Содержание к диссертации
Введение
1. Категориальные и концептуальные характеристики понятия «время» во фразеологии и в художественных текстах 11
1.1. Понятия «категория», «категориальное пространство» 11
1.2. Понятие «концепт» 19
1.3. Фразеология как микроконтекст для концептуальных исследований 29
1.4. Концептологическое исследование художественного текста 38
1.5. Проблема языковой личности 47
Выводы 54
2. Особенности категориальных и концептуальных представлений времени во фразеологии 58
2.1. Организация концептуального поля «времени» во фразеологии 58
2.2. Собственно лингвистические способы представления концептуальной информации 68
2.3. Несобственно лингвистические способы представления концептуальной информации 81
2.4. Специфические для фразеологии способы представления концептуальной информации 86
Выводы 91
3. Категориальные и концептуальные проявления времени в художественных текстах 95
3.1. Время как категория художественного текста 95
3.2. Категориальные проявления времени в художественных текстах И.С. Тургенева «Три портрета», Л.Н. Толстого «Два гусара»,
А.П. Чехова «Студент» 106
3.3. Пути выявления концептуальных смыслов
в художественном тексте 119
3.4. Концептуальные проявления времени в художественных текстах
И.С. Тургенева «Три портрета», Л.Н. Толстого «Два гусара»,
А.П. Чехова «Студент» 125
Выводы 144
Заключение 154
Библиография 160
Источники художественной литературы. Словари 168
- Понятия «категория», «категориальное пространство»
- Организация концептуального поля «времени» во фразеологии
- Время как категория художественного текста
Введение к работе
Актуальность диссертационного исследования заключается в том, что на материале русской фразеологии и художественных текстов рассматривается проблема концептуализации времени и изучается временная организация художественных текстов, что позволяет выявить некоторые особенности русской национальной картины мира в сопоставлении с авторскими, а также универсальные для 40-80 гг. XIX века и индивидуально-авторские средства представления категории художественного времени. Такой подход вписывается в антропоцентрическую парадигму, активно разрабатываемую современным языкознанием.
В качестве объекта изучения выступают концепт и художественная категория «время».
Предметом рассмотрения являются имя концепта, его словоформы и однокоренные единицы, синонимы, антонимы, ключевые слова, оппозиции концепта, определяющие способ представления концептуальной информации и служащие средством отражения национальной и авторских картин мира, " экстралингвистические (композиция художественного произведения) и языковые (лексические, грамматические) средства, представляющие категорию художественного времени.
Материалом исследования послужили русские фразеологизмы (945 ФЕ, извлеченных из «Фразеологического словаря русского языка» / Под ред. А.И.Молоткова и «Фразеологического словаря русского литературного языка» / Сост. А.И.Федоров, из «Словаря русских пословиц и поговорок» • В.П.Жукова и из сборника «Пословицы русского народа» В.И.Даля) и художественные тексты 40-80 гг. XIX века, открывающие широкие возможности для сопоставления национальной и авторских картин мира, универсальных и индивидуальных средств представления категории художественного времени (И.С.Тургенева «Три портрета», Л.Н.Толстого «Два гусара», А.П.Чехова «Студент», а также И.А.Гончарова «Обрыв», И.С.Тургенева «Отцы и дети», А.П.Чехова «Черный монах», «Рассказ неизвестного человека», привлекаемые для исследования в качестве фона). Цели работы:
1) выявление особенностей временной организации художественных текстов и описание средств представления категории художественного времени, отражающих универсальную модель организации временных отношений в произведениях художественной литературы 40-80 годов XIX века и индивидуальные предпочтения отдельных авторов;
2) проведение сравнительно-сопоставительного исследования семантики приращений времени в русской фразеологии и в художественных текстах, выявление национально-культурных и индивидуально-авторских особенностей восприятия времени.
Поставленные цели конкретизированы в следующих задачах:
1. Определение понятий «категория», «категориальное пространство», «концепт».
2. Установление способов передачи концептуальной информации в русской фразеологии и в художественных текстах.
3. Сопоставление смысловых приращений времени в русской фразеологии и в художественных текстах с целью определения национально-культурных стереотипов и индивидуально-авторских особенностей в восприятии времени.
4. Описание структуры поля категории художественного времени.
5. Выявление универсальной модели организации временных отношений в произведениях художественной литературы 40-80 гг. XIX века и индивидуально-авторских средств представления категории художественного времени.
Методологической базой исследования стали последние достижения в области изучения категорий текста, описания их структуры, разработки концепций языковой картины мира, когнитивного подхода к изучению единиц языка и речи, а также фразеологии, паремиологии, лингвистики текста (см.: Ю.Д.Апресян, Н.Д.Арутюнова, С.А.Аскольдов, А.Г.Баранов, Г.И.Богин, А.В.Бондарко, Л.Ю.Буянова, В.В.Виноградов, Л.А.Исаева, В.И.Карасик, Ю.Н.Караулов, О.В.Кондрашова, Д.С.Лихачев, А.Г.Лыков, О.И.Москальская, Г.П.Немец, А.Ф.Папина, А.А.Потебня, Л.Н.Рягузова, Ю.С.Степанов, В.Н.Телия, З.Я.Тураева, Л.В.Щерба, Е.СЯковлева и др.).
Научная новизна работы определяется тем, что впервые проведено сопоставительное исследование русской фразеологии и художественных текстов с целью проанализировать приращения значений концепта «время», выявить национально-культурные и индивидуально-авторские особенности восприятия времени, представленные в языковом сознании создателей художественных произведений и в русской фразеологии. В работе рассматриваются средства представления категории художественного времени в произведениях художественной литературы 40-80 гг. XIX века, структура категориального пространства, определяются универсальная модель организации временных отношений в художественных текстах 40-80 гг. XIX века и индивидуально-авторские способы представления категории художественного времени.
Теоретическая значимость исследования состоит в моделировании категориального пространства «времени», учитывающем его структурные элементы: ядро и периферию, выделении универсальной модели организации временных отношений и индивидуально-авторских способов представления категории художественного времени, в соотнесении национально-культурных особенностей восприятия времени с индивидуально-авторскими на уровне описания концептуальной информации, представленной в русской фразеологии и в художественных текстах.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при составлении лекционных курсов по лингвокультурологии, лингвистическому анализу текста, методике преподавания русского языка как иностранного, лексикологии. Исследованные ФЕ и художественные тексты дают возможность понять национально-культурные особенности восприятия времени и специфику соотношения в сознании автора художественного произведения индивидуального и национального, что позволяет создать методику анализа русских и переводных художественных текстов, применимую в практике обучения обоснованному комментированию текста в средней школе при подготовке к ЕГЭ и в вузе, предлагаемая методика анализа художественных текстов поможет в практике обучения русскому языку (как в качестве родного, так и как иностранного), цель которого — познание национальной языковой культуры.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Категориальное пространство - поле текстовой категории, состоящее из разнородных элементов различных уровней, в частности лексических, морфологических, синтаксических, взаимодействующих при выполнении определенных семантических функций. Структура категориального пространства (ядро / периферия) определяется в соответствии с семантической нагрузкой средства выражения категории, его ролью в формировании смысла текста.
Концепт - многомерное образование, включающее образные, понятийно дефиниционные и нормативно-оценочные характеристики.
Концептуализация - появление у единиц различного уровня от слова до текста с его категориальными признаками семантических приращений объективных, развивающих значения слова, представленного в словаре, и субъективных, ассоциативно связанных с объективными приращениями, в микро- и макроконтекстах. По степени обусловленности интенцией автора выделяются общекультурная (первичная) и авторская (вторичная) виды концептуализации. Структура концепта (ядро / периферия) определяется в соответствии с закрепленностью его элементов содержания в толковом словаре, частотностью их реализации в художественном тексте, их эквивалентностью смысловым приращениям концепта в русской фразеологии, отражающей ментальные стереотипы нации. Художественный концепт в отличие от слова, реализующегося в художественном тексте, но не концептуализированного в нем, имеет контекстуально приращенные семантические признаки, реализуется не только посредством конкретного материального знака, но и через ряд ситуативных (контекстуальных) характеристик, посредством словесных и ситуативных репрезентантов и оппозиций.
3. Концептуальная информация представлена в художественном тексте и во фразеологии собственно лингвистическим и несобственно лингвистическим способами. Собственно лингвистический способ передачи концептуальной информации - концептуализация формы (системы форм) языковых единиц различных уровней. Несобственно лингвистический способ представления концептуально значимой информации - создание концептуальных приращений семантики разноуровневых единиц в микро- и макроконтекстах, в основе которого лежат нарушение нормативной сочетаемости или текстовые ассоциативные связи слова. Специфический для фразеологии способ представления концептуальной информации - употребление имени концепта либо ключевых слов концепта, а также их словоформ в таких ФЕ, где данный темпоральный компонент деактуализируется или десемантизируется.
4. В повестях И.С.Тургенева «Три портрета» и Л.Н.Толстого «Два гусара», в рассказе А.П.Чехова «Студент» универсальными средствами представления категории художественного времени являются композиция, лексическая система, грамматические средства. В центре категориального поля находятся универсальные темпоральные указатели, имена собственные, существительные, обозначающие времена года, части суток, дни недели, месяцы, называющие праздники, источники света, производные прилагательные, наречия времени, числительные, местоимения. К периферии поля категории художественного времени относятся «маргинальные» слова, СПП с придаточными времени, видо временные формы глагола. Индивидуально-авторскими средствами представления категории художественного времени являются стилистические приемы (синтаксический параллелизм, дистантный повтор), существительные, называющие фазу времени года, приемы пищи, наименования организаций, социального положения лиц, названия исторических реалий, предметов быта, фасонов одежды, существительные и прилагательные, обозначающие отрезки биографического времени, слова, имплицитно передающие временные отношения. 5. Концепт «время», реализующийся в произведениях И.С.Тургенева «Три портрета», Л.Н.Толстого «Два гусара», А.П.Чехова «Студент», совмещает в себе универсальные (национальные) и индивидуальные (авторские) смысловые приращения. Определение универсальности или индивидуальности элементов содержания концепта осуществляется посредством сопоставительного анализа структурных элементов концепта, реализующегося в русской фразеологии и в художественных текстах. При анализе объекта исследования и для решения поставленных задач были применены следующие методы: описательный, статистический, сопоставительный, метод компонентного и контекстуального анализа. Основное содержание работы было апробировано на научных и научно-практических конференциях различного уровня, в том числе на 9-й Международной конференции «Россия и Запад: диалог культур» (Москва, ноябрь 2002 г.), международном симпозиуме «Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста» (Волгоград, май 2003 г.), на 1-й международной научно-практической конференции «Текст в системе высшего профессионального образования» (Таганрог, сентябрь 2003 г.), на международной научной конференции, посвященной юбилею В.П.Малащенко «Язык. Дискурс. Текст» (Ростов-на-Дону, март 2004 г.), а также на ежегодных семинарах в рамках Недели науки КубГУ (апрель 2003 2004 г.). щ Структура работы определяется спецификой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Понятия «категория», «категориальное пространство»
История изучения понятия «категория» начинается с Аристотеля. В трактате «Категория» Аристотель выделял 10 категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и претерпевание.
Выделение этих категорий во многом повлияло на дальнейшую инвентаризацию частей речи, членов предложения, сказуемых и предикатов (Караулов 1998, 182). Категория - понятие универсальное для различных наук. В частности, в лингвистике категория в широком смысле - любая группа языковых элементов, выделяемая на основании какого-либо общего свойства; в строгом смысле - некоторый признак (параметр), который лежит в основе разбиения обширной совокупности однородных языковых единиц на ограниченное число непересекающихся классов, члены которых характеризуются одним и тем же значением данного признака (Ярцева 1998, 215).
В зависимости от состава категоризуемого множества, характера категоризующего признака и отношения данного признака к классам разбиения выделяются различные типы категорий: грамматические, синтаксические, лексико-семантические, словообразовательные, фонологические, понятийные и др.
Один из важнейших и наиболее изученных типов языковых категорий - грамматические категории, к характерным чертам которых относятся модифицирующий тип категоризующего признака, его причастность к синтаксису, «обязательность» выбора одного из его значений для (слово)форм из категоризуемой совокупности и наличие регулярного способа его выражения (Щерба 1957, Кацнельсон 1972, Ломтев 1972, Бондарко 1976, Холодович 1979).
Грамматическая категория выступает как замкнутая система взаимоисключающих грамматических значений, задающая разбиение обширной совокупности словоформ на непересекающиеся классы (Ярцева 1998,216).
Грамматическая категория - это класс грамматических значений, объединяющий в себе разные формальные единицы, находящиеся в отношениях единства общего абстрактного значения и противопоставленности тоже абстрактных, но более частных значений. Например, грамматическая категория времени в глаголе объединяется единством абстрактного значения отношения к временной точке отсчета и противопоставленностью значений настоящего, прошедшего и будущего времени (Филин 1979, 59).
Понятийные категории в языкознании - смысловые компоненты общего характера, свойственные не отдельным словам и системам их форм, а обширным классам слов. В качестве средств выражения понятийных категорий выступают граммемы грамматических категорий.
Термин «понятийная категория» был введен О.Есперсеном (Есперсен 1958, 58). В разработке учения о понятийных категориях в языкознании важную роль сыграли труды И.И.Мещанинова, С.Д.Кацнельсона, В.Н.Ярцевой, М.М.Гухман и др. Обычно понятийные категории понимаются как универсальные. Иногда понятийные категории называются также философскими или логическими (в рациональных грамматиках XVII-XIX вв.), психологическими (в работах XIX - начала XX вв.), «онтологическими», «внеязыковыми», «когнитивными», «концептуальными», «семантическими», «мыслительными», «речемыслительными» (Кацнельсон). Большинство понятийных категорий характеризуется «полевой» структурой, с «ядром» и «периферией» в составе соответствующего функионально-семантического поля. В качестве грамматикализованного ядра понятийной категории выступает соответствующая ей грамматическая категория.
Организация концептуального поля «времени» во фразеологии
Время является необходимым составляющим элементом любой объяснительной картины мира, представляет собой концептуальную модель мира. Лишь посредством времени возможен процесс постижения мира человеком, осознание последним самого себя.
Наряду с такими понятиями, как «пространство», «измерение», «причина», «судьба», «число», «время» принадлежит к «определяющим категориям человеческого сознания». Эти универсальные понятия в каждой культуре связаны между собой, образуя своего рода «модель мира» - ту «сетку координат», при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании. Человек не рождается с чувством времени, его временные и пространственные понятия всегда определены той культурой, к которой он принадлежит (Гуревич 1972, 84).
Как показал исследованный материал, фразеологическое поле времени в русской языковой картине мира имеет: 1)ядро;
2) ближайшую периферию;
3) дальнюю периферию.
В процессе исследования было выявлено 945 темпоральных фразеологизмов. Причем ядро фразеологического поля (ФП) включает 650 единиц, ближайшая периферия - 245 единиц, дальняя периферия - 50 единиц.
Под ядром ФП времени понимается группа фразеологических единиц (ФЕ) с компонентом-словом во временном значении, при этом целостное значение фразеологизма - темпоральное (количественно и/или качественно определенное): целый век «очень долго, продолжительное время», с часу на час «в самое ближайшее время, вот-вот», не по дням, а по часам «очень быстро», в мгновение зеницы «моментально, очень быстро, вмиг», не сегодня - завтра «в самое ближайшее время, очень скоро», час упустишь, годом не наверстаешь «вовремя не выполнишь какого-либо дела, потом поздно будет», не время дорого, пора «важно не упустить нужный момент, воспользоваться подходящим случаем».
Ближайшую периферию составляют ФЕ без темпорального компонента, но с целостным темпоральным значением, которое создается за счет образности, обусловленной экстралингвистическими факторами: с петухами «очень рано утром», от зари до зари «с утра до вечера, весь день; с вечера до утра, всю ночь», еще черти не бьются на кулачки «очень рано», не за горами «скоро, в ближайшее время», с Адама и Евы «с давних пор», думы за горами, а беда (смерть) за плечами «человек думает о чем-либо далеком, загадывает вперед, не зная, что горе, смерть рядом».
Дальнюю периферию составляют ФЕ с темпоральным компонентом-словом, но без целостного темпорального значения (темпоральный признак в семантике фразеологизма присутствует имплицитно), т. е. с деактуализированным или десемантизированным темпоральным компонентом, с утраченной внутренней мотивацией: наводить тень на ясный день «намеренно вносить неясность в дело, запутывать кого-либо», днем с огнем «с величайшим трудом (можно найти, отыскать и т.п.) кого-либо или что-либо», семь пятниц на неделе «кто-либо непостоянен в своих решениях, настроениях, часто и легко меняет свои мнения, суждения, оценки», вальпургиева ночь «дикое, шумное сборище людей», доброй ночи «при расставании на ночь пожелание кому-либо хорошего сна», ночь - ночью
«о человеке в плохом настроении, с мрачным видом», хвали утро вечером
«любое дело оценивают по результатам», вот тебе, бабушка, и Юрьев день
«не осуществились чьи-либо надежды, ожидания», далеко кулику до Петрова
дня «многого кому-либо недостает до совершенства».
Время как категория художественного текста
Время - содержательную категорию художественного текста -выделяют такие исследователи, как З.Я.Тураева, А.Ф.Папина, А.И.Домашнев, И.П.Шишкина, Е.А.Гончарова, Н.И.Беляева и др. Вместе с тем эта категория по-разному определяется исследователями.
Художественное время — неотъемлемый элемент художественного отражения мира, форма существования сюжета, категория развития действия. Моделирование художественной действительности невозможно вне временных отношений. Художественное время - это не взгляд на проблему времени, а само время, как оно воспринимается и изображается в словесном произведении (Лихачев 1971, 234).
Художественное время не есть историческое время, которое может являться объектом философских размышлений автора, пытающегося осмыслить описываемую историческую эпоху и дать синтез этой эпохи как этапа в движущейся истории человечества. Однако историческое время прямо или опосредованно отражается в художественном тексте. Оно формирует социальный характер освещения действительности и проявляется в той или иной форме (Храпченко 1973, 69).
Категория художественного времени играет существенную роль в формировании содержания текста. При этом автор текста создает в каждом конкретном случае новый образ мира. Он располагает его в различных определенных рамках времени и пространства, свойственных (или несвойственных) данной ситуации, что обусловлено установкой автора (Папина 2002, 166). «Временной и пространственный язык» используется авторами художественных произведений как средство выражения собственной субъективной позиции.
Художественное время не столько календарный отсчет событий, сколько соотнесенность событий, установление ассоциативных, причинно-следственных, психологических связей между ними, создание сложного ряда событий, выстраиваемых в сюжетной канве. Это форма бытия идеального мира эстетической действительности, временной континуум изображаемых явлений, отличный от реального пространственно-временного континуума (Тураева 1979, 16).
А.И.Домашнев, И.П.Шишкина, Е.А.Гончарова выделяют два типа художественного времени: повествовательное время и фабульное, или сюжетное, время.
Фабульное время - это время объективной реальности, непосредственно выражаемой в художественном тексте, а повествовательное время - это время объективной реальности, преобразованное эпическим отношением повествователя к событиям, описанным в произведении (Домашнев, Шишкина, Гончарова 1989, 81-82).
А.Ф.Папина выделяет четыре типа художественного времени: реальное объективное, циклическое, субъективное, ирреальное (Папина 2002, 163-219).
Исследователь считает, что авторы, принадлежащие к разным литературным направлениям, стремятся, исходя из своих установок, наиболее правдоподобно или намеренно неправдоподобно создать картину внешнего мира с его объектами, размещенными в пространстве и времени и соотнесенными с местом говорящего или наблюдателя, с точкой отсчета времени. На этом основании писатель формирует несколько типов художественного времени. Наиболее часто встречающимся типом времени является реальное объективное художественное время, используемое в монологической речи. Сюда включается и циклическое время. Наряду с реальным объективным временем автор (говорящий) может ввести также реальное субъективное художественное время, описав его как явление нелинейное, прерывистое, неоднородное, с обилием алогизмов и аномалий во времени, отраженных в монологической и диалогической речи