Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема границы в Петербургских повестях Н. В. Гоголя Прасковьина Маргарита Витальевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Прасковьина Маргарита Витальевна. Проблема границы в Петербургских повестях Н. В. Гоголя: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Прасковьина Маргарита Витальевна;[Место защиты: Саратовский государственный университет им.Н.Г.Чернышевского].- Саратов, 2013

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования обусловлена рядом факторов. Творчество Н.В. Гоголя за последние десятилетия остается одним из самых значимых объектов исследования отечественного литературоведения. Оно изучается в различных аспектах: литературоведческом, философском, эстетическом, историографическом и т.д.

Активно разрабатываемая в гуманитарных науках XX века проблема границы получила особое развитие в последние годы. М.М. Бахтин отмечал, что каждый культурный акт существенно живет на границах. Д.С. Лихачев писал, что граница организует не только структуру текста, но и структуру образов и осмысливал ее как отдельный механизм поэтики. Ю.М. Лотман обратил внимание, что всякая культура начинается с разбиения мира на «внутреннее» (свое) и «внешнее» (их) пространства. Кроме того он первым сформулировал функции границы: с одной стороны, она разделяет, с другой - соединяет. Н.Т. Рымарь выделил универсальные функции границы в поэтике произведения.

В аспекте проблемы границы анализируются и произведения Н.В. Гоголя. Пространственные границы как важную составляющую поэтики произведений Гоголя изучает Ю.В. Манн. Исследованию роли границы у Гоголя посвящена работа В.Ш. Кривоноса. Отдельные замечания о границе в произведениях Гоголя встречаются в статьях, посвященных его творчеству.

Данная диссертация является попыткой системного исследования поэтики Петербургских повестей Гоголя в аспекте проблемы границы.

Объектом изучения является поэтика Петербургских повестей Гоголя. Предметом исследования является граница в повестях петербургского цикла Н.В. Гоголя.

В диссертации рассматриваются функции границы в тексте Петербургских повестей; способы пересечения метафорических, пространственных и временных границ героями повестей; архетипическое значение границ в Петербургских повестях Гоголя.

Материал исследования составили повести петербургского цикла Н.В. Гоголя. Они представляются наиболее перспективными с точки зрения исследования различных функций границы и пересечения границ, особенно метафорических. Архетипическое значение границ исследуется на материале русских народных сказок и произведений древнерусской литературы и Петербургских повестей Гоголя. Для анализа привлекаются и ранние повести Гоголя, данные в сопоставительном плане и для понимания функции границы в поэтике.

Цель диссертации - проанализировать место и роль границы в поэтике повестей петербургского цикла Н.В. Гоголя и выявить смыслопорождающей механизм границы в тексте указанных произведений. Данная цель определяет следующие задачи исследования:

выявить варианты границы, присутствующие в петербургских повестях Гоголя;

выявить и проанализировать различные варианты пересечения границы в повестях петербургского цикла;

определить значение архетипов русских народных сказок и текстов древнерусской литературы в Петербургских повестях Гоголя аспекте проблемы границы.

Теоретическую основу исследования составили работы по изучению понятия «граница» (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман); по границам у Гоголя (Ю.В. Манн, В.М. Маркович, Зарецкий В.А., В. Ш. Кривонос); по изучению функций границы (Н.Т Рымарь, Г. Плумпе); по изучению понятия «архетип» (М.М. Бахтина, Е.М. Мелетинского, А.И. Иваницкого, А.Х. Гольденберга).

Методологическая основа. В исследовании используются методы структурно-эстетического анализа и системного изучения художественного произведения; в необходимых случаях мы опираемся на культурно-исторический метод.

Научная новизна исследования. С точки зрения границы, как было отмечено, произведения Гоголя рассматривались и ранее, но авторы исследовали либо «узкие» функции границы - только пространственные, либо «узкий» объ-

ект - одну повесть. Наше исследование смыслообразующего механизма границы в поэтике петербургских повестей Гоголя носит комплексный характер, в работе анализируются различные виды, функции границы и различные способы пересечения границ. Новизну исследования составляет системный подход к исследованию смыслообразующего механизма границы в поэтике гоголевского текста.

Научно-практическая значимость работы определяется возможностью использования основных положений диссертации в подготовке вузовских курсов по теории литературы, русской литературе XIX века и спецкурсов по проблеме границы.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Для исследования поэтики Гоголя важными являются такие функциональные формы границы как изоляция, дифференциация, рамка, порог.

  2. В повестях петербургского цикла актуализируются функции границы: дифференцирующая (повесть «Невский проспект»), изолирующая (повесть «Нос»), функциональная форма рамки (повесть «Портрет»).

  3. Обратимое и необратимое пересечение границ героями петербургских повестей определяет движение сюжета и морально-нравственное развитие героев.

  4. Основные функции границы проявляются также при анализе архетипов в текстах повестей петербургского цикла.

  5. Изолирующая функция границы, присутствующая актуализирующаяся в архетипе матери-земли, определяет основные свойства локуса города в петербургских повестях Гоголя.

Основная гипотеза работы заключается в следующем. Общая циклообразующая идея Петербургских повестей - движение от страха к смеху на фоне постоянной борьбы с нечистой силой, со злом. В целом совокупность всех ар-хетипических образов и мотивов водяной стихии представляет собой в цикле картину мира, где существуют сами явления, их отражения и отражения других явлений в них, берега и границы, разные варианты конкретных проявлений стихии и соединений между ними. В то же время эта картина мифологически

оживлена, наделена разного рода константами, способствующими выявлению авторской позиции.

Художественная индивидуальность Н.В. Гоголя, определяемая в литературоведении как «смех сквозь слезы», зарождается в раннем цикле повестей как «смех сквозь страхи», где страх ассоциирован с мистикой ужаса мирового зла, возникающего то в мелких играх чертей и ведьм, то в образах «свирепой выразительности» (кровь, смерть, колдовское оборотничество), то в жутком проклятии человеческого рода. Смех в цикле обладает победительной силой, но тем не менее не скрывает, а даже усиливает притчево-пророческую назидательную тенденцию, природа которой пока не носит мессианской окрашенности, как позже в «Выбранных местах из переписки с друзьями», а ориентирована на сказочно-фольклорную традицию.

Общий рисунок развития контекстов страха и смеха образуется контрастно-романтическим сочетанием идейного наполнения и эмоционального содержания, воплотившегося в последовательном расположении повестей цикла. «Сорочинская ярмарка» - карнавальная повесть, «Вечер накануне Ивана Купала» - «страшная» повесть, «Майская ночь, или Утопленница» - повесть-утопия, «Пропавшая грамота» - комедийная повесть (ироническая), «Ночь перед Рождеством» - рождественская повесть, «Страшная месть» - «страшная» повесть, «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» - психологическая «страшная» повесть, бытовая антиутопия, «Заколдованное место» - повесть-притча.

Апробация исследования. Концепция работы, ее основные положения одобрены кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Отдельные разделы, теоретические положения, выводы и результаты диссертационного исследования были представлены в виде статей и докладов на международных, всероссийских, межрегиональных и межвузовских научных и научно-практических конференциях: Международной конференции «Н.В. Гоголь и народная культура», проходившей в рамках Седьмых Гоголевских чтений (Москва, 2007); Третьей Международной конференции «Текст: теория и мето-

дика в контексте вузовского образования» (Тольятти, 2008); Международной научной конференции «Н.В. Гоголь и языки культуры» (Самара, 2009); Международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя «Н.В. Гоголь и мировая культура» (Самара, 2009); а также на методологических аспирантских семинарах в ПГСГА.

Основные положения и выводы работы отражены в 8 публикациях, в том числе в «Известиях Самарского научного центра РАН» и «Известиях Саратовского университета. Новая серия. Серия «Филология, журналистика» включенных в перечень ведущих периодических изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований и 5 международных конференциях и форумах.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 223 источников.

Похожие диссертации на Проблема границы в Петербургских повестях Н. В. Гоголя