Введение к работе
В творчестве Бориса Пильняка, одного из самобытных русских писателей 1920-1930-х гг., воплотился процесс создания новой художественной формы, адекватной культурному содержанию эпохи. Ощущение исчерпанности канонических моделей мира, необходимость новых, радикальных способов художественного выражения отразилось в жанровых поисках писателя. Жанр в эти годы служил экспериментальным полем, эстетические опыты на котором производились достаточно быстро и в то же время весьма результативно. Идея синтеза, владевшая художественным сознанием эпохи, выполняла роль объединяющего начала в сложном процессе писательского самоопределения, обнаружив новые варианты жанровой формы и содержания.
Объект исследования. Диапазон научного поля нашего исследования задан разножанровым аспектом творчества Б. Пильняка: ранняя поэзия («Год», «Сумерки»), малая проза 1915 – 1930-х гг. (мемуаристика, публицистика, бытовой рассказ), повести и романы 1919 – 1937 гг. («При дверях», «Голый год», «Соляной амбар»).
Предметом изучения стала жанровая природа творчества Б. Пильняка, модификации произведений, жанровая отнесенность которых противоречива и вызывает сложность при классификации.
Актуальность. Центральное положение категории жанра в мире художественного текста обусловливает особое внимание к этой категории. Жанр привлекает к себе внимание писателей как определяющий способ миромоделирования и художественного самовыражения. До настоящего времени в отечественном литературоведении не поднимался вопрос о своеобразии формирования жанровой системы Б. Пильняка. Жанровые закономерности творчества писателя не получили развернутого анализа в литературоведении, что нередко приводит к противоречивости жанровых характеристик его произведений.
Степень изученности проблемы. В исследовании творчества Б. Пильняка можно выделить несколько этапов. В начале 1920-х годов, с первых же дней признания Б. Пильняка, критика уделяла ему большое внимание. А. Воронский, А. Луначарский, Д. Лутохин отмечали самобытный стиль Б. Пильняка, «близкий писателям голландской школы», и, одновременно, традициям устного народного творчества, указывали на своеобразие ритма и тематики его произведений.
Неординарное творчество писателя вызывало многочисленные споры и нарекания. Его упрекали в несовершенстве стиля, подражании А. Белому и А. Ремизову, в том, что он создавал собственную художественную картину мира и человека, пренебрегая идеологическими установками времени .
После ареста писателя в 1937 году его имя было предано забвению, тогда как за границей публикации переводов его книг и исследований о нем никогда не прекращались. В связи с фактом «возвращения» большого пласта русской литературы XX века в 1960-е гг. изучение творчества Б. Пильняка вновь заняло доминирующие позиции в отечественном литературоведении. Критики второй половины XX века продолжили исследования ведущего художественного метода творчества писателя. Изучив проблему, М. Голубков предлагает считать основным методом Б. Пильняка импрессионизм. Н. Грякалова основным художественным методом Б. Пильняка считает метод «тематического символизма», когда многоплановость произведения вырастает не из сюжетной сложности, а возникает благодаря постоянному варьированию одних и тех же образов и тем . Диахронный анализ произведений Б. Пильняка 1920-х гг. позволил Л. Анпиловой «проследить основные этапы формирования творческого метода писателя и говорить о Пильняке как об одном из создателей русской версии экспрессионизма». Анализируя стиль Б. Пильняка, А. Кацев акцентирует внимание на фактографической основе, документальности произведений писателя, которая, по мысли автора, явилась данью эпохе . Э. Лаврова на основе анализа повести «Заволочье» делает вывод о натуралистичности произведений Б. Пильняка, соседствующей с документальностью .
При всем многообразии научных мнений, невозможно без упрощения всего богатства творчества Б. Пильняка однозначно определить творческий метод писателя. Проза художника – «экспериментальная проза» (П. Палиевский), представляющая собой поиск средств художественной выразительности, новых форм повествования. Поэтому, на наш взгляд, следует говорить не о превалировании того или иного метода, а о тенденции, выраженной в стилевом многоголосии, столь актуальной для литературы «экспериментирующей эпохи» (Ю. Лотман) первой трети XX века.
Значительный вклад в исследование творческого наследия Б. Пильняка внес А. Ауэр, объединивший вокруг себя творческие силы ученых, занимающихся изучением художественного мира писателя. Исследования А. Ауэра, Л. Костяковой, И. Мазилкиной, Г. Овчинникова, Ю. Орлицкого, С. Патрикеева, И. Трофимова, И. Шайтанова обращены к вопросам поэтики Б. Пильняка, отражению в его творчестве литературных традиций русской классики и мировой литературы, творческим взаимоотношениям с современниками, философии творчества писателя.
Тематика научных статей и монографий, посвященных творчеству Б. Пильняка, разнообразна, в теоретическом аспекте работ доминируют образ автора, особенности поэтики и структуры. Изучение жанрового своеобразия произведений Б. Пильняка нашло отражение в исследованиях Б. Андроникашвили-Пильняка, К. Андроникашвили-Пильняк, Л. Анпиловой, Г. Белой, В. Баевского, М. Голубкова, Е. Скороспеловой, Н. Тамарченко. Но эти работы немногочисленны и посвящены анализу отдельных произведений писателя («Голый год», «Красное дерево», «Соляной амбар» и др.), не раскрывают особенностей всей жанровой системы писателя.
Цель работы: выявить своеобразие формирования жанровой системы в творчестве Б. Пильняка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности философско-эстетических воззрений писателя в контексте философской мысли рубежа XIX – XX вв.
2. Охарактеризовать первые художественные опыты Б. Пильняка с точки зрения их жанровой специфики, определить место публицистики и мемуаристики в системе жанровых исканий писателя.
3. Раскрыть парадоксальность жанра бытового рассказа в творчестве
Б. Пильняка.
4. Выявить особенности жанрового синтеза в повести Б. Пильняка «При дверях» и в романах «Голый год» и «Соляной амбар».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Жанровая классификация произведений Б. Пильняка созвучна функциональной концепции жанра как способа миромоделирования. Каждое произведение писателя освещает одну из граней человеческой жизни. Отличительной особенностью творчества Б. Пильняка является принцип дополнения, «досказывания» ранее созданных произведений. В этом отражается стремление автора к большей полноте, многогранности и многомерности в реализации сложности человеческого бытия.
2. Основополагающим принципом жанровой эволюции стал историософский подход писателя к явлениям жизни. Их воплощению в искусстве способствовала авторская позиция, которая явилась синтезирующим началом, связывающим воедино формальные и содержательные черты различных жанров.
3. Жанровое многообразие художественного наследия Б. Пильняка объясняется тенденцией к творческому эксперименту. Органический синтез традиций русской классики и обновляющих тенденций в развитии искусства начала XX века обусловили в творчестве Б. Пильняка разрушение границ между жанрами. Образование в творчестве Б. Пильняка художественных жанров, обладающих синтетической природой, мотивировано творческой индивидуальностью художника, который, остро улавливая новейшие эстетические тенденции времени, смело выходит за рамки жанрового канона и создает продуктивные модели новых жанровых форм (стихотворение в прозе с элементами верлибра, мемуарная эссеистика, лирическая повесть, роман с элементами эпопеи).
4. Художественная концепция творчества Б. Пильняка представляет собой диалектически организованную художественную целостность, рождающуюся из синтетического жанрового многообразия. Идея синтеза обусловила возможность слияния и взаимообогащения лирического и эпического начала в творчестве писателя, обнаружила эссеистичность и аналитизм авторского мышления, способного передать сложность и своеобразие художественной картины мира Б. Пильняка.
Предмет, цель и задачи предопределили принципы исследования и его методологическую основу. Методологической базой исследования стали труды А. Веселовского, В. Проппа, М. Бахтина, Ю. Тынянова, В. Жирмунского, Г. Гачева, В. Кожинова, Д. Лихачева, Н. Лейдермана, Л. Чернец, А. Эсалнек, Н. Великой, исследующих синхронный и диахронный аспекты жанра во взаимодействии с художественной концепцией автора, выявить которую помогает биографический метод. Значимым в рамках данного исследования является принцип конкретно-исторической детерминированности творчества Б. Пильняка в контексте основных тенденций развития литературного процесса 1920 – 1930-х гг.; метод филологического описания с привлечением принципов имманентного анализа. Направленность литературоведческого анализа на выявление жанровых параметров произведений писателя обусловливает использование системно-типологического метода.
Научная новизна работы заключается в определении жанровых особенностей произведений писателя, в выявлении специфики формирования жанровой системы в творчестве Б. Пильняка.
Теоретическая значимость работы заключается в описании жанра как эволюционной структуры, определении жанровых характеристик произведений Б. Пильняка, в выявлении особенностей жанровой эволюции писателя.
Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов по истории русской литературы XX века, составлении учебно-методических пособий для студентов-филологов.
Основные положения диссертации апробированы в докладах на научно-практических конференциях: региональной конференции «Человек, общество, культура: проблемы исторического развития» (Хабаровск, 2004); Всероссийской конференции «Изучение творческой индивидуальности писателя в системе филологического образования: наука – вуз – школа» (Екатеринбург, 2005); международном симпозиуме «Культурно-экономическое сотрудничество стран Северо-Восточной Азии» (Хабаровск, 2005); VII-й международной научно-методической конференции «Проблемы славянской культуры и цивилизации» (Уссурийск, 2005); III-й международной конференции «Культура Тихоокеанского побережья» (Владивосток, 2005).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка литературы (188 источников).