Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Судейские мотивы в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" и в журнальной литературе его времени Суворов Андрей Александрович

Судейские мотивы в комедии Н.В. Гоголя
<
Судейские мотивы в комедии Н.В. Гоголя Судейские мотивы в комедии Н.В. Гоголя Судейские мотивы в комедии Н.В. Гоголя Судейские мотивы в комедии Н.В. Гоголя Судейские мотивы в комедии Н.В. Гоголя
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Суворов Андрей Александрович. Судейские мотивы в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" и в журнальной литературе его времени : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01, 10.01.10 / Суворов Андрей Александрович; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2008.- 201 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-10/755

Введение к работе

Актуальность настоящего исследования определяется вниманием к проблеме сравнительного анализа судейских мотивов, реализованных в художественных произведениях Гоголя и в журнальных текстах его времени.

Научная новизна диссертационного сочинения обусловлена малой изученностью судейских мотивов в отечественном литературоведении. Не существует специальных работ, посвященных выявлению и сопоставительному анализу судейских мотивов в историко-литературном и историко-журналистском аспектах.

Предметом исследования является реализация судейских мотивов в русской литературе и журналистике гоголевского времени, а объектом – комедия «Ревизор», все многочисленные гоголевские комментарии к пьесе и значительный объём журнальных публикаций, извлечённых из большого числа периодических изданий 1834 – 1836 гг.

Цель диссертационного сочинения – выявить в тексте комедии «Ревизор» и в журнальных и газетных публикациях времени создания «Ревизора» многообразные судейские мотивы, проанализировать, сопоставить их и определить, существует ли внутренняя связь между мотивами, реализованными в журнальной литературе, и мотивами, обнаруженными в драматическом произведении Гоголя. Исследование выявляет феномены мотивного уровня поэтической структуры на материале произведений художественной и журнальной литературы.

Сверхзадача диссертационной работы - попытка на основании анализа судейских мотивов приблизиться к пониманию одной из важнейших проблем художественного мышления Гоголя – его амбициозного стремления повлиять на читателя с помощью заложенных в литературном тексте специфических «детонирующих механизмов». Обнаружить такие скрытые пружины и понять принципы их воздействия на читателя помогает анализ произведений, принадлежащих двум «литературам»: художественной и журнальной.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи:

- выявить и проанализировать ряд сходных мотивов в гоголевской комедии и в журнальной литературе «его» времени;

- определить степень значимости обнаруженных мотивов на тематическом уровне и охарактеризовать различные варианты этих мотивов, особенности их функционирования и смыслового наполнения;

- составить представление о «протосюжетных», архетипически обоснованных связях явлений журналистики и литературы, отметить точки соприкосновения двух миров – литературы журнальной и литературы художественной.

Основанием для поиска таких сближений служат творческие устремления самого Гоголя, а также близость (одновременность) его художественных и журналистских работ.

Материал исследования – это, во-первых, тексты произведений Гоголя (комедия «Ревизор», авторские комментарии к комедии, статья «О движении журнальной литературы, в 1834 и 1835 году»). Во-вторых, комплекс текстов, составляющих в полном объёме периодические издания 1834-1836-го годов, попавшие в поле зрения писателя. Это журналы: «Библиотека для чтения», «Московский наблюдатель», «Московский телеграф», «Телескоп», «Сын Отечества»; газеты: «Молва» (приложение к «Телескопу») и «Северная пчела».

Принятый в работе методологический подход характеризуется как синтетический. Необходимость выявления и анализа ряда мотивов в художественных и журналистских текстах, а также сравнения поэтических структур разнородных произведений предполагает использование «имманентного» подхода, в скафтымовском понимании этого термина: «Только само произведение может за себя говорить. Ход анализа и все заключения его должны имманентно вырастать из самого произведения». Опорными для настоящего исследования являются мотивный анализ, а также анализ поэтических образов, разбор тем и идей, описание систем персонажей. Однако достижение поставленной цели не представляется возможным без привлечения обширного историко-культурного материала. Сюда относится и анализ исторических реалий, отразившихся в произведениях, привлечение других текстов литературного и критико-публицистического характера, связанных с предметом исследования, а также изучение истории создания произведения и влияние на него литературных традиций. Многие научные принципы, учитываемые в работе, являются общими для такой гуманитарной дисциплины, как история отечественной журналистики.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что исследование позволяет сопоставить результаты анализа разнородных текстов (публикаций, почерпнутых из периодики, и отдельной пьесы), а также выявить общий и значимый для этих произведений мотивно-тематический комплекс.

Практическое значение работы: материалы диссертации могут быть использованы при чтении общих и специальных лекционных курсов по истории русской литературы, истории русской литературной критики и истории русской журналистики первой половины 19 века на филологических, журналистских и других гуманитарных факультетах высших учебных заведений, на уроках литературы в средней школе, а также при издании и комментировании текстов Гоголя.

Положения, выносимые на защиту:

Группа «судейских» мотивов является принадлежностью поэтической структуры большого числа разножанровых произведений, опубликованных в периодических изданиях 1834–1836 годов. Варианты мотива суда имеют различное значение в рамках поэтической структуры журнальных текстов: от «нулевого» до сюжетоформирующего.

Судейские мотивы реализуются с высокой частотностью. Следовательно, можно говорить об их значении не только в рамках поэтики журнальных текстов, которым они принадлежат, но и об их влиянии на «политику» издания. В первую очередь, это относится к журналу «Библиотека для чтения».

В качестве вариантов мотива суда с наибольшей частотой в журнальных текстах реализуется мотив Высшего Суда и мотив судопроизводства. Эти же мотивы, как правило, несут наибольшую смысловую нагрузку (тематико-идеологическую и эстетико-философскую) и реализуются как сюжетно значимые.

«Судейская» группа составляет важнейший мотивный «узел» в художественной ткани комедии Гоголя «Ревизор». Существуют две формы воплощения судейских мотивов в этом драматическом тексте: линия сатирического изображения судебной ветви государственной власти (главным представителем которой является судья Ляпкин-Тяпкин) и совокупность неявных смыслов текста, представляющих одну из идейных основ «Ревизора». Таким сюжетоформирующим основанием является мотив Высшего Суда. Возникновение этого мотива обусловлено рядом морально-нравственных и религиозно-философских установок, принципиально важных для автора и непосредственно связанных с замыслом комедии.

Сравнение результатов анализа журнальных публикаций и комедии Гоголя «Ревизор» обнаруживает ряд сближающих эти разнородные явления факторов. Очевидна схожесть форм (и особенностей) художественного воплощения судейских мотивов в сравниваемых текстах. Наиболее важным «общим местом» является принципиальное различение традиционного мотива судопроизводства и мотива Высшего Суда как форм внешне-бытовой сатиры и идейно насыщенного комплекса неявных смыслов произведения.

Апробация работы. Основные положения исследования отражены в докладах, представленных на научных конференциях: «Филология и журналистика в XXI веке», посвященной памяти профессора Е. И. Покусаева (Саратов, 2004); «Филология и журналистика в XXI веке», посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (Саратов, 2005); «Филология и журналистика в XXI веке», посвященной первому декану историко-филологического факультета Саратовского университета С. Л. Франку (Саратов, 2007). Положения работы обсуждались также на заседаниях специального семинара В. В. Прозорова «Мир Гоголя» и конференции Межрегионального института общественных наук «Феноменология власти в сатире» (Саратов, 2007).

Структура диссертационного сочинения представляет собой введение, две главы, заключение и библиографический список, насчитывающий более 200 наименований.

Похожие диссертации на Судейские мотивы в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" и в журнальной литературе его времени