Введение к работе
Актуальность темы. За последние двадцать-тридцать лет интерес к творческому наследию Ф. М. Достоевского все возрастает. К в какой-то мере нынешнее увлечение творчеством в личностье писателя напоминает период конца XIX качала XX века, когда Лостоевскии. его творческое наследие стало как бы символом своеобразны! эталоном осмысления всей русской литературы Именно в данном отрезке времени, как пишет В. Келдьв. продолжая дискуссию, начатую на страницах "Вопросов литературы" В. И. Кулешовым, о емьеле і необходимости изучения русской литературы рубежа веков1, "призма Достоевского позволяет углубить наши представления в о месте русской литературы в история всемирной литературы"*.
Овуиекяе резких обвественньяс я социальных перемен в конце прошлого века, предчувстия я тревога за будущее столетие заставало человеческую мысль работать в направления поиска выгода иэ соадаввегося общественного кризиса и духовного тупика. Ф. К. Достоевский я стал для определенной я весьма значительное частя нового поколения тем художником, который в своем творчестве отразил муки человека в поисках выхода "Катастрофическое мировоззрение "больного таланта* становилось духовны» климатом эпохи э.
Изучение литературных отделов таких периодических изданий того времена как "Русское богатство". "Оеверньэ
1 Кулевов В. И. Нерешенныэ вопросы в изучении русской литературы конаа XIX - качала XX века " Вопросы литературы. 1982- К 8. С. 90-73.
а Келдьв 8. Г^вобретення в задача. - Там вв. 1983. N2. С. 1SB. а иочуяьский К_ Достоевский, жизнь я творчество. Париж. 1360. С. "I.
вестник". "Ыир искусства". "Жизнь" а др. дает основание автору исследования утверждать, что Достоевский, его личность и творчество привлекали литературных критиков двух наиболее значительных в это время направлении: критиков, относивших себя к народничеству Сна позднем этапе его развития) в критиков, исповедовавших религиозно-философское истолкование сущности, цели и форм искусства. Литературная критика марксизма, как третье важное направление в критике данного периода. Достоевскому должного внимания не уделила. Отсода в вытекает задача нашего исследования - определение главных путей изучения и переосмысления творческого наследия Ф. И. Достоевского в литературной критике конца XIX - начала XX века. Но в в этой области автор не старался охватить все критические материалы, все дискуссии, развернувшиеся в связи с истолкованием творческого своеобразия писателя, а таю» все рецензии, появившиеся после выхода многочисленных книг и статей о личности и творчестве писателя. Рассмотрение наиболее общих тенденций, направлений критической кьс-ли. обращавшейся к Достоевскоиу. выяснение их связи и взаимозависимости позволяет в како2-то мере восполнить те "бальв пятна". которые образовались в науке о литературе, изучающей ее состояние на рубеже веков, в особенности, в литературно-критической области1.
ГЬиншот отбора материала продиктован невозможностью в пределах одного исследования проанализировать критические работы всех авторов, в то время пясаваих о Достоевском. Поэтому автор
Купраяновсккя П. А. Волъискнн -критик Сйитературно-эстетич*>ская лазания в ОО-ьв годы Э s/ Творчество писателя и литеоатурнъ* прои&сс. Иваново. 1978. С Э0-
диссертация ограничился более глубоким рассмотрением статей в книг о творчестве писателя таких критиков, как Л. Е. Оболенский. Н. К. Михайловский. А. Л. Волынский в Д. С. Мережковский. От других, занимавшихся Достоевским в то время, их. в первув очередь, отличает осознанное стремление излагать свое понимание творческого наследия писателя на основе его художественного творчества, при помошя критического анализа образов литературных героев того или иного произведения.
О въюе упомянутых авторах в настоящее время литературоведение располагает немальм количеством исследования. в том чвсле в о тех вх сочинениях, в которых говорится о Достоевском1. Однако никто из исследователей не обращался х целостному рассмотренив восприятия Достоевского в русской критическое мысли коша ИХ - начала XX века. Это в составляет цель данной диссертации. Она определяет и новизну исследования.
Общеметодологической в теоретической базой диссертации является исследования творчества Ф. М. Достоевского, э также работы о русской литературе конца XIX - начала XX века как
*См.: Богданов В. А. метод в стиль Достоевского в критика русских символистов " Достоевский и русские писатели. И.. 1S?<. С. 375 - 413. Кузьменков А, С Литературная кратяха Н- К. Михайловского: Две. ... канд. филолог, наук- К- 19ЕЮ- 230 с.. Лукин В. Н. Зстетвчесхае взгляды Н. К. Михайловского. Куйбывев. IS72. S3 с.. Поаараов С. Траектория падения. О литературно - эстетических конаегашях Л. С. Мережковского /Вопросы литературы. 1980. N 11. С. 133 - 102. Пахраван М. Творчество 9. и. Достоевского в критю» русских символвсто-»-. Две. ... канд. филолог, каух. К.. 1932. ISO с. . Сланысо А. А. Н. К. Михайловский в русское об*ественно* литературное движение. Воронеж. 1982. 271 с а др.
современных авторов.так в авторов рубежа веков.
Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования ее выводов при разработке вузовского курса лекций, спецкурсов и спецсеминаров по вопросам истории русской литературы и истории русской критики.
Рбъем И структура работа Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.