Введение к работе
Актуальность исследования. Время, как категория онтологического характера, имеет неоспоримое значение в понимании человеком мира и в отражении этого мира в искусстве. В русской культуре периодом стремительного роста интереса к феномену времени оказался конец XVIII -начало XIX веков, при этом сферой, в пределах которой поле напряжения вокруг категории времени достигло наибольшей силы, оказалась художественная словесность и, в частности, поэзия.
Бытование категории времени в литературе обозначенного периода неоднократно становилось предметом научного внимания, но практически все исследователи, выходящие к осмыслению особенностей поэтического преломления представлений о времени, в большей или меньшей степени ограничиваются частными рассуждениями в рамках анализа творчества того или иного автора. Научных работ обобщающего характера, посвященных изучению эволюции осмысления категории времени в лирике XVIII - XIX вв., до сих пор не существует. Актуальность исследования заключается, таким образом, в соединении интереса к категории времени в рамках отдельных художественных систем с общеэпохальными процессами и закономерностями: это помогает обеспечить системное изучение феномена времени. По причине переходного характера культурной ситуации представленной эпохи сравнительное изучение многообразия и единства представлений о времени в историко-литературном ракурсе на материале русской лирики конца XVIII -начала XIX веков, представляется особенно насущной.
Степень разработанности проблемы. Проблема бытования категории времени в сознании и поэтических текстах русских писателей конца XVIII -начала XIX веков неизменно привлекает к себе внимание исследователей (Г.А. Гуковский, Г.П. Макогоненко, И.Ю. Фоменко, А.В. Западов, Б.А. Успенский, Б.Ф. Егоров, В.Н. Топоров, А.В. Михайлов, Ю.В. Стенник, В.Э. Вацуро, А.А. Фаустов, В.А. Грехнёв и др.). Но рассуждения исследователей о времени в творчестве того или иного поэта имеют, скорее, характер попутных замечаний, чем целенаправленного изучения, и потому проблема функционирования и эволюции категории времени в лирике обозначенного периода остаётся открытой.
Объектом диссертационного исследования является русская поэзия конца XVIII - начала XIX веков.
Материалом для работы послужил корпус одических текстов, представленный, прежде всего, опытами М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова, а также лирическое наследие писателей конца XVIII - первой трети XIX века.
Предметом исследования выступает категория времени, функционирующая в творчестве поэтов обозначенного периода.
Целью представленной работы является исследование специфики и эволюции поэтического переживания категории времени в русской литературе конца XVIII - первой трети XIX века.
В задачи работы входит:
Охарактеризовать роль и место категории времени в русском бытовом и художественном сознании конца XVIII - начала XIX веков.
Выявить жанровые границы, в пределах которых категория времени получила наиболее продуктивное развитие.
Определить особенности реализации темы времени авторами, в художественном творчестве которых категория времени заняла одну из ключевых позиций.
Проанализировать совокупность мотивов и образов, связанных с разрабатывавшейся в поэзии конца XVIII - начала XIX века темой времени.
5. Установить внутреннюю логику, динамику и перспективы дальнейшего
развития темы времени как в рамках отдельных художественных систем, так и
в поэзии изучаемого периода в целом.
Методологическую основу исследования составили идеи историко-культурного и структурно-функционального подходов. Поэтическое преломление категории времени рассматривается как в контексте поэтической системы того или иного автора, так и на общем фоне культурной ситуации изучаемой эпохи, в соответствии с принципами исторической поэтики.
Научная новизна работы определяется тем, что творчество поэтов конца XVIII - начала XIX века впервые было подвергнуто сопоставительному анализу в русле единой проблематики - специфики поэтического функционирования категории времени. Это позволило составить представление о единой многосоставной картине процесса освоения категории времени в поэзии обозначенного периода. Уточняется и расширяется сложившееся в научной литературе представление об основополагающих категориях русской элегической культуры обозначенного периода. В отношении творчества И.М. Долгорукого проблема художественного времени поставлена и системно разработана впервые.
Выносимые на защиту положения:
поэтические представления о времени в русской литературе второй половины XVIII - начала XIX века отражают динамику самовосприятия и мироощущения представителей данной эпохи;
оформившаяся к середине XVIII столетия идея причинно-следственной связи, лежащей в основе исторического прогресса, а также превалирование всеобщего над единичным (государственного над приватным - в идеологической сфере, жанрового начала - над индивидуально-авторским - в рамках эстетической системы) обусловило развитие представлений о времени как объективном факторе истории в рамках жанра, находящегося «на службе» у государства - в торжественной оде;
в результате динамики ценностных приоритетов эпохи (от явлений государственной значимости - к ценности частного, единичного) поэты-сентименталисты создают подчёркнуто «маленькую» философию времени;
в творчестве Г.Р. Державина, выразившем основные линии поэтического развития XVIII века, категория времени приобретает универсальный характер;
жанр элегии явился первой в начале XIX века поэтической формой, в
пределах которой высказываемое авторами (В. А. Жуковским, Е.А. Баратынским и др.) глубоко личное переживание времени отразило умонастроение и мироощущение новой эпохи;
- альтернативные пути развития представлений о времени связаны с
отталкиванием от элегического переживания времени, с деметафоризацией
элегических мотивов, «оформлявших» тему времени в рамках элегической
системы (творчество И.М. Долгорукого, П.А. Вяземского);
- П.А. Вяземский оказался первым в истории русской литературы поэтом,
чьё переживание времени претерпело ряд существенных изменений, в
результате чего в творчестве писателя отразились не статичные представления
о времени, а их эволюция, динамика.
Теоретическая значимость. Произведённый в ходе исследования анализ текстов художественного и документального характера (эпистолярное наследие писателей, а также свойственная концу XVIII - XIX векам культура ведения дневниковых записей) позволил проследить характер и особенности функционирования и исторической эволюции представлений о категории времени в сознании поэтов конца XVIII - первой половины XIX веков. Анализ поэтических текстов писателей первой половины XIX века позволил уточнить и расширить представление об основополагающих категориях русской элегической культуры обозначенного периода.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования поэтических текстов, а также эпистолярного и дневникового наследия писателей конца XVIII - первой половины XIX века, с целью выявления особенностей бытования категории времени, могут быть учтены при изучении особенностей русской культурно-исторической атмосферы и литературной ситуации обозначенного периода, а также при изучении как поэтического, так и прозаического творчества писателей, в сознании которых категория времени оказалась одной из центральных, смыслопорождающих категорий.
Рекомендации по использованию полученных результатов. Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов, практических занятий, спецсеминаров и спецкурсов по истории русской литературы XVIII - XIX вв.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в ряде докладов на всероссийских научных конференциях («Герценовских чтениях») в РГПУ им. А.И. Герцена (2005, 2006 гг.), на Батюшковских чтениях (г. Вологда, 28 - 30 мая 2007 г.), на конференции «Проблемы и перспективы изучения русской литературы XVIII века» (22 октября 2006 г.), на заседании Сектора литературы XVIII века ИР ЛИ РАН (Пушкинский дом) (2007).
Объём и структура диссертации. Диссертация содержит 223 страницы и состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии, насчитывающей 165 наименований.