Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экспрессивно-деятельностные функции субстантивного словообразования в языке В. Шукшина Филиппова Светлана Ивановна

Экспрессивно-деятельностные функции субстантивного словообразования в языке В. Шукшина
<
Экспрессивно-деятельностные функции субстантивного словообразования в языке В. Шукшина Экспрессивно-деятельностные функции субстантивного словообразования в языке В. Шукшина Экспрессивно-деятельностные функции субстантивного словообразования в языке В. Шукшина Экспрессивно-деятельностные функции субстантивного словообразования в языке В. Шукшина Экспрессивно-деятельностные функции субстантивного словообразования в языке В. Шукшина Экспрессивно-деятельностные функции субстантивного словообразования в языке В. Шукшина Экспрессивно-деятельностные функции субстантивного словообразования в языке В. Шукшина Экспрессивно-деятельностные функции субстантивного словообразования в языке В. Шукшина Экспрессивно-деятельностные функции субстантивного словообразования в языке В. Шукшина
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Филиппова Светлана Ивановна. Экспрессивно-деятельностные функции субстантивного словообразования в языке В. Шукшина : 10.02.01 Филиппова, Светлана Ивановна Экспрессивно-деятельностные функции субстантивного словообразования в языке В. Шукшина : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 Москва, 1997 243 с. РГБ ОД, 61:98-10/178-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Личностный фактор и словообразовательные процессы в художественном тексте 11

1. Языковая личность и словообразовательные процессы в художественном тексте 11

2. Творческое кредо В.Шукшина 30

3. Амбивалентность и словообразование 44

4. Поэтика словообразования в прозе В.Шукшина 50

Глава II. Эмоционально-оценочное субстантивное словообразование в современном русском языке 65

1. К истории вопроса 65

2. Типология эмоционально-оценочных суффиксов имен существительных в прозе В.Шукшина 71

2.1. Разговорная речь и субстантивная суффиксация 71

2.2. Статистические данные употребления эмоционально-оценочной суффиксации 75

2.3. Мелиоративность суффиксальных субстантивов 84

2.4. Пейоративность суффиксальных субстантивов 92

3. Экспрессивные функции эмоционально-оценочного словообразования 99

Глава III. Словообразовательная парадигматика в экспрессивно-деятельностном аспекте 122

1. Понятие словообразовательной парадигмы в современной русистике 122

2. Словообразовательная мотивация в эмоционально-оценочных парадигмах 128

2.1. Словообразовательная парадигматика первого уровня мотивированности 128

2.2. Словообразовательная парадигматика второго уровня мотивированности ,. 143

2.3. Словообразовательная парадигматика третьего уровня мотивированности 152

3. Парадигмы эмоционально-оценочных субстантивов и их экспрессивно-деятельностные функции в языке В.Шукшина 152

3.1. Эмоционально-оценочные парадигмы несобственных имен существительных 156

3.2. Эмоционально-оценочные парадигмы личных собственных имен существительных 164

4. Семантическое согласование и контраст 170

5. Образ "маленького человека" и его словообразовательное решение 180

Глава IV. Словообразовательные инновации и их стилистика в языке В. Шукшина 191

1. Понятие окказионализма в современной русистике 191

2. Словообразовательная окказиональность и контекст 197

3. Способы образования субстантивных окказионализмов 205

4. Семантико-стилистические функции окказиональной лексики 213

Заключение 221

Библиография 226

Список основных литературных источников диссертации 242

Словари 243

Введение к работе

Текстологические исследования отражают возрастающий интерес к стилистическому изучению словообразовательных возможностей в языке художественных произведений (В.Н.Виноградова, А.Г.Лыков, О.П.Ермакова, В.И.Темирова, О.П.Чумакова и др.). На основе общей теории словообразования, разработанной в трудах В.В.Виноградова, Г.О.Винокура, Е.А.Земской, И.С.Улуханова, А.Н.Тихонова, Р.С.Манучаряна и др., ведется плодотворное изучение проблематики единиц словообразовательной системы русского языка, их лексическая реализация в языке и речи, описываются отдельные подсистемы, устанавливаются общие особенности организации семантики единиц. Однако существует целый ряд неразработанных вопросов, связанных с функционированием словообразовательных единиц в текстах произведений, выявлением закономерностей и условий взаимодействия семантических и словообразовательных характеристик слов в парадигмах и экспрессивной деятельностью словообразования в поэтике художественного текста.

Актуальность исследования определяется тем, что оно посвящено анализу экспрессивно-деятельностной функции субстантивного словообразования в языке В.Шукшина, не получившего до настоящего времени своего описания в науке. Материалом для исследования послужил корпус имен существительных с эмоционально-оценочными суффиксами, которые были рассмотрены типологически, функционально и статистически. Производное слово в тексте проявляет в наиболее очевидном виде свою прагматическую природу, осуществляя контактные и дистантные семантические связи. В творческом процессе создания текста проявляется экспрессивно-деятельостный характер субстантивного словообразования, что находит свое выражение в создании авторской словообразовательной парадигмы, амбивалентности суффиксального значения, семантическом согласовании и контрасте, словообразовательной специфике концептуального анализа и др.

Проза В.Шукшина является той сферой, где происходит актуализация словообразовательного значения в словах одного словообразовательного типа, одной словообразовательной категории и одной словообразовательной парадигмы. Словообразовательная парадигма именных субстантивов с эмоционально-оценочными суффиксами образует систему художественных средств текста, устанавливает деривационные связи между членами парадигмы и выявляет потенциальные возможности современного русского словообразования. Текстовой анализ словообразовательной парадигматики способствует раскрытию творческого кредо В.Шукшина и репертуара средств его языкового выражения.

Целью исследования является выявление экспрессивно-деятельностных возможностей оценочных субстантивов в языке В.Шукшина.

В соответствии с вышеуказанным в диссертации решаются следующие задачи.

Установление типологии эмоционально-оценочных субстантивов в текстах художественных произведений В.Шукшина.

Описание специфики субъективной оценочности этих субстантивов.

Рассмотрение парадигматики в экспрессивно-деятельностном аспекте.

Выявление согласовательных и контрастных соотношений между эмоционально-оценочными суффиксами и контекстом.

Характеристика словообразовательных инноваций и механизмов их образования.

Описание поэтики словообразования в художественных текстах В.Шукшина.

Объект исследования. Выбор существительных с эмоционально-оценочными суффиксами в качестве объекта исследования определяется главной целеустановкои творчества В.Шукшина: "Любовь и сострадание, только они наводят на пронзительную правду". Воплощение целеустановки в тематике произведений - жизни крестьянства, сельской и городской интеллигенции -

6 определило особый тип повествователя, разговорную и просторечную манеру изложения. В наибольшей степени этому способствовало использование разговорной и просторечной лексики, для которой характерно широкое использование эмоционально-оценочной суффиксации. Предметный характер семантики эмотивных субстантивов позволяет с наибольшей степенью раскрыть эмоции, связанные с идейным замыслом произведения.

Методы исследования. Основным методом в работе явился описательный метод, который включал приемы наблюдения, сопоставления и обобщения. В диссертации широко использовался также метод семного анализа при описании аллосемантики словообразования и семантики слова.

Методика сопоставительного анализа привлекалась для установления специфики членов словообразовательной парадигмы, анализа образования авторских окказионализмов и их семантико-стилистического рассмотрения.

Научная новизна работы. В диссертации впервые осуществляется типологически-системное описание имен существительных с эмоционально-оценочными суффиксами в системе словообразовательных средств художественного текста. На основе комплексного изучения исходных и производных членов в словообразовательных парадигмах, особенностей их в языке художественного произведения выявляются релевантные свойства, определяющие поэтические возможности производных членов, устанавливаются факторы, которые регулируют механизмы их смысловых модификаций. Впервые описана парадигматика личных имен существительных с эмоционально-оценочными суффиксами, обладающими различными стилистическими и стилевыми значениями. Новым является описание словообразовательной окказиональности в художественных текстах В.Шукшина, установление типов семантических соотношений (согласования и контраста) в производном слове, выявление амбивалентности в словообразовании. В диссертации сделана попытка описания поэтики словообразования в художественном тексте.

Теоретическое значение исследования заключается в рассмотрении структурной организации словообразовательной парадигматики на трех уровнях ее мотивированности. Это позволяет раскрыть системную мотивацию данного класса слов и дает возможность установить специфику их использования. Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что существуют закономерные связи между творческой установкой, замыслом произведения и функционированием в нем эмоцианально-экспрессивных средств. Поэтика словообразования В.Шукшина свидетельствует, что словообразовательные средства стилизированы, индивидуализированы и "эффективно воздействуют на весь комплекс духовной человеческой восприимчивости - сознания, чувства, эмоции и воли" 1. Коммуникативная значимость слов с суффиксами субъективной оценки являет собой результат авторской стратегии текста. Поэтика произведения является точкой пересечения эстетического, лингвистического и литературоведческого подходов к изучению языка, тематики, идейного содержания и композиционных особенностей художественных произведений.

Практическая значимость состоит в том, что ее результаты могут найти применение при чтении курсов по современному русскому языку, стилистике русского языка, лингвистическому анализу текста, изучению индивидуального стиля художника слова, а также комплексному филологическому анализу текста.

Источники исследования. Языковым материалом для диссертации послужили тексты художественных произведений В.Шукшина. Было проанализировано два романа, семь киноповестей, сто двадцать один рассказ. К анализу также привлекались публицистические выступления писателя и его автобиография. Данными для анализа послужили 5159 иллюстраций, которые были извлечены из текстов методом сплошной выборки. 1 Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963. - С. 57.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Уникальность сочетания традиции использования словообразовательных средств и их авторской смысловой переориентацнн; это предопределило особенности поэтики в художественных произведениях В.Шукшина: - коммуникативно-когнитивная ориентированность производного слова в художественном тексте (коммуникативная стратегия, смыслопорождение в тексте, выражение авторского идиостиля и др. как отражение эстетического кредо художника слова); правила построения разных типов субстантивов, выполняющих роль словесно-художественных средств в произведениях В.Шукшина ("прибавочный" элемент в семантике существительного, представленный новыми оттенками значения, экспрессия и семантические ассоциации в смысловой структуре производного); лингвистическая амбивалентность, заключающаяся в двойственности семантики словообразовательных средств (позитив/негатив в аксиологической характеристике эмоционально-оценочного суффикса, приводящие к энантио-семии суффикса).

2. Экспрессивно-деятельностные функции производного имени существительного в художественных текстах В.Шукшина: - антропоцентризм в лингвистике эмоций, формирующих концептуаль ную и языковую картину мира художника слова (внутренняя и внешняя син тагматика производного слова как проявление прагматических характеристик; выразительность и изобразительность как отражение миропонимания и ми- ровнимания); - эмотивность как компонент семантической структуры производного слова (эмотивная аллосемантика - мелиоративная и пейоративная - одобрительное, почитательное, уважительное; неодобрительное, уничижительное, ироническое и др.); - типология характерных для В.Шукшина эмоционально-оценочных суффиксов в составе именований лица, предмета, вещественности и др.

3. Изобразительно-выразительные приемы парадигматики эмоционально-оценочных субстантивов в произведениях В.Шукшина: ступенчатость словопроизводства как выражение лингвосоциаль-ного и индивидуально-социального состава парадигм (производные субстан-тивы с аксиологической и размерочной семантикой на трех ступенях производства, частотность употребления суффиксов разговорного и просторечного характера); конструктивное назначение экспрессивного словообразования (авторская акцентуация, воплощенная в коннотациях, семантическая роль лексических повторов однокорневых существительных, предопределение читательского взгляда и др.); - модификационность значения производного слова (семантико- стилистическая модификация, субъективная оценочность, стилевой сдвиг); семантическое согласование и контраст (механизмы согласования и контраста на уровне семной комбинаторики, нейтрализация значений словообразовательных элементов в синтагматике текста, коммуникативная значимость линейного отбора лексических и словообразовательных элементов); концептуализация "маленького человека" и ее словообразовательное решение ("чудик" как представитель русской народной культуры второй половины ХХ-го века, словообразовательные параметры субъективно-оценочных средств при характеризации "чудика").

4. Словообразовательные инновации и их стилистика: - дифференциация словообразовательной неологии (неологизм - по-тенционализм - окказионализм как реализации продуктивных/непродуктивных словообразовательных моделей; реализация возможностей словообразовательного типа в языке/речи); - окказиональность - проявление подтекстовой и предтекстовой авторской аксиологии (макроконтекст и типовое значение, текстовая номинация и номинализация); способы образования субстантивных окказионализмов (мотивирующая основа и окказиональные субстантивы, семантика существительного и его словообразовательные возможности); - семантико-стилистическое назначение окказиональной лексики (словообразовательный способ эстетического освоения мира, творческая трансформация словообразовательных средств, характерологическая функция окказионализмов).

Апробация. Основные положения диссертации обсуждались в виде докладов на научных конференциях (Москва, МГОПУ, 3-5-е конференции "Семантика языковых единиц" - 1993, 1994, 1996; Санкт-Петербург - 1997; Ставрополь - 1997) и нашли свое отражение в четырех статьях и трех тезисах. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры русского языка Московского государственного открытого педагогического университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы - 243 страницы, основной - 226 страниц машинописного текста. Список использованной научной литературы включает 222 наименования.

Языковая личность и словообразовательные процессы в художественном тексте

Человеческая личность как социальное явление является объектом изучения разных наук: философии, психологии, лингвистики, социологии, антропологии, истории и т.д. Понятие личности отображает освоение человеком общественных отношений, то есть включение его в систему этих отношений и функционирование в ней. Личность как субъект способна проявляться в деятельности, общении с другими личностями: быть личностью как субъектом общения невозможно без той или иной степени идеальной отраженности человека в жизни других людей. Различия между трактовками личности обнаруживаются в преимущественном внимании к разным сторонам взаимосвязи индивида и общества.

Превращение социального индивида в личность происходит по мере того, как он усваивает общественный опыт, превращает его в свои потребности, желания, умения, знания. "Внешняя действительность становится внутренне присущей ему действительностью ("его" действительностью, как говорит Гегель), а сам индивид - живой силой существования и изменения отношений в обществе" (Кемеров, 1977, 47). С точки зрения философии - "личность - общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности" (ФЭС, 1983, 314). Философский аспект на пер-вый план выдвигает проблему самосознания личности: человек, "выделивший в процессе общественных отношений свое "я" из "не я" и не только осознавший свои взаимоотношения с "не я", но и активно воздействующий на "не я" в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности" (Платонов, 1966,310).

Психологический аспект связан с изучением психических свойств личности, к которым относятся способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки, составляющие ее структуру. "Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих" (Немов, 1994,1,284).

Главным предметом анализа в социологии является изучение личности в различных социальных системах. Личность изучается как определенное целостное образование. Исследования показывают, что проследить процесс формирования сознания личности, ее духовного мира можно только через изучение ее деятельности. С.Л.Рубинштейн отмечает, что "изучение того, как человек отражает мир, должно быть продолжено в изучении того, как он действует, и лишь через изучение того, как он действует, может быть объективно раскрыто и то, как он "отражает мир" (Рубинштейн, 1957,19).

В ходе исторического развития меняются не только преобладающие социальные типы личности, их ценностные ориентиры, но и сами взаимоотношения личности и общества. Особый интерес представляет изучение личности в сфере культуры: "Литература, искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности... Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного осмысления феномена личности в культуре" (Петровский, 1996,11).

Являясь членом данного социума в определенный период его развития, личность обладает творческим воображением, характеризуется определенным культурным потенциалом, обладает эмоционально-оценочными качествами, знаниями и умениями, образующими устойчивую концептуально- мировоззренческую сферу деятельности, которая воплощается в активные потребности самоактуализации. Иными словами, личность характеризуется комплексно в своей социально-ментальной, эмотивно-эпистемической, мировоззренческой и мотивационной деятельности.

Введение понятия языковая личность оценивается большинством языковедов как начало формирования антропоцентрической лингвистики - нового этапа в развитии языкознания. Язык начал рассматриваться в единстве с антропологией, что предполагает изучение языка "в тесной связи с человеком, его сознанием, мышлением, духовно-практической деятельностью" (Постовалова, 1988, 8). Особое внимание стало уделяться человеческому фактору в языке, что свидетельствует о важном методологическом сдвиге, наметившемся в современной науке.

Человек как субъект имеет отношения с природным миром, социальным, с каждым индивидуумом, а также самим с собой. Если характер отношений человека с окружающим миром, обществом относительно объективен, то характер отношений "человек-человек" объективно-субъективен. Человеческий фактор проявляется в суждениях, оценках, воздействиях.

Проявлением человеческого фактора в языке является и деятельность самого автора речи. "Человеческий фактор в языке есть лишь фактор специфики самого субъекта, причем специфики, усложненной не только особыми качествами человека как одновременно материального и духовного существа, но и специфики самопознания, т.е. познания, направленного как на самого себя, на свой внутренний мир" (Колшанский, 1990, 88).

Разговорная речь и субстантивная суффиксация

Для прозы В.Шукшина характерно употребление субстантивов с эмоционально-оценочными суффиксами, что можно считать способом реализации словотворческого кредо писателя.

В его произведениях находит отражение житейская философия и психические процессы, происходящие в душе простого человека» проявляется национальный характер как самого писателя, так и его персонажей. Речь последних отражает живую речь его современников, поэтому употребляются и создаются структуры, обладающие специальными стилевыми показателями разговорной речи (далее - РР). Так, при стилевом анализе рассказа «Микроскоп» выявлено 149 субстантивов, большая часть которых принадлежит к нейтральной лексике (65,8%) (шубки теплые, деревянные ящички, зеркальный кружок, капелька воды). Вторую группу составляют слова разговорной лексики (24,2%) (копеечку складывала) и третью - просторечная лексика (7,4%) (отломаю месячишко, съел денюжки, выпьешь читушечку). Незначительно употребление слов книжной лексики (2,7%) (выставил микроскоп, пил микробы, пролез в организм). Подобное стилевое распределение лексики можно считать характерным для прозы В.Шукшина.

Е.А.Земская выделила следующие особенности разговорной речи (далее - РР):

1) неподготовленность акта коммуникации;

2) непринужденность акта коммуникации;

3) непосредственное участие говорящих в акте коммуникации (Земская, 1981, 5).

Характерной особенностью РР является широкое употребление эмоционально-экспрессивных суффиксов, которые выполняют в текстах произведений В.Шукшина различные стилистические функции.

"Функционально-стилевая принадлежность слова тесно связана с его экспрессивно-эмоционально-оценочными коннотациями. Понятия "стилевое" и "стилистическое" тесно связаны, ибо стиль - это языковая подсистема, отличающаяся от других разновидностей в основном экспрессивно-социальными свойствами составляющих ее элементов... Поэтому возможно разграничение квалификационной сферы слова - его стилистических коннотаций, т.е. его функционально-стилевого значения" (Диброва, 1995, 64).

Разговорная речь - особая синкретичная языковая система, которая позволяет использовать готовые языковые формулы, с одной стороны, и, учитывая вкусы и способности говорящего, создавать "свободное" построение единиц. Как и любая система, он имеет ряд специфических черт, которые отличают ее от кодифицированного литературного языка.

Разговорная речь имеет довольно широкую коммуникативную сферу, которая характеризуется непринужденностью. "Русская разговорная речь - это та литературная информация, которой носитель литературного языка пользуется в быту, в кругу семьи и друзей, вообще в разнообразных условиях личного непринужденного общения" (Земская, 1981, 23). Поэтому для создания определенного эффекта в разговорной речи могут быть использованы элементы просторечий и диалектов как элементы инкрустации.

Конситуативный характер разговорной речи определяет ее особенности как системы, которые проявляются:

1) в отсутствии ограничений в построении единиц разных уровней;

2) в ином, чем КЛЯ, соотношении готового и творимого языкового материала;

3) в выборе особых языковых средств.

Типической чертой разговорной речи является ориентированность на собеседника. Именно она создает высокую эмоциональность, связанную с выражением личностного отношения и личностных оценок. Эта особенность проявляется в словообразовании, лексем системного и в окказиональной сфере, которая является важным параметром художественной речи. В прозе В.Шукшина эмоционально-оценочная субстантивная суффиксация выполняет двоякую функцию в лексике разговорной речи.

1) указывает на стилевую принадлежность производного слова;

2) раскрывает специфику стилистического назначения.

Понятие словообразовательной парадигмы в современной русистике

В словообразовании, как и в других уровнях языка, существует особая форма проявления отношений - словообразовательная парадигма. Этот термин в настоящее время получил широкое распространение в лингвистике и используется в фонологии, лексикологии, словообразовании, морфологии, синтаксисе, стилистике и т.д. Это понятие появилось в результате активных поисков изоморфизма в строении разных уровней языка.

Исследование словообразовательной парадигматики необходимо для выявления авторских, специфических парадигм, которые возникают на фоне общесистемного словообразовательного устройства: в авторской парадигме - пучке видны авторские эмоции, интенции, рефлексии, излюбленные формы, функционирование разных уровней (ступеней) мотивации и т.д. Например, для прозы В.Шукшина характерна экспрессивно-деятельностная парадигматика, построенная на эмоционально-оценочной суффиксации. В.Шукшин в качестве поэтического средства выражения экспрессивной оценочности использует как лингвосо-циальную парадигматику: окно - окошко - окошечко, земля - земелька - земелеч-ка, так и включает в состав лингвосоциальных структур словообразовательные окказионализмы, образованные по стандартным языковым моделям: рыба - ры-бушка; рыба - рыбина - рыбинка; пальто - палътинка; пальто - палыпушка.

Парадигматические ряды устанавливают в связи с "теми существующими различительными (дифференциальными) признаками, которые и определяют противопоставление каких-либо членов этих рядов, характеризующихся тождеством других признаков" (Шмелев, 1973, 11). Появление этого понятия было подготовлено объективным развитием современной лингвистики, опирающейся на принципы структурно-системного анализа.

Новый подход в описаниях словообразовательных процессов привел к выделению крупных комплексных единиц: словообразовательное гнездо, словообразовательная парадигма, словообразовательная цепочка. Теоретические разработки этих понятий нашли отражение в трудах А.Н.Тихонова, в которых рассматриваются структурные особенности словообразовательных гнезд, условия словообразовательной мотивации, формирование словообразовательных типов.

Понятие СП (словообразовательной парадигмы), введенное Е.А.Земской, В.В.Лопатиным, А.Н.Тихоновым, Р.С.Манучаряном, бытует в науке недавно и до настоящего времени вызывает разногласия во мнениях дериватологов по многим вопросам, относящимся к теоретическому осмыслению и практическому изучению парадигмы.

Проблема различного толкования СП в языке рассматривалась в работах многих исследователей: Е.А.Земской, В.А.Лопатина, А.Н.Тихонова, Р.С.Манучаряна, К.Бузашиовой и др. Наиболее перспективным направлением в изучении СП является ее понимание как единицы, изоморфной словоизменительной парадигме. Такое понимание и отражено в работах исследователей.

В данной работе используется определение СП, предложенное Е.А.Земской: "Словообразовательная парадигма - набор производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на единой ступени деривации" (Земская, 1978, 71).

Изоморфизм морфологической и словообразовательной парадигмы проявляется в том, что оба эти понятия "отражают регулярные структурно-семантические модификации взятой за исходную единицы, осуществляемые при помощи формальных операций" (Кубрякова, Соболева, 1979, 10).

Аналогично тому, как словоформы склонения образуют морфологические парадигмы, набор производных, находящихся в отношении непосредственной мотивации с одним и тем же словом, образует его словообразователную парадигму: например, СП существительного офицер включает в себя непосредственно мотивированные данные словом дериваты: офицерик, офицеришка, офицерша, офицерня, офицерье, офицерство.

Учитывая двуплановость СП и степень семантической общности, Е. А. Земская выделяет конкретные парадигмы (единицу плана содержания и выражения) и типовые (единицу плана содержания).

Под конкретной парадигмой СП (КСП) понимается совокупность конкретных дериватов, образованных от данного слова. Типовая парадигма (ТСП) - это набор словообразовательных значений в отвлечении от реализующих их аффиксов. "Таковую парадигму получаем, отвлекаясь от конкретных способов выражения тех или иных деривационных значений" (Земская, 1981, 225). Выделение ТСП имеет цель абстрагироваться от влияния лексики и узуса, от несоответствия между словообразовательным значением и средством его выражения.

Каждое слово имеет конкретную СП. Слова одной лексико-тематической группы имеют аналогичные новые СП/ТСП. ТСП распадаются на блоки или зоны, включающие производные одной части речи: субстантивный, адъективный, глагольный, наречный.

Похожие диссертации на Экспрессивно-деятельностные функции субстантивного словообразования в языке В. Шукшина