Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX в. : Эволюция, поэтика Ануфриев Анатолий Евдокимович

Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX в. : Эволюция, поэтика
<
Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX в. : Эволюция, поэтика Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX в. : Эволюция, поэтика Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX в. : Эволюция, поэтика Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX в. : Эволюция, поэтика Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX в. : Эволюция, поэтика Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX в. : Эволюция, поэтика Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX в. : Эволюция, поэтика Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX в. : Эволюция, поэтика Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX в. : Эволюция, поэтика Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX в. : Эволюция, поэтика Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX в. : Эволюция, поэтика Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX в. : Эволюция, поэтика
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ануфриев Анатолий Евдокимович. Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX в. : Эволюция, поэтика : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01.- Москва, 2002.- 381 с.: ил. РГБ ОД, 71 03-10/98-8

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ЖАНР УТОПИИ И АНТИУТОПИИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ
ОСВЕЩЕНИИ 9

  1. Утопия и утопическое сознание. К постановке вопроса 9

  2. Исследование утопического сознания в работах отечественных и зарубежных ученых 13

  3. Антиутопизм как отторжение и критика утопического сознания 21

  4. История изучения жанра утопии 29

1.5. Доминантные содержательно-структурные свойства жанра уто
пии 35

Т.5.1. Жанр как теоретическая проблема 35

1.5.2. Основные признаки жанра утопии 42

  1. Типология утопий 55

  2. Жанр антиутопии в теоретическом аспекте 62

1.7.1 Основные черты жанра антиутопии 69

ГЛАВА П. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УТОПИЙ НАЧАЛА XX ВЕКА

(1900-1917) 78

П.1. Место утопий в литературном процессе начала XX века 78

П.2. Модели будущего в утопиях 1900-1917 г.г 86

П.2.1. Панславистская и славянофильская модели развития ("За при
поднятою завесой" А.Красницкого, "Через полвека" С.Шарапова) 86

П.2.2. Модель "естественного человека" ("Рай земной"

К.Мережковского) 92

П.2.3. Просветительская модель будущего ("Праздник Весны"

Н.Олигера) 96

Н.2.4. Научно-техническая модель ("Красная звезда" А.Богданова).... 100

П.З. Сюжетно-композиционная организация утопий 107

Н.3.1. Структура ритуала и его типы 107

Н.3.2. Пространственно-временные координаты утопий 116

П.3.3. Условный характер сюжета 118

Н.3.4. Роль ритуального диалога 120

Краткие выводы 124

ГЛАВА III. СТАНОВЛЕНИЕ АНТИУТОПИЙ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1900-1917 г.г. ИХ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

III. 1. Основные черты антиутопий начала века 126

Ш.2. Концепция мира и человека в антиутопиях 1900-1917 г.г 133

III.2.1. Личность - природа - цивилизация в рассказах-антиутопиях

В.Брюсова 133

Ш.2.2. Конфликт героев с обществом "массового сознания" ("Вечер в

2217 году" Н.Федорова) 146

Ш.2.3. Футорологические прозрения А.Куприна 151

Ш.2.4. Дистопический мир С.Бельского ("Под кометой") 159

Ш.2.5.Художественное отражение коммунитарного эксперимента ("Под

стеклянным колпаком" С.Соломина) 167

Ш.З. Типы повествования в антиутопиях 176

Ш.3.1. Авторское повествование от 3-го лица 177

Ш.3.2. Повествование от 1-го лица 180

Краткие выводы 188

ГЛАВА IV. ЭВОЛЮЦИЯ УТОПИЧЕСКИХ ЖАНРОВ В 20-е ГОДЫ

IV. 1. Утопическое мышление как знаковое явление в литературной си
туации 20-х годов 190

IV.2. Патриархально-просветительская утопия А.Чаянова 205

IV.3. Космологические фантазии В.Хлебникова ("Кол из будущего")...221

IV.4. Образ грядущего в социалистических утопиях 20-х годов 228

IV.4.1. "Открытие Риэля" В. Итина 229

IV.4.2. Роман Я. Окунева "Грядущий мир" 233

IV.4.3. Романы В.Никольского, Я.Ларри и Э.Зеликовича 236

Краткие выводы 240

ГЛАВА V. СВОЕОБРАЗИЕ АНТИУТОПИЙ 20-х ГО
ДОВ 242

V.I. Роман "Мы" как классическая антиутопия. Его источники и соци
ально-философская проблематика

V.l.l. Некоторые литературные источники романа "Мы" 247

V.I.2. Социально-философская проблематика романа "Мы" 273

V.2. Характер конфликта и разрушение ритуальности в антиутопиях 20-

х годов 279

V.3. Пространственно-временная организация антиутопий 20-х го
дов 294

V.4. Гротескно-пародийные приемы изображения 301

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 312

ПРИМЕЧАНИЯ 316

БИБЛИОГРАФИЯ 346

Введение к работе

Становление и развитие жанров утопии и антиутопии в русской литературе первой трети XX века было обусловлено кризисными явлениями в экономической, политической и духовной жизни общества, столкновением взглядов на мир, человека, прошлое, настоящее и будущее страны.

Выбор объекта исследования мотивирован тем, что уровень научного осмысления этих жанров в плане их становления, взаимопроникновения и отталкивания не может быть в настоящее время признан исчерпывающим.

В течение нескольких десятилетий в нашей странепреимущественно изучались социалистические утопии. Многие произведения утопических и антиутопических жанров как известных авторов, так и писателей второго ряда считались запрещенными и замалчивались.

В последнее десятилетие XX века ситуация изменилась: появились работы А.Зверева, И.Роднянской, Б.Ланина, В.Ревича, В.Чаликовой, А.Жолковского, Н.Чернышевой, Ю.Латыниной, Э.Баталова, М.Золотоносова, О.Лазаренко, О.Петровой, О.Романова, А.Сабининой, посвященные утопиям и антиутопиям А.Богданова, А.Чаянова, Е.Замятина, А.Платонова, М.Булгакова, Ю.Олеши, Б.Пильняка и др. авторов.

Однако пробелы в научном изучении и осмыслении поэтики этих жанров остались. Современное прочтение и определение реального значения утопий и антиутопий в литературном процессе первой трети XX века является важной задачей совремемнной истории литературы. Большой пласт беллетристики этого периода, прежде всего утопий начала века, все еще не изучен.

Направление исследования обусловлено тем, что центральной в произведениях прогностических жанров была идея развития цивилизации и осмысления места человека в ней.

5 Модель будущего (оптимистическая или пессимистическая) объединяет философско-эстетические искания всех писателей, обращавшихся к жанру утопии или антиутопии. Поэтому важное значение в диссертации приобрело решение вопроса о специфике художестве иного воплощения моделей развития общества и человека в исследуемых рассказах, повестях, романах, трактатах, эссе.

Предмет анализа- рассказы В.Брюсова, А.Куприна, Е.Зозули, повести, романы Н.Федорова, С.Бельского, С.Соломина, Н.Олигера, А.Платонова, Ю.Олеши, Е.Замятина в аспекте содержания в них утопических и антиутопических мотивов.

Цель диссертационного исследования- изучение эволюции и поэтики утопий и антиутопий первой трети 20 века в их связи с литературным процессом как у нас в стране, так и за рубежом.

Цель работы конкретизируется в следующих задачах:

показать своеобразие утопического мышления, формы его выражения и противостоящее ему антиутопическое сознание, отрицающее модели готового, совершенного социума; раскрыть метажанровый характер утопий и антиутопий, проявляющийся в том, что они преодолевают родовые и жанроые границы и выступают в качестве наджанровых содержательно-формальных единств;

рассмотреть процесс взаимопритяжения и отталкивания утопий и антиутопий, а также их доминантные жанровые свойства; изучить типологию утопий и антиутопий;

объяснить природу возникновения, особенности становления и пути развития данных жанров; показать модели будущего в ряде утопий 1900-1915 г.г.;

определить периоды в развитиии утопий и антиутопий, выявить внутренние и внешние факторы, закономерности и перспективы их эволюции, их эстетическую соприродность;

выработать стратегию анализа данных жанров, уточняя содержание и структуру взаимодополняющих аспектов исследования (стиль, прием);

проанализировать сюжетно-композиционное своеобразие данных жанров, их хронотопические координаты, структуру диалогичекой речи, приемы сатирического изображения и пародирования; выявить формы повествования в утопиях и антиутопиях, их стилевые доминанты. Диссертация является историко-литературным исследованием, в котором специфика изучаемого материала вызвала необходимость обращения к социальным, философским проблемам.

Методологической основой исследования стали и с т о р ико-генетический (выявление закономерностей бытования жанра и его видов в определенную эпоху) и историко-типологичский (обобщение наблюдений над творчеством писателя одгого периода) методы.

Автор диссертации использует достижения философии, социологии, связанные с изучением проблем мышления и литературно-художественной деятельности (труды Н.Бердяева, Н.Лосского, И.Ильина, Г.Флоровского, П.Новгордцева, С.Франка, Ортеги-И-Гассета, Кьеркегора, О.Шпенглера, К. Ясперса).

В работе учтены обобщения в области теории жанра (М.М.Бахтин, В.В.Кожевников, В.Я.Кирпотин, Ю.М.Лотман, Б.О.Корман, Д.С.Лихачев, Н.Д.Лейдерман, В.Г.Одиноков, Н.П.Утехин, Л.В.Чернец, А.Я.Эсалнек, Н.С.Рымарь и др.), а также опыт историко-литературных исследований творчества писателей 1-ой половины XX века (С.С.Аверинцев, В.В.Агеносов, Г.А.Белая, Г.А.Вулис, А.А.Газизова, В.П.Гайдеко, А.Ю.Галушкин, Р.А.Гальцева, Б.М. Гаспаров, Л.Н.Геллер, С.С.Гречишкин, Н.Н.Грознова,

7
Л.Н.Долгополов, Н.В.Драгомирецкая, Р.Д.Дуганов, А.А.Зверев,

А.К.Жолковский, А.С.Карпов, И.П.Карпов, Г.П.Климова, А.Л.Колобаева, Т.М.Колядич, Н.В.Корниенко, Б.А.Леонов, Н.М.Малыгина, Ю.И.Минералов, И.Г.Минералова, В.А.Мескин, Л.А.Трубина, В.А.Ревич, С.С.Семенова, Е.Б.Скороспелова, Л.А.Смирнова, Ю.В.Стенник, Е.А.Яблоков, В.А.Чалмаев, М.О.Чудакова).

Методика анализа произведений основывается на принцинах и с т о р изма и сравнительного изучения, на современном понимании целостности художественного текста.

Научная новизна и актуальность исследования заключается в создании концепции эволюции жанров утопии и антиутопии на протяжении первой трети 20 века.

К анализу были привлечены не только отдельные произведения русских писателей, а целый тип жанра, что обеспечило аргументированность выводов.

В работе были учтены почти все произведения, бытовавшие в ситуации полемики между утопическим и антиутопическим мышлением.

Многие из них впервые стали предметом литературоведческого анализа (беллетризованные трактаты С.Шарапова, К.Мережковского, А.Чаянова, повести и романы А.И.Красницкого, С.Н.Соломина, Н.Ф.Олигера, С.Вельского, М.Козырева), некоторые - в аспекте поставленных в диссертации проблем (рассказы В.Брюсова, А.Куприна, эссе Хлебникова, романы Ю.Олеши, В.Итина, В.Никольского, Я.Окунева).

В связи с исследованием обозначенных жанров в диссертации поставлены научные проблемы, решение которых способствует выработке методологически родственных культурно-исторических периодов и литературных явлений (тенденциозное искусство, полемическая литература).

Научно-практическое значение диссертации заключается в том, что ее результаты могут быть учтены историками и теоретиками при

8 изучении актуальных литературоведческих проблем, написании монографий о творчестве целого ряда писателей; в историко-литературных и типологических исследованиях.

Материалы диссертации найдут применение в практике вузовского и школьного преподавания при разработке общих, специальных и факультативных курсов по истории русской литературы 1-ой половины XX века.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в монографии, статьях и тезисах докладов. Общее количество публикаций - свыше 36, по теме диссертации - 31 (объем 27 п.л.).

Материалы исследования введены диссертантом в практику вузовского преподавания (общие и специальные курсы по истории русской литературы XX века). Научно-методические статьи и рекомендации, связанные с темой диссертации, используются учителями-словесниками, студентами, учащимися, абитуриентами.

Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры русской литературы XX века МПГУ, на международных, всесоюзных и всероссийских научных конференциях (1988-2001) в Москве, Тамбове, Ельце, Ставрополе, Йошкар-Оле, Кирове.

Цели, задачи и методика исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, пяти глав, заключения и примечаний. Общий объем работы - 315 страниц. Список литературы включает 483 наименования.

Похожие диссертации на Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX в. : Эволюция, поэтика