъективной оценки, способов глагольного действия со значением меры и степени. Суть градуирования заключается в постепенном нарастании/убывании градуированных величин, степеней качества, располагающихся на шкале градаций в виде ступеней градуирования.

В качестве единицы измерения градуальности выступает градосема. Градосемой является любой (один) шаг, одна ступень вверх (в направлении возрастания) или вниз (в направлении убывания) по шкале градаций, передающую новый (градуальный) смысл. Если учесть, что ступенью градаций называют минимальную единицу измерения градуальности, передающую новый смысл, то представляется возможным использовать для его обозначения термин градосема. Градосемой в таком понимании могут быть разные языковые манифестации (аффиксы, дополнительный звук, лексема) [Колесникова, 2010, с. 46].

Наиболее продуктивным в индоевропейских языках является морфологический способ выражения градуальности, предполагающий наличие градуальной лексики.

Градуальная . лексика — это слова или сочетания слов (фразеологические обороты, пословицы), семантическая структура которых содержит градосему (сему меры и степени величины признака) [Колесникова; 2006, с. 63]. Градуальная лексика употребляется говорящим или пишущим для достижения конкретной цели высказывания - указания на степень, величину того или иного признака, предмета, действия, состояния, усиления признака и под. Градуальная лексика делится на 2 группы: основная (имена прилагательные, предикативы, глаголы, имена существительные) и вспомогательная (наречия меры и степени, частицы, союзы, междометия). Языковые единицы, относящиеся к вспомогательной градуальной лексике, являются градуаторами, так как их роль заключается в усилении значения флексионных единиц.

Термин градуатор имеет двоякую номенклатуру: 1) градуатор - это общее градуирующее понятие, через которое осуществляется переход одного признака к другому; он выполняет функцию метаслова; 2) градуатор — это специальное средство, повышающее или понижающее степень проявления признака. В данном исследовании мы используем термин градуатор во втором значении параллельно с употреблением термина показатель градуальности.

Градуальность представляет собой поле, включающее в себя разноуровневые средства выражения, объединённые единой семантической функцией. Градуальная функция реализуется двояко - 1) передача смысла меры качества; 2) передача мерительного отношения к реальной действительности при описании градуальных языковых средств [см. Колесникова; 1996 - 2005]. Человеческий фактор в градуальной семантике позволяет выделить градуальную функцию как цель высказывания -указания на степень величины признака градуируемого объекта в процессе коммуникации.

Семантика градуальности заключается в языковом значении мерительного отношения субъекта к градуируемому объекту. Субъект градуирования приписывает ту или иную меру (степень) конкретному предмету, признаку действия, исходя из определённого состояния человека и общечеловеческих норм объективной реальности. Говорящий субъект, характеризуя ту или иную степень признака, предмета, действия у объекта, выделяет каждую грань его охвата, которая определяется глобальным характером восприятия. Градуируемый объект, его характер, у которого определяется та или иная мера (степень) признака, зависит от понятийно-логического смысла предметов, окружающих говорящего в объективном мире.

Между субъектом и объектом градуирования возникают градационные отношения. Понятие градационные отношения связано с объективно-субъективными отношениями в грамматическом аспекте. Градационные отношения устанавливаются говорящим субъектом и воспринимаются адресатом. Сущность градуальных отношений заключается в передаче меры степени, меры качества, меры действия в сопоставлении с нормой.

В данной работе основное внимание уделено рассмотрению междометий как показателя градуальности в современном русском языке.

С семантической и функциональной сущностью категории градуальности связаны понятия эмоциональности, экспрессивности, оценки, модальности.

Градуирование значений сопровождается экспрессивностью речи говорящего. Экспрессивность — совокупность семантико-стилистических признаков единицы языка, которые обеспечивают её способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи [ЛЭС, 1999, с. 591]. Живая речь всегда экспрессивно окрашена, потому что «говорящий стремится к выразительности, так или иначе отражающей его эмоциональное состояние, настроение, внутреннюю самодостаточность или неудовлетворенность, одобрение или неодобрение происходящего, вследствие чего им даются самые разнообразные характеристики окружающего мира и самого субъекта речи» [Химик, 1990, с. 53]. Междометия относятся к лексическим экспрессивным средствам. В результате актуализации экспрессивных средств языка, сочетание и взаимодействие которых позволяет практически любой единице языка выступать в качестве носителя экспрессивности, речь приобретает экспрессию, то есть выразительность, способность языка и его отдельных. компонентов усиливать проявление чувств, настроений говорящего специальными средствами.

Градуируемые суждения, компонентом которых являются эмоциональные междометия, всегда эмоционально насыщены, так как в них выражены определённые эмоции.

Эмоции - это чувства различного рода. Набор эмоций весьма разнообразен и различен по интенсивности своего проявления. К.Э. Изард выделяет десять основных эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, интерес, вину [Изард, 2006, с. 13]. Объективно измерить эмоциональное состояние невозможно, но представление о более сильных и более слабых эмоциональных состояниях неразрывно связано с их существованием. Оставаясь в течение всего периода своего существования самими собой, эмоциональные состояния меняют свою интенсивность. Каждая эмоция подразумевает в картине мира носителей языка определённую степень интенсивности. Чем интенсивнее эмоции, тем экспрессивнее их выражение в языке. Именно в экспрессивно насыщенных высказываниях содержится усиление чего-либо, то есть проявляется категория градуальности [Вольф, 1997, с. 237].

Эмоциональность высказывания - это способность не только выражать чувства говорящего, но и воздействовать на чувства слушающего. В системе языка эмоциональность потенциальна. Она проявляется в том, что в языке есть некоторые средства эмоционального выражения: эмоциональные слова, эмоциональные фразеологические сочетания, междометия, обращения и др. Однако всю свою эмоциональную силу эти средства приобретают только в конкретной ситуации общения. Основу речевой выразительности составляют выраженные в словах объективно существующие эмоции и оценки предмета речи говорящего.

Категория градуальности взаимодействует с категориями модальности и оценки. Цель градуальности, как и цели других категорий, с которыми градуальность пересекается, относится к собственно-человеческим категориям. Данные цели представляют практический и интеллектуальный мир человека, его деятельность, мироощущение, определяют большую или меньшую степень проявления отношения к разного рода объектам действительности. Рассматриваемые категории понимаются как универсальные [Колесникова, 2010, с. 254].

Модальность - функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого. К сфере модальности относят: противопоставление высказываний по характеру их коммуникативной целеустановки (утверждение - вопрос - побуждение); противопоставление по признаку «утверждение — отрицание»; градации значений в диапазоне «реальность - ирреальность», разную степень утвердительности говорящего в достоверности формулирующейся у него мысли о действительности. 

Объективная модальность - обязательный признак любого высказывания, она выражает отношение сообщаемого к действительности в плане реальности (осуществляемости и осуществлённости) и ирреальности (неосуществлённости).

Субъективная модальность, то есть отношение говорящего к сообщаемому, является факультативным признаком высказывания. Смысловую основу субъективной модальности образует понятие оценки в широком смысле слова, включая не только логическую (интеллектуальную, рациональную) квалификацию сообщаемого, но и разные виды эмоциональной (иррациональной) реакции. Субъективная модальность охватывает всю гамму реально существующих в языке разноаспектных и разнохарактерных способов квалификации сообщаемого (радость, удовольствие, любовь, удивление, интерес, счастье, решительность, тревога, страх, горе, страдание, стыд, застенчивость, вина, презрение, пренебрежение, гнев, ярость, отвращение, омерзение).

Оценка - это выражение ценностного отношения говорящего к предмету речи средствами лексиво-фразеологического, словообразовательного и синтаксического уровня. Языковое содержание категории оценки представляет собой оценочный признак, специфика которого — приписывать предмету речи признак положительного или отрицательного ценностного отношения к нему субъекта [см. работы Н.Д. Арутюновой, 1988; Е.М. Вольф, 2002; СМ. Колесниковой, 1996 - 2009; Т.В. Маркеловой, 1993-2009].

Как правило, оценочные значения размыты в своих границах, актуализация их обусловлена речевой ситуацией. В реализации этих значений участвуют разноуровневые языковые средства, одним из которых является междометие, так как междометия отражают осознанное отношение человека к действительности.

При любых подходах к роли оценки в эмоциональных состояниях учитывается 2 аспекта: оценка самого переживания и оценка ситуации [Вольф, 2002, с. 232]. Междометия в оценочных конструкциях выражают эмоции, которые вызывает оцениваемый предмет, и усиливают значимость оцениваемой информации для субъекта мыслительной деятельности (говорящего).

В основу взаимоотношений градуальности, оценки и модальности положен признак. Градуальность и эмоциональная оценка пересекаются, так как выражения «больше, чем» / «меньше, чем» передают как объективно, так и субъективно градуируемые значения в зависимости от желательности увеличения или уменьшения признака. Общими компонентами в структуре значения градуальности и модальности являются отношения, субъективность и объективность, рассматриваемые как основания различных коммуникативных целей: у градуальности это определение степени величины признака, предмета, действия окружающей действительности, у модальности - отношение содержания высказывания к действительности. Данные функционально-семантические категории имеют в своём распоряжении общие языковые средства, к которым относятся и междометия.  

Функционирование междометия в качестве основного содержательного компонента нечленимого предложения

Несмотря на то, что разговорная речь не обходится без междометий, данная категория слов меньше всего изучена.

В ходе развития русского языкознания грамматическая природа междометий определялась неоднозначно. Некоторые лингвисты рассматривали междометие как разнообразный по составу синтаксический класс, стоящий вне деления слов по частям речи [см. Ф.И. Буслаев, A.M. Пешковский, Д.Н. Ушаков, Г. Пауль]. Другие языковеды придерживались того мнения, что междометия входят в систему частей речи, но стоят в ней изолированно, так Ф.Ф. Фортунатов делил все слова на «полные», «частичные» и междометия. Обособленное положение занимают междометия в классификациях частей речи А.А. Шахматова и В.В. Виноградова. Несмотря на разногласия в определении грамматической природы междометий, большинство учёных отмечают, что они служат в речи для выражения эмоций. Например, A.M. Пешковский называл их «знаками чувствований» [Пешковский, 1956, с. 411], А.А. Шахматов указывал, что они «обнаруживают внутренние и внешние ощущения говорящего, а также его волеизъявления» [Шахматов, 1941, с. 507].

По определению В.В. Виноградова, «междометия составляют в современном русском языке живой и богатый пласт чисто субъективных речевых знаков, служащих для выражения эмоционально-волевых реакций субъекта на действительность, для непосредственного эмоционального выражения переживаний, ощущений, аффектов, волеизъявлений» [Виноградов, 1972, с. 384]: А-а, отрёкся! У, гадина! [М.А. Булгаков. Бег] — междометие а-а, представляющее собой двоекратное повторение [а], указывает на догадку субъекта речи относительно действий объекта, междометие у выражает чувство отвращения, презрения, возникающее при общении с человеком, который является предателем, способствует усилению отрицательной характеристики лица, заключённой в существительном гадина со значением «мерзкий, отвратительный человек» [MAC, 1999, Т.1, с. 295], выполняя градуальную функцию.

Из-за неоднородности междометий Л.В. Щерба характеризовал их как «неясную и туманную категорию», указав, что их значение «сводится к эмоциональности, отсутствию познавательных элементов» [Щерба, 1957, с. 67]. С утверждением об эмоциональности междометий мы можем согласиться, так как по традиции междометия определяются лингвистами как «класс неизменяемых слов, служащих для нерасчленённого выражения эмоциональных и эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность» [Русская грамматика, 1982, с. 732], но мысль об «отсутствии познавательных элементов» нам кажется неверной, так как междометия являются достаточно информативными языковыми знаками в связи с тем, что носители языка верно интерпретируют смысл предложений, содержащих междометия, которые осмыслены как «коллективные знаки эмоционального выражения душевного состояния» [Виноградов, 1972, с. 384]. Некоторые современные исследователи, характеризуя междометия с позиций говорящего, отмечают, что междометие воспринимается носителями языка как звук, являющийся знаком некоторого внутреннего состояния произносящего его человека, то есть междометия передают некоторое «концептуальное содержание» [см. Н.Р. Добрушина, 1995].

Современный исследователь Коминэ Юко, характеризуя междометные высказывания с точки зрения информативности, отмечал следующее: 1) в междометных высказываниях не содержится меньше информации, чем требуется, так как они выражают отношение говорящего к уже известным фактам; 2) в них нет лишней информации, потому что они не излагают уже известные факты; 3) в них невозможно сказать того, что считается ложным, так как пропозиция не выражена; 4) междометные высказывания не могут увести от темы, так как тесно связаны с другими репликами или непосредственно с актуальной ситуацией [Коминэ, 1999, с. 17]. В ситуации общения междометия используются как средства акцентирования внимания собеседника на известной ему информации, которая является наиболее важной с точки зрения говорящего, способствуют выражению оценки обсуждаемых фактов: Стой, кум! мы, кажется, не туда идём, — сказал немного отошедший Чуб, —я не вижу ни одной хаты. Эх, какая метель [Н.В. Гоголь. Ночь перед Рождеством] — междометие эх в данной конструкции употребляется градуирующим субъектом в процессе характеристики метели как «сильного ветра со снегом» [СОШ, 1995, с. 351] для подчёркивания интенсивности ветра и выражает чувство удивления, испытываемое в связи с этим фактом.

Междометия принадлежат конкретному языку и конкретной культуре, требуют перевода при переходе с одного языка на другой и специального изучения в процессе овладения иностранным языком.

В лингвистике принято считать, что междометия, в отличие от спонтанных выкриков, являются конвенциональными средствами, то есть такими, которые человек должен знать заранее, если он хочет ими пользоваться. Стоит отметить, что междометия относятся к активному словарному запасу человека, достаточно часто используются им в речи, легко воспринимаются и интерпретируются собеседником в ситуации общения, являясь самостоятельным высказыванием или его частью.

Междометия как непосредственные реакции на раздражение среды или на речь собеседника естественным образом связаны с движением тела, с жестом лица [см. Германович, 1966; Романов, 2004]. Если междометием выражается наше отношение к действительности, то жестом подкрепляется выражение этого отношения, в междометии органически слиты звук с жестом. Например: Вот они, собаки!..- прошептал Андрей Ерин. С каким-то жутким восторгом прошептал: - Разгуливают. — Ну, пап! — Отец дрыгнул ногой. — Туда-сюда, туда-сюда!.. Ах, собаки! [В.М. Шукшин. Микроскоп] — междометие ах в номинативном (оценочно-бытийном) предложении актуализирует отрицательно-оценочную характеристику лица, выраженного именем существительным собаки, и передаёт чувство раздражения, взволнованности от увиденного. На волнение субъекта речи указывает жест -нетерпеливое подёргивание ногой; на чувство сильного удивления, изумления, тот факт, что он говорит на пониженных тонах, шёпотом.

В системе частей речи междометия занимают особое положение. Как слова, лишённые номинативного значения, они не относятся ни к одной из знаменательных частей речи. Вместе с тем, междометия существенно отличаются от служебных слов, так как их роль в синтаксической организации текста не аналогична роли частиц, союзов, предлогов. Например, они употребляются не просто для усиления, подчёркивания какого-либо факта как частицы, но и способствуют передаче конкретного чувства, испытываемого в определённой ситуации, или выражают определённое отношение к объектам действительности. См.: Кому ты смерти просила? Родному отцу своих детей. Ох, великий грех... [М.А. Шолохов. Тихий Дон] — междометие ох в оценочно-бытийном предложении не просто выражает отрицательную оценку относительно совершённого собеседником поступка, обозначенного именем существительным грех, но и указывает на его важность, значимость, используя имя прилагательное великий с градосемой «очень большой» [СОШ, 1995, с. 77]; передаёт чувство осуждения, относящееся к субъекту, совершившему действие.

Междометие как опорный компонент предложения

Междометие в современном русском языке является не только основным содержательным компонентом нечленимого предложения, но и обязательным структурным элементом предложения. Данная функция междометия близка к функции эквивалента предложения, так как междометие является обязательным опорным компонентом предложения, изъятие которого приводит к разрушению определённой синтаксической конструкции в целом, в отличие от функционирования междометия в качестве модального компонента, когда отсутствие междометия не влияет на целостность структуры предложения, изменению подвергается лишь оттенки в смысловом наполнении высказывания. Например, в предложении Ох и ездок, в і{арской армии призы брал! [А. Фадеев. Разгром] собеседники понимают, что речь идёт о человеке, который в высшей мере профессионально овладел искусством верховой езды. . Если убрать междометие, то структура предложения распадается. Мы не можем сказать И ездок, в царской армии призы брал!

Вопрос о междометии в качестве обязательного опорного компонента предложения рассматриваются в работах Н.Ю. Шведовой (1960), В.Ю. Меликяна (2001 - 2004), И.А. Шаронова (2008), в процессе описания синтаксических конструкций, относимых ими к нечленимым предложениям.

Характеризуя нечленимые предложения, представляющие собой неразложимое сочетание нескольких слов, Н.Ю. Шведова указывает, что «в современной русской разговорной речи существуют такие типы предложений и сказуемых, в которых обязательным структурным компонентом является непроизводное междометие или неразложимое сочетание такого междометия с частицей или местоименным словом. Изъятие междометия ведёт здесь не к изменению эмоциональной или модальной окраски высказывания, а к разрушению данной предикативной единицы как определённого типа синтаксического построения» [Шведова, 1960, с. 250]. Н.Ю. Шведова рассматривает междометие в подобных конструкциях как часть предложения, несущую определённую смысловую нагрузку. Смысловая нагрузка междометия в подобных предложениях заключается в подчёркивании значения того признака, который отражён в высказывании, то есть в выполнении им градуальной функции. Например, в предложении Ох и красота! междометие ох, являющееся частью цельного междометного сочетания (рх и), свидетельствует о том, что субъект речи испытывает эстетическое наслаждение от созерцания внешней красоты предмета, которая поражает, восхищает его. Данное предложение является реакцией на восприятие прекрасного в высшей степени места или предмета и может быть охарактеризовано как восхищённый возглас. Междометие, участвующее в описании очень красивого места или предмета действительности, выполняет в данном и подобных предложениях градуальную функцию.

Если сравнивать предложения Ох и красота! и Ох, красота!, то их следует рассматривать как синтаксические конструкции, в которых междометия выполняют разные синтаксические функции и по-разному способствуют выражению семантики градуальности. Предложение Ох, красота! является односоставным номинативным предложением, междометие ох в данной конструкции выполняет функцию модального компонента, оно интонационно отделимо от остальной части предложения, что на письме показано с помощью знака препинания — запятой, и указывает на высокую степень проявления внешней красоты объекта действительности и передаёт чувство наслаждения, испытываемое при его осмотре. Изъятие междометия не ведёт к изменению структуры предложения или к распаду синтаксической конструкции. В данном случае меняется оттенок значения, так как утрачивается компонент, указывающий на субъективное отношение к объекту действительности, и в предложение содержится лишь констатация факта. В предложении Ох и красота! междометие интонационно соединено с остальной частью высказывания с помощью усилительной частицы и. Совместно с частицей и именем существительным междометие образует синтаксическую конструкцию особого вида, которая характеризуется некоторыми исследователями как нечленимая, так как изъятие междометия приводит к распаду синтаксической конструкции, поэтому междометное слово является обязательным структурным элементом предложения. П.А. Лекант данную конструкцию рассматривает как односоставное номинативное предложение с междометным сочетанием ох и. Междометие ох в данной конструкции в сочетании с частицей и указывают на восхищение субъекта речи, вызванное созерцанием предмета, внешний вид которого охарактеризован как прекрасный в предельно высокой степени.

Сочетания междометий по модели «междометие + имя прилагательное»

Междометия в силу своих особенностей находятся в изолированной синтаксической позиции. Но несмотря на это, выполняя в высказывании градуальную функцию, междометия семантически сочетаются со словами, относящимися к знаменательным частям речи, усиливая их значение. Междометия участвуют в градуировании значения лексем, которые относятся к разным частям речи: именам прилагательным, именам существительным, наречиям, глаголам.

Имена прилагательные — это одна из самых выразительных групп слов в современном русском языке. Данные слова входят в сферу обозначения предметов или явлений через взаимодействие с именами существительными. Они подвижны, легко приспосабливаются к именам существительным разной семантики. Данными обстоятельствами объясняется их способность выражать семантику градуальности.

Основным разрядом имен прилагательных, выражающим семантику градуальности (мерительные отношения), являются качественные имена прилагательные, поскольку отличительной чертой качественного признака является его способность менять свою силу (интенсивность), характеризовать предмет в большей или меньшей степени [см. Русская грамматика, 1980, Т. I, С. 541; Современный русский, 2004, С. 214].

Междометия (обособленные или необособленные) сочетаются с качественными именами прилагательными, передающими градуальную семантику и вступающими в градационные отношения, выступая с ними в качестве дополнительного средства выражения градуальности. В качестве градуатора достаточно распространено, употребление непроизводных эмоциональных междометий о, у, ох, ух, ах, производного междометия ишь: К Дыркину, не иначе, — пролепетал толстяк, — к нему самое лучшее. Только грозен. Ух, грозен! И не подходи [М.А. Булгаков. Дьяволиада] - междометие ух способствует передаче ощущения угрозы, исходящей от человека, охарактеризованного кратким прилагательным грозен - «суров, жесток», на высокую степень проявления градуируемого признака указывает фраза И не подходи, то, что речь говорящего описана глаголом пролепетал «произнёс несвязно, неразборчиво», поскольку субъект градуирования находится в состоянии испуга; Ступай, да язык придави, а то и шинелю зараз сопру. Ишь, обидчивый какой! [М.А. Шолохов. Тихий Дон] - междометие ишь выражает недовольство по поводу высокой степени проявления у объекта градуирования такого качества, как обидчивость; У, стервячий был старик! — продолжал старик уже не так горячо [А.П. Чехов. Счастье] - междометие у используется для выражения отрицательной характеристики человека, заключённой в лексеме стервячий с градосемой «свирепый, очень злой»; А перед пургой налим-то хваток! Ох, хваток! [В .П. Астафьев. Карасиная погибель] - междометие ох подчёркивает умение цепко и ловко захватывать наживку; О, блаженнейшее время в жизни моего народа — время от открытия и до закрытия магазинов [В. Ерофеев. Москва - Петушки] — междометие о подчёркивает положительную оценку отрезка времени, когда состояние человека определяется как наиболее комфортное, данная оценка заключена в имени прилагательном блаженнейшее с аффиксом -ейш-, являющемся градосемой, поскольку он «указывает на высокую степень признака»; Ах гнусный подлец! [М.А. Булгаков. Багровый остров] — междометие ах передаёт крайне отрицательные эмоции (возмущение, отвращение) по отношению к человеку с предельно слабым выражением положительных нравственных качеств, на что указывает употребление имени прилагательного гнусный со значением «внушающий отвращение, омерзение».

Менее распространены случаи сочетания с качественными именами прилагательными эмоциональных междометий и-и-и, фу, э: Например: Фу; дубиноголовая старуха! [М.А. Булгаков. Мёртвые души] - междометие фу выражает раздражение, пренебрежение, связанное с проявлением в большой степени такого качества, как глупость, на что указывает прилагательное дубиноголовая, используемое для характеристики «тупого», очень глупого человека; И-и-и, бессовестный!.. Как тебя земля держит! [М.А. Шолохов. Тихий Дон] - междометие и-и-и выражает раздражение по поводу крайне низкой степени проявления у человека признаков стыда; Э, какой маленький мешок! [Н.В. Гоголь. Ночь перед Рождеством] - междометие э указывает на чувство разочарования из-за размера мешка, описанного именем прилагательным маленький с градосемой «небольшой» по размерам.

Междометные слова функционируют в качестве показателя градуальности, подчёркивая значение имён прилагательных различных семантических групп, выделяемых СМ. Колесниковой [Колесникова, 1998, 1999]. Это слова со следующими значениями:

— значение размера: Крыса. Ишь, здоровенная! Этакая любого кота загрызёт! [Н.А. Тэффи. Неживой зверь] - междометие ишь выражает удивление по поводу размера крысы, которая описана с помощью имени прилагательного здоровенная в значении «большая», в данном слове суффикс -енн- указывает на высокую степень проявления признака и является градосемой;

— значение числа, количества: [Ефросинья Потаповна:]\ Возьмёшь стерлядь: разве вкус-то в ней не один, что большая, что маленькая? А в цене-то разница, ох, велика! [А.Н. Островский. Бесприданница] - имя прилагательное велика содержит градосему «очень большой», сочетаясь с ним междометие ох подчёркивает значение данного слова, сближаясь семантически с наречием очень;

— значение интенсивности обозначаемого признака, качества, свойства (силы, скорости, температуры, давления, веса и др.): Ох и везучий Dice вы человек, господин Бубенцов. Такой счастливый билет вытянуть [Б. Акунин. Пелагия и белый бульдог] - междометие ох участвует в обозначении такого признака как везение;

- значение эмоционального свойства, состояния и отношения: Сперва надо закинуть крючок в сторону, да так, чтоб не вспугнуть всплеском хариуса (осторожная, ух осторожная рыба!) [Ф.А. Абрамов. Братья и сестры] - на высокую степень выраженности эмоционального свойства, заключённого в имени прилагательном осторожная - «предусматривающая возможную опасность», указывает междометие ух; — Немедленно прекратить! - что было сил гаркнул Матвей Бенционович. Черкес только повёл в сторону багровым от хмеля глазом. —Ятебе говорю! — Бердичевский шагнул вперёд ещё, потом ещё. — Ишь, бедовый, — сказали сзади в толпе [Б. Акунин. Пелагия и белый бульдог] - междометие ишь передаёт чувство восхищение по поводу яркого проявления у человека таких качеств, как смелость, отчаянность, обозначенных именем прилагательным бедовый;

- значение психической и физиологической характеристики человека и его состояния: Я даже уверена, что ты и женился на мне только затем, чтобы иметь цену и этих подлых лошадей... О, я несчастная! [А.П. Чехов. Именины] — междометие о, ассоциирующееся с выкриком от болевого ощущения, усиливает значение слова несчастная то есть «пережившая много бед»;

- значение интеллектуального свойства, способности человека: Городничий. О, лукавый народ! [Н.В. Гоголь. Ревизор] - междометие о выражает раздражение, связанное с проявлением у окружающих такой черты как хитрость, обозначенной именем прилагательным лукавый; Все его считают простоватым, но он не прост, ох не прост! [М.А. Шолохов. Поднятая целина] - в данном предложении градуальная семантика создаётся за счёт противопоставления лексем простоватый со значением «не очень умный» и не прост, то есть «не глуп», средне-высокая степень умственного развития человека подчёркивается с помощью междометия ох; Вот Мишка — приезжий человек на селе, а его любят все, начиная от моей бабушки, Катерины Петровны, которая ох разборчива, ох приветлива в отношении к людям... [В. П. Астафьев. Гори, гори ясно] — междометие ох, стоящее непосредственно перед лексемами разборчива, приветлива, подчёркивает высокую степень развития у объекта градуирования умения видеть сущность человека;

- значение этической и эстетической оценки: — Отдай мою шпильку! Это моя шпилька! — Вот ещё новости! — Марья! Отдай! Я закричу! — Очень нужно! — У! бесстыжая! [Г.И. Успенский. Нравы Растеряевой улицы] — междометие у используется для подчёркивания крайне низкой степени выражения стыда, на которую указывает имя прилагательное бесстыжая с градосемой «лишённая чувства стыда».

Похожие диссертации на Междометие как показатель градуальности в современном русском языке