Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции русской литературной баталистики в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон" Авдеева, Екатерина Анатольевна

Традиции русской литературной баталистики в романе М.А. Шолохова
<
Традиции русской литературной баталистики в романе М.А. Шолохова Традиции русской литературной баталистики в романе М.А. Шолохова Традиции русской литературной баталистики в романе М.А. Шолохова Традиции русской литературной баталистики в романе М.А. Шолохова Традиции русской литературной баталистики в романе М.А. Шолохова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Авдеева, Екатерина Анатольевна. Традиции русской литературной баталистики в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Авдеева Екатерина Анатольевна; [Место защиты: Сургут. гос. пед. ун-т].- Сургут, 2011.- 210 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/796

Введение к работе

Постановка проблемы. М.А. Шолохов – крупнейший писатель-реалист XX столетия, чьё творческое наследие имеет выдающееся значение не только для русской, но и для мировой литературы. Его имя постоянно находится в центре повышенного исследовательского интереса. Изучение художественного, публицистического и эпистолярного наследия писателя на протяжении десятилетий велось по самым разным направлениям ведущими отечественными и зарубежными учёными, такими как А.И. Хватов, Л.Г. Якименко, П.В. Палиевский, П.В. Бекедин, Е.А. Костин, Ф.Г. Бирюков, В.О. Осипов, Ю.А. Дворяшин, Ф.Ф. Кузнецов, Г.С. Ермолаев, Н.И. Глушков, В.В. Кожинов, А.М. Минакова, С.Г. Семёнова, Г.Н. Воронцова, Л.Г. Сатарова и мн. др. Ими глубоко анализировались творческая история романа «Тихий Дон», особенности его поэтики, идейно-художественная концепция, жанровые особенности произведения, эстетическая позиция М.А. Шолохова, мифопоэтика, образы персонажей, язык и стиль произведений, а также влияние творчества писателя на литературу XX века.

Исследование вопроса о связи творчества М.А. Шолохова с русской литературой, в том числе и по аспектам баталистики, велось П.В. Бекединым, Р.П. Шагинян, А.М. Минаковой, В. Сахаровым, С.А. Небольсиным, Ф.Г. Бирюковым, В.В. Кожиновым, А.А. Дырдиным, Л.Ф. Киселёвой, В.М. Тамахиным, П.П. Беловым, П.С. Сиркесом. Д.В. Полем, Н.М. Муравьёвой и др. Однако в целом изучение традиций русской литературной баталистики не стало предметом специального осмысления ни в одной из монографических работ. Каждая из статей, отдельных глав более широких по тематике книг, каждое из частных наблюдений литературоведов относительно преемственных связей баталистики «Тихого Дона», при важной роли в процессе постижения проблемы, не выходят за рамки фрагментарных замечаний и не могут в полной мере удовлетворить потребность в фундаментальном исследовании.

В научном обосновании нуждается даже сам употребляемый нами термин – литературная баталистика. В конкретных случаях понятие «баталистика» использовалось филологами в разных значениях. Понятие «баталистика» пришло в литературоведение из теории живописи, в которой «батальными» называются полотна, посвящённые темам войны и военной жизни. А.М. Комаров в статье «Батальный жанр», представленной в «Большой советской энциклопедии» в разделе «Искусство», подробно описывает предмет батальной живописи. Он признаёт, что главное место в этом жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов. В то же время только батальными сценами этот жанр не ограничивается: стремясь «запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий», батальный жанр сближается с жанром историческим. Раскрывая эволюцию этого жанра в XIX–XX веках, автор статьи отмечает, что основные идеи батальных полотен этого периода связаны с «реалистичным раскрытием социальной природы войн и роли в них народа, с разоблачением несправедливых агрессивных войн, прославлением народного героизма в революционных и освободительных войнах, с воспитанием в народе гражданских патриотических чувств».

Так же, как и в живописи, баталистика литературная не существует сама по себе вне связи с историей, историософскими концепциями авторов. Причём, попытки раскрыть исторический смысл военных событий присущи не только реалистической литературе, но и древнерусским памятникам, и романтическим произведениям. Таким образом, анализ литературной баталистики заключается не только в рассмотрении поэтических средств, при помощи которых создана пластичная картина боя, не только в описании способов создания психологически достоверных реакций воюющего человека, но и в понимании социально-исторической позиции автора художественного произведения, его философских установок по проблемам войны и мира, вопросам эстетики войны. Эта мировоззренческая позиция часто проявляется не только в военных, но и в мирных сценах произведения.

Батальный жанр в литературе расширяет свои рамки и за счёт включения сцен военного быта (в походах, казармах, лагерях), а также за счёт создания обобщённых образов воинов, фронтовых зарисовок и т.д. Сцены военного быта в произведениях литературной баталистики часто занимают большее пространство, чем собственно размышления о сущности войн и сцены сражений. Простое описание бытовых условий в армии никогда не являлось единственной задачей талантливого художника, живописующего словом. В подобных эпизодах текстов раскрываются многие нравственные оценки поступков героев и событий истории, социально-историческая позиция автора. Кроме того, литературная баталистика частично соприкасается с темой героического, включает в себя аспекты темы «человек и война».

Литературная баталистика – специфическая область литературного творчества, связанная с осмыслением и воспроизведением военных событий, обладающая арсеналом особых поэтических средств и приёмов для воссоздания картин сражений, военного быта, обращающаяся к темам «человек и война», «война и мир», «героическое», «эстетика войны», «психология военных действий» и т.п.

Батальную традицию древнерусской литературы косвенно описывают исследования А.И. Кузьмина, А.А. Замостьянова, Д.С. Лихачёва, А.А. Пауткина, А.С. Дёмина, Л.В. Пумпянского, Г.П. Макогоненко, М. Фризмана, М.В. Архиреева, А.А. Малышева и др. Рассматривая батальную традицию русской литературы от древнерусских памятников словесного творчества через ряд наиболее крупных произведений XVIII–XIX веков к шолоховскому «Тихому Дону», мы стремимся проследить логику её становления, уловить преемственность не столько на основе сходства тех или иных образов, фраз, отдельных слов, сколько на основе сходства или отличия идейно-тематических пластов, отыскать «родственные объекты или аспекты изображения, сходные моменты эстетического отношения к действительности».

Актуальность предпринятого научного исследования определяется насущной потребностью литературоведения в осмыслении преемственных связей вершинного явления эпической прозы ХХ века романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» с русской литературной классикой IX–XIX веков, а также необходимость постижения сущности и значения художественных и мировоззренческих открытий М.А. Шолохова.

Объектом изучения является роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» в контексте исторического развития традиций русской литературной баталистики – от древнерусской литературы до конца XIX века.

Предмет исследования преемственность и творческая трансформация традиций русской литературной баталистики IX–XIX веков в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Цель диссертационного исследования: разработка теоретически обоснованной модели комплексного анализа преемственных связей эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» с батальной традицией русской литературы IX–XIX веков.

Решение данной проблемы обусловило постановку следующих задач:

  1. Проследить пути развития батальной традиции в русской литературе IX–XIX веков.

  2. Выявить преемственность традиций древнерусской баталистики в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

  3. Определить особенности отношений понятий «война» и «мир» в романе в контексте традиций русской баталистики XVIII–XIX веков.

  4. Проанализировать особенности изображения М.А. Шолоховым процесса трансформации женского начала в условиях войны.

  5. Охарактеризовать аспекты диалогических отношений автора «Тихого Дона» с литературными предшественниками по вопросу о сущности войны.

  6. Обосновать принцип жизнеутверждения как ведущий принцип описания военных событий в эпопее «Тихий Дон».

Для решения данных задач в работе применяются следующие методы исследования: структурно-семантический, культурно-исторический, сравнительно-типологический, историко-культурный типы анализа.

Методологической и теоретической основой диссертации являются теоретические концепции литературоведов Б.М. Гаспарова, М.М. Бахтина, В.М. Жирмунского, А.С. Бушмина, и др.; работы философов, культурологов, психологов и историков по вопросам этики, психологии и происхождения войны – И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, Е.С. Сенявской, В. Михайлина; труды крупнейших отечественных и зарубежных шолоховедов – А.И. Хватова, П.В. Палиевского, П.В. Бекедина, Е.А. Костина, Ф.Ф. Кузнецова, Г.С. Ермолаева, В.В. Кожинова, Ю.А. Дворяшина, А.М. Минаковой, А.А. Дырдина, Д.В. Поля, С.Г. Семёновой и др.; исследователей, обращавшихся к анализу тем «героическое», «человек и война», «эстетика войны» в русской литературе – Д.С. Лихачёва, А.А. Пауткина, А.С. Дёмина, А.И. Кузьмина, А.А. Замостьянова и мн. др.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней: 1) впервые даётся научно обоснованное определение понятия «литературная баталистика»; 2) разработана оригинальная система форм и способов анализа процесса преемственности художественного опыта; 3) осуществлён комплексный анализ романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» в аспекте преемственности традиций русской баталистики.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Батальная традиция русской литературы формировалась в контексте общего становления словесности. Развивавшаяся в течение столетий, она нашла своё образное воплощение в вершинном явлении эпоса ХХ века – романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон».

  2. В художественной плоти «Тихого Дона» обнаруживаются преемственные линии, ведущие к баталистике древнерусской литературы: мотив ответственности человека за мир без войны, повествовательная манера говорить об исторически завершённом, обращение к событиям горестно-скорбного, трагического характера, соотнесение времени батальных событий с другими пространственно-временными координатами русской истории. Характер наследования этих традиций – опосредованный, однако установки начального периода русской словесности определяют основу подхода М.А. Шолохова к изображению войны.

  3. Оценки результатов войны в «Тихом Доне» лишены однозначности: Шолохов отмечает не только гибельные её последствия, но и рост во время войн народного самосознания, проявление героической сущности народного характера. Это является следствием, во-первых, целостного восприятия художником традиций русской литературной баталистики, а во-вторых, влиянием предмета изображения – казачества, особого сословия, веками сочетающего в укладе своей жизни противоположные начала – воинское и земледельческое.

  4. В «Тихом Доне», как ни в одном другом произведении русской баталистики, ощутимо повышенное внимание автора к изображению смерти: рисуются подробности гибели живого существа – человека либо животного, однако это вовсе не противоречит общему пафосу жизнеутверждения в романе, напротив – подчёркивает трагичность усилий по его утверждению.

  5. Соприкосновение с войной оказывает особое воздействие на женщину, которая при этом утрачивает свои сущностные качества. Главное, что разрушается в женщине в условиях войны, то, что составляет её предназначение – материнство. Между тем, именно матери автор «Тихого Дона» доверяет миссию сохранения традиционных духовных ценностей: спасения человеческой жизни, умения прощать, восстанавливать связи с родными, с природным миром. М.А. Шолохов впервые в русской литературе указывает на возможность общественной катастрофы в случае утраты женщиной своей хранительной функции.

  6. Важнейшими путями утверждения жизни становятся в романе способность изжить в себе ненависть, умение простить, принять ответственность не только за собственные поступки, но и за творимую историю народа в целом, обращение к созидательному труду землепашца.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что научно обоснованное нами понятие «литературная баталистика», в аспекте которого рассмотрен процесс преемственности художественного опыта, реализовавшийся в «Тихом Доне» М.А. Шолохова, вносит вклад в разработку теоретической проблемы традиции и новаторства.

Практическая значимость работы заключается в возможности её использования в научно-исследовательской и вузовской (преподавательской) практике: в научных изысканиях по вопросам баталистики русской литературы и художественного наследия М.А. Шолохова, в подготовке спецкурсов и спецсеминаров соответствующей тематики и проблематики.

Результаты диссертационного исследования прошли апробацию при их обсуждении в ходе работы аспирантского семинара и на заседаниях кафедры литературы и журналистики Сургутского государственного педагогического университета; были изложены в докладах на конференциях по литературоведческой проблематике и конкурсах различного уровня в Москве (2007, 2009), Ханты-Мансийске (2005, 2006, 2007, 2010), Сургуте (2005, 2007, 2008, 2009). Основные результаты исследования изложены в 9-ти научных статьях, две из которых представлены в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ. Общий объём опубликованных материалов – 4,9 п.л.

Объём и структура исследования определяются его целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объём работы – 214 страниц; из них основного текста – 186 страниц.

Логика структурного членения работы определяется спецификой темы исследования. Дифференцируются две части, выявляющие и анализирующие: 1) батальную традицию русской литературы IX–XIX веков (ввиду отсутствия комплексного исследования, описывающего данный литературный контекст) и 2) преломление этой традиции в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Определение основных аспектов рассмотрения преемственности батальной традиции М.А. Шолоховым – древнерусской и литературы Нового времени – подчинено индивидуальной особенности художника, осмыслявшего литературную традицию целостно.

Похожие диссертации на Традиции русской литературной баталистики в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"