Введение к работе
з
Настоящая работа посвящена исследованию концептов географических объектов, номинированных топонимами Россия, Москва, Петербург, Европа, Франция, Италия и Древний Рим. В рамках лингвокогнитивного подхода нами был проведён анализ лексических средств, представляющих эти концепты в русской поэзии XIX - начала XX вв.
Данные концепты относятся к ключевым концептам русской культуры, являются определёнными константами этой культуры, что позволяет называть их географическими (топонимическими) концептами. В работах М.В.Пименовой такие концепты относятся к классу социальных концептов и рассматриваются отдельно от космических, типических, развивающихся, застывших и нек. др. Как и прочие базовые для русского сознания концепты (такие, как время, пространство, добро, зло, желание и др.), географические концепты важны для понимания специфики русской культуры. Исследуемые концепты ценностно ориентированы, поэтому можно сказать, что выявление и изучение различных способов их вербализации в концептуальном пространстве языка (в том числе и языка художественного текста) позволяет не только осмыслить состояние общества и личности, правильно понять текст как реализацию авторского замысла, но и реконструировать важнейшие составляющие русского национально-культурного пространства (Е.В.Алтабаева).
Материалом исследования послужили тексты русских поэтов XIX - начала XX вв., начиная с произведений А.С.Пушкина и его современников.
Актуальность исследования определяется тем, что ключевые географические объекты в сознании говорящих осмысляются как концепты культуры, определяющие национальное самосознание, а в то же время их концептуализация в лингвистической литературе освещена пока ещё мало и методика её анализа только разрабатывается.
Цель работы состоит в выявлении и описании динамики концептуальных признаков ключевых географических объектов через анализ лексической соче-
таемости их топонимов, а также других лексических средств их вербализации в русской поэзии XIX - начала XX вв. Задачи исследования:
определить и обосновать теоретические предпосылки исследования;
выделить корпус ключевых географических имён, представленных в поэзии XIX - начала XX вв.;
изучить лексическую сочетаемость этих имён и другие контекстные репрезентации ключевых географических объектов, эксплицирующие признаки выражаемых ими концептов;
определить динамику формирования изучаемых концептов на протяжении XIX и начала XX вв.
Объектом нашего исследования является корпус лексических средств, репрезентирующих ключевые географические концепты, а предметом - их концептуализация в русской поэзии XIX - начала XX вв.
Научная новизна работы определяется предметом исследования, а именно: выявлением динамики концептуализации ключевых географических объектов в художественной картине мира русской поэзии XIX - начала XX вв., а также самим материалом исследования, впервые вводимым в научный оборот в таком объёме.
Теоретическую значимость диссертации составляет разработка методики изучения контекстных реализаций признаков географического концепта и, в частности, лексической сочетаемости слова как основного способа выявления признаков репрезентируемого словом концепта, а также в обосновании признания собственных имён лексически полноценными словами.
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования разработанной методики для изучения других географических концептов. Результаты исследования могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по когнитивной лингвистике, лингвокультурологии, лексикологии, стилистике речи, лингвострановедению, в преподавании русского языка иностранцам.
Положения, выносимые на защиту:
Исследование лексической сочетаемости топонимических единиц и других контекстуальных реализаций географических объектов даёт возможность выявить и описать основные концептуальные признаки репрезентируемых ими концептов.
Признаки ключевых географических концептов, вербализованные в поэзии А.С.Пушкина и его современников, легли в основу этих концептов русской культуры.
Во второй половине XIX века поэты ориентированы на творческий опыт А.С.Пушкина и его современников, и только в начале XX века появляются иные концептуальные признаки изучаемых объектов, иногда прямо противоположные тем, которые были созданы в поэзии предшественников.
Поэзия, как и вся художественная литература, играет большую роль в становлении и динамике концептосферы народа, являясь продуктивной "вторичной моделирующей системой".
Основными методами исследования являются: метод сплошной выборки топонимов из источников работы, контекстуальный анализ семантики топонимов с опорой на лексическую сочетаемость и с учётом словарных дефиниций.
Апробация работы. Результаты исследования отражены в 15 статьях, опубликованных в Воронеже, Борисоглебске, Санкт-Петербурге, Тамбове, в том числе в статье, напечатанной в издании, рекомендованном ВАК. Основные положения диссертации были изложены на международных и межвузовских научных конференциях: "Филология и культура" (Тамбов, 2007); "Культура общения и её формирование" (Воронеж, 2007); "Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий" (Воронеж, 2007); "Культура в зеркале языка и литературы" (Тамбов, 2008); "Актуальные проблемы теории и методологии науки о языке" (Санкт-Петербург, 2008).
Структура диссертации. Диссертация содержит введение, первую главу "Концептуализация как важнейший процесс в формировании концептосферы
народа", вторую главу "Лексико-фразеологические средства формирования концепта Россия в русской поэзии XIX - начала XX вв.", третью главу "Лексико-фразеологические средства формирования концепта Европа в русской поэзии XIX - начала XX вв.", заключение и список использованной литературы (150 наименований).