Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование темпорального пространства в художественном тексте : на материале ранних произведений М. Булгакова Папакина, Людмила Николаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Папакина, Людмила Николаевна. Формирование темпорального пространства в художественном тексте : на материале ранних произведений М. Булгакова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Папакина Людмила Николаевна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2012.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/948

Введение к работе

Данная диссертация посвящена лингвистическому исследованию некоторых аспектов раннего творчества одного из наиболее удивительных, читаемых и изучаемых российских писателей первой половины XX века, каким является Михаил Булгаков. Для его творчества характерно особое ощущение времени и пространства. Мистические картины сменяет фантасмагория, буффонаду – реалистические образы.

Все творчество Михаила Булгакова представляет нам особый авторский взгляд на основную проблему человечества со времен античности – проблему понимания категорий времени и окружающего мира. В филологической науке к исследованию пространственно-временных отношений ученые вплотную подошли в конце XIX – начале XX века. Это произошло вследствие поворота современных лингвистических исследований к тексту как к лингвистической единице. Определение номинативов «пространство» и «время» дает общее представление о системе координат: «Пространство – состоянье или свойство всего, что простирается, распространяется, занимает место; самое место это, простор, даль, ширь и глубь, место, по трем измереньям своим» [Даль, 2000: 543].

Актуальность исследования обусловлена реализацией проблемы хронотопа в современных лингвистических исследованиях, а также дальнейшим растущим интересом лингвистов к изучению пространственно-временных отношений в различных типах текстов. Актуальность обусловлена все еще недостаточной изученностью языковых уровней, участвующих в создании локально-темпоральной семантики художественного текста, а также проблемами, связанными с индивидуально-авторской реализацией пространственно-временных отношений, реализующих авторское видение картины мира.

Степень изученности темы. Изучению пространственно-временного континуума художественных произведений в отечественной лингвистической науке посвящены работы Е.В. Морозовой (1984), М.Д. Ахундова (1982), П.А. Флоренского (1993), О.М. Семеновой (2003), Р.Г. Енукидзе (2006) и т.д., в которых особое место уделяется анализу временных категорий. При этом используется различная терминология: пространственно-временной континуум, пространственно-временной образ, хронотоп. Исследования пространственно-временных отношений базируются на различном материале современной и классической русской и зарубежной литературы.

Наиболее глубоко и всесторонне рассматривается проблема взаимодействия пространства и времени на материале отдельных произведений М.Булгакова в диссертации Н.В. Березиной (2006), которая подробно и скрупулезно исследовала проблематику хронотопа на лексическом уровне. Достаточно глубокий анализ темпоральных лексико-фразеологических единиц представлен в исследовании С.О. Драчевой (2007), основанном на материале романа М.Булгакова «Мастер и Маргарит». Вместе с тем, в аспекте нашего исследования мы предполагаем осуществить комплексный лексико-грамматический анализ реализации проблематики хронотопа на материале ранних произведений М.Булгакова.

Объектом исследования является концептуальный анализ временных и пространственных структур, локализованных в художественных текстах.

Предметом исследования выступают языковые средства различных лексико-грамматических уровней, реализующих явление пространственно-временной взаимосвязи в художественном тексте.

Источниками исследования являются некоторые произведения М.Булгакова, хронологически относящиеся к 20-30 гг. XX века: романы «Белая гвардия», «Жизнь господина де Мольера», а также рассказы, объединенные в цикл «Записки врача». Материалом исследования служат собой все еще малоизученные, а потому имеющие определенный интерес для анализа художественные тексты.

Материал исследования. В процессе исследования была составлена эмпирическая база различных фрагментов художественных текстов объемом более 2000 единиц. Сюда вошли лексико-грамматические явления реализации хронотопа авторской картины мира и хронотопа героев.

Целью исследования является выявление, систематизация и классификация языковых средств, участвующих в создании когнитивной системы индивидуально-авторского хронотопа. Для достижения поставленной цели в работе предполагается решение следующих задач:

представить современный взгляд на существо проблемы, связанный с трехмерной речевой реализацией пространственно-временных отношений (авторское видение, художественное время, художественное пространство);

выявить языковые средства лексического, морфологического и синтаксического уровней, формирующие ментальные универсалии хронотопа прозы М. Булгакова;

исследовать роль и значение языковых средств различных уровней в формировании хронотопа ранней прозы автора;

определить роль категорий пространственно-временных связей в создании континуума художественного текста;

выявить характер соотношения пространственно-временных отношений с психологическим хронотопом;

определить роль средств реализации хронотопа в создании концептосферы прозы М. Булгакова.

Методологическую основу работы составляют научно-теоретические труды по проблематике хронотопа. Так, основополагающими являются труды видных ученых А.А. Потебни, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Д.С. Лихачева, А.Г. Цейтлина и др.

В середине XX века проблематика хронотопа как понятия литературоведческого получила свое отражение в трудах В.С. Белькинда, Н.К. Гея, ВЛ. Грехнева, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана, Н.Ф. Ржевской, М.И. Стеблина-Каменского, М. Храпченко и др.

В последней трети XX века с развитием исследований лингвистики текста хронотоп начал рассматриваться с грамматических и семантико-стилистических позиций. Изучению проблем хронотопа в лингвистическом аспекте посвящены труды Л.Г. Бабенко, М.П. Брандес, Н.В. Брусковой, Г. Вейнрих, М.Л. Петровского, И. Зейдлер, З.Я. Тураевой, О.И. Москальской и др. Новый этап исследования хронотопа, проистекает в связи с последними новейшими тенденциями исследований на уровне лингвистики текста, направленных на коммуникативные, когнитивные, прагматические, антропоцентрические характеристики представлен в трудах О.В. Александровой, А.Г. Баранова, В.В. Богуславской, И.А. Стернина и др.

Методы исследования определяются его целью и задачами. В соответствии с общим направлением работы используется комплекс методов, наиболее полно отвечающих поставленным задачам: в работе используется метод структурно-семантического анализа поуровневой реализации пространственно-временных отношений в художественном тексте. При этом художественное время и пространство рассматриваются как один из вариантов перцептуального хронотопа. Использование методов концептуального и контекстологического типов анализа анализов способствует дальнейшему аналитическому определению границ концептуальных хронотопов с последующей их классификацией. Также был, безусловно, использован описательно-аналитический метод, способствующий наблюдению, анализу и интерпретации языковых явлений.

Научная новизна диссертационного исследования сводится к выявлению репрезентативного языкового материала и исследованию пространственно-временных связей на различных уровнях языковых единиц. Появление в 60-х годах XX века романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» оставило за рамками детального исследование такие значимые литературные явления, как романы «Белая гвардия», «Жизнь господина де Мольера» и другие произведения. В аспекте заявленной темы анализируются лексико-грамматические средства, реализующие категории хронотопа на материале малоизученных текстов М. Булгакова. С определенным акцентом на антропоцентрическом аспекте исследования. В связи с языковой реализацией данного направления в работе представлен анализ некоторых языковых средств, способствующих реализации психологического хронотопа.

Теоретическая значимость работы связана с расширением и углублением существующей когнитивной проблемы пространственно-временной соотнесенности художественного текста, развитием целостной авторской системы реализации картины мира посредством суммарного концептуально-индивидуального анализа идиостиля М. Булгакова, реализованного на разных уровнях языковых единиц на материале ранних произведений М. Булгакова.

Практическая ценность исследования состоит в возможности использования его материалов в различных спецкурсах и спецсеминарах по углубленному изучению лингвистики текста, стилистики, идиостиля писателей, а также при проведении исследований, посвященных пространственно-временной системе художественного текста.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Ментальные репрезентации, объективированные посредством языковых средств лексического, морфологического и синтаксического уровней, способствуют установлению основных закономерностей концептосферы хронотопа ранней прозы М. Булгакова.

  2. Исследуемые произведения характерны реализацией определенного вида хронотопа (реального), на котором последовательно строится их сюжетное развитие.

  3. Пространственно-временные характеристики реализуют структурирование художественного текста.

  4. Авторский идиостиль эксплицирует определенные простран-ственно-временные модели-символы: год, месяц, сцена, город, печь и др.

  5. Посредством использования системы хронотопных координат на подтекстовом уровне можно обнаружить особенности отражения писателем личностного видения мира.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры теории и истории русского языка Дагестанского государственного педагогического университета. Некоторые положения работы составили основу докладов на всероссийских, республиканских и межвузовских конференциях (Махачкала, 2009-2011 гг.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списков использованной литературы, словарей и источников исследования. Общий объем диссертации составляет 177 страниц.

Похожие диссертации на Формирование темпорального пространства в художественном тексте : на материале ранних произведений М. Булгакова