Введение к работе
Актуальность работы определяется тем, что она продолжает ряд исследований в рамках коммуникативного анализа в романе МА Шолохова «Поднятая целина» Одной из важнейших в романе является фигура деда Щукаря, трагикомического и пародийного персонажа, в речи которого представлены истоки русского смехового мироощущения в этнической казачьей форме изложения
Объектом изучения являются речевые реализации персонажа, их функционирование и интерпретация
Предметом исследования являются инвективная лексика, церковная лексика, типы обращений, персонажные толкования лексем, паремии (фольклорные элементы пословицы и поговорки)
л О—
Целью работы стало филологическое, структурно-семантическое и этнолингвистическое описание монолого-диалогической речи персонажа в тексте романа
Специфика объекта, предмета и цели исследования определяет постановку следующих задач:
выявление в шолоховской речевой структуре трагикомического и пародийного аспектов образа деда Щукаря,
представление смеха как мировоззрения, характеризующего личностные свойства персонажа,
изучение монологических и диалогических языковых конструкций исследуемого персонажа,
установление специфики разговорной речи деда Щукаря, которая раскрывает стилевые и стилистические авторские приемы в тексте 1-й и 2-й книг романа «Поднятая целина»
Методами исследования послужили филологический, структурно-семантический и компонентный анализ, а также историко-сопоставительное изучение речевых организаций Изучение языка М А Шолохова предполагает применение как лингвистических, так и литературоведческих методов, что определяется спецификой словесного искусства, имеющего своим материалом язык «Структура содержания реализуется через структуру языка, образуя комплексное целое» (МЮ Лотман) Материал исследования извлекался методом сплошной выборки из романа «Поднятая целина»
Научная новизна работы заключается в том, что в диссертации впервые осуществляется комплексное исследование персонажных характеристик деда Щукаря, являющегося одним из центральных образов романа «Поднятая целина», устанавливаются индивидуально-авторские особенности шолоховского представления трагикомического персонажа В диссертации по-новому проанализирована коммуникативно-речевая, социолингвистическая и ментально-эмотивная параметризация речи персонажа Речевые характеристики анализируются в единстве их семантических, словообразовательных, стилистических и эстетических особенностей, что позволяет определить
типичные структуры монологической и диалогической речи героя Такой подход позволяет выявить специфику языковой личности деда Щукаря, установить истоки смехового мироощущения в казачьем народно-мифологическом сознании и изучить использование фольклорных традиций как способа достижения идейно-эстетической и композиционной целостности романа
Теоретическая значимость заключается в установлении роли личностного фактора в формировании речевых структур в романе, где МА Шолохов представляет в психолого-социальной, этнокультурной и лингвистической интерпретации одного из главных персонажей романа
На защиту выносятся следующие положения:
В научной работе дан комплексный анализ одного из ведущих персонажей, деда Щукаря, представленного в трагикомическом и пародийном облике в языке романа М А Шолохова «Поднятая целина»
Коммуникативная природа диалогической и монологической речи персонажа определяется с точки зрения истоков русского смехового мироощущения, что позволило истолковать в совокупности трагическое, комическое и пародийное как личностные персонажные качества деда Щукаря.
Речевая характеристика персонажа в шолоховском тексте отражает многомерность духовно-материального мира казачества, направленного на освоение реальности и выраженного разнообразными средствами лексических структур (обращения, инвективная лексика, церковная лексика, божба и клятвы идр)
Параметризация языка персонажа показана М А Шолоховым с точки зрения антропоморфизма, зооморфности, православных и фольклорных традиций
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут найти применение при чтении курсов по филологическому и лингвистическому анализу текста, изучению индивидуального стиля художника слова Результаты исследования могут послужить базой для создания спецсеминаров и
спецкурсов, посвященных изучению языка М А Шолохова и комментированию художественного текста
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на международных, межвузовских и научно-студенческих конференциях в период с 2002 по 2007 год Исследование прошло апробацию на Шолоховских конференциях в секции «Язык М А Шолохова» в МГОПУ им М А Шолохова (2002, 2003, 2005, 2006 гг), на Всероссийской межвузовской конференции в Таганрогском государственном педагогическом институте (2006 г), на международной конференции в Институте мировой литературы им М Горького (2007 г), а также на научно-студенческих общеуниверситетских конференциях (2003-2007 гг)
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных источников и библиографии