Введение к работе
«Петербургские повести» Николая Васильевича Гоголя активно и многосторонне исследуются учеными на протяжении всего времени своего существования. Творческая концепция писателя, стиль и язык художественных произведений стали предметом внимания в работах А. Белого, Г.А. Гуковского, В.В. Виноградова, Б.М. Эйхенбаума, Ю.М. Лотмана, Ю.В. Манна, С.Г. Бочарова, С.Н. Машин-ского, Г.П. Макогоненко, В.Ш. Кривоноса и др.
Наше исследование петербургского цикла Н.В. Гоголя построено в соответствии с литературоведческим направлением неориторики, уделяющим особое внимание адаптации традиционной топики, риторическому анализу текста и учению о тропах и фигурах текста.
Актуальность исследования. В течение долгого времени риторика была периферией литературоведческих исследований. И все же интерес к ней не угасал: об этом свидетельствуют работы С.С. Аверинцева, М.Л. Гаспарова, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, А.В. Михайлова, М.Я. Полякова, а также зарубежных исследователей - А.Ж. Греймаса, Г.Г. Гадамера, Р. Барта, У. Эко и др. Это объяснимо: риторика возвращала литературу, искусство в целом к его истокам. Ведь риторическая наука содержала в себе всю идею художественного творчества. Поэтому не удивительно, что риторические стратегии, трансформируясь, видоизменяясь, имплицитно продолжали оказывать воздействие на литературу.
В работах, посвященных творчеству Н.В. Гоголя, в последнее десятилетие все чаще звучит мысль о риторичности художественного наследия писателя в целом и «Петербургских повестей» в частности. При этом риторический текст не является «рудиментом», «анахронизмом», а служит «орудием соединения разновременного опыта» (А.И. Иваницкий). Соединение «разновременного опыта» необычайно важно сейчас, когда отечественная гуманитарная мысль - литературоведение не исключение - настойчиво ищет пути и средства «связи времен». Риторический текст - это тот «базовый» текст, который, зародившись в древности, является категориальным признаком любого текста от античности до наших дней и который «связывает» искусство всех времен и народов в единый общечеловеческий эстетический опыт.
' 4
Материалом и объектом исследования является риторический текст в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя как культурный код. Предметом - функционирование риторического текста в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.
Цель и задачи исследования. В работе ставится цель исследовать функционирование риторического текста в произведениях Н.В. Гоголя. В связи с этим предстоит решить следующие задачи:
Рассмотреть формирование понятий «текст» и «риторический текст».
Выявить и исследовать риторические средства, обеспечивающие эффективное функционирование «риторического текста» в петербургском цикле Н.В. Гоголя.
Охарактеризовать важнейшие риторические приемы, влияющие на смыслопорождение «Петербургских повестей» и определить их специфику.
Выявить функции традиционных риторических средств (тропов, топов) и их трансформацию в художественном пространстве «Петербургских повестей».
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что:
а) впервые исследуется функционирование риторического текста
в повествовательном пространстве петербургского цикла Н.В. Го
голя как главного средства направления рефлексии читателя;
б) в исследовании рассматриваются приемы как классической
риторики, так и риторики, претерпевшей трансформацию в гоголев
ском тексте.
Положения, выносимые на защиту:
1. Творчество Н.В. Гоголя совпадает с одной из переломных литературных эпох, когда еще могли действовать старые традиции, но и в то же время происходит их ломка, трансформация. Риторическая традиция, на которую так или иначе ориентировался Н.В. Гоголь, не исчезла бесследно в «гоголевский период» русской литературы. После падения нормативной эстетики риторичность как литературная традиция продолжает свое существование. Риторика не столько прямо повлияла на «Петербургские повести» Н.В. Гоголя, Сколько органично вошла в них как модель текстопостроения, смыслопорождения, как культурный код.
Влияние прошлой литературной традиции - риторики - сохраняется в гоголевском тексте: риторика способна реализовать важную для Н.В. Гоголя мысль о литературе, которая может, воздействовать на читателя, преобразуя его духовный мир. В данном случае сохраняется ее главная функция - воздействовать, «улавливая» души читателей. Для классической риторики важно понимание адресата речи. «Читающая публика» представлена в петербургском цикле следующими типами: наивный читатель, читатель-повеса, читатель-чиновник, читатель-художник.
В то же время классическая риторика не могла сохраниться в прежнем виде. В «Петербургских повестях» происходит трансформация классической риторики: возникают новые функции тропов, которые не только становятся украшением речи, но и, пробуждая рефлексию читателя, формируют определенное - негативное - читательское восприятие; топы из модели развития темы превращаются в смыслообразующую модель.
Творчество Н.В. Гоголя долгое время рассматривалось либо с социологических позиций, либо с точки зрения поэтики; язык и представляемый им смысл оказывались разными объектами исследования. Разумеется, художественное произведение можно рассматривать с разных «наблюдательных пунктов»: как документальное свидетельство эпохи, как эстетический объект. Но целостность произведения оказывается не нарушенной только тогда, когда анализ приводит к «диалектическому синтезу» (У. Эко) эстетического факта и объясняющего его исторического контекста. «Идеология» Н.В. Гоголя и те эстетические средства, в которых она находила свое воплощение, осуществляют свой синтез наиболее полно в процессе риторического анализа.
Методологическую основу работы составляют труды по истории и теории риторики (С.С. Аверинцев, В.И. Аннушкин, Ю.М. Лотман, М.Н. Макеева, О.И. Марченко, У. Эко, Е.А. Юнина, Е.А. Яковлева и др.), работы по поэтике художественного произведения (М.М. Бахтин, М.Я. Поляков, В.И. Тюпа, Б.А. Успенский, В.Б. Шкловский и др.), по творчеству Н.В. Гоголя (С.Г. Бочаров,
С.А. Гончаров, И.А. Виноградов, В.А. Воропаев, А.И. Иваницкий, Ю.В. Манн, Б.М. Эйхенбаум и др.).
Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами в работе используются сравнительно-сопоставительный и ис-торико-функциональный методы, а также риторический анализ, обращение к которому позволяет выявить синтез идеологии Н.В. Гоголя и обусловленных ею риторических средств.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы для углубленного изучения творчества Н.В. Гоголя, интерпретации художественного текста на основе соотнесения его эстетических свойств, обусловленных идеологией автора, и общественно-исторических обстоятельств. Результаты исследования используются при изучении творчества Н.В. Гоголя на уроках литературы, при выполнении риторического анализа текста на уроках риторики в МОУ «Гимназия № 33» г. Улан-Удэ.
Апробация основных положений диссертации осуществлялась на следующих научных конференциях, международная научно-практическая конференция «Воспитательное пространство как среда жизненного самоопределения личности» (Улан-Удэ, 2004); международная конференция «Россия-Азия: становление и развитие национального самосознания» (Улан-Удэ, 2005); всероссийская научно-практическая конференция «Филологическое образование: проблемы и перспективы» (Улан-Удэ, 2007); региональная конференция «Научный и инновационный потенциал Байкальского региона глазами молодежи» (Улан-Удэ, 2005); ежегодные научно-практические конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов БГУ (Улан-Удэ, 2005, 2006); научно-практическая конференция с международным участием «Филологическое образование в школе: приоритеты и перспективы» (Улан-Удэ, 2007). Содержание работы отражено в 7 публикациях.
Объем и структура работы определяется целями и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 213 наименований. Основная часть работы изложена на 154 страницах машинописного текста.