Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жанрово-стилевое своеобразие романов Ч.Г. Гусейнова "Магомед, Мамед, Мамиш" и "Семейные тайны" Бабаева Эльнара Сеидгашимовна

Жанрово-стилевое своеобразие романов Ч.Г. Гусейнова
<
Жанрово-стилевое своеобразие романов Ч.Г. Гусейнова Жанрово-стилевое своеобразие романов Ч.Г. Гусейнова Жанрово-стилевое своеобразие романов Ч.Г. Гусейнова Жанрово-стилевое своеобразие романов Ч.Г. Гусейнова Жанрово-стилевое своеобразие романов Ч.Г. Гусейнова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бабаева Эльнара Сеидгашимовна. Жанрово-стилевое своеобразие романов Ч.Г. Гусейнова "Магомед, Мамед, Мамиш" и "Семейные тайны" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Бабаева Эльнара Сеидгашимовна; [Место защиты: Дагестан. гос. ун-т].- Махачкала, 2007.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/2043

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Обращение к теме диссертационного исследования определено необходимостью комплексного, системно-аналитического изучения романов Ч.Г.Гусейнова в аспекте их жанро-во-стилевого своеобразия.

Соотношение жанра и стиля - одна из наименее разработанных проблем творчества Ч.Г.Гусейнова. Это объясняется сложностью самого явления, многообразным и многоступенчатым характером взаимоотношений между содержанием и формой в литературе.

Романы Ч.Гусейнова демонстрируют изощрённость структуры, стилевое и языковое своеобразие, что делает их интересными в плане исследования жанрово-стилевых особенностей.

Проза Ч.Гусейнова связана с современностью, с анализом самых острых и наболевших её проблем.

В своих произведениях писатель обращается к острым темам -борьбе с протекционизмом, взяточничеством, нарушением законности, борьбе, осложнённой цепкостью национальных предрассудков.

Тема романов «Магомед, Мамед, Мамиш» и «Семейные тайны» -перерождение семьи, захватывающее всё большую и большую социальную территорию.

Проза Ч.Гусейнова, экспериментаторская в своей основе, в осмыслении и изображении усложнившейся действительности, её противоречий и конфликтов идёт новыми сюжетно-композиционными путями.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью определения жанровых особенностей романов Ч.Гусейнова, анализом предпосылок их возникновения, выяснения неповторимости своеобразия индивидуального стиля и его элементов в творчестве писателя.

Объектом исследования является художественная проза Ч.Гусейнова. В качестве основного материала используются романы «Магомед, Мамед, Мамиш» и «Семейные тайны».

Предмет исследования - жанрово-стилевое своеобразие романов Ч. Гусейнова «Магомед, Мамед, Мамиш» и «Семейные тайны», включающее особенности развития конфликта, специфику авторской позиции и её проявления в тексте, специфику функционирования художественного символа в романах, особенности повествования.

Цель работы. В процессе исследования богатого фактического материала автор ставит целью определить своеобразие жанра и стиля романов Ч.Гусейнова в контексте жанрово-стилевых тенденций русской литературы 70-80-х гг. XX века.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

охарактеризовать историко-литературный контекст 70-80-х гг. XX века, в котором развивалось творчество Ч.Гусейнова;

исследовать особенности и функции конфликта как жанрообра-зующего фактора в романах Ч.Гусейнова;

рассмотреть, как воплощаются в романах писателя формы авторского присутствия;

выявить и раскрыть средства психологического анализа как свойства литературного стиля Ч.Гусейнова;

отразить национальное своеобразие как одно из составляющих индивидуального стиля прозы писателя и определить место и роль изобразительной символики в романах Ч.Гусейнова.

Степень изученности темы. Многие аспекты особенностей жанра и стиля романов Ч.Гусейнова затронуты в исследованиях литературоведов и критиков: С.Асадуллаева, С.Чупринина, П.Ульяшова, В.Колмановского, А.Марченко, И.Андреевой, Н.Ивановой, Ш.А.Мазанаева, Е.Твердисловой, К.К.Султанова и др.

Кроме того, отдельные вопросы стиля, системы образов, особенностей повествования явились результатом диссертационного исследования И.Ф.Фархатовой «Характер и конфликт в романах Ч.Гусейнова»1, в котором автор весьма полно и глубоко анализирует и даёт типологию характеров в романах Ч.Гусейнова, рассматривая при этом конфликт и роль поступка в произведениях писателя; находит сходство с полифоничностью Ф.М.Достоевского в романах Ч.Гусейнова. В диссертации «Психологизм в современной азербайджанской прозе (1960-1980-е гг.)2 М.К.Иманов рассматривает некоторые формы психологического отображения в современной азербайджанской прозе, затрагивая роман Ч.Гусейнова «Магомед, Мамед, Мамиш» в качестве одного из примеров.

Вместе с тем вопрос системного исследования проблем жанра и стиля романов Ч.Гусейнова до сегодняшнего дня оставался открытым. Несмотря на немалое количество исследований, так или иначе нацеленных на это, проблема весьма далека от удовлетворительного решения.

Научная новизна работы обусловлена впервые предпринятой попыткой разработки принципов системного анализа жанрово-стилевых свойств прозы Ч.Гусейнова, определением доминирующих черт поэтики писателя в русле жанровых и стилевых исканий русской литературы 70-80-х гг. XX века, исследованием особенностей конфликта, авторской позиции, обоснованием приёмов психологизма, их более глубокого и детального анализа.

1 Фархатова И.Ф. Характер и конфликт в романах Ч.Гусейнова: Дне. канд. филол. наук. Махачкала, 1994

2 Иманов М.К. Психологизм в современной азербайджанской прозе (1960-1980): Дис. канд. филол. наук. Баку,
1984

Таким образом, диссертационное исследование демонстрирует новый, комплексный взгляд на жанрово-стилевую особенность исследуемых романов Ч.Гусейнова, который позволяет в значительной степени раздвинуть рамки интерпретации большинства произведений писателя.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют концепции ведущих отечественных литературоведов - В.В.Виноградова, М.М.Бахтина, Л.И.Тимофеева, Ю.Н.Тынянова, В.М.Жирмунскго, ЛЯ. Гинзбург, А.Н.Соколова, В.Б.Шкловского и др.; исследования отдельных аспектов поэтики - Б.М.Храпченко, М.М.Гиршман, Г.Н.Поспелова, Л.А. Соколовой, А.Б.Есина, Л.Я.Эсалнек, К.К.Султанова, Ш.А.Мазанаева и др.; работы историко-литературного плана - А.Г.Бочарова, Н.Л.Лейдермана, М.Н.Липовецкого, М.А.Черняка и др. К исследованию привлечены также публицистика Ч.Гусейнова, его литературно-критические статьи.

Диссертационное исследование базируется на следующих методологических принципах: 1) системный подход к выявлению свойств поэтики прозы Ч.Гусейнова; 2) многоуровневый анализ художественной структуры произведений с точки зрения жанра и стиля.

В работе использованы аналитический, историко-литературный, описательный и сопоставительный методы исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе прозы Ч. Гусейнова с точки зрения её жанрово-стилевого своеобразия, в исследовании идейно-художественных особенностей творчества писателя, до конца не изученного. Наблюдения и выводы расширяют и углубляют наши представления о жанрово-стилевых особенностях прозы Ч. Гусейнова.

Практическое значение работы состоит в возможности использования её результатов в вузовских спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам русской литературы второй половины XX века, теоретической поэтики и творчеству Ч. Гусейнова; при составлении программ и учебных пособий в вузовской практике.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В 70-е гг. XX века творчество писателя развивалось по преимуществу в рамках той линии советской литературы, которая активно противодействовала застойным явлениям в обществе, поднимала актуальные социально-нравственные проблемы. Общие тенденции обновления идеологических и эстетических установок социалистического реализма, наметившиеся в период 70-80-х гг. XX века в русской литературе, определяют проблематику и жанрово-стилевое своеобразие прозы писателя.

  2. Ч.Гусейнов обращается к исследованию социально-психологических основ жизни человека. Посредством воспроизведения сложных драматических конфликтов он стремится к познанию

сущностного в человеческой природе и сосредоточивает внимание на проблеме нравственной ответственности личности.

  1. В числе жанрообразующих признаков социально-психологического романа выступает психология человека, его внутренняя, духовная жизнь как объект исследования. Ч.Гусейнов заостряет внимание читателя на «внутренних», психологических конфликтах и ситуациях, отодвигая внешние события на второй план.

  2. Проявление авторской позиции в вариантах развязки романов, соположение временных пластов, параллельность событийных рядов («сейчас» и «тогда»), их пересечение организует романное повествование Ч.Гусейнова.

  3. Психологический анализ в различных формах своего проявления (несобственно-прямая речь, авторский психологический комментарий, внутренний монолог, «поток сознания») является одним из доминирующих приёмов психологизма в прозе Ч.Гусейнова, помогающим читателю до конца понять психологические корни поступка героя.

  4. Национальное своеобразие находит яркое отражение в романах Ч.Гусейнова, в которых стиль становится средоточием национальной специфики, что, в свою очередь, отражает национальное видение писателя.

  5. Одним из средств углубления бытовой коллизии, наполнения её социально-философским смыслом является изобразительная символика. Смысловая структура символов в романах Ч.Гусейнова глубоко социальна и психологична, что во многом объясняется проблематикой произведений, характером конфликтов. Апробация результатов исследования проводилась на межвузовских

научных конференциях в Дагестанском государственном университете. Основные положения диссертации представлены в пяти публикациях.

Структура диссертации обусловлена поставленными целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа, заключения, библиографического списка использованной литературы, насчитывающего 137 наименований. Объём диссертации - 153 листа машинописного текста.

Похожие диссертации на Жанрово-стилевое своеобразие романов Ч.Г. Гусейнова "Магомед, Мамед, Мамиш" и "Семейные тайны"