Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепты внутреннего мира человека в русских летописях (На примере концептов душа, сердце, ум) Кондратьева Ольга Николаевна

Концепты внутреннего мира человека в русских летописях (На примере концептов душа, сердце, ум)
<
Концепты внутреннего мира человека в русских летописях (На примере концептов душа, сердце, ум) Концепты внутреннего мира человека в русских летописях (На примере концептов душа, сердце, ум) Концепты внутреннего мира человека в русских летописях (На примере концептов душа, сердце, ум) Концепты внутреннего мира человека в русских летописях (На примере концептов душа, сердце, ум) Концепты внутреннего мира человека в русских летописях (На примере концептов душа, сердце, ум) Концепты внутреннего мира человека в русских летописях (На примере концептов душа, сердце, ум) Концепты внутреннего мира человека в русских летописях (На примере концептов душа, сердце, ум) Концепты внутреннего мира человека в русских летописях (На примере концептов душа, сердце, ум) Концепты внутреннего мира человека в русских летописях (На примере концептов душа, сердце, ум)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кондратьева Ольга Николаевна. Концепты внутреннего мира человека в русских летописях (На примере концептов душа, сердце, ум) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 : Кемерово, 2004 205 c. РГБ ОД, 61:04-10/797

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ (ИССЛЕДОВАНИЙ И МЕТОДИКА ОПИСАНИЯ КОНЦЕПТОВ

ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА 10

1.1. Когнитивная лингвистика и лингвокультурология как основные
направления антропоцентрической парадигмы в современном
языкознании И

1.2. Термин «картина мира» в современных лингвистических

' исследованиях 21

  1. Термин «концепт» в современных лингвистических исследованиях 29

  2. Исследование внутреннего мира человека в гуманитарных науках 38

1.5. Концептуальный анализ в современной лингвистике. Методика

концептуального исследования внутреннего мира 45

ГЛАВА II. БИОМОРФНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНЦЕПТОВ ВНУТРЕННЕГО

МИРА ЧЕЛОВЕКА 52

2.1. Антропоморфные признаки концептов внутреннего мира человека 53

  1. Витальные признаки «внутреннего человека» 55

  2. Физиологические признаки «внутреннего человека» 61

  3. Эмоциональные признаки «внутреннего человека» 64

  4. Ментальные признаки «внутреннего человека» 67

  5. Социальные признаки «внутреннего человека» 70

  1. Признаки внешности «внутреннего человека» 77

  2. Признаки характера «внутреннего человека» 79

2.2. Фитоморфные признаки концептов внутреннего мира человека .... 80

Выводы по второй главе 87

ГЛАВА III. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ КОНЦЕПТОВ 89

ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

3.1. Локализация души, сердца и ума в пространстве внутреннего мира 90

  1. Обычные локусы души, сердца и ума 90

  2. Изменение локализации души, сердца и ума 97

  1. 'Поверхность' как признак концептов внутреннего мира человека 105

  2. 'Вместимость ' как признак концептов внутреннего мира человека 111

  1. Параметрические характеристики вместилищ души, сердца и ума 113

  2. Языковые схемы в описании вместилищ души, сердца и ума 116

Выводы по третьей главе 127

ГЛАВА IV. КОНЦЕПТЫ ДУША, СЕРДЦЕ И УМ В СВЕТЕ НАИВНОЙ

АНАТОМИИ 129

  1. Физические признаки ' органов' внутреннего мира человека 133

  2. Функции души, ума и сердца в жизни человека 143

  1. Функции души 144

  2. Функции сердца 153

  3. Функции ума 162

Выводы по четвертой главе 169

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172

Список использованной литературы 176

Список источников и их сокращений 200

Список словарей и их сокращений 201

Приложение 204

Введение к работе

Изучение отдельных фрагментов языковой картины мира является одним из наиболее перспективных направлений современной лингвистики. Активно изучаются основания концептуальной картины мира и принципы реконструкции отдельных фрагментов языковой картины мира в рамках интенсивно развивающейся антропоцентрической парадигмы в языкознании.

Объектом исследования в данной работе являются фрагменты концептосферы внутреннего мира человека, в частности, ее центральные компоненты - концепты душа, сердце и ум в национальной картине мира древнерусского периода.

Актуальность предпринятого исследования обусловлена пристальным вниманием современной лингвистики к проблеме концептуализации мира (внешнего и внутреннего), а также особым интересом к проблеме отражения в языке таких культурных концептов, как душа, сердце и ум. В центре внимания исследователей находится «деятельность человека, обеспечивающая ему ориентацию в мире, его практическое освоение, познание и понимание процессов, происходящих во внешнем и внутреннем для него мире (выделено нами. - O.K.)» (Телия 1988:3).

В последнее время значительно усиливается интерес лингвистов к воссозданию образа человека, запечатленного в языке, и, в особенности, к его внутреннему миру. Предприняты исследования концептов душа, дух, ум, сердце, память и др. в фольклорных текстах (СЕ. Никитина), на материале современного русского языка (Е.В. Урысон, В.И. Убийко), в сопоставлении русского и французского (М.К. Голованивская), русского и английского (М.В. Пименова), английского и немецкого языков (Е.Б. Яковенко), изучается функционирование названных концептов в немецком языке (Е.А. Пименов). Проведенные исследования во многом позволили определить национальное своеобразие указанных концептов.

Интерес лингвистов к внутреннему миру человека далеко не случаен. Русскую культуру всегда отличало пристальное внимание к внутренней сущности, скрытой от взгляда, но определяющей ценность человека. Наиболее отчетливо эта особенность сформулирована Н.А. Бердяевым, много размышлявшим об особенностях русского национального характера. Философ отметил, что «в России откровение человека может быть лишь религиозным откровением, лишь раскрытием внутреннего, а не внешнего человека, Христа внутри. Таков абсолютный дух России, в котором все должно идти от внутреннего, а не от внешнего» (Бердяев 1997: 250). Данная мысль не являлась принципиально новой для русской культуры, она лишь логично подытоживала многовековой путь развития национальных представлений, возникновение которых связано с периодом Древней Руси. Так, уже в «Молении» Даниила Заточника сказано: «Господине мои! Не зри на внешняя моя, но возри внутреняя мод. Лзъ ко, господине, одениемъ оскудент» семь, но рдзумомъ овиленъ; унт* вЪЗрАСТТ» имею, А СТАрЪ СМЫСЛ!» во мне».

Научная новизна работы определяется обращением к древнерусскому материалу. В настоящий момент в концептуальных исследованиях значительно преобладает изучение образа человека (как внешнего, так и внутреннего), отраженного в фольклорных текстах, либо в текстах XIX-XX вв. Между тем практически не изучаются в подобном аспекте древнерусские тексты, тексты времени «первых толчков в развитии чувства и мысли», тексты того узлового момента «отечественной истории, с которого все началось и который все еще определяет наше духовное существование» (Колесов 2000: 6). По замечанию В.В. Колесова, «мы должны понять и то, что именно и каким образом когда-то открывали для себя наши предки, восстановить, хотя бы в общих чертах, картину их познания мира» (Колесов 2000: 8).

Материалом исследования послужили русские летописи, являющиеся одним из центральных жанров древнерусской литературы. «В течении летописного повествования соединились многочисленные притоки -произведения разнообразных жанров, сложившиеся здесь в единое

величественное целое. Тут и предшествующие летописи, и сказания, и устные рассказы и исторические песни, созданные в различной среде: дружинной, монастырской, княжеской, а порой ремесленной и крестьянской», - отмечал Д.С. Лихачев (Лихачев 1975: 23). На эту же особенность летописного текста обращает внимание и А.Н. Робинсон, указывая, что «русское летописание, в отличие от византийских и западноевропейских хроник, вобрало в себя образцы всех жанров древнерусской письменности и частично — жанров фольклора» (Робинсон 1980: 83). Соединение разных жанров, широчайший охват событий позволяет назвать летописи своеобразным зеркалом, в котором отражены практически все сферы жизни человека.

Немаловажным обстоятельством при выборе летописей в качестве материала исследования было то, что они свободны от стремления к повышенной образности, стремления найти наиболее выразительные, неожиданные уподобления с целью произвести максимально сильное впечатление на слушателя, что характерно, например, для жанра проповеди. Кроме того, представления об устройстве внутреннего мира не являются в летописях предметом специального рассуждения (как в Диоптре, Толковой Палее или религиозно-философских трактатах того времени), следовательно, у авторов не возникает стремления приводить свои высказывания в соответствие со своими осознанными воззрениями, с существовавшими на тот момент научными и философским концепциями. Все это позволяет нам выявить наименее осознанные, коренящиеся в глубинах языка, представления об организации внутреннего мира человека.

В качестве дополнительных источников использовались также данные этимологических словарей и словарей древнерусского языка.

Эмпирическая база исследования. Методом сплошной выборки было собрано 3028 конструкций с лексемами душа, сердце, ум и их производными. Распределение на собственные и заимствованные (в частности, церковнославянские) явления в работе не производится, поскольку каждый народ заимствует то, что родственно ему в ментальном плане, что созвучно его

7 мировосприятию. Кроме того, в средневековый период заимствованные символы, образы и метафоры подвергаются ментализации, в результате чего возникает «возможность усиливать смысл слова путем различных метафорических переносов, образец которых дан в исходном символе на примере заимствованной метафоры» (Колесов 2002: 211).

Цель исследования - на основе исследования сочетаемостных свойств лексем, репрезентирующих концепты душа, сердце и ум, выделить признаки, образующие структуры соответствующих концептов.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

выявление и описание биоморфных признаков соответствующих концептов;

изучение их пространственных признаков;

анализ признаков концептов душа, сердце и ум в свете наивной анатомии;

определение основных семантических сфер, являющихся исходной базой для концептуализации внутреннего мира человека;

установление специфики структурирования концептов внутреннего мира человека.

Методологическая основа диссертации сложилась под воздействием работ ведущих зарубежных и отечественных когнитологов и лингвокультурологов - А. Вежбицкой, Дж. Лакоффа и М. Джонсона, В.В. Воробьева, С.Г. Воркачева, Е.С. Кубряковой, И.А. Стернина, Ю.С. Степанова, В.Н. Телия, А.П. Чудинова, в том числе и занимающихся изучением внутреннего мира человека - Н.Д. Арутюновой, М.К. Голованивской, М.В. Пименовой, А.Д. Шмелева, Е.В. Урысон, и др.

Методы исследования. В работе использованы элементы этимологического анализа, описательный метод, включающий приемы наблюдения, интерпретации, сопоставления, обобщения и типологизации,

8 метод анализа словарных дефиниций, метод семантического дистрибутивного анализа, сопоставительный метод, а также метод концептуального анализа.

Теоретическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы для решения таких теоретических проблем, как соотношение языка и культуры, языка и мышления, языка и наивного мировидения, соотношение научной и наивной картины мира, а также для решения вопроса о роли языка в процессе познания.

Практическая значимость работы определяется возможностью применения материалов исследования в теоретических курсах по общему языкознанию, истории русского языка, исторической лексикологии, лингвокультурологии, спецкурсах, посвященных языковой картине мира, при разработке тематики курсовых и дипломных работ, а также для сопоставления с данными, полученными в результате описания современной концептуальной системы внутреннего мира человека.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры

исторического языкознания и славянских языков Кемеровского

государственного университета. Основные положения диссертации были
изложены в виде докладов на международных научных конференциях
«Социокультурная герменевтика: теоретико-методологическое

обоснование в контексте развития толерантности» (Кемерово 2002), «Язык. Культура. Человек. Этнос» (Кемерово 2002); «Язык - миф -этнокультура» (Кемерово 2003), «Концепт и культура» (Кемерово 2003), «Региональная политика: исторический опыт и критерии оценки эффективности» (Кемерово 2003), на всероссийской конференции «Образ человека в картине мира» (Новосибирск 2002), IX Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологического образования: наука - вуз - школа» (Екатеринбург 2003), на III Всероссийской научно-практической конференции «Коммуникативные аспекты языка и культуры» (Томск 2003), на областной конференции «Молодые ученые - Кузбассу» (Кемерово, 2002), на внутривузовской

9 конференции студентов и молодых ученых КемГУ (Кемерово 2002), а также на аспирантских семинарах кафедры исторического языкознания и славянских языков Кемеровского государственного университета.

По теме диссертации опубликовано 20 работ.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Концепты внутреннего мира актуализируют в летописных текстах устойчивый набор признаков, образующих их концептуальную структуру;

  2. Концепты внутреннего мира обладают в древнерусском языке сегментной структурой;

  3. Познание внутреннего мира происходит путем выявления его сходства по ряду параметров с некоторыми вполне материальными объектами. Все объекты, с которыми сопоставляются при концептуализации душа, сердце и ум человека, являются базой для их познания, для выявления наиболее значимых свойств этих недоступных для непосредственного восприятия объектов внутреннего мира человека;

  4. Наивная картина внутреннего мира человека, отраженная в летописных текстах, является целостной и логически непротиворечивой;

  5. Концептуальная система, относящаяся к сфере «внутренний мир», отражает национальное своеобразие древнерусского народа, его ментальность, специфику саморефлексии.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав
(теоретической и трех исследовательских), Заключения, Списка

использованной литературы (263), Списка использованных словарей и их сокращений (18) и Списка источников и их сокращений (5), Приложения. Основной текст диссертации изложен на 175 страницах. В работе содержится 17 таблиц.

Похожие диссертации на Концепты внутреннего мира человека в русских летописях (На примере концептов душа, сердце, ум)