Введение к работе
Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию литературных портретов в критике В.Г. Короленко, Н.Д. Телешова, Ю.И.Айхенвальда, В.В. Набокова с точки зрения выявления их жанрового своеобразия и создания более полного представления о литературном портрете конца XIX – первой половины XX века.
Русская литературная критика этого периода демонстрирует разнообразие эстетических тенденций, богатство персональных критических стратегий. К одной из общих тенденций следует отнести возникновение новых жанровых форм, обусловивших процесс межжанрового синтеза. В этой связи возникает необходимость в исследовании синтетических жанров русской литературной критики. Для современной филологической науки важно выявить закономерности создания новых жанров, отражающих особенности критического мышления указанной исторической эпохи.
В истории русской критики литературному портрету принадлежит особое место. Обращение к этому жанру представителей профессиональной и писательской критики было связано с потребностью запечатлеть в памяти читателей разных поколений образы выдающихся деятелей культуры. История литературоведческого исследования жанра портрета оказалась противоречивой и неоднозначной. Поэтому изучение жанровой специфики литературного портрета представляет актуальную потребность.
Актуальность темы исследования вызвана необходимостью изучения литературного портрета, оформившегося в самостоятельный и специфический жанр в конце ХIX – первой половине XX века.
В центре внимания исследования – своеобразие жанра литературного портрета конца ХIX – первой половины XX века.
Актуальность диссертации продиктована отсутствием работ, систематизирующих дефиниционные жанровые признаки литературного портрета, и недостаточной изученностью вопроса о жанровой доминанте данной формы литературно-критической рефлексии, а также необходимостью комплексного подхода к изучению жанрового и типологического своеобразия литературного портрета; исследования интерпретационных и коммуникативных стратегий критиков-портретистов конца XIX – первой половины XX века.
В литературоведении последних лет активно обсуждаются вопросы композиционной, семантической и образной систем литературного портрета, соотношения данного жанра с другими жанрами критики (мемуарами, эссе, очерками). Однако открытым остается вопрос о структурообразующей доминанте жанра литературного портрета. Исходя из существующих определений литературного портрета, автор работы представляет концепцию личности портретируемого как жанровую доминанту литературного портрета конца XIX – первой половины XX века.
Своеобразие литературного портрета, проявляющееся в типологии его жанровых модификаций, может быть выявлено на материале критического наследия В.Г. Короленко, Н.Д. Телешова, Ю.И. Айхенвальда и В.В.Набокова. Определение жанровой специфики литературного портрета в их произведениях позволяет проследить наиболее репрезентативные образцы литературного портрета выбранной эпохи. Избранные критики не только воспроизводили неповторимый облик портретируемых, но создавали разновидности жанра литературного портрета в соответствии с выработанной концепцией личности портретируемого (писателя, поэта, художника, общественного деятеля). Данная концепция организует сюжетостроение литературного портрета, а также отношения между автором и портретируемым.
При этом в основе концепции личности портретируемого, по мнению диссертанта, лежат два представления о герое портрета:
а) представление о нем как о личности;
б) представление о нем как о творце (писателе, поэте, политике, общественном или культурном деятеле.
В одном случае автор портрета может акцентировать внимание на портретируемом как человеке, в другом – как профессионале в своей области, в третьем – синтезировать оба представления о портретируемом как человеке-творце. Следствием авторских интенций становятся соответствующие жанровые модификации литературного портрета.
Степень изученности темы.
Исследованию жанровой специфики литературного портрета посвящено большое количество работ (Л.П. Гроссман, Е.Б. Тагер, В.Я. Гречнев, Б.Е.Галанов, В.С. Барахов, А.Г. Бочаров, В.И. Суровцев, И.О. Велиев, О.В.Маркова и другие).
К изучению жанровой природы литературного портрета в настоящее время обращаются исследователи А.А. Голубкова («Три подхода к двум жанрам критики»), Д.А. Касьянова («Литературный портрет в России»), Б.Ф.Егоров («О мастерстве литературной критики. Жанры. Композиция. Стиль»), А.З. Дмитровский («Жанр литературного портрета в критике Луначарского»), И.О. Велиев («Литературный портрет: его функция и типология»), В.П. Трыков («Французский литературный портрет XIX века»).
Несмотря на большое количество созданных и продолжающих создаваться литературных портретов, исследуемый жанр до сих пор не получил в науке статуса научного термина. В настоящее время в критике и литературоведении сложилось несколько точек зрения на указанную форму литературно-критической рефлексии. Принципиальными являются вопросы о жанровой дефиниции портрета, а также об его отнесенности к той или иной жанровой системе литературной критики.
В связи с недостаточной разработанностью определения литературного портрета ряд исследователей определяет его жанровую природу по аналогии с живописным портретом (Б.Е. Галанов, И.О. Велиев, В.С. Барахов). Другой традицией исследования данного жанра является отделение, противопоставление литературного и живописного портретов (О.В.Маркова). Заметным явлением в портретоведении стало рассмотрение литературного портрета как беллетризованного факта (Б.Ф. Егоров, Ю.И.Суровцев, А.Г. Бочаров). Дискуссионной проблемой современного литературоведения остается вопрос о соотношении жанра литературного портрета с другими жанрами критики. В отечественной науке преобладает традиция изучения данного жанра как разновидности мемуаристики (Л.Я.Гинзбург, В.С.Барахов). Одним из вариантов обнаружения «гена» портретирования становится рассмотрение литературного портрета в его тождественном отношении к очерку (В.И. Кудряшова, Л.П. Гроссман). Таким образом, представленное многообразие точек зрения на жанровую сущность литературного портрета, свидетельствует о сложности выделения единого дефиниционного прочтения исследуемой формы литературно-критической рефлексии.
Объектом диссертационного исследования явился литературный портрет в критике конца ХIХ - первой половины ХХ века.
Предметом изучения стали жанровые разновидности литературных портретов в литературно-критическом наследии В.Г. Короленко, Н.Д.Телешова, Ю.И. Айхенвальда, В.В. Набокова, в которых нашла отражение концепция личности портретируемого. Выбранный материал, предмет и аспект исследования определили его цель и задачи.
Цель диссертационной работы – выявить жанровое своеобразие литературного портрета конца ХIХ - первой половины ХХ века. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи, последовательно реализуемые в трёх главах диссертации:
-
изучить существующие теоретико-методологические парадигмы, связанные с дефиниционным прочтением жанра литературного портрета;
-
обосновать самостоятельность жанра литературного портрета;
-
рассмотреть концепцию личности портретируемого как жанровую доминанту литературного портрета конца ХIХ - первой половины ХХ века;
-
выявить и раскрыть содержание и особенности воплощения концепции личности портретируемого в литературных портретах конца ХIХ - первой половины ХХ века (на примере критического наследия В.Г.Короленко, Н.Д.Телешова, Ю.И. Айхенвальда, В.В. Набокова);
-
обосновать типологию жанровых разновидностей литературного портрета конца ХIХ - первой половины ХХ века (на примере критического наследия В.Г. Короленко, Н.Д. Телешова, Ю.И. Айхенвальда, В.В. Набокова).
Методологические принципы исследования обусловлены историко-типологическим методом, а также научными принципами, разработанными в фундаментальных трудах В.С.Барахова, В.В.Прозорова, В.В. Перхина, посвященных теории жанров литературной критики.
Методологическую и теоретическую базу диссертации составили труды С.А. Венгерова, Л.П. Гроссмана, Д.Д. Благого, Д.С. Лихачева, Ю.Б. Борева, В.Е.Хализева, В.С. Барахова, В.В. Перхина, И.Я. Мурзиной, В.П.Муромского, В.И. Плюхина, Н.В. Штейниковой, О.В. Марковой, М.В.Михайловой и других, позволяющие выявить эволюцию жанра литературного портрета, а также проследить динамику интерпретационных стратегий в литературно-критическом портретировании конца ХIХ - первой половины ХХ века.
Методика исследования, на которой основывается данная работа, включает в себя анализ: словесного описания персонажа литературного портрета, сюжетно-композиционной структуры литературного портрета, способов выражения позиции критика-портретиста. Последовательность этапов анализа и выбор отдельных приёмов обусловлены спецификой исследуемых литературных портретов.
Материал исследования. Построение внутрижанровой типологии литературного портрета конца ХIХ - первой половины ХХ века требует привлечения значительного количества критических текстов, опубликованных в названный период; поэтому основным материалом исследования стали труды ведущих критиков конца ХIХ - первой половины ХХ века: «Литературно-критические статьи и воспоминания» В.Г. Короленко (1898, 1902-1919), «Силуэты русских писателей» Ю.И. Айхенвальда (1906), «Записки писателя» Н.Д. Телешова (1925-1943), «Лекции по русской литературе» В.В. Набокова (1940-1941), относящиеся к периоду расцвета жанра литературного портрета.
Принцип отбора выбранных критиков-портретистов подчинен задаче исследовать эволюцию жанра литературного портрета от разновидности мемуаристики к оформлению жанровой самостоятельности, а также рассмотреть формирование его жанровой типологии.
Научная новизна данной работы состоит в том, что впервые изучено и выявлено жанровое своеобразие литературного портрета конца ХIХ - первой половины ХХ века. Использованный в работе подход к рассмотрению жанрового своеобразия литературного портрета сквозь призму концепции личности портретируемого как жанровой доминанты позволил охарактеризовать общую тенденцию в развитии русской литературной критики конца ХIХ - первой половины ХХ века. Предложена типология жанровых модификаций литературного портрета указанного периода. Попытка определения жанровой специфики литературного портрета в таком аспекте еще не предпринималась в историко-литературных исследованиях.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
В литературно-критическом мышлении, воплотившемся в критической практике конца ХIХ - первой половины ХХ века, обнаруживается тяготение к жанру литературного портрета. Помимо традиционной интерпретации литературной действительности в критических текстах проявляется опыт самоинтерпретации, авторской рефлексии.
-
Литературный портрет – это самостоятельный жанр критики, граничащий с мемуарной и очерковой литературой. Основное отличие литературного портрета от других жанров критики заключается в особой жанровой доминанте – концепции личности портретируемого. Концепция личности портретируемого обусловливает жанровые признаки литературного портрета и его типологические разновидности.
-
Литературно-критическая деятельность портретиста направлена на интерпретацию и оценку личности героя портрета в актуальных проявлениях как для времени создания (портреты В.Г. Короленко и Н.Д. Телешова), так и для самого критика, вне зависимости от контекстуального толкования в предшествующей критике (портреты Ю.И. Айхенвальда и В.В. Набокова).
-
Литературный портрет в конце ХIХ - первой половине ХХ века функционировал в трёх основных жанровых модификациях: литературный портрет с элементами мемуаристики, литературный портрет-«силуэт», литературный портрет-лекция.
-
Персональные критические стратегии В.Г. Короленко, Н.Д.Телешова, Ю.И. Айхенвальда, В.В. Набокова демонстрируют функциональную и жанровую многогранность литературного портрета; отражают разные направления в осмыслении критиками конца ХIХ - первой половины ХХ века концепции личности и её презентации в основных типах портретируемых героев.
Теоретическая и практическая ценность исследования определяется его вкладом в развитие представлений о феномене литературно-критической интерпретации в рамках жанра литературного портрета. В результате исследования была осмыслена жанровая доминанта литературного портрета конца XIX - первой половины ХХ века, позволяющая выявить типологию жанровых модификаций исследуемой формы литературно-критической рефлексии.
Учет положений и выводов диссертационной работы создает предпосылку к целостному рассмотрению жанра, стиля, методологии и концепции литературного портрета.
Итоги проведенного исследования позволят, с одной стороны, расширить представление о тенденциях развития русской литературной критики конца XIX - первой половины ХХ века, содействовать изучению особенностей ее функционирования, осмыслению феномена многообразия методов и подходов, учитывающих достижения науки и искусства эпохи; с другой - способствовать раскрытию жанрово-стилевого, концептуального и типологического своеобразия литературного портрета, которое неизменно привлекало внимание критиков и читателей в указанный период.
Результаты научных изысканий могут найти применение в дальнейшем изучении жанра литературного портрета, особенностей литературной критики конца XIX - первой половины XX века в учебном процессе: при чтении вузовских курсов по истории русской литературы и литературной критики конца XIX - первой половины ХХ века, в работе, в преподавании спецкурсов на филологическом и других гуманитарных факультетах высших учебных заведений.
Апробация и реализация результатов работы. Основные положения работы были изложены на международных, всероссийских и кафедральных конференциях в период с 2009 по 2011 годы, в том числе: «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (г. Москва, 2009, 2010), «Ежегодная научно-практическая конференция преподавателей, сотрудников и аспирантов Бурятского государственного университета» (г. Улан-Удэ, 2009, 2010, 2011), «Актуальные проблемы современной науки и образования» (г. Сибай, 2010), «Чеховские филологические чтения» (г. Улан-Удэ, 2010), а также в статьях, вошедших в сборники научных трудов «Актуальные проблемы гуманитарных наук: Материалы VIII Международной научно-практической конференции» (г. Москва, 2009), «Судьба жанра в литературном процессе» (г. Иркутск, 2010), «Вестник Бурятского государственного университета» (г. Улан-Удэ, 2010, 2011), «Актуальные проблемы современной науки и образования. Филологические науки: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Т.V.» (г. Сибай, 2010), «Мир науки, культуры и образования. Экология. Культура. Филология. Искусствоведение. Педагогика. Психология. №4 (23), II часть» (г. Горно-Алтайск, 2010).
По теме работы опубликованы 6 статей, в том числе 3 в журналах, рекомендованных ВАК России.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры русской литературы в ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет».
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационная работа посвящена исследованию жанрового своеобразия литературного портрета конца XIX – первой половины XX века. Полученные результаты соответствуют формуле специальности 10.01.01. – русская литература (филологические науки), пунктам 5, 9 области её исследования.
Структура и объём исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объём диссертации составляет 163 страницы. Список использованной литературы включает 160 наименований.