Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой Касимова, Альфия Рифхатовна

Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой
<
Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Касимова, Альфия Рифхатовна. Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Касимова Альфия Рифхатовна; [Место защиты: Удмурт. гос. ун-т].- Ижевск, 2011.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/375

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблема лирического цикла 11

1.1. Понятие лирического цикла 11

1.2. Методика анализа лирического цикла 19

Выводы 24

Глава II. Цикловая организация лирики А. Ахматовой раннего периода. 26

2.1. Тема любви в раннем творчестве А. Ахматовой 33

2.2. Тема родины в лирике А. Ахматовой раннего периода 55

2.3. Тема поэта и поэзии в лирических циклах А. Ахматовой 61

Выводы 66

Глава III. Цикловая организация зрелой лирики А. Ахматовой и ее содержательно-языковые особенности 70

3.1. Тема памяти в зрелой лирике А. Ахматовой 70

3.2. Тема любви в творчестве А. Ахматовой зрелого периода 79

3.3. Тема родины в зрелой лирике А. Ахматовой 83

3.4. Тема поэта и поэзии в творчестве А. Ахматовой зрелого периода 92

Выводы 96

Глава IV. Циклы поздней лирики А. Ахматовой и ее содержательно- языковые особенности 101

4.1. Тема любви в поздней лирике А. Ахматовой 101

4.2. Тема поэта и поэзии в поздней лирике А. Ахматовой 111

Выводы 135

Заключение 139

Библиографический список литературы 144

Приложение 162

Введение к работе

В художественной системе Анны Ахматовой цикл стихотворений играет важную роль: он позволяет передать целостную концепцию авторского видения мира, раскрыть поставленную в тексте проблему с разных углов зрения.

Категория лирического цикла в литературоведении возникла на фоне других аспектов изучения творчества А.Ахматовой.

Начальный период ахматоведения отмечен со времени выхода первых книг поэта работами Н.В.Недоброво, В.М.Жирмунского, Б.М.Эйхенбаума, В.В.Виноградова.

1920-30-е годы, годы изоляции Ахматовой от литературной жизни, были ознаменованы отсутствием исследовательских работ по ее творчеству (исключение составляют единичные статьи зарубежных ученых, посвященные ранней лирике).

В 1960-е годы, когда книги Ахматовой стали, наконец, доступны, появилось и появляется в настоящее время большое количество исследований, изучающих ее поэзию. Преобладающую часть из них составляют книги и статьи о биографии поэта и основных периодах, темах, мотивах, прототипах ее творчества (А.М.Абрамов, В.Я.Виленкин, Е.С.Добин, Л.А.Зыков, Н.В.Королева, М.М.Кралин, А.С.Кушнер, С.И.Липкин, А.В.Македонов, ГП.Макогоненко, А.ГНайман, А.И.Павловский и др.).

Важным аспектом, вызывающим интерес у ахматоведов, являются литературные взаимосвязи и параллели поэзии Ахматовой с творчеством других поэтов и писателей: А.Ахматова и И.Анненский (А.Е.Аникин), А.Ахматова и А.Блок (Л.Л.Бельская, Э.Г.Герштейн, Н.Г.Гончарова), А.Ахматова и Г.Х.Андерсен (Н.Г.Гончарова), А.Ахматова и И.Бунин (М.М.Кралин), А.Ахматова и Ф.М.Достоевский (Л.В.Лосев) и др.

Работы по поэтике А. Ахматовой посвящены в основном отдельным сторонам ее лирики, особенностям словоупотребления (И.К.Белодед, В.Я.Виленкин, М.Л.Гаспаров, В.В.Никульцева, А.И.Павловский, М.В.Серова,

И.П.Смирнов, и др.).

Гораздо меньше изучены эстетические возможности языка в поэтических текстах Ахматовой. Лингвистов интересовало пунктуационное своеобразие ее поэзии (Н.С.Валгина), стилистическая многоплановость обращения (Т.С.Приходько), функции словообразующих морфем (Т.М.Николаева) и некот. др.

О лирической циклизации в творчестве Ахматовой писали И.А.Бернштейн, Л.И.Бронская, Я.О.Глембоцкая, М.Н.Дарвин, Л.И.Донецких, М.В.Серова, О.И.Федотов.

Актуальность настоящего исследования обусловлена недостаточной изученностью характера и принципов циклообразования в творчестве Анны Ахматовой. Комплексный подход к анализу текстов стихотворений, образующих сложное единство цикла, на основе сочетания различных методов и приемов позволил рассмотреть каждую циклообразующую не только идейно-содержательно, но и сквозь призму языка. Задача выявления языковых уровней организации единства лирического цикла ранее лишь спорадически попадала в поле зрения ахматоведов.

Цель работы - изучение языковых уровней циклической организации текста; истолкование языковой репрезентации циклообразующих как идиостилевой константы творчества А.Ахматовой.

Цель исследования предполагает решение ряда задач:

Определить параметры понятия «лирический цикл»;

Охарактеризовать методику анализа лирического цикла;

Произвести филологическое толкование лирических циклов А.Ахматовой;

Выявить языковые уровни циклообразования и особенности словесной репрезентации циклообразующих в лирических циклах А.Ахматовой.

Объектом исследования являются поэтические тексты А.Ахматовой, в частности тексты лирических циклов.

Предметом исследования стали принципы циклической организации текста и их языковая репрезентация.

Методологическую и теоретическую базу работы составили лингвостилистический и эстетический (В.В.Виноградов, Г. О.Винокур, Л.В.Щерба, Б.А.Ларин, В.В.Колесов, В.В.Одинцов), структурно-семиотический (А.А.Потебня, Ю.М.Лотман, Ю.С.Степанов) и семантический (Ю.Д.Апресян, Н.Д.Арутюнова) подходы к изучению художественного текста.

В работе применяется совокупность различных методов исследования: наблюдение над языковым материалом; контекстуальный анализ на основе лингвопоэтического толкования художественного текста; компонентный и лексико-семантический анализы.

Научная новизна работы заключается в целостном подходе к исследованию идиостиля А.Ахматовой с точки зрения проблемы лирического цикла. Художественный текст рассматривается сквозь призму авторских речевых приемов, позволяющих выделить циклообразующие возможности языковых единиц, а также средства лингвистической объективации основных циклообразующих.

Теоретическая значимость исследования обусловлена дальнейшим развитием проблемы циклической организации текста. Анализ внутрицикловых связей через систему языка позволил расширить представления о составе циклообразующих элементов как важнейших составляющих авторской картины мира великого художника слова XX в., уточнить их идиостилевую роль.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы теоретически - в дальнейшем осмыслении теории текста и его жанровой характеристики, практически - в курсах стилистики и филологического анализа текста; в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных словоупотреблению писателей и поэтов; в разделе курса истории русской литературы, посвященном творчеству Анны Ахматовой; в курсе литературоведения при изучении лирических жанров.

Материалом для исследования послужили лирические циклы

в сборниках стихотворений А.Ахматовой «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Нечет» и «Бег времени».

Исследователи творчества А.Ахматовой, в частности М.М.Кралин, Н.Н.Скатов, выделяют 47 циклов (в ранних книгах - 14, в период зрелого творчества - 12, в поздний период - 21).

В настоящей работе рассмотрено 25 циклов, в состав которых входит 145 стихотворений (см. Приложение). Выбор материала определялся, в первую очередь, хронолого-тематическим принципом. Не последнюю роль сыграл и субъективный фактор глубинного погружения в творчество Ахматовой.

Каждая глава практической части диссертации представляет собой анализ одного из периодов творчества А.Ахматовой (раннего, зрелого и позднего). Каждый период в свою очередь системно, в ретроспекции на содержательно-языковые уровни охватывает центральные темы лирики Ахматовой: тему любви, тему родины, тему памяти и тему поэта и поэзии.

Данный принцип подачи материала позволил проследить эволюцию творчества поэта, в частности эволюцию циклообразования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Лирический цикл - это художественная система, целостность, значение которой возникает из взаимодействия произведений, ее составляющих. Связь между частями цикла поддерживают циклообразующие элементы.

  2. Циклообразующие составляющие реализуются в идейно-содержательной плоскости через систему художественных средств языка, выполняющих эстетическую функцию.

  3. Логике циклической структуры подчиняются все уровни языка: от лексического через фонетический, морфологический, синтаксический до стилистического.

  4. Лирический цикл - это идиостилевая константа поэтики А.Ахматовой, позволяющая воссоздавать целостную картину авторской концепции мира.

5. Степень циклической организации текста в разных сборниках

стихов неоднородна: в ранних сборниках циклы менее

распространены в отличие от сборников позднего периода («Нечет»,

«Бег времени»), которые практически полностью состоят из циклов.

Апробация работы осуществлялась в виде докладов на Межвузовской

научной конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей «Пути

изучения текста» (г. Ижевск, 2007 г.), на Региональной научно-практической

конференции «Год русского языка в Удмуртии» (г. Ижевск, 2007 г.), на

Всероссийской научно-практической конференции «Русский язык в действии»

(г. Глазов, 2008 г.), на Всероссийской научной конференции «Кормановские

чтения» (г. Ижевск, 2010 г.).

Основное содержание работы отражено в 6 публикациях, в том числе 1 статья - в журнале «Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова», рекомендованном ВАК. Структура работы:

Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка литературы, включающего 192 наименования. Общий объем работы составляет 160 страниц печатного текста, Приложение - 6 стр.

Понятие лирического цикла

К проблеме лирического цикла обращались многие исследователи (М.Н.Дарвин, Л.Е.Ляпина В.А.Сапогов, И.В.Фоменко, и др.). Но несмотря на это до сих пор нет однозначного ответа на вопрос, что такое лирический цикл, недостаточно четко выделены параметры цикла.

При обращении к истории вопроса одной из первых возникает проблема целостности: считать ли цикл тождественным отдельному литературному произведению, сохраняют ли стихотворения свою самостоятельность вне цикла?

Поэты «серебряного века» воспринимали цикл как сложное единство, в котором стихотворения являются частями целого. Цикл — большое произведение, а стихотворения в нем - главы. Именно об этом В.Брюсов писал в предисловии к книге "ЦгЫ е! ОгЫ": «Книга стихов должна быть не случайным сборником разнородных стихотворений, а именно книгой, замкнутым целым, объединенным единой мыслью. Как роман, как трактат, книга стихов раскрывает свое содержание последовательно от первой страницы к последней. Стихотворение, выхваченное из общей связи, теряет столько же, как отдельная страница из связного рассуждения. Отделы в книге стихов — не более как главы, поясняющие одна другую, которые нельзя переставлять произвольно» [4, с. 604-605].

По мнению М.Н.Дарвина, форма цикла была необходима поэтам для «воплощения некой универсальной модели мира, требующей...обстоятельного и концептуального ее развертывания...» [76, с. 484].

Современные исследователи (М.Н.Дарвин, Л.Е.Ляпина, В.А.Сапогов, И.В.Фоменко и др.) сходятся во мнении, что отдельные произведения цикла сохраняют свою самостоятельность и вне цикла.

М.Н.Дарвин обосновывает это тем, что часть литературного произведения не может функционировать самостоятельно и обязательно воспринимается как фрагмент, отрывок. Стихотворение же из цикла вполне может существовать вне контекста целого. Достаточно вспомнить хрестоматийное стихотворение А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека...», которое нередко интерпретируется как отдельное произведение, без соотнесения его с остальными стихотворениями цикла «Пляски смерти».

По нашему мнению, это утверждение справедливо, так как если бы в лирическом цикле стихотворение теряло свою самостоятельность, то тогда цикл просто слился бы с другим жанром, например, с поэмой, и потерял бы своеобразие.

Отсюда вытекает следующее положение - жанровые особенности лирического цикла. Как отличить лирический цикл от простой подборки стихотворений, от поэмы, от книги стихов? В настоящее время среди ученых нет единства и в решении вопроса, какова жанровая природа цикла.

В широком значении цикл - группа стихотворений с каким-то признаком единства: тема, идея, общий адресат, жанр и так далее. В этом случае совершенно неважно, составлен ли цикл автором или выделен исследователем.

В Краткой литературной энциклопедии дается более узкое определение этого термина: «Цикл — группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общностью персонажей» [10, с. 398].

Одни исследователи рассматривают лирические циклы как жанр, другие - как сверхжанровое образование. Так, В.А.Сапогов определяет цикл как «новый жанр, стоящий где-то между тематической подборкой стихотворений и поэмой» [151, с. 175], а Л.Е.Ляпина - как «тип эстетического целого, представляющий собой ряд самостоятельных произведений, принадлежащих одному виду искусства, созданных одним автором и скомпонованных им в определенную последовательность» [122, с. 17]. Терминологическое обозначение цикла, предложенное И.В.Фоменко [178, с. 28], близко к этим точкам зрения.

С другой стороны, по мнению М.Н.Дарвина, цикл - это не столько жанр, сколько сверхжанровое единство или «такая художественная система, в которой составляющие ее элементы (отдельные произведения), сохраняя целостность, могут давать различный и непредсказуемый, с точки зрения одного жанра, художественный эффект» [76, с. 486-487].

С нашей точки зрения, лирический цикл — это, несомненно, художественное целое, представляющее собой совокупность самостоятельных произведений, объединенных авторским замыслом. Лирический цикл подчиняется законам литературного жанра и обладает собственными параметрами, о которых пойдет речь ниже.

Среди параметров лирического цикла выделяется группа внутренних составляющих параметров - содержательных и группа внешних — формальных. К последним относятся: объединенная публикация, общее название (Л.Н.Димова), устойчивость текста в нескольких изданиях (М.Н.Дарвин, Л.Н.Димова, И.В.Фоменко).

Тема любви в раннем творчестве А. Ахматовой

Центральной в ранней лирике Ахматовой является тема любви, проецирующаяся на другие важные темы: тема родины, тема памяти и тема «уязвленной совести».

В составе сборника «Вечер» можно выделить следующие циклы: «Два стихотворения», «Читая «Гамлета», «В Царском Селе» и «Обман». Для лирической героини циклов любовь - чувство сложное, противоречивое. С одной стороны, любовь — это высочайший дар, радость, счастье, с другой - она приносит боль и страдания.

Репрезентантом темы любви в представленных циклах является лексема «любовь». В Малом академическом словаре представлены следующие значения слова «любовь»: «1. Чувство глубокой привязанности к кому-, чему-л.; 2. Чувство горячей сердечной склонности к лицу другого пола» [15, Т. 2, с. 209].

Это слово обрастает в текстах Ахматовой новыми коннотациями: воздействие любви ассоциируется с бредом, тоской, духотой, огнем:

Жарко веет ветер душный, Солнце руки обожгло. [1, с. 34] Странно вспомнить: душа тосковала, Задыхалась в предсмертном бреду...[ 1, с. 26].

Слова «душный» в значении жаркий, знойный [15, Т. 1, с. 458] и «обожгло» в значении повредить огнем или чем-л. горячим кожный покров чего-л [15, Т. 2, с. 531] являются не только средством изображения летнего жаркого дня, но и средством выражения состояния лирической героини. Она задыхается не только от духоты и зноя, но и от несчастной любви.

Такие же отрицательные эмоции порождаются использованием слов с негативной семантикой «тосковала» в значении испытывать тоску , т. е. тяжелое гнетущее чувство, душевную тревогу [15, Т. 4, с. 389] и бред в значении бессвязная, бессмысленная речь больного, находящегося в бессознательном состоянии [15, Т. 1, с. 114].

Таким образом, любовь становится синонимом духоты, тоски, бреда, т. е. того, что причиняет страдания или является его следствием. Отчетливо проявляется «бессчастливая сущность любви», порождая словообраз «нелюбовь»:

Исцелил мне душу царь небесный Ледяным покоем нелюбви [1, с. 105].

Эта тема эксплицируется через образы лирических героев, выраженных местоимениями «она» - «он», «я» - «ты». Метонимические замены «принц», «милый», «жених», «мраморная», а затем тот, «кто привык веселиться», «жестокий» актуализируют контрастность коннотативных оценок:

Принцы только такое всегда говорят.. .[1, с. 24];

Озарила тень улыбки

Милые черты [Там же].

Я гадаю: кто там? - не жених ли,

Не оюенихли это мой?.. [1, с. 34].

Я не хотела мешать

Тому, кто привык веселиться [1, с. 35].

Милым простила губам

Я их жестокую шутку... [Там же].

влюблю тебя, как сорок

Ласковых сестер [1, с. 24].

.. .А там мой мраморный двойник,

Поверженный под старым кленом...[1, с. 26].

Холодный, белый, подожди,

Я тоже мраморною стану [Там же].

Относительное прилагательное «мраморный», выражающее цветовой признак «белый», передает «душевный надлом героини» [165, с. 94]. Ее сердце окаменело, она стала равнодушной, «неживой», как и ее мраморный двойник. Белый цвет воплощает значение - забвение, мертвенность жизни [165, с. 95].

у

Метонимические образы лирических героев ограниваются оценочными эпитетами, инверсионным употреблением, выносом значимого слова в сильную позицию строки, противопоставлением:

Как нестерпимо бела Штора на белом окне [1, с. 23]. И как будто по ошибке Я сказала: «Ты...» [1, с. 24]. Я несу букет левкоев белых. Для того в них тайный скрыт огонь, Кто, беря цветы из рук несмелых, Тронет теплую ладонь [1, с. 35].

Цветовой эпитет «белый» «реализует обобщенно-символическое значение счастливый, радостный » [165, с. 87], основанное на традиционном для христианской культуры восприятии белого цвета как символа чистоты и невинности. Этот цвет в данных строках воплощает предчувствие любви.

Повтор прилагательного «белый» в сочетании с наречием «нестерпимо», обозначающим то, что трудно, невозможно вытерпеть, «создает максимальное проявление признака цветности» [165, с. 88].

Часто Ахматова подбирает не одно оценочное определение или обстоятельство, а два или три однородных либо сложные словообразовательные единицы. Эту черту ее стиля отметил еще В.В.Виноградов: «...определение глагола парой наречий, которые связаны между собою не узами внутреннего соответствия и взаимопояснения, а как бы актом неожиданно случайной ассоциативной прицепки» [42, с. 386].

Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни...[1, с. 27]. О, сердце любит сладостно и слепо\ [1, с. 34]. Звезды матово-бледны [Там же].

Пространственный уровень циклов в сборнике «Вечер» связан с Царским Селом. Это город детства и юности Анны Ахматовой, город Пушкина и поэтов Серебряного века. Именно в Царском Селе юная Аня Горенко испытала первую любовь, именно здесь она встретила Николая Гумилева, своего будущего мужа. И конечно, истории первой любви, рассказанные в «Вечере», могли произойти только в Царском Селе.

Тема памяти в зрелой лирике А. Ахматовой

Зрелый период творчества А.Ахматовой открывается сборником «Тростник», который увидел свет лишь в 1940 году, когда ее, наконец, вновь начали печатать.

Ахматова обращалась к своему прошлому как своеобразному подведению итогов, осмыслению нерешенных вопросов. Появляются стихотворения, посвященные теме воспоминаний, и в частности цикл «Юность».

Название цикла объединяет стихотворения-воспоминания о времени юности лирической героини и указывает на главную тему стихотворений — тему памяти, которая тесно связана с темой времени.

Память возвращает лирическую героиню в прошлое, заставляет ее оглянуться назад. Картины, возникающие в ее сознании, находят свое выражение в приметах времени, которые перечисляются в стихотворениях. Эти приметы наполняют пространство, которое перетекает из стихотворения в стихотворение, образуя сложное единство цикла.

Первое стихотворение цикла «Юность» «Мои молодые руки...» состоит из таких деталей, как городской пейзаж, звуки, запахи. Эти составляющие, находясь в контексте с реалиями окружающего мира, как бы опредмечиваются, овеществляются.

Важную роль в данном тексте играют указательные местоимения «та», «тот», «те». Они акцентируют внимание на предметах, которых уже нет в настоящем, но они важны для лирической героини, живы в ее памяти:

Во втором стихотворении «Подвал памяти» слово «подвал» вызывает ассоциации с подвалом «Бродячая собака» - знаменитым артистическим кабаре города Петербурга начала XX века. В стихотворении встречаем и описание обстановки кабаре: живопись стен, камин.

Слово «подвал» приобретает в контексте авторское значение, которое накладывается на общеязыковое значение помещение под первым этажом, ниже уровня земли, используемое для различных хозяйственных нужд или для жилья [15, Т. 3, с. 176]. Для лирической героини это символ памяти. Процесс воспоминания сравнивается со спуском вниз, в подвал. Память мыслится не как нечто абстрактное, неосязаемое, она олицетворяется в тексте:

Не часто я у памяти в гостях, Да и она всегда меня морочит [1, с. 190].

Связующим звеном, объединяющим стихотворения в цикле, является, несомненно, образ лирической героини.

Основным средством его выражения стали личное местоимение «я» и глаголы первого лица единственного числа:

Свидетелей знаю твоих.. .[1, с. 190]; Но сущий вздор, что я живу грустя... [Там же].

Временной уровень нашел свое смысловое выражение в конкретных указаниях на время: века, ровно на десять лет [1, с. 189]; тридцать лет [1, с. 190].

Темпоральность воплощается наречиями времени и прилагательными, образованными от наречий времени: теперешних мертвецов; тогдашний вечер, давно опочили [1, с. 189].

Целостность цикла поддерживается и композиционно. Стихотворения в цикле расположены таким образом, что можно проследить логику развития темы. Если в стихотворении «Мои молодые руки...» изображены картины прошлого, то в стихотворении «Подвал памяти» описан сам процесс припоминания, который сравнивается со спуском в подвал:

Похожие диссертации на Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой