Введение к работе
Актуальность исследования заключается
в проведении многоаспектного концептуального анализа концепта Любовь, выражаемого прежде всего тропеическими средствами языка;
в выявлении изменений от этапа представлений традиционных к современным в системе представлений о любви, ее месте в жизни современного человека;
в выявлении современных образных представлений, связанных с концептом Любовь в женской прозе конца ХХ – начала ХХ вв.
Научная новизна исследования определяется:
интегративным анализом концепта Любовь, основанном на синтезе концептуальных и лингвокультурологических методик;
анализом целостного комплекса образных языковых средств, объективирующих концепт Любовь в художественном тексте;
анализом динамических характеристик культурных концептов на примере концепта Любовь;
выявлением влияния историко-культурного контекста на формирование концепта посредством описания прецедентных связей.
Объектом нашего исследования является заложенный в языке и в художественных текстах комплекс представлений о концепте Любовь.
Предметом рассмотрения в настоящей работе стали средства экспликации признаков концепта Любовь в художественных текстах В. Токаревой, Л. Улицкой, Н. Горлановой.
Диссертационное исследование основано на следующей гипотезе: в сознании современной женщины концепт Любовь реализует единство традиционных и современных представлений, взаимодействующих или конфликтующих друг с другом. Ядро концепта в художественных текстах рассматриваемых авторов составляют общезначимые типичные признаки, вербализованные прямыми наименованиями, периферию - признаки, объективированные посредством ассоциативных наименований и прецедентных связей.
Целью нашего исследования является изучение лингвокультурологического наполнения концепта Любовь в современном русском языке, раскрытие особенностей концептуализации любви в прозе В. Токаревой, Л. Улицкой, Н. Горлановой.
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
Определить принципы описания и анализа концепта в лингвокультурологическом аспекте;
Провести системное исследование базовых признаков как экспликаторов стереотипических смыслов концепта Любовь в сознании носителей языка;
Проанализировать различные классификации образных средств, определить доминирующие тропы, посредством которых вербализуются признаки концепта Любовь в прозе представленных авторов;
Изучить мотивационные связи ассоциативного употребления слов, репрезентирующих концепт Любовь в рассматриваемых произведениях, с целью описания современных особенностей передачи Любви;
Выявить и проанализировать интертекстуальные вкрапления, с учётом трансформаций и авторских модификаций, объективирующих периферийные признаки концепта Любовь в рассматриваемых произведениях;
Провести сравнительный анализ традиционных и современных смыслов концепта Любовь в художественных произведениях рассматриваемых авторов.
Материалом для исследования послужила картотека, включающая более 4000 примеров, извлечённых методом сплошной выборки из художественных текстов В. Токаревой, Л. Улицкой, Н. Горлановой, данные словарей.
Методы исследования. Решение поставленных в работе задач осуществлялось посредством применения традиционных методов лингвистического анализа и методик лингвокультурологического анализа концептов:
описательного метода, включающего приёмы наблюдения, анализа и синтеза, сопоставления и сравнения, дифференциации, классификации и обобщения; использование словарных толкований;
элементов метода компонентного анализа с целью выявления имплицитного и эксплицитного способа репрезентации концепта;
метода контекстуального анализа;
квантитативного метода, применяемого для определения наиболее продуктивных тропов в художественных текстах В. Токаревой, Л. Улицкой, Н. Горлановой;
лингвокультурологического комментария и интерпретации текста.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В художественных текстах В. Токаревой, Л. Улицкой, Н. Горлановой находят выражение как традиционные, так и современные представления о Любви.
2. Типические для русской ментальности значения концепта Любовь составляют его ядро, в ассоциативном слое объективированы современные представления о любви, браке, взаимоотношениях мужчины и женщины, которые были выявлены в анализируемых произведениях.
3. Экспликация признаков концепта Любовь в ассоциативном слое реализуется в произведениях авторов средствами вторичной номинации: метафорой, сравнением, эпитетом, олицетворением, афоризмом, а также интертекстуальными отсылками различных типов прецедентных феноменов.
4. Образные средства и прецедентные отсылки к текстам различных исторических периодов углубляют историко-культурный фон концепта Любовь в прозе авторов, позволяют проводить связи между эпохами и сюжетными линиями, развивать и обыгрывать их в разных направлениях.
Теоретическая и практическая значимость работы
Теоретическая и практическая значимость работы определяется постановкой и решением вопроса о принципах описания концепта Любовь в лингвокультурном аспекте, раскрытием традиционных представлений о любви и выявлением особенностей современных представлений о ней.
Предложенный в диссертации анализ ассоциативных наименований, вербализующих концепт Любовь в современных художественных текстах, отражает авторские особенности, что актуально для изучения специфики развития образности в языке современной художественной литературы.
С целью обоснования выдвигаемого тезиса об объективации периферийных признаков концепта Любовь посредством интертекстуальных связей в диссертации проведён анализ прецедентных феноменов, позволивший выявить историко-культурные доминанты и их субъективное осмысление в структуре концепта Любовь в текстах В. Токаревой, Л. Улицкой, Н. Горлановой.
Результаты исследования могут послужить для дальнейших теоретических разработок особенностей вербализации культурных концептов, получить практическую реализацию при проведении занятий по анализу художественного текста в школе, а также при составлении пособий по описанию концептов в художественном тексте.
Апробация работы осуществлялась в форме публикаций по теме исследования и докладов на научных конференциях (Белгород, Москва, Санкт-Петербург и др.). Всего по материалам исследования опубликовано 30 работ, из которых три – в изданиях по списку ВАК.
Структура работы
Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Списка использованной литературы, Списка словарей, Списка цитируемых текстов, Приложений.