Введение к работе
Проблема русского Севера не обошла стороной практически ни одного национального стихотворца В понимании творца, хорошо знакомого с историей собственного отечества, Россия - северная страна, издревле поражавшая путешественников тем, что «зима продолжается там 8 месяцев, и воздух в сие время бывает наполнен летающими перьями, то есть снегом, что море Азовское замерзает, жители ездят на санях чрез неподвижную глубину его, и даже конные сражаются на воде, густеющей от холода, что гром гремит и молния блистает у них единственно летом»1 Не случайно тема русского Севера появляется и в лирике выдающегося поэта начала XIX века К Н. Батюшкова Вологда, его малая родина, - северный город Несколько сот верст отделяют его от Архангельска, от Поморья, где родился русский гений Ломоносов, которого поэт считал земляком (поэтому именно ему Батюшков посвящает одну из своих статей) Север постоянно фигурирует в произведениях поэта, к нему он обращается в лирике, неоднократно упоминает в прозе, грустит по родному северному Отечеству в многочисленных письмах
Диссертационная работа посвящена исследованию «северных элегий» К Н Батюшкова При выделении типа жанра учитывалась терминология В Н Касаткиной, которая в книге «Предромантизм в русской лирике КН Батюшков Н И Гнедич», обратив внимание на стиль произведений, разделила исторические элегии Батюшкова на «северные» и «южные»2 В первых поэт изображает события Отечественной войны 1812-1814 годов, они наполнены любовью к России, включают в себя традиции "оссианического" стиля; «южные» - обращены к античности Батюшковым-патриотом, участником военных походов начала XIX века, были написаны весьма содержательные и художественно выразительные элегии «Переход через Неман 1 января 1813 года» (1813), «Тень друга» (1814) и «Переход через Рейн» (1816 - 1817) и другие стихотворения Из поэтической мастерской Батюшкова под влиянием
1 Карамзин Н М История государства Российского В 3-х кн Кн 1 - СПб Кристалл, 2000 С 24
2 Касаткина В Н Предромантизм в русской лирике К Н Батюшков Н И Гнедич Учеб пособие по
спецкурсу -М МОПИим НК Крупской, 1987 С 41
исторических событий той поры и оссианизма вышла знаменитая элегия «На развалинах замка в Швеции» (1814). В то время у Батюшкова в поэзии было много единомышленников, подражателей, последователей Он стал гениальным выразителем настроений, исторических событий начала XIX столетия
Элегическое творчество Батюшкова - важный пласт его поэтического наследия, который оказался малоизученным ввиду того, что в работах исследователей недостаточно контекстного рассмотрения отдельных стихов и элегий в целом, совсем мало изучено творчество его многочисленных спутников в поэзии
Сам объект исследования - «северные элегии» КН Батюшкова и стихотворения близких ему авторов - формирует системный подход, требующий анализа художественного текста не только в историко-литературном, но и этико-эстетическом, и духовно-философском контексте В диссертации обозначены основные проблемы, поднятые в лирике КН Батюшкова 1800-х — 1820-х годов Прежде всего те, что связаны с общественно-историческими и патриотическими мотивами, этико-эстетическими взглядами поэта и его современников Существенное внимание уделено проблеме патриотизма, наиболее ярко проявившемуся в России в начале первых десятилетий XIX века, способам его поэтического выражения Исследованию подвергся оссианизм - стилевое явление в истории мировой литературы, полюбившееся русским писателям и читателям, изучение произведений, написанных Батюшковым в этом стиле, осуществлено в сопоставлении с образцами как классической литературы, так и с произведениями поэтов «второго ряда»
Совокупность очерченных проблем обусловила актуальность работы специальные труды, посвященные исследованию указанных элегий отсутствуют Опыт такого исследования предлагается в настоящей диссертации
Цель работы - восполнить недостаток научной литературоведческой информации об элегическом наследии Батюшкова; рассмотреть военно-
патриотическую, оссианическую лирику поэта и его современников, изучить их творческое взаимодействие в контексте эпохи конца XVIII - начала XIX века В связи с целью исследования ставятся следующие конкретные задачи
рассмотреть историю изучения поэзии Батюшкова в свете избранной для исследования темы,
конкретно обозначить исторические события, своеобразно воспринятые Батюшковым-поэтом,
установить автобиографичность «северных» элегий Батюшкова методом нахождения общих содержательных, стилистических, семантических и различных художественных черт между поэтическими произведениями, прозой и письмами поэта,
доказать художественную ценность «северных» исторических элегий К Н Батюшкова с гражданственно, духовно-нравственной, а также с композиционной, стилистической, семантической и др точек зрения, выявить новаторство поэта;
рассмотреть «северные» исторические элегии в контексте других стихотворений и прозаических произведений как Батюшкова, так и других поэтов, его современников,
проследить эволюцию развития своеобразного оссианизма в России начала XIX века и указать на специфику его отражения в творчестве К Н Батюшкова и других поэтов той поры,
обобщить сделанные наблюдения и дать заключительный вывод о своеобразии батюшковского элегического предромантизма и о его значении в истории русской литературы
Научная новизна исследования во многом обусловлена самим подходом к материалу, предполагающим контекстный анализ элегического наследия К Н Батюшкова Впервые предпринята попытка целенаправленного, системного исследования именно «северных элегий» поэта, их подробный анализ осуществлен в контексте литературы современного поэту периода
Обстоятельно изучены патриотические основы элегического творчества Батюшкова, применен комплексный анализ изучены не только элегии, но и проза, письма поэта, в которых присутствуют те же настроения, что и в рассматриваемых стихотворениях Обновлена источниковедческая база проанализированы произведения поэтов «первого и второго ряда» первой четверти XIX века
Материалом для диссертационной работы послужили поэзия, прозаические произведения и письма поэта3, литературоведческие работы о творчестве КН Батюшкова, поэзия В А Жуковского, ПА Вяземского, Н И Гнедича и других современных Батюшкову поэтов, материалы журналов «Новости русской литературы» (1802 — 1805), «Северный Вестник» (1804 -1805), «Журнал российской словесности» (1805), «Журнал для сердца и ума» (1810), «Русский Вестник» (1808 - 1818), «Вестник Европы» (1802 - 1822), «Сын Отечества» (1812 - 1822) и других
Методологической основой работы явились труды прежде всего Л Н. Майкова, В И Саитова, исследователей XIX века М И. Семевского, П А Борзаковского, а также отечественных ученых нового века по истории литературы, таких как М.П Алексеев, Д Н Введенский, А Н Зорин, Н Н Зуев, В Н Касаткина, В И. Коровин, В.А Кошелев, Ю Д Левин, В И Маслов, И М Семенко, А Т Сотников, Н В. Фридман и другие
В основе исследования - историко-генетический, сравнительно-исторический, отчасти биографический методы, осуществлены также типологические подходы, изучаются вместе с тем психология и этика личности поэта
Научно-практическое значение исследования определяется тем, что в нем представлены материалы о жизни и творчестве КН Батюшкова, о его
5 Сочинения К Н Батюшкова Изданные П Н Батюшковым Со статьею о жизни и сочинениях К Н Батюшкова, написанною Л Н Майковым, и примечаниями, составленными им же и ВИСаитовым СПб, J 885-1887 (Далее цитируется по этому изданию Первая цифра в скобках - том, вторая - страница)
окружении, современной ему эпохе Материалы диссертации и сделанные в ней выводы могут быть использованы для изучения творчества К Н Батюшкова в рамках истории русской литературы начала XIX века, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров, при написании студенческих рефератов, курсовых и дипломных сочинений
Положения, выносимые на защиту
-
Произведения, посвященные Отечественной войне 1812 года, составляют отдельный, наиболее значительный и оригинальный пласт творчества Батюшкова, Поэт выступает как новатор в жанре исторической элегии, ищет новые темы, мотивы, образы для изображения исторических событий своего времени
-
Батюшкову удалось сочетать военную тему, "северные" мотивы с личным переживанием элегического героя Пейзажная зарисовка и исповедальная лирика впервые находят воплощение в жанре исторической элегии Такой синтез, характерный для Батюшкова, делает его творчество ярчайшей страницей в истории русской поэзии
-
Понятие «память сердца» — важный составляющий компонент лирики 1810-х годов, в частности, батюшковского этико-эстетического миросозерцания Это качество стало для поэта апогеем нравственности, являясь ведущим во всех «северных элегиях» и других его произведениях
-
Изданные Макферсоном «Поэмы Оссиана» покорили сердца русских читателей героизмом людей, силой и своеобразием картин северной природы, стимулировали характерные для русских поэтов предромантической эпохи поиски новой образности, интерес к героическому прошлому родины, активное творческое обращение к эпосу и древней истории своего народа В ряду русских поэтов, обратившихся к идеям оссианизма и воспринявших его поэтические принципы, фигурируют имена как признанных поэтов, так и незаслуженно забытых
Литераторы понимали мировое значение «северного направления», создавали творческие переводы и собственные оригинальные произведения, навеянные идеями скандинавского эпоса 5. Значительное место в развитии русского оссианизма занимает творчество КН Батюшкова, особенно его лирика Обращение поэта к северным мотивам началось с Русско-шведской войны и участия в сражениях в Финляндии (1808-1809), русский Север в поэзии стал важнейшей приметой русского предромантизма, во многом определявшей его самобытность, художественную привлекательность и ценность Апробация работы: Основные положения и результаты исследования излагались на VI и V международных конференциях «Русское литературоведение в третьем тысячелетии» (2005 и 2006 гг), на семинарах аспирантов в МГОУ, работа обсуждалась на заседании кафедры русской классической литературы Московского государственного областного университета По теме диссертации опубликовано четыре статьи, пятая сдана в печать в журнал «Литература в школе» Результаты диссертационного исследования апробированы также в школьном преподавании, на уроках и во внеклассной работе с учащимися