Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕРМИНОСИСТЕМА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В РАБОТЕ 12
1.1 . Исследование семантики вопросительных конструкций в научной литературе
1.2. Основные компоненты семантической структуры вопросительных предложений как основа употребления их в переносном, обратном значении 17
1.3. Проблема классификации вопросительных предложений и подходы к ее решению в лингвистической литературе 24
1.4.Функционально-семантическая зависимость употребления вопросительных предложений от типа текста. Терминосистема 32
ГЛАВА II ФУНКЦИИ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 41
2.1. Диалог как основная сфера функционирования вопросительных предложений в художественном тексте 41
2.2. Употребление вопросительных предложений-простых предложений, фразеологических единиц и нечленимых конструкций в живой диалогической речи, их экспрессивные функции
2.3. Функции, структура и семантика вопросительных конструкций в составе сложных предложений 57
2.4. Функционально-синтаксическое соответствие смежных реплик вопросно-ответной формы диалога 65
2.5. Закономерности выбора вопросительных конструкций в СМИ (в жанре интервью) 72
ВЫВОДЫ 79
ГЛАВА III СПЕЦИФИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 83
3.1. Проблема выбора разновидностей вопросительных предложений в художественной монологической речи, их стилистические функции 83
3.2. Особенности употребления вопросительных конструкций в монологических текстах СМИ 108
ВЫВОДЫ 116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 124
БИБЛИОГРАФИЯ 129
- Исследование семантики вопросительных конструкций в научной литературе
- Диалог как основная сфера функционирования вопросительных предложений в художественном тексте
- Проблема выбора разновидностей вопросительных предложений в художественной монологической речи, их стилистические функции
Введение к работе
Развитие синтаксической науки предопределяет возрастающий интерес лингвистов к вопросам коммуникативного синтаксиса, связанный с анализом особенностей реализации и функционирования языковых единиц в речи: с ограничениями и закономерностями их употребления, определяемыми ситуацией общения. Описание речевых особенностей языковых единиц является одной из важнейших проблем лингвистики. «Интерес к живой разговорной речи имеет в русском языкознании давнюю традицию, поскольку вся история русского литературного языка - это история борьбы и взаимодействия, взаимообогащения книжно-письменной и народно-разговорной речевых стихий» (Золотова, Онипенко, Сидорова 1998; 5).
Проблема коммуникативно-функциональной характеристики текста, отдельных языковых единиц рассматривается всё более широко и объемно в плане взаимодействия и соотношения языка и речи, языка и мышления, языка и объективной действительности. Особое внимание уделяется исследованию прагматической направленности высказывания, анализу функционирования основных элементов коммуникации (говорящий, собеседник, адресат). В связи с этим изучение коммуникативно-функциональных особенностей вопросительных предложений (далее ВП), их специфики, представляется особо значимым.
Исследование вопросительных конструкций представлено еще в
работах Г.В. Валимовой, И.П. Распопова, Г.Ф. Гавриловой, Л.Ф. Бердник,
Л.В. Дроботовой, В.И. Лысенко и др. Исследования проводились по
формальным признакам и по линии использования ВП в решении разных
иллокутивных задач (в императивных, информативных,
удостоверительных' речевых актах и др.). Однако, в лингвистике
5 системный анализ употребления их в разных типах текстов отсутствует. Обращению к их исследованию послужила полифункциональность ВП в русском языке, многосложность их семантики, неизученность причин и условий их полисемантичности.
Актуальность диссертации определяется необходимостью всестороннего изучения вопросительных конструкций в диалогическом, монологических текстах и в несобственно-прямой речи художественных произведений с учетом антропоцентризма, функционализма, экспансионизма в области других наук, экспланаторности лингвистики в описании языковых явлений. Исследование затрагивает сферы философии, логики, что является актуальным для современной лингвистики, которая ставит и решает проблемы, требующие знаний различных предметных сфер. Анализируя особенности функционирования ВП, мы предприняли попытку систематизировать исследуемые разновидности ВП. Такая установка анализа, по нашему мнению, нова и актуальна. Поскольку ранее ВП рассматривались разобщенно, без всестороннего анализа условий их употребления, оказалось целесообразным дать комплексное системное описание использования вопросительных конструкций в разных типах художественного текста и текстов СМИ с учетом лингвистических и экстралингвистических факторов.
Изучение ВП в лингвистике, как правило, проводилось в структурно-семантическом плане, в то же время они не являлись объектом многоаспектного анализа, в частности функционального и коммуникативного. Целесообразным представляется проследить особенности функционирования вопросительных конструкций отдельно в диалогических и текстах монологических.
Предметом исследования является проблема коммуникативно-функциональных особенностей ВП: употребления их разновидностей в разных типах текста, условий реализации их потенциальных возможностей в разных видах диалога и монолога.
В соответствии с предметом исследования объектом исследования были избраны вопросительные конструкции в прямом и переносном значениях в разных текстовых условиях употребления.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в ней впервые представлен системный анализ исследуемых единиц с позиции функциональной лингвистики, выявлены семантические функции и особенности функционирования средств выражения данных конструкций в предложениях, в разных типах текста, описан их прагматический потенциал. В работе содержится новый материал, который может быть использован при дальнейшем исследовании функциональных особенностей вопросительных конструкций.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые, не
ограничиваясь изучением структурно-семантических разновидностей ВП,
предпринята попытка систематизировать типы реализации исследуемых
языковых единиц в разных видах текстов и жанров. Также в ней
представлено по-новому комплексное, системное описание ВП в
коммуникативно-функциональном аспекте с учетом
антропоцентрического, прагмалингвистического и когнитивного подходов. Выявляются характерные особенности употребления вопросительных конструкций в разных текстах. Сделана попытка осмыслить функциональную роль ВП в тексте для выражения его семантического содержания и экспрессивности, выявить определенное соответствие структуры и семантики ВП и различных видов текста.
Цель исследования в изучении закономерностей употребления вопросительных конструкций в разнообразных диалогических и монологических единствах, а также особенностей реализации семантического и стилистического потенциала ВП в языке художественных произведений и СМИ.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи исследования:
Описать особенности употребления всех разновидностей вопросительных конструкций, представленных в языке художественных произведений ( общемодальных, частно-диктальных - Балли,1955 и др.); формы выражения вопросительных значений в разных типах художественного повествования (монологического, диалогического, несобственно-прямой речи);
Выявить особенности когнитивных основ употребления вопросительных конструкций с не свойственным их форме значением, показать их синонимику и выявить их стилистическую роль и разнообразные осложняющие их семантику коннотации, показать отличие переносного значения вопросительных конструкций от вопросов риторических;
представить анализ ВП как средств динамического развития диалога и речевой характеристики персонажей в языке художественных произведений; выявить прагматику употребления вопросительных конструкций в диалогической речи, а также её связь с авторским субъективно-модальным планом; ее композиционную роль инициирующей реплики в диалоге и вводящей новое повествование в диалогическом тексте;
выявить степень сходства и различия в использовании ВП разных форм и разной семантики в разных жанрах (художественных и публицистических).
На защиту выносятся следующие положения:
1. ВП представляют собой многоаспектные единицы синтаксиса, зачастую в силу когнитивных причин совмещающие в себе вопросительное, побудительное и повествовательное значение и широко используемые в разнообразных коммуникативных целях как в инициируемой, так и ответной репликах.
2. Использование вопросительных конструкций в
художественных диалогах способствует сближению речи
персонажей с живой эмоциональной разговорной речью, что
позволяет автору более точно отобразить психологическое
состояние героя в момент речи. В диалогических единствах
наиболее широко представлены вопросительные конструкции,
выступающие в переносном значении: вопрос направлен не
только на поиск неизвестной информации, но и на побуждение
собеседника к ответу или повествовательной речевой реакции
на предшествующую реплику.
3. Употребление исследуемых единиц в интервью как особом
типе диалога способствует более тесному речевому контакту
корреспондента с интервьюируемым. Следовательно, ВП здесь
запрограммированы на достижение определенного
коммуникативного прагматического эффекта - получение
максимума информации и поэтому соответствуют этикетно-
фатическому общению.
4. Употребление вопросительных конструкций в монологе
всецело зависит от иллокутивной цели определенного типа
текста. ВП способствуют максимальному раскрытию
внутреннего состояния героя или передаче оценки
сложившейся ситуации, а также переключению его в сферу
другого авторства.
Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования:
сравнительно-сопоставительный, позволяющий четко представить признаки сходства и различия рассматриваемых единиц языка и синонимичных с ними конструкций;
метод лингвистического наблюдения и описания (с элементами системного рассмотрения единиц);
семантико-контекстуальный, определяющий особенности функционирования вопросительных конструкций в разных типах текста;
метод компонентного анализа семантики анализируемых высказываний, позволяющий выявить зависимость семантических особенностей вопросов от различных параметров ситуации и выявить осложняющие вопрос коннотации;
метод трансформационного анализа, дающий возможность точнее определить статус ВП в системе синтаксиса;
статистический, позволяющий наглядно и более точно показать регулярность использования различных видов исследуемых единиц в разных жанрах и видах текста.
Материал исследования. Диссертация выполнена на материале языка художественных произведений классической и современной литературы. Используются также материалы региональной и центральной прессы. Общий объем выборки составляет более 2500 примеров.
Практическая ценность диссертации заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в учебном курсе «Современный русский язык», в практике вузовского преподавания современного русского языка, в спецкурсах, посвященных изучению функциональных типов простого предложения разных видов текста и их характеристики, а также при написании дипломных и курсовых работ, в преподавании русского языка иноязычной аудитории.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Приложения и Библиографии.
Во Введении определяется актуальность, научная и практическая значимость исследования, обозначаются основные цели и задачи диссертации, методы работы.
В Главе I «Теоретические основы исследования. Терминосистема, исследуемая в работе» дается описание основных этапов исследования ВП.
10 Основное внимание при этом уделяется определению понятий «вопрос» и «вопросительное предложение» в работах лингвистов, логиков, а также представлены классификации исследуемых единиц. Кроме того, определяется собственное понимание исследуемых вопросов, дается краткая характеристика основных особенностей вопросительных конструкций.
В Главе II «Функции вопросительных конструкций в формировании диалогической речи» выявляются и описываются разновидности употребления ВП (простых ВП и сложных) в диалогической речи художественных произведений. Дается сопоставительный анализ ВП в диалоге художественной речи и интервью.
Исследование семантики вопросительных конструкций в научной литературе
К числу понятий, имеющих общенаучное и общекультурное значение, относится понятие вопроса. В науке давно ведутся поиски логических качеств и свойств вопросов. Интерес к вопросам и ВП зародился уже в античные времена. Древнегреческий мыслитель Аристотель считал главной особенностью вопроса - альтернативность. Так, по его мнению, вопрос возникает только тогда, когда есть альтернатива, т.е. две или несколько возможностей, из которых необходимо выбрать только одну, т.е. говорящий строит ВП на основе имеющейся у него информации, в достаточности которой он, может быть, и не уверен.
« Категория вопросительности - факт объективной действительности, существующий в философии, языке и - как продолжение - в речи, т.е. является категорией междисциплинарной. Она существует наряду с категорией времени и категорией пространства, категорией качества и категорией количества, наряду со многими категориями, фиксируя и раскрывая содержание их свойств» (Щепкина, 2004; 335).
« В изучении очень обширной и сложной проблематики ВП можно выделить два основных подхода:
Логический, в рамках которого логиками и лингвистами успешно разрабатываются теории логики вопросов, логики вопросов и ответов, коммуникативно-функциональной теории вопросительных высказываний, теории референции вопросительных высказываний и т. п;
Лингвистический, исследующий проблемы вопросительности в рамках изучения синтаксиса предложений, теории коммуникации, функционально-грамматических исследований, при изучении служебных частей речи и т. п.» (Мкртчян, 2001; 29).
Некоторые ученые-логики полагали, что вопрос - это своеобразный мост от незнания к знанию. Другие исследователи справедливо отмечают, что «по своим парадигматическим свойствам вопрос не может толковаться как обязательный переход от незнания к знанию, как обращение, принципиально ориентированное на получение ответа в виде суждений, в связи с тем, что допускает или отказ от ответа, или отрицательный ответ. Чаще всего вопрос - это определённое противоречие между имеющейся и необходимой информацией» (Луценко, 1990; 127).
В 80-е годы советских учёных-языковедов занимало решение проблемы: «является ли вопрос самостоятельной формой мысли, равноправной понятию, суждению и умозаключению, или он есть разновидность суждения» (Бердник, 1982; 17).
Как отмечает Л.Ф. Бердник, некоторые учёные «предлагают расширить традиционное аристотелевское определение суждения как высказывания, утверждающего или отрицающего что-нибудь о чём-нибудь и включить в суждения такие высказывания, которые выражают побуждение, вопрос (П.В. Копнин). Третьи (П.В. Таванец) рассматривают вопрос как особую форму мысли» (Бердник, 1982; 17).
Диалог как основная сфера функционирования вопросительных предложений в художественном тексте
Когда автор прибегает к помощи языка, оказывая то или иное влияние на поведение собеседника, в его распоряжении для достижения этой цели имеется целый ряд языковых средств. Это, прежде всего, ВП — «акт высказывания, имеющий целью вызвать «ответ» посредством языкового процесса, который является в то же время процессом языкового поведения двух участников» (Бенвенист, 1974; 316). Все синтаксические и лексические средства, определяющие форму вопроса: частицы, местоимения, местоименные наречия, порядок слов, интонация и т.п., обусловлены этим аспектом акта высказывания. «Без подчёркивания устанавливаемого в речи отношения к партнёру, будь он реальным или воображаемым, акта высказывания не существует. Это свойство создаёт форму речи акта высказывания, в которой противопоставляются две «фигуры», равно необходимых, одна - как источник, другая - как цель высказывания (Там же; 316), т.е. уникальность ВП в двойственности (тройственности) его семантики, она состоит из ряда компонентов:
1) информации +
2) + поиска информации - Кто пришел?
1. Кто-то пришел.
2. Хочу знать - кто?
3) + побуждения к ответу (волевой импульс) - речевой реакции.
Вслед за Н.Ю. Шведовой, Н.В. Изотова в статье «Реплики в диалогах прозы А.П. Чехова» отмечает, что «диалог — текст особого рода, создателем его являются два человека. Поэтому различные особенности диалогической речи связаны со способом создания текста, с тем свойством, которое обычно называют реплицированием. Под репликой понимается отрезок речи, определяемый сменой говорящих и выражающий такой состав информации, который в условиях указанного способа общения имеет коммуникативное значение. Реплика -первооснова структуры диалога» (Изотова, 2001; 269).
В диалоге между репликами существуют логико-смысловые отношения, которые обусловлены тесной связью компонентов единства. Типичным для диалога является соединение двух реплик. Первая реплика стимулирует речевое действие говорящего и собеседника, вторая — реплика - реакция.
О.И. Шаройко выделяет несколько типов диалогических единств в современном русском языке:
1. собственно - диалог (парный);
2. диалог - спор;
3. бытовой диалог;
4. параллельный диалог;
5. полилог.
Каждый диалог характеризуется наличием определённой коммуникативной задан ности, через неё реализуется потребность говорящих в передаче сведений о предметах, явлениях, событиях, действиях и т.д. (Шаройко 1969; 15-19).
С помощью диалога автор меняет способ повествования. Диалог помогает перейти от описания к прямому изображению, тем самым оживляя повествование, делая изображение более эмоциональным, рельефным, конкретным.
Проблема выбора разновидностей вопросительных предложений в художественной монологической речи, их стилистические функции
«Текст есть продукт, порождённый языковой личностью и адресованный языковой личности. В тексте реализуется антонимия: системность / индивидуальность. В нём совмещаются типологические и индивидуальные черты. Системность есть результат давления системы, жанра, литературного направления, всего историко-литературного контекста, индивидуальности художника. Однако художник свободен и одновременно не свободен. Он не столько «хозяин» своего замысла, сколько его исполнитель, его действующее лицо. Художник создаёт собственный идиолект, который определяется системой национального языка» (Малычева, 2003; 9).
Свойства и признаки текста реализуются в сложном синтаксическом целом (ССЦ). Это происходит и в художественном тексте, в котором наиболее полно выявляется полифоничность персональности, когда повествование ведётся от 1-го лица, где автор и персонаж - одно лицо, что представляет собой своего рода риторический приём.
Переход повествования от лица автора к повествованию от лица героя в художественном тексте происходит в силу «контаминации» субъективно-речевых планов на уровне ССЦ.
«Характерной чертой текста является наличие в нём нескольких субъективно-речевых планов, создающих полифонию повествования и позволяющих описывать ситуацию с разных точек зрения» (Малычева, 2003; 10). И этому, в частности, способствует употребление разнообразных по семантике и структуре ВП.
В речевой ткани художественного произведения можно выделить два основных плана повествования. План героя, слово которого несёт в себе отпечаток автора и слово которого «художественно изображает», а не просто воспроизводится. Создаётся образ героя и план автора.
Монолог автора или героя - это структурно организованный текст, для которого характерно определённое тематическое содержание. Монолог способен передать прямую собственно-авторскую речь, речь героя и несобственно-прямую речь. В текстах монологической речи всегда присутствует коммуникативная установка автора. Как один из видов коммуникации, письменная монологическая речь предполагает конкретное лицо, от имени которого ведется повествование (автора, персонажа, от 1-го или 3-го лица).
Для лингвистики характерно узкое и широкое понимание монолога. В узком смысле монолог является завершённой формой монологической речи, «воспринимаемая как легко обозримое структурированное содержательное целое» (Моисеева, 1998; 28). В широком смысле монолог - это любое законченное связное произведение, состоящее из двух или нескольких высказываний.
Учитывая особенности художественного монолога, М.К. Милых даёт следующее определение монолога: «Монолог - это структурная единица чужой речи, прямой, косвенной или несобственно-прямой речи, предназначенная для более или менее развёрнутой передачи содержания высказывания, адресованного собеседнику (или собеседникам) - внешний монолог, или мыслей персонажа - внутренний монолог; монолог включается в текст по общим правилам введения чужой речи, отдельные его части дополнительно комментируются авторскими ремарками; монолог входит в художественное произведение как элемент его композиции» (Милых, 1978; 117).