Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческая эволюция В. Д. Ряховского: человек и история Зайцева Елена Александровна

Творческая эволюция В. Д. Ряховского: человек и история
<
Творческая эволюция В. Д. Ряховского: человек и история Творческая эволюция В. Д. Ряховского: человек и история Творческая эволюция В. Д. Ряховского: человек и история Творческая эволюция В. Д. Ряховского: человек и история Творческая эволюция В. Д. Ряховского: человек и история Творческая эволюция В. Д. Ряховского: человек и история Творческая эволюция В. Д. Ряховского: человек и история Творческая эволюция В. Д. Ряховского: человек и история Творческая эволюция В. Д. Ряховского: человек и история
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зайцева Елена Александровна. Творческая эволюция В. Д. Ряховского: человек и история : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Липецк, 2004 165 c. РГБ ОД, 61:05-10/175

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Московский период творчества В.Д.Ряховского. Истоки творческой индивидуальности 9

ГЛАВА 2. Рязанский период творчества писателя. Романистика В. Д. Ряховского : человек и история 48

ГЛАВА 3. Данковский период творчества В.Д.Ряховского. «Повесть для юношества» «Евпатий Коловрат» как этапное произведение писателя 84

Заключение 152

Список используемой литературы . 155

Введение к работе

Культурная жизнь первой половины XX века в нашей стране связана с появлением в отечественной литературе большого количества незаурядных творческих индивидуальностей, чьи имена настолько значительны, что в их свете иные таланты оказались полузабытыми. «Теоретические и историко-литературные изыскания последних лет позволили выдвинуть ряд плодотворных концепций литературного процесса различных эпох, становления и эволюции художественных методов, формирования и функционирования стилей, жанров, эстетических систем. Однако в поле зрения ученых чаще всего оказывались «вершинные» явления эпохи, наиболее крупные выдающиеся индивидуальности. ...Вместе с тем, нельзя с должной объективностью и глубиной воссоздать литературный процесс той или иной эпохи без досконального изучения «массовой» литературы...» [161, 27]. В этом отношении заслуживает внимания творческое наследие Василия Дмитриевича Ряховского (21 октября 1897 года с. Перехваль, Данковского уезда, Рязанской губернии - 16 сентября 1951 года г. Москва), самобытного писателя, высокопрофессионального журналиста, человека, которого интересовали проблемы лингвистики и педагогики, гражданина и патриота, которому в равной степени небезразличны были вопросы исторического прошлого его родины и исторического настоящего его современников.

О роли творческого наследия В.Д.Ряховского в литературном процессе первой половины XX века мы можем говорить, принимая во внимание положение о том, что «многофункциональные процессы художественного развития, находившие время от времени выход в

4 рождении крупных талантов, во многом были обязаны своей силой и жизненными соками «молекулярным» процессам, происходившим в «массовой» литературе. Количественные моменты, эксперименты многих энтузиастов и ревнителей поэтического слова и образа, оказавшиеся в распоряжении маститого автора, преломленные через его сознание, через «магический кристалл» его воображения, закономерно приводили к появлению качественно новых «рождений» [161,28].

Изучение наследия В.Д.Ряховского позволяет нам назвать его «энтузиастом и ревнителем поэтического слова и образа», поэтому необходима постановка ещё одной важной теоретической и историко-литературной проблемы, проблемы традиции и новаторства, так как сегодня актуален вопрос сохранения и обогащения нашего культурного наследия.

Сказанное определило выбор и формулировку темы настоящего
исследования - «Творческая эволюция В.Д.Ряховского: человек и
история» , - обусловило актуальность и значимость проблемы
существования достаточно обширного наследия Василия

Дмитриевича Ряховского, его места в литературном процессе первой половины XX века .

Целью настоящего исследования является анализ творческой эволюции В.Д.Ряховского под углом зрения проблемы «человек и история», относительная систематизация имеющихся на сегодняшний день данных о его жизненном пути, сведений об опубликованных и неопубликованных произведениях, а также попытка анализа его литературного наследия с выявлением ряда традиционных и новаторских черт, исключая стремление преувеличить значение творчества этого писателя, осмысление особенностей становления В.Д.Ряховского как автора оригинальных жанрово-стилевых

5 решений, рассматривая написанное им как одно из звеньев литературного процесса 20-50-х годов XX века.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

1. Определить мировоззренческие, социальные и литературные
истоки творческой индивидуальности В.Д.Ряховского и исследовать
своеобразие их реализации в ранних рассказах и повестях
начинающего прозаика, написанных во время московского периода
его творчества.

2. Выделить и изучить наиболее значимые произведения
писателя, созданные за время его пребывания в Рязани, особо
отметив творческие опыты В.Д.Ряховского в жанре романа,
своеобразие раскрытия проблемы человека и истории.

3. Отметить особую роль данковского периода литературной
работы автора исторического повествования «Евпатий Коловрат»,
рассматриваемого нами как этапное произведение В.Д. Ряховского.

Объектом исследования стало литературное наследие В.Д.Ряховского, его творческая эволюция в контексте духовно-нравственных и художественных исканий первой половины XX века.

Предметом исследования стал значительный по объёму комплекс материалов московского, рязанского, данковского, периодов творческой биографии писателя, изученные нами мемуары [55], [56], [67], [76], [91], [92], [93], [94], [95], [96], [97], [98], [99], [107], [108], [НО], [111], [112], [ИЗ], 135], [138], [139], [140], [152], [153], [154], [156], [157], [158], [159], [165], архивные источники [42], [43], [44], [45], [46], [47], [48], [113], [151], недавно опубликованные дневники прозаика [49], его рассказы, повести, романы, своеобразное проявление в них проблемы человека и истории.

На защиту выносятся следующие положения:

6 1.Творческое наследие В.Д.Ряховского - заметное явление русской словесности, отечественной культуры. Автор тридцати пяти книг художественной прозы был незаурядным мастером образного слова, занимал активную жизненную позицию, был деятельным участником литературного процесса первой 20-40-х годов XX века.

  1. Ориентируясь в своей писательской деятельности на образцы отечественной классики, В.Д.Ряховский своим основным литературным наставником считал Максима Горького. Творческая эволюция писателя тесно связана с горьковскими идейно-эстетическими открытиями.

  2. В.Д.Ряховский внёс определенный вклад в разработку новых литературных жанров: среди его рассказов, очерков, повестей, романов наиболее интересным в историко-литературном и культурологическом планах является его новаторский опыт при создании произведения «Евпатий Коловрат», анализируя которое, мы ввели в исследование термин «реконструкция», подошли к положению о том, что по своему жанру «Евпатий Коловрат» В.Д.Ряховского - это историко-романтическая поэма в прозе.

  3. Каждый период творческой биографии писателя, каждый этап его эволюции тесно связан с одной из самых общих и самых важных тем русской литературы - темой человека и истории.

Научная новизна работы заключается в предпринятом впервые комплексно-монографическом литературоведческом исследовании корпуса основных сочинений В.Д.Ряховского с позиций оригинальной историко-литературной концепции, суть которой заключается в следующем. Возникшее уже в раннем творчестве писателя внимание к личности, даже не вписывающейся в историю, стремление избежать вульгарно-классового подхода в решении проблем «человек и история», «человек и общество», следование нравственно-этическим и эстетическим традициям русской классики,

7 складываясь годами в этико-эстетическую систему, привели В.Д.Ряховского к созданию его итогового творения - исторического произведения «Евпатий Коловрат», по своей духовной основе близкого христианской этике и воплощающего нравственно-героические принципы древнерусской литературы и русской классики.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она вносит определённый вклад в разработку важнейшей для русской литературы XX века проблемы «человек и история» применительно к анализу творческой эволюции одного из активных участников литературного процесса этого столетия. Исследование художественного воплощения этой проблемы в прозе В.Д.Ряховского позволяет прояснить мировоззренческие и аксиологические основы творчества писателя, включить его центральные произведения в контекст национальной духовной культуры.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут быть востребованы и использованы в последующих изысканиях по истории отечественной литературы XX века, по анализу поэтики жанров 30-40-х годов XX века. Основные положения диссертации могут быть применены в школьном, лицейском, гимназическом и вузовском преподавании. Одно из направлений практического использования представляемых данных о В.Д.Ряховском - краеведческая работа.

Материалом исследования стали сборники ранних рассказов В.Д.Ряховского «Липовый дух», «Зарево», «Пилаты», повести «Девичь-камень», «Сокращение штатов», «Бешеная кровь», «Косые тени», романы «Глухари», «Дворики», «Восстание», очерки, дневники писателя, а также произведение «Евпатий Коловрат».

Методологическую основу работы составляют диалектико-материалистический метод познания, принципы научности и

объективности. Теоретической и историко-литературной базой диссертационного исследования стали труды А.И.Метченко [130], В.М.Акимова [52], Ю. А. Андреева [54], В.В.Гуры [86], В.Н.Афанасьева [53], Л.Ершова [88], Н.И.Либана[118], С.Балухатого [57],[58],Б.Михайловского и Е.Тагера [131], М.Серебрянского [154], Л.М.Лотман [122],Л.М.Чмыхова [160], А.К.Воронского [68], С.М.Петрова [143], [144], Г.М.Ленобля [115], [116], [117], Б.О.Костелянца [106], А.В.Гулыги [83], [84], [85], В.С.Горского [78] и др.; его серьёзную основу составляют эстетико-философские взгляды М.М.Бахтина [60], Н.А.Бердяева [61], Б. Вышеславцева [69], А.Ф.Лосева [120], Н.О.Лосского [121] и др. В диссертации использованы в основном сравнительно-исторический, историко-функциональный и типологический методы исследования.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Московский период творчества В.Д.Ряховского. Истоки творческой индивидуальности

В настоящее время сведения о жизненном и творческом пути Василия Дмитриевича Ряховского можно получить из нескольких разрозненных источников. Каждый отдельно взятый источник представляет биографию писателя недостаточно полно, а характеристики результатов его творческой деятельности либо поверхностны, либо вообще отсутствуют.Данная глава является попыткой воссоединения наиболее значимых и содержательных автобиографических сведений, воспоминаний биографов-краеведов о писателе и новых данных, собранных нами в ходе работы над выбранной темой, связанных с началом писательской деятельности Ряховского, включая обзор наиболее интересных произведений московского периода его творчества.

В автобиографии, относящейся к январю 1950 года, Василий Дмитриевич сообщает следующие сведения о начале своего жизненного пути: «Родился 21 октября 1897 года, в селе Перехвали, Данковского уезда, Рязанской губернии в обедневшей крестьянской семье. Отец мой, Дмитрий Михайлович, был мастером на все руки, но возлюбив мирскую жизнь, был за прекрасный почерк избран в сельские писари и с той поры «отбился от рук», переложив всю тягость крестьянских работ на мать и на своего младшего брата Михаила, бывшего мне в детстве другом и учителем. Читать я начал с пяти лет и уже семи лет пошёл в школу. Учился хорошо, но был непоседлив, не склонен к систематическому труду. Жили мы с каждым годом всё беднее и беднее, так как отец всё чаще запивал, и от его жалованья в дом попадала самая малая кроха. Очень выручал нас дедушка по матери, у которого я часто и подолгу гащивал. На одиннадцатом году я окончил церковно-приходскую школу и самовольно ушёл за двадцать пять вёрст в село Сурки, в двухклассное училище. К этому времени отец мой добился заветной своей цели, стал волостным писарем. Но денег в доме не стало больше, а часто квартирную плату за меня не платили по пять-шесть месяцев.

После окончания двухклассного училища я самотёком ушёл в город Данков и поступил во второй класс высшего начального училища, которое и окончил в 1913 году. Жизнь по мещанским квартирам у сапожников, пьянство и нищета навсегда оставили след в моей душе.

По окончании высшего начального училища отец намеревался сделать из меня почтового чиновника, но я ... уехал в Рязань, выдержал конкурсный экзамен в учительскую семинарию, которую окончил в 1917 году» [50, 2].

Имеются сведения [106], что пребывание в этом учебном заведении отрицательно сказалось на здоровье будущего писателя. Постоянное недоедание, неблагоприятные бытовые условия спровоцировали заболевание туберкулёзом. Лечащий врач настаивал на временном прекращении учёбы, но В.Д. Ряховский всё-таки начал настойчиво готовиться к выпускным экзаменам, и лишь после их блестящей сдачи, получив направление для работы в родные края, приступил к лечению. Молоко, солнце, свежий воздух и покой села Перехваль помогли: болезнь отступила. В этот же период В.Д. Ряховский начинает свою педагогическую деятельность в качестве учителя начальной школы. В готовящихся к изданию материалах о писателе липецкий краевед А. Курков так пишет о возвращении Василия Дмитриевича в Данков: «После окончания Рязанской учительской семинарии будущий писатель, возвратившийся в Данков, получил из УОНО назначение в село Монастырщино (ныне Покровское). Вот как поведал об этом мне его родной брат М.Д. Ряховский: «То время было полно событиями. Свершилась Октябрьская революция. Правда, новые порядки не сразу достигли Монастырщины. Так что брату приходилось быть не только учителем, но и ощупью, полагаясь только на свою совесть, пропагандировать среди населения мероприятия новой, до того неизвестной в мире советской власти. И надо заметить, Василий всегда попадал в точку: он стоял на стороне трудящегося человека той небогатой среды, из которой вышел сам. После Монастырщино Василия Дмитриевича перевели в село Стрешнево. Здесь, в бывшем помещичьем имении, он организовал начальную школу. Молодой учитель был очень общителен. В Стрешневе он встретил много оригинальных людей. Среди них был Саша-печник. Его все так звали в селе, хотя у него была фамилия Поликарпов. Это был интересный человек, но неграмотный. Придет, бывало к нам с братом, сядет у порога и читает на память им тут же сложенные стихи. А сколько он знал побасенок и притч? Весёлый и занятный человек был! Он рассказывал Василию Дмитриевичу, как пешком ходил в Ясную Поляну, жил у Льва Николаевича Толстого, как выкладывал ему печь: - Вот, значится, заходить граф, а я кирпичики укладаю ряд за рядом. Ну, и спрашивает он меня: «А ведь должно, Саня, ты долгонько учился ремеслу?» «Ну, как вам сказать, ваше сиятельство, - говорю, - конечно, и учился, смотрел, как ложат, ошибалси, но природная смекалка - взяла своё». «Так вот, - говорить граф, - а ежели я захочу сам печь грандобить, научишь мене?» «С превеликим удовольствием», - ответствую. Тут берёть у меня граф мастерок и начинает угол закладать. Я ему гутарю: «Ваше сиятельство, Лев Николаевич! По уровню класть надоть, а то угол-то «уведёть» и печь будет кривобокая!» «Так и уведёть? - смеётся граф. - Молодец, что вовремя подсказал!» Да, превеликой души был Лев Толстой! Граф, а всякай, даже чёрной работой не гнушался...» Долго засиживались по ночам Саша-печник с Василием Дмитриевичем... Из Стрешнева Ряховского перевели в село Хитрово, где жили его родители. Это было в 1918 году. По инициативе Василия Дмитриевича в Хитрове был организован народный дом из бывшего помещичьего хлебного амбара. Он был режиссёром, актёром, гримёром...Им, совместно с товарищами, приехавшими из Москвы к родным, был организован сначала хор и оркестр народных инструментов, а потом и драматический кружок. В нём изъявила желание участвовать молодая учительница Евдокия Георгиевна Гагарина, состоялось её знакомство с Василием Дмитриевичем и их женитьба... Кроме основной работы в школе, Василий Дмитриевич в то время много читал классиков, рассказывал учащимся из произведений Некрасова, Пушкина, Лермонтова. Школьники инсценировали «Бежин луг» Тургенева и «Крестьянские дети» Некрасова. В 1919 году Василий Ряховский - школьный инструктор: время заполнено поездками по школам Данковского уезда, встречами с интересными людьми. Он много читает, знакомится с романом А.М. Горького «Мать». Прочитанное родило в нём страстное желание писать самому и, прежде всего, о современниках, участниках гражданской войны. Начинаются первые пробы пера...» [113]. Вышеизложенные данные А. Куркова ещё не публиковались. Мы ими пользуемся с разрешения автора. Авторская биография В.Д. Ряховского также содержит информацию о начале его педагогической работы и литературного труда: «Начало моей учительской деятельности совпало с революцией. С головой уйдя в эту работу, я тогда очень плохо разбирался в теории и практике революционной борьбы, больше действовал на «совесть», на «природное чутьё». Правда, чутьё это меня не обманывало никогда, я примыкал всегда к большевикам и считался среди них «своим парнем», однако молодость и полное невежество не замедлили сказаться на моём общественном поведении.

Рязанский период творчества писателя. Романистика В. Д. Ряховского : человек и история

Рязанский период в творческой биографии писателя исследователь И.Н. Гаврилов называет «наиболее плодотворным» [73, 95], поясняя своё положение следующими фактами: «В Рязани были написаны наиболее значительные произведения - романы «Дворики» и «С гор потоки» -повествование о судьбах русской деревни и её людей в предреволюционное и первые послереволюционные десятилетия.

В Рязани писатель создает также романы «Глухари», «Четыре стены», повести «Косые тени», «Дурная трава», «Крутояр», рассказы «Чужой век», «Сердолик-камень», отразившие интерес писателя к явлениям новой действительности» [72, 95].

Сам В.Д. Ряховский поясняет: «В Рязани я прожил до 1932 года... После ухода с работы я, тем не менее, никогда не прерывал своего общения с живой жизнью: постоянно выезжал в деревню, на предприятия. В 1929-30 гг. я в числе немногих писателей выезжал на Нижнюю Волгу и воочию видел зачин колхозной жизни, учился понимать смысл сталинской переделки старой собственности и жизнь деревни. В результате этой поездки мною написаны роман «С гор потоки» и ряд рассказов.

После я выезжал в длительную командировку на Урал, в Мотовилиху, ныне завод им. Молотова. В итоге этой поездки появилась в уральском журнале «Штурм» моя повесть «Золотые руки» [50,4].

Рязанский период творчества Ряховского знаменателен тем, что в это время (с 1925 по 1932 годы), кроме рассказов и повестей, он начинает писать романы. Уже в 1927 году им был завершён роман «Глухари», к 1928 году он заканчивает роман «Четыре стены», в 1929 году создаёт роман «С гор потоки», а над романом «Дворики» Ряховский работает до 1932 года: первая его часть относится к 1930 году, а вторую автор завершил в уже указанном 1932 году.

В этот семилетний период Ряховский создаёт несколько рассказов: «Новый тулуп» (1927), «Часовня» (1928),«Самарянка» (1928), «Сердолик-камень» (1928-1929), «Жданная весна» (1929), «Хозяин» (1929), «Чужой век» (1931). Ряд повестей писателя в указанные годы был пополнен следующими произведениями: «Бешеная кровь» (1926), «Дурная трава» (1927), «Косые тени» (1927), «Крутояр» (1929). Очерки «Колдун» (1928) и «На обновлённой земле» (1930) также относятся к рязанскому периоду творчества художника.

Не ставя перед собой цель досконально проанализировать каждое произведение, созданное Ряховским в рязанский период, мы сконцентрируем своё внимание на нижеследующих проблемах. Нас будет интересовать художественное освоение уже наметившейся в раннем творчестве тематики в рассказах, повестях, а также в романистике писателя, который основные свои творческие усилия во второй половине двадцатых и начале тридцатых годов смело направляет на освоение именно этого жанра. Одновременно мы будем говорить о месте произведений Ряховского в литературном процессе этого периода, о вполне конкретно наметившейся в них проблеме человека и истории, а также о направляющей роли М.Горького в его творчестве.

В заключении автобиографической справки, включённой в состав вышедшего в Москве в 1928 году под редакцией В.Лидина второго издания сборника «Писатели. Автобиографии и портреты современных русских прозаиков» молодой В.Д.Ряховский говорит «два слова о хороших людях», отнесшихся к нему «по-человечески, без наносного оскорбительного величия власть имущих - о поэте Николае Михайловиче Мешкове и о Максиме Горьком. Мешков крепко поддержал меня на первых шагах, и ему я обязан своим ростом и требовательным отношением к себе и своему слову. Горький обнадежил меня издалека по-своему просто и поощряюще. Этих людей я буду помнить всю жизнь» [51, 282-283]. Знакомство В.Д.Ряховского с произведениями М.Горького состоялось во время учебы в Рязанской учительской семинарии. «Зеленые сборнички «Знания», в которых печатались горьковские повести, перевернули юношеское представление о жизни, дали первый еще неосознанный толчок к собственному творчеству...» [50, 4].

Первые рассказы и повести Василия Дмитриевича , как мы уже отмечали, были написаны в период с 1923 года по 1925 год, когда Ряховский жил и работал в Москве. Большинство произведений указанных лет было достаточно быстро опубликовано. Но все эти книги остались никем не замеченными, и такое положение удручало молодого писателя.

Современник В.Д.Ряховского А.Н.Орлов так вспоминает об этом периоде: «Снова нахлынули раздумья, терялась вера в свои силы. - Терзаешься, Василий? - как-то спросил его писатель А.А.Демидов. Напиши Горькому... Только он один разрешит все твои сомнения. Обязательно напиши. И вот, запаковав только что вышедшую из печати книгу рассказов «Липовый дух», вместе с письмом отправил Ряховский посылку Горькому. «Мог ли я думать, — вспомнинал позднее писатель, — что Горький обратит внимание, пришлет ответ» [139,4]. В другой своей публикации о В.Д.Ряховском Н.Орлов делится с читателями своими новыми воспоминаниями, которые для нас стали документальными подробностями того периода творческой жизни начинающего художника: «...В статье, посвященной А.М.Горькому, напечатанной в газете «Рабочий клич» 14 апреля 1928 года, которую мы читали с большим вниманием и трепетом, Ряховский напишет: «Горькому я обязан всем, а главное - своей любовью и своим утверждением жизни, любовью к человеку».

Данковский период творчества В.Д.Ряховского. «Повесть для юношества» «Евпатий Коловрат» как этапное произведение писателя

После достаточно длительного пребывания в «родной Рязани» писатель покидает город. Период творчества с 1933 года по 1937 год мы будем условно называть данковским периодом. Условно потому, что с 1935 по 1937 годы Василий Дмитриевич живёт и трудится в Данкове, а в предшествующие 1933 и 1934 годах Ряховский работает в Москве, периодически выезжая на родину. В это время у него зарождается мысль о создании истории села Перехваль. Но основная литературная работа, архивные поиски и темы произведений этого периода тесно связаны именно с родными для писателя местами.

В тридцатые годы переписка В.Д.Ряховского и А.М.Горького продолжалась. В этот период, как мы уже отмечали, он был увлечен идеей написания истории своего родного села Перехваль. За основу он собирался взять свой род, насчитывающий почти четыре столетия. План работы был несколько расплывчатым и неопределенным, хотя В.Д.Ряховский вел большую исследовательскую работу в архивах, разыскивал древние писцовые книги. При таких обстоятельствах писатель в 1935 году снова обращается к своему наставнику с просьбой о деловом совете.

Алексей Максимович отвечал В.Д.Ряховскому 10 февраля 1935 года из Москвы. "Уважаемый Ряховский - намерение Ваше написать "биографию", - т.е. историю - села Перехваль горячо приветствую. Должно быть, идея создания истории русской деревни "созрела", ибо одновременно с Вами затевают такую же работу и сибиряки. Но сибирская деревня, хотя и своеобразна, однако для деревень по эту сторону Урала - не типична: возникла поздно, феодально-крепостного права не испытала в тех формах, с тою силой, как "русская". Напоминаю об этом ради того, чтоб Вы приложили все возможные усилия создать историю именно типичной деревни данной области. А для создания такой истории Вам — на мой взгляд - не следует останавливаться исключительно на материале села Перехваль, но необходимо расширить материал. Это особенно необходимо для начала "истории", - в начале ее Вы должны дать очерк возникновения поселений на границе степной полосы, мотивы и условия возникновения. Тут, кроме писцовых книг, Вам дадут материал книги "строительные", говорящие об организации "порубежных" городов Симбирска, Саранска, Пензы и др. Они расскажут Вам о том, какую роль играли боярские дети, холопы их, кочевники и пр., ... в строительстве городов, укажут на это и дадут представление о процессе "осваивания" земли Московской, о заселении земли, об условиях жизни новоселов и пр. Затем Вы перейдете уже на материал исключительно перехвальский, и Перехваль будет у Вас показателем типичной истории села, которое с юго-востока будут грабить кочевники, а с тыла - воеводы и бояре. Затем надобно показать участие села в бунте Кондрата Булавина, — помнится, этот край был охвачен казацким бунтом, а ранее, наверное, пережил Драмы Смутного времени. После этого переходите к архивам, преданиям стариков и аграрным волнениям 5-6 гг. и т.д. "Внутреннюю" жизнь села, его быт, песни, обряды и все прочее вы найдете в большом изобилии у этнографов, экономику — в "Земских сборниках". Мне кажется, что, работая так, Вы сделаете весьма оригинальное и солидное дело. Очень рекомендую книжку Семеновой-Тяныпанской "Жизнь Ивана", изданную, кажется, в 10-11г.г. Академией наук. Горячо желаю Вам успеха в работе. МГорький" [80, 378-379]. Такой письменный ответ литературного наставника многое решал в творческих планах Василия Дмитриевича. Мысль о написании истории «своей родной местности" [31, 36] пришла Ряховскому после следующего неординарного события в его писательской жизни. Прозаика пригласили для участия в издании журнала "Колхозник", который был создан по инициативе Алексея Максимовича [31, 36]. В посвященной Горькому статье "О мудром учителе" Ряховский сообщал, что у него к тому времени "...как раз был готов новый рассказ "Сад" [31, 36], который он и отдал в редакцию нового журнала. Художник искренне делится своими воспоминаниями об этом: "Работники редакции рассказ одобрили, уже поздравляли меня с успехом. Оставалось только получить отзыв самого Алексея Максимовича. Через несколько дней рассказ был от него получен. Мне показали рукопись. Она выглядела жалкой. По первой странице, с угла на угол, шла длинная надпись тем же, давно знакомым, прямым и выразительным почерком: "Сочинение весьма длинное, но неубедительное и двусмысленное. Затем скучное. Не вижу необходимости печатать его в "Колхознике". А.П." Тон надписи давал повод думать, что рукопись читалась с явным неудовольствием. Между тем, на внутренних страницах было сделано десятка три подчёркиваний, местами - редакционная правка - замена слов, целых фраз и т.д. И снова - "короче"! Придя домой, я вновь и вновь перечитал рассказ. И увидел, что рассказ в самом деле порочен, порочен в самом зерне, и никакие словесные украшения не могли сделать его лучше. Рассказ был положен в стол и так и не увидел света." [31,36]. Писатель признается далее, что эта неудача не остановила его: "Десять лет работы дали мне опыт и научили извлекать из неудач дорогие уроки. Я решил дать в журнал другой рассказ "Дом на горе", тщательным образом выправив его. После довольно резкого отзыва Алексея Максимовича о моём рассказе "Сад" редакция не проявила к моему новому произведению большого энтузиазма. Рассказ перечитали и передали Горькому. Через несколько дней мне позвонили по телефону и попросили подойти в редакцию. Первой моей мыслью было, что рассказ отвергнут и мне предложат "в порядке ознакомления" выписать замечания Алексея Максимовича. Каково же было моё удивление, когда мне дали гранки набора и попросили их просмотреть, литературный редактор Н.В.Чертова сказала мне при этом с дружеским участием в голосе: - А вы знаете, Алексей Максимович принял ваш рассказ без всяких поправок. Это была победа. Я почувствовал, что Горький не забыл про меня и с истинно отеческой заботливостью предостерёг меня от опубликования сомнительного рассказа". [31,36]. Писателя всегда интересовали мнение и советы Алексея Максимовича о результатах его творческих исканий, он с готовностью принимал к сведению все горьковские рекомендации, следовал им. О последнем послании Горького Василий Дмитриевич писал: "Это было больше чем совет, это было сжатое руководство, путеводитель по теме. И, самое главное, в письме сквозило доверие учителя, надежда на то, что ученик с работой справится. Письмо вознаградило меня за все муки..." [31, 37].

Похожие диссертации на Творческая эволюция В. Д. Ряховского: человек и история