Введение к работе
Расцвет русской романтичеакой повести падает на 20-30-е годы XIX столетия и овязан о именами А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А. Бестужева-Марлинокого, Ф.Глинки,. Н.Бестужева, М.Загоскина.А.Вельт-мана, НіПолевого, АіПогорельскогОі Среди этих имен в литературном процессе отмеченных десятилетий достойное место занимает и творчество В.Одоевского, О.Сомова, Н.Павлова и М.Погодина, интерес к которому объясняется тем, что личностный, художнический вклад названных писателей в развитие средств и огшообов впичеокого повествования достаточно весом и позволяет, о одной стороны, выя -вить оригинальность их индивидуально-стилевой манеры и-значение в литературе этих лет, а о другой отороны,- помогает воосоздать общую картину массовой прозы 1820-1830-х годов, шедшей непростым, трудным путем к своему читателю и отражающей основные закономерности и сложности более широкого процесса становления русской повествовательной литературы;
Актуальность исследования.
Несмотря на многочисленные обращения исследователей к творчеству В.Одоевского, О.Сомова, Н.Павлова и М.Погодина, включающие в себя изучение в их произведениях связей о западно-европейским романтизмом; опецифики выражения романтической эстетики и поэти-кй{ жанрового своеобразия, философской, прооветительской направ -лєнностиі фольклорной ооновы, вопроо об особенностях повествовательной структуры и характере соотношения между субъектными и объектными : способами описания в повестях указанных авторов ни -когда.не был предметом специального исследования, хотя отдельные ценные замечания по этому вопросу содержатся в монографиях и статьях Ф.Канунрвой, Ю.Манна, Л.Капитановой, Е.Маймина, А.Янушкевича, Т.Чебанюк, В.Сахарова, В.Троицкого, К.Шгедке, М.Виролайнен и других литературоведов.
А между тем в романтической прозе 1820-1830-х годов оложи -лась специфическая система повествовательных структур, которая являлась существенны.! констнтуативным признаком жанра повести; По -этому исследование этих субъект'но-объектных повествовательнцх форм помогает, во-первых, выявить с позиции сегодняшнего дня общие закономерности развития этого жанра, а во-вторых, позволяет проследить основные этапы становления и эволюции "массовой" романтической повести, находящейся в рамках названного процесса, а также выработать методологию изучения многообразия ее повествовательных
форм и,наконец - определить роль и значение ее художественных завоеваний для русской литературы последующих десятилетий.
Объектом исследования в диссертации является система субъектных и объектных повествовательных структур в прозе В.Одоевского, О.Сомова, М.Погодина и Н.Павлова, выявляющая как общие черты,так и особенности стилистической манеры, а также уровень и своеобразие литературного дарования каждого из указанных выше авторов.
Цели и задачи исследования;
Процесс художественного отражения - оубъективация и воплощение ее результатов - объективация предстают в диалектическом единстве. При этом выявление границ оубъективности автора в произведении, своеобразие втих "начал" помогает выяснить,при помощи каких средств удается автору провести свой "голоо", свою "точку зрения" и внушить читателю определенное отношение к овоим героям. Проблема автора в настоящее время понимаетоя как "эоТетическая активность творца, модель создателя произведения" (К.Лтарова, ГіЛесскио) и как "концентрированное выражение его сути" ^Виноградов), а также трактуется как "отображение некоего авторокого взгляда на действительность" (Б.Корман) и, соотносится при этом о понятием художественного произведения как целостной идейно-художественной системы, все элементы которой находятся в единстве и взаимодействии (Ю.Тынянов, М.Бахтин, В.Днепров, В;Кожинов, М.Гиршман).
В литературоведческих работах последних десятилетий делаются попытки подойти к вопросу о воплощении авторского миропонимания в тексте художественного произведения о самых различных ото-рон. рассматриваются способы проявления "авторского намерения" средствами риторики, композиции, художественной детали, о пози -ции вопроса о читательском восприятии и образе воображаемого читателя (В.Ветловская, В.Свительокий, Р.Назиров, Д.Кирай, Ю.Про- окурика, М.Нйуман, Г.Ищук).
Целью данного исследования является изучение авторской позиции в произведениях О.Сомова, ВіОдоевского, М.Яогодина и Н.Павлова в связи о проблемой повествовпняя, повествовательной формой и опоообами ее выражения в художественном контексте, включающее в себя следующио задачи:
- рассмотреть субъектный тип опиоания от лица ррсекпзчи -кп в форме оквза и впистолярия; выяснить пространственно-- времешше особенности произведений В. Одоевского,
Зомова, Н.Павлова и МіПогодина о отмеченными повествовательны-формами; проследить* как вповеотях о субъектной повествованной структурой указанные авторы шли к объектному* многомер-іу воосозданию действительности,- и проанализировать в них соот-іение понятий "писатель" - "повествователь" - "раосказчик"}
выявить специфику объектного повествования в романтической )за В.Одоевокого, О.Сомова, Н.Павлова и МіПогодина, исследовать зести с "внешним" описанием, когда "собственно-авторское" по -їтвование сочетается о воспроизведением "звучащего" слова ге -ів конструкциями прямой* косвенной речи и диалога; уяонить при-ш и принципы развития объектного "внутреннего", психологичео-?o описания в произведениях В.Одоевокого, О.Сомова, Н.Павлова, (.Погодина и стилистические способы его воссоздания в структу-художественного контекста (о помощью импрессионистических форм шой, косвенной и несобственно-прямой речи); проследить, как ху-шственны"- метод диктовал в прозе вышеупомянутых авторов динасу взаимодействия "авторского" и "гер'ойного" планов;
рассмотреть различные способы и степень авторокой "актив-!ти" в романтичеокой прозе ОіСомова, Н.Павлова* МіПогодина и Ідоевского; контактные и дистантные (термин МіБрандео) формы шмодейотвия повествователя и воображаемого читателя; раскрыть tpoo о характере соотношения субъектного и объектного типов опи-!ия в произведениях вышеуказанных авторов.
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые юветском литературоведении делается попытка подробного иссле-зания эволюции субъектнс-объектного описания в произведениях )доевского, О.Сомова, Н.Павлова и М.Погодина, отразившей как об-) тенденции развития повествовательной литературы 1820-1830-х №в, так и специфические особенности й значение каддого из ука-шых авторов в процессе форшрования повествовательной структу-жанра романтической повести.
Результаты исследования могут найти применение в вузовских )сах по истории русской литературы I половины XIX века и в іцкурсах и в спецсеминарах, посвященных проблемам романтической >зы 1820-1830-х годов.
Методологическую и теоретическую основу предлагаемой дне -нации ''составляют общетеоретические работы по проблеме >:,,'дог:ост-іного повествования, труды известных литературоведов, а гпугл іледовгашя по теоуш: и истории яанров русекоі! литерятугч I по— ншы XIX века.
Методы иооледования.
При изучении оубъектно-объектных типов, описания в прозе В.Одоевского, О.Сомова, Н.Павлова и М.Погодіша привлекаются срав-нительно-типологичеокий и историко-генетический аопекты исследования, а также принцип системного подхода к анализу цовествова -тельной структуры художественного произведения. Историко-генетический и оравнительно-тилологический аспекты ис -следования проявляются в дисоертации в том, что повести В.Одоев -ского, О.Сомова, Н;Павлова и М.Погодина рассматриваются на фоне предшествующего етапа становления русской прозы, нашедшего отраже^ ниє в творчеотве В.Нарежного и Н.Карамзина, а также сопоставляются о литературным наследием их современников - А;С;Пушкина, Н.В. Гоголя, А.Бестухева-Марлинокогоі Н.Полевого, М.Загоокина, А.Вельт-мана и произведениями последующего периода развития русской литературы (прозой ФіДоотоевокого, М.Салтыкова-Щедрина, Л.Толстого, А.Чехова);
Принцип системности обнаруживается в том, что повествовательная структура произведений В.Одоевского, О.Сомова, Н.Павлова и М.Погодина изучается в тесной взаимосвязи двух уровней: прагматического (рассматривающего предмет изображения и те поэтические средства, с помощью которых он восооздаетоя в художеотвонной ре -алыюсти, т.е. типы и формы субъектнс-объектного описания ) в па-рагматического (анализирующего отношение отображенного поэтического мира к своему адресату - читателю и овязанные о этим проблемы читательского восприятия и формы контактов автора и читателя в художественной ткани произведения). '
Алробашя результатов диссертации;
Основные положения диссертации изложены в двух статьях и докладах на конференциях профессорско-преподавательского состава Казахского педагогического института им; Абая (1984-1990), конференциях молодых ученых Казахокого государственного университета им, Кирова (апрель 1989), Карагандшюкого государственного университета (ноябрь 1988), и на региональной научной конференции по проблемам метода и жанра, проходившей в декабре 1988 года в Толь оком государственном университете им; В.В.Куйбнщева.