Введение к работе
Диссертационное исследование посвящено изучению модального аспекта художественного текста на материале произведений В Ходасевича Под модальным аспектом или модальностью мы понимаем «категорию обозначающую отношение говорящего к содержанию высказывания, отношение последнего к действительности»
В лингвоцентристском направлении языкознания категория модальности получила достаточно подробное освещение на уровне предложения-высказывания и определяется обычно как категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания (субъективная модальность) и отношение последнего к действительности (объективная модальность) В первом случае модальность создается специфическими модальными словами, частицами, междометиями, во втором случае модальность создается прежде всего формами наклонения глаголов и словами, выражающими значение утверждения, возможности, пожелания приказания и др Объективная модальность, по сути, отражает, как говорящий (автор) квалифицирует действительность - как реальную или ирреальную, возможную, желаемую и др Модальность в тексте реализуется на лексическом, грамматическом, фонетическом, графическом, пунктуационном и других уровнях языка (Ш Балли, В В Виноградов)
Модальность, будучи широкой семантической категорией, во многом определяющей смысловую структуру предложения и обеспечивающей его контакт с внеязыковой действительностью, является объектом неослабевающего внимания исследователей, которое стало особенно заметным в последние десятилетия в связи с активной разработкой функциональной семантики и развитием когнитивной лингвистики, а последовательная антропоцентрическая направленность современных лингвистических исследований привела специалистов к активному изучению модальности текста (в первую очередь художественного), получившему отражение в ряде публикаций различного, в том числе монографического характера (ГЛ Солганик, Е Н Базалина)
Этот факт отнюдь не случаен, поскольку «художественный текст, являясь искусственно организованной структурой, материализованным фрагментом специфической гносеологической и национальной культуры этноса, передает определенную картину мира и обладает высокой силой социального воздействия Текст как идиостиль реализует, с одной стороны, имманентные черты определенной системы языка, с другой, — представляет собой результат индивидуального отбора языковых ресурсов, соответствующих эстетическим или прагматическим целям писателя» (Е Н Базалина) «Художественный текст — это своеобразный квант, неразложимая порция объективного содержания, логической информации, эмоциональной выразительности, эстетического совершенства и многих других его составляющих» «Вершину иерархии семантических компонентов содержания текста составляет индивидуально-
авторская концепция мира, ибо любое произведение представляет собой субъективный образ объективного мира действительности» Как законченное речевое произведение, текст «пронизан субъективностью и антропоцентрическими устремлениями, а антропоцентричность выражается в речи и как субъективно-модальное значение» (Л Г Бабенко, И Е Васильев, ЮБ Казарин)
В лингвистике до сих пор не существует единого мнения относительно проблемы определения понятия модальности Не вызывает сомнения лишь постоянно растущая значимость этой категории для лингвистики текста и непосредственно для когнитивной лингвистики, где категория модальности как понятийная категория связана с важными аспектами бытия и его преломлением в сознании и языке Изучение структур, передающих разные типы модальности, извлечение информации, заложенной в модальном плане текста, имеет большую значимость для раскрытия сути текста, его адекватного толкования и субъективного видения интерпретатора
В настоящее время лингвисты активно исследуют художественный текст, его интерпретацию, а также способы выражения в тексте авторской модальности Посредством вычленения модального аспекта текста ученые приходят к выводу о том, что автор использует особые языковые средства для выражения своего отношения к дейсівіпельности
Важным для лингвистики является сравнительный анализ языковых средств выражения модального аспекта на материале поэтических и прозаических текстов одного автора, а также способы выражения модальности на различных уровнях языка
В последние десятилетия заметно оживился литературно-общественный интерес к творчеству В Ф Ходасевича Исследование модального аспекта текстов В Ходасевича позволяет лингвистам наиболее полно изучить многочисленные средства категории модальности, благодаря которым можно понять индивидуальное восприятие окружающей действительности В Ходасевичем Всем этим определяется актуальность нашего исследования
Объектом исследования является модальный аспект поэтических и прозаических текстов В Ходасевича
Предметом исследования являются языковые средства выражения модальности художественных текстов В Ходасевича, представленные на различных уровнях языка
Практическим языковым материалом диссертации послужили избранные лирические и прозаические произведения В Ходасевича, модальные конструкции в текстах В Ходасевича на фонетическом, лексическом, грамматическом, пунктуационном и графическом уровнях
Основной целью работы является исследование модального аспекта художественных текстов В Ходасевича и выявление языковых средств выражения модальности
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- определение понятия «модальный аспект художественного текста», изучение теоретических предпосылок,
- выделение основных уровней языка, на которых осуществляется
выражение модальности с помощью языковых средств
выбор основных направлений творчества В Ходасевича, репрезентирующих модальный аспект текста,
описание языковых средств модальности поэтических и прозаических текстов В Ходасевича на каждом выделенном уровне языка,
анализ характера и функции языковых средств выражения модальности текста на разных уровнях
Методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых (В П Абрамова. Н Д Арутюновой, Ш Балли, А Вежбицкой, В В Виноградова, И Р Гальперина, Л А Исаевой, Р Кверка, Дж Лайонза, Ю М Лотмана, Г П Немца, Л А Новикова, Г В Степанова, А Л Факторовича и др)
Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации впервые представлено детальное описание языковых средств выражения модального аспекта поэтических и прозаических текстов В Ходасевича, описание языковой реализации этих средств на различных уровнях языка
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют решить ряд вопросов современной лингвистики (о значении категории модальности, о функциях модального аспекта в организации художественного текста, о закономерностях употребления автором тех или иных модальных конструкций), расширить представления о категории модальности как средстве реализации целеустановок личности
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная методика анализа модального аспекта художественного текста и предложенная в работе классификация средств выражения категории модальности могут быть использованы при лингвистическом анализе художественного текста в ходе исследования модальности произведений других авторов Результаты и материалы диссертации могут применяться в вузовском преподавании курсов практической и теоретической стилистике русского языка, по русскому языку и культуре речи, спецкурсов по лингвистическому анализу поэтического текста
На зашиту выносятся следующие положения:
Категория модальности в рамках коммуникативного подхода к тексту является центральной категорией, определяющей формирование концепции художественного произведения и специфику реализации языковой личности автора
Модальность сохраняет свой характер и структурное единство на протяжении всего произведения и последовательно реализуется в речевой структуре субъектов повествования
3 Модальность как лингвистическая категория реализуется в
художественном тексте на разных уровнях языка Наиболее полно и ярко
модальный аспект выражен на уровне лексики и фонетики (звукосимволизм)
Дополнительно актуализируют авторскую позицию грамматические,
пунктуационные и графические средства выражения модальности, уровень концентрации использования которых в тексте служит маркером идиостиля
Категория модальности, рассматриваемая в формальном аспекте, является важным средством создания и изучения идиостиля писателя
Важным компонентом модальности является образ автора, который служит средством ориентации читателя на адекватное восприятие текста произведения, одним из компонентов модальности художественного текста является реконструкция модального плана читателя
6 Тексты В Ходасевича, как поэтические, так и прозаические,
представляют собой полимодальные сложные структурные образования
Поэтические тексты В Ходасевича отличаются более ярко выраженной
модальностью, что связано с центральной позицией в них образа лирического
героя
Методы исследования. В работе был использован комплекс лингвистических методов метод лингвистического анализа художественного текста, метод синхронного анализа, описательный метод, метод дистрибутивного анализа, метод контекстуального анализа, а также методы теоретического исследования дедуктивный и индуктивный
Апробация работы. Основные положения диссертации были апробированы на заседании кафедры русского языка как иностранного Кубанского государственного университета Отдельные аспекты работы были представлены в выступлениях на 4-й, 5-й и 6-й межвузовских докторантско-аспирантских конференциях «Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения» в Кубанском государственном университете в 2005, 2006 и 2007 годах, на 4-й Международной конференции «Культура русской речи» в Армавирском государственном педагогическом университете, на 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» в Кубанском государственном технологическом университете в 2006 году, а также в научных сборниках статей Кубанского государственною технологического университета, Университета МВД России, в г Армавире, г Ростове-на-Дону, г Новокузнецке Некоторые аспекты нашей работы были использованы при чтении курсов «Основы семантики русского языка», «Функциональная грамматика», «Функциональная лексикология», «Функциональная фонетика» и на спецкурсах, посвященных творчеству В Ходасевича
По теме диссертации опубликовано восемь работ
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографического списка