Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проза Сергея Довлатова : Проблемы поэтики Вознесенская Ольга Александровна

Проза Сергея Довлатова : Проблемы поэтики
<
Проза Сергея Довлатова : Проблемы поэтики Проза Сергея Довлатова : Проблемы поэтики Проза Сергея Довлатова : Проблемы поэтики Проза Сергея Довлатова : Проблемы поэтики Проза Сергея Довлатова : Проблемы поэтики
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Вознесенская Ольга Александровна. Проза Сергея Довлатова : Проблемы поэтики : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Москва, 2000.- 164 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/355-6

Содержание к диссертации

Введение 3

Глава I. Специфика юмора Сергея Довлатова 21

Глава II. Жанровое своеобразие прозы Сергея Довлатова 92

Заключение 141

Библиография 150

Введение к работе

Наше время стало во многом временем "гамбургского счета", когда, подойдя вплотную к концу столетия, история которого переполнена многочисленными потрясениями и катаклизмами, человечество должно оглянуться назад и оценить с точки зрения современности важность, ценность различных временных периодов с целью их значимости для будущего. Наступил своеобразный "момент истины", когда необходимо отделить истинное от ложного, настоящее от надуманного, общечеловеческое, вневременное от однодневного, когда встает задача переосмысления и переоценки как глобальных исторических коллизий, так и отдельных частных ее моментов.

Это относится и к такой важной сфере человеческого бытия, как культура, и в особенности,- к литературе. В связи с такой установкой одной из наиболее актуальных задач современного литературоведения можно назвать воссоздание объективной истории русской литературы XX века во всей сложности и неоднородности идейно-эстетических исканий как художественных направлений, так и отдельных художников: литература как начала века, так и последних десятилетий активно обсуждается на страницах периодической печати, освещается в многочисленных статьях и обзорах, рассматривается в отдельных диссертационных исследованиях.

Важным становится и определение новой концепции литературного процесса времен 60 - 80-х годов нынешнего столетия: система ценностных ориентации, господствовавшая в те годы, которые теперь характеризуются и трактуются различными исследователями по-разному, выявила свою несостоятельность, во многом оказалась искусственной. Ракурсы отражения действительности, эмоционально-оценочные представления о вещах, людях, событиях, процессах, имевшие место в то время, явились во многом односторонними, насаждаемыми "сверху". Литературный процесс подчинялся государственной политике, в связи с чем и производилась оценка художественного творчества, поэтому многие талантливые художники оказались за пределами официальной литературы, не вписывались в направления, указанные "партией и правительством".

Наше время взяло на себя трудную и необходимую задачу - расставить все по своим местам, дать справедливую, объективную оценку событий как исторического, так и общечеловеческого плана. В результате русской литературе были возвращены многие имена, несправедливо забытые либо замалчиваемые.

Литературоведческой науке еще предстоит определить значимость каждого из них: без сомнения, оппозиционные настроения писателя не являются исходной базой для заведомо положительной оценки его творчества. Только рассмотрев творения художника с этической и эстетической точек зрения, проанализировав его видение мира и человека, можно, на наш взгляд, определить его место и значение для русской литературы.

Многообразие вновь открытых имен делает эту задачу по-настоящему емкой и сложной, но ее претворению способствует сама текущая жизнь литературы, отсекающая имена малозначимые и оставляя действительно достойных.

Так, открытие творчества Сергея Довлатова несколько лет назад стало событием нашей жизни: его стали издавать, о нем заговорили, в печати появились воспоминания о писателе, отдельные статьи о его произведениях; предисловия к книгам стремятся представить читателю Довлатова - человека и Довлатова - художника. Во многом противоречивые мнения, суждения, высказывания, без сомнения, являются началом глубокого и основательного исследования творческого пути , яркого дарования Сергея Довлатова.

Настоящая работа посвящена проблемам поэтики писателя и сосредоточивает внимание на некоторых важных, с точки зрения автора, гранях довлатовской поэтики. В связи с этим можно определить следующую цель данного исследования, изучение творчества отдельного писателя как совокупности исторически - конкретных и общечеловеческих взглядов на мир и человека и воплощения данного миропонимания в поэтической системе художника.

Категория "поэтика" понимается нами в широком смысле - "как наука о формах, видах, средствах и способах организации произведений словесно-художественного творчества, структурных типах и жанрах литературных сочинений; которая стремится охватить не только явление поэтической речи, но и самые разнообразные стороны строя произведений литературы и устной народной словесности." (В. В. Виноградов - 37,48) В этом смысле мы прежде всего опираемся на понятие поэтики отдельного писателя. Изучение поэтики одного писателя позволяет нам проследить формирование индивидуального мировоззрения, индивидуального стиля как явления закономерного, конкретно-исторического, общего. Глубинное исследование творчества одного писателя дает возможность проникнуть в суть литературного процесса, показать его изнутри, поскольку каждое частное явление представляет собой определенную грань общего.

В связи с заявленной целью для нас полагается важным поставить перед исследованием следующие задачи: - рассмотреть центральные проблемы, характеризующие всю поэтическую систему Сергея Довлатова, такие как: творческое миропонимание, своеобразие юмора писателя; - раскрыть связь между традиционными и новаторскими элементами поэтической системы художника; -провести анализ произведений Довлатова с целью определения их жанровых особенностей, как-то: - своеобразие воплощения времени и пространства, - соотношение образов автора, повествователя и героя; - исследуя поэтику как воплощенную в слове высшую форму проявления индивидуальности художника, определить характерные для художественной системы писателя элементы стиля, а именно: - значимость детали как средства создания художественного образа, - способы употребления слов, ^ принципы характеристики персонажей, - интонационные особенности довлатовской прозы, - особенности построения синтаксических конструкций; - соотнести художественное осмысление действительности в творчестве Сергея Довлатова с нравственно - философскими исканиями современности.

При исследовании данных проблем автор опирался на труды М.М.Бахтина, В.В.Виноградова, Л.Я.Гинзбург, Ю.М.Лотмана, Ю.В.Манна, Г,Н.Поспелова, А.А.Потебни, Ю.Н.Тынянова, Ю.В.Бореваи др.

Мы считаем важным отметить, что литературный период, рассматриваемый нами, изучен на данный момент далеко не полностью, так как исследователи обращались в основном к официальной литературе, а так называемая литература Самиздата во многом оставалась в тени. И только с середины 80-х стало возможным обращение к творчеству тех авторов, которые несправедливо изгонялись из русской литературы и даже иногда из общества, о произведениях которых умалчивалось. Жизненный и творческий путь каждого из этих писателей и поэтов сложился по-своему: одни уехали на поиски творческой и личной свободы, другие остались и либо писали в стол, либо разменяли свой талант на газетную поденщину; одних увлек эксперимент, как чисто формального, так и содержательного плана, другие выбрали традиционные поэтики. Но, без сомнения, можно сказать, каждый явился отражением определенного этапа развития литературы как российской, так и мировой, каждый, в зависимости от таланта и устремлений, внес в нее что-то свое, неповторимое: представил нашему вниманию субъективную картину бытия, отражающую личную точку зрения на мир, время и человека.

Рассматривая 60-80-е годы XX столетия, необходимо подчеркнуть наиболее характерные для художественного творчества данного периода особенности. Прежде всего надо отметить общую внутреннюю направленность литературной эпохи - это обращение к индивидуальному внутреннему миру человека, попытка философского осмысления действительности. Процесс критического самопознания оказался необходимым в эти годы в силу сложившейся общественной атмосферы: художники ощущали резкое расхождение между внешним и внутренним, между реалиями официальной идеологической жизни и сущностью подлинного бытия.

Литература данного этапа, по словам Ирины Роднянской, "решает не художественную, а жизненную задачу" (185,99), то есть занимается основными философскими, вневременными вопросами человеческого бытия, спроецированными на современность: найти место человека в современной жизни, выявить цель и смысл его существования. Проблема человек и общество решается неотделимо от проблемы выбора. Большие вопросы времени, касающиеся его глубинных проблем: духовности, нравственности, отношения к природе, человеку, права на выбор, на личную свободу и независимость, - раскрываются с разных сторон. Мы можем наблюдать самые неожиданные их проявления, своеобразные сочетания и грани, и все они открывают перед нами необъятную тему - тему человека и его времени.

Эта важная тема воплощается в литературе 60-70-80-х по-разному: она многопланова, и каждый художник раскрывает в ней прежде всего личные представления о связи времени и людей, живущих в нем. Кроме того, свои особенные требования к воплощению определенной темы предъявляет каждый жанр.

Так, философский роман рассматривает глобальные проблемы времени, показывая различные грани важных, с его точки зрения, явлений. Извечная тема выбора, останавливающего каждого человека на распутье, искушающего его в современной жизни все новыми и новыми соблазнами, решается при помощи показа противоположных нравственных позиций, поворачивающихся к читателю самыми разными гранями. ("Царь-рыба" В.Астафьева, "Буранный полустанок" и "Плаха" Ч.Айтматова, романы В.Распутина - «Прощание с Матерой», «Пожар» и др.)

Драма показывает человека в столкновении с другими людьми: его внутренний мир и колебания раскрываются через общение - взаимопонимание или противостояние (А.Вампилов, А.Арбузов, немногим позже - Ю.Щекочихин).

Малые прозаические формы в силу жанрового своеобразия затрагивают более узкий круг проблем, зачастую обращаясь к ним как бы "изнутри" человека, с позиции не только его убеждений, умозаключений, размышлений, но и непосредственных ощущений, переживаний. Авторский взгляд на мир выражается более субъективно. Вообще, в литературе 1960 - 1980-х годов авторская точка зрения приобретает в контексте произведения особенное значение и звучание, как сам образ автора - особую роль: он становится не только отстраненным наблюдателем, но и рассказчиком, часто - и действующим лицом, временами же совмещает в одном образе все эти три классические ипостаси. ( об этой особенности современной литературы речь пойдет во Второй главе работы).

Говоря о развитии малых форм в данный отрезок времени, необходимо отметить, что оно шло в различных направлениях. Их можно, на наш взгляд, объединить в две основные группы, опираясь при этом как на литературоведческие категории, так и на специфику авторского мировоззрения и мироощущения. К первой группе отнесем произведения, в которых жанр рассказа развивался в рамках традиционного для 1960 - 1980-х годов установленного главенствующей идеологией стереотипа. Вторую можно, безусловно, назвать новаторской как в идеологическом, мировоззренческом плане, так и в художественной области.

Для первой группы характерны классические черты жанра так называемого «советского рассказа», например: наличие положительного героя - идеолога, производственный конфликт, идеологический мезальянс. Сюда можно отнести рассказы, включенные в многочисленные сборники, издававшиеся по годам (Рассказ -67; Рассказ-70; Рассказ-80 и т.д.).

Вторая группа изобилует разнообразными экспериментами: нетрадиционным расположением материала, новым подходом к классическим категориям (автор, герой, пространство, время и др.), во многом -тематической новизной, новизной словоупотребления, вовлечением ранее не включавшихся в художественное творчество речевых пластов. В данную группу входят и произведения писателей так называемого андерграунда, ходившие в самораспечатках и передававшиеся из рук в руки, что, в свою очередь, стало как бы знамением того времени, своеобразной традицией. Здесь можно назвать имена В.Аксенова, В.Войновича, А.Битова, Вен.Ерофеева, И.Бродского и других, чьи имена не настолько известны сейчас. Для их творчества характерен не только отход от общепринятой «соцреалистической направленности», но и некоторое синтезирование в своем творчестве элементов различных методов и стилей, идущих от различных литературных традиций.

К писателям, входящим во вторую группу, получившую в настоящее время название «второй литературы», авторам, имеющим нестереотипные, самобытные концепции, мы склонны относить и Сергея Довлатова. Для них было естественным отказаться от установленных рамок и норм художественного творчества и начать поиск социально - философских оснований бытия вне и помимо идеологических норм своего времени (1960 - 1980-е годы). Но необходимо подчеркнуть, что творчество Довлатова во многом соотносится и с классическим наследием нашей литературы ( произведениями Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, эстетикой ОБЭРИУтов, юмористическим рассказом 20-30-х годов, в особенности, с юмористичским наследием так называемой одесской школы, включающей такие имена, как И.Бабель, И.Ильф и Е.Петров, В.Катаев, а в наше время представленной М.Жванецким.)

Также мы полагаем важным отметить, что внутри данного направления произведения различных авторов, несмотря на единую внутреннюю направленность (отторжение всего официального), отличаются не только в области художественной изобразительности, но и по мировоззренческой позиции художников: по отношению ко времени, человеку и миру, его окружающему.

Для современного литературоведения мы полагаем важным обращение к данному пласту литературы, который, будучи не так отдален по времени от настоящего момента, вызывает многочисленные всплески эмоций и отзывов, во многом дискуссионных и противоречивых. Но это - часть нашей культуры, и, как и любой другой из этапов ее развития, нуждается в объективном исследовании и справедливой оценке, какие бы личные чувства мы к ней ни испытывали и как бы мы ни были с ней не согласны.

Таким образом, данную работу можно также определить как попытку осмысления целей и задач, которые ставила перед собой «вторая литература» 1960 - 1980-х годов, соотнесения категорий и понятий, вырабатываемых ею, с их традиционным наполнением (юмор, поэтика, жанр, автор, герой). И не случайно в исследовании мы опираемся на творчество отдельного писателя, поскольку произведения каждого художника, при всей своей индивидуальности не остаются в стороне от самых основных исканий современности.

Сергей Донатович Довлатов, на наш взгляд, является одним из наиболее талантливых авторов рассматриваемого нами периода времени, воплотивших в своей судьбе, творческой и человеческой, надежды и тревоги, радости и горести - жизнь всего поколения во всем многообразии чувств и чаяний. И необходимо обратиться к литературоведческому анализу художественного мира и системы Сергея Довлатова, творчество которого представляет оригинальный элемент единого литературного процесса 60 - 90-х годов нашего столетия.

Начав писать в 60-е годы, годы хрущевской оттепели, впитав ее порывы и надежды, он, как и многие другие, был разочарован семидесятыми и "сослан на поденщину" - журналистику, откладывая "в стол" созданное для литературы. Эмигрировав в 1978 году в Соединенные Штаты Америки, он продолжил свои художественные поиски и занял место одного из наиболее печатаемых русских авторов (Довлатов стал третьим русскоязычным художником, вслед за В.Набоковым и И.Бродским, удостоенным чести быть напечатанным в журнале "Нью-Йоркер", одном из важнейших литературных изданий Америки.)

В творчестве Сергея Довлатова гармонично слились традиционное и новаторское.

Исследование состоит из Введения, двух глав и Заключения.

Задачей автора во многом стало стремление найти те внутренние, философские основы, которые явились движущей силой для зарождения и воплощения таланта Сергея Довлатова, несомненно являющегося одним из самых интересных писателей своего времени.

Первая глава работы посвящена проблеме комического, стремится раскрыть ее содержание с точки зрения философской, историко-литературной применительно к прозе С.Довлатова. Мы считаем важным дать определения и разграничить понятия юмор и сатира, опираясь на научные труды классиков литературоведения, и отметить их трансформацию на определенном этапе, их внутреннюю сущность в творчестве данного автора, связь с исканиями современной ему эпохи.

Рассматриваемое нами авторское миропонимание мы определяем как юмористическое, поскольку оно, отмечая все пороки и несовершенства окружающего мира, принимает его во всей полноте, не отнимая право на существование ни у плохого, ни у хорошего, утверждая уникальность и неповторимость каждой человеческой жизни, в которой смех и слезы, комическое и трагическое неотделимы друг от друга, в которой понятия нормы и абсурда во многом изменили свои значения на прямо противоположные, и одним из основных стремлений современного человека становится его порыв к установлению гармонии, будь то согласие с самим собой или понимание окружающих. По нашему мнению, такая авторская позиция соотносима с традиционными юмористическими системами: карнавальной и русской литературной, определяя как их классическое звучание, так и новое наполнение в поэтической системе Сергея Довлатова. Нами рассматривается как внутреннее, опирающееся на миропонимание, так и художественное, стилистическое созвучие прозы писателя отмеченным выше литературным традициям.

Этические и эстетические взгляды писателя напрямую связаны с жанровыми особенностями его прозы, поэтому мы полагаем правомерным посвятить Вторую главу нашей работы проблеме определения жанра произведений Довлатова. При этом за основу берутся теоретические научные исследования, но автор принимает во внимание также отдельные замечания, размышления и предположения друзей и знакомых художника, касающиеся определения жанровых особенностей прозы писателя.

Разрабатываются некоторые теоретические посылки в отношение тесной связи и взаимозависимости таких важных понятий, как жанр и культура. Процесс жанрообразования в творчестве Сергея Довлатова во многом является отражением современных писателю внешних и внутренних общественных тенденций: дискретность, коллажность времени и пространства накладывают свой отпечаток на хронотоп в авторской художественной системе, оказывая значительное влияние на формирование жанровой системы прозы художника. Опираясь на понимание авторской позиции как юмористической, рассматривая модель мира, возникающую в повествовании, как абсурдную, лишенную зачастую логики и смысла, полную неожиданностей и всевозможных несовпадений, мы определяем основной жанр довлатовского творчества как анекдот: даже достаточно объемные произведения представляют собой "развернутый" анекдот или ряд следующих друг за другом анекдотических ситуаций, анекдот является как бы своеобразным центром раскрываемой автором ситуации, практически любая коллизия опирается на заложенную внутри анекдотическую ситуацию.

Важным для жанровой системы считается соотношение понятий автор, рассказчик, герой, приобретающее у Довлатова новое качество и специфические особенности, характерные для развития русской литературы этого временного периода, когда человеческая личность в целом и личность автора как ее частное проявление становятся центром философских раздумий и исканий современности. Исследование души человека приобретает новое, по сравнению с официальной литературой, направление: во главу угла ставятся личные качества человека - его искренность, доброта, стремление оставаться самим собой, порядочность, а не место, занимаемое им на социальной (общественной, партийной) лестнице.

Автор работы ставил целью соотнести сущность образов автора, героя и повествователя, их теоретическое и философское осмысление и художественное воплощение в творчестве писателя.

Заключение подводит итог проделанной работе, делает необходимые для более полного понимания исследования выводы и обобщения, намечает дальнейшие пути изучения данной темы, которая, на наш взгляд, представляет собой значительный интерес как в историческом плане, включающем и литературный контекст рассматриваемой эпохи, и нравственно - философские и эстетические искания поколения 60 - 80-х годов XX столетия, так и в художественном, представляющем собой гармоничное слияние традиционных поэтических черт и приемов, основных тенденций современного писателю литературного процесса и очень ярких индивидуальных специфических характеристик стиля Сергея Довлатова.

Актуальность данного исследования обусловлена, в первую очередь тем, что оно вливается в общий процесс переосмысления и переоценки прошлого как истории в целом, так и отдельных аспектов науки, культуры и просто человеческого общения и общежития. В данной работе нами поднимаются такие актуальные для современного литературоведения вопросы, как нравственно - философские поиски гармонии человеческого бытия как в окружающем мире, так и внутри самого себя, свойственные для художественных исканий эпохи 60 - 80-х годов, в контексте которой развивалось творчество Довлатова; проблемы жанрового своеобразия и соотношения образов автора, рассказчика и героя в новейшей русской литературе, активно дискутируемое последнее время на страницах газет и журналов.

Актуальным становится и обращение к имени Сергея Довлатова, чье творчество вызывает интерес как обычных читателей, так литературоведения и критики, публикации о жизни и произведениях которого нередко появляются в печати, открывая для нас многие грани человеческого и художественного дарования этого писателя.

В связи с появлением многочисленных публикаций, в той или иной степени касающихся жизненной и творческой судьбы Довлатова, считаем необходимым представить обзор и классификацию литературы о писателе, вышедшей в различных изданиях на данный момент.

Прежде всего, необходимо отметить, что при жизни писателя (то есть до 1990 года) в нашей стране практически не было отзывов, рецензий на его произведения, поскольку если они и издавались, как, например, "Заповедник", то выходили слишком маленькими тиражами, да и критика во многом не поняла истинного, внутреннего, "подводного" смысла произведений Сергея Довлатова, восходящего, как мы постараемся доказать ниже, к традициям русской классической литературы с ее вниманием к душевному и духовному миру человека, его стремлению к гармонии с миром и самим собой, поисками высшего смысла существования на земле.

Позднее, с появлением в печати изданий и отдельных журнальных публикаций, волна которых прошла после смерти писателя, стали появляться как публицистические заметки о его творчестве, воспоминания друзей и приятелей, так и первые попытки критического и литературоведческого осмысления и анализа художественного мастерства Довлатова.

В первую очередь, здесь стоит выделить исследования А.Ю.Арьева, близкого друга писателя, редактора санкт-петербургского журнала "Звезда" (7 -13), который, можно сказать, первым "открыл" внутреннюю сущность довлатовского творчества в целом, определив основную антиномию внутреннего мира его произведений как единство и взаимозаменяемость понятий норма и абсурд. В его работах также поднимаются вопросы об авторском миропонимании и его выражении в прозе Сергея Довлатова, о внутренней (духовной) и внешней (социальной) наполненности образов героев его повествования.

В целом, проблему автора и героя можно назвать одной из наиболее полно рассмотренных в критике и литературоведении. К ней в своих статьях обращались, кроме А.Арьева, Петр Вайль и Александр Генис, друзья и сослуживцы Довлатова в его американской деятельности и творчестве (29 - 35; отдельно - работы А.Гениса - 49 - 53); Ю.Арпишкин в предисловии к книге "Чемодан" (6); И.Сухих, профессор Санкт- Петербургского университета (197, 198); Топоров В. (203, 204). Данные исследования отличает во многом стремление понять Довлатова - художника, объяснить особенности его творчества для себя и для читателя, увидеть истоки привлекательности его прозы, поэтому зачастую они носят эмоциональное, экспрессивное звучание, а также характер предположения. Чаще всего такие работы можно рассматривать в качестве своеобразной "информации к размышлению", когда исследователем дается только "посылка" к дальнейшему, более глубокому и подробному изучению материала.

Такую же оценку можно дать и изучению вопроса о жанровом своеобразии прозы Сергея Довлатова, который в той или иной степени затрагивался всеми, кто обращался к творчеству писателя: исследователями подчеркивается, прежде всего, формальная характеристика процесса жанрообразования, то есть отмечаются, в основном, внешние характеристики прозы, которые за редким исключением (В.Топоров, И.Сухих) получают какое-либо теоретическое осмысление и подтверждение.

Довольно объемный пласт литературы о писателе составляют воспоминания о нем друзей, знакомых, сослуживцев и просто творческих людей. Такого рода публикации рассказывают, прежде всего, о Довлатове -человеке, Довлатове - друге, который предстает перед нами очень обаятельным, искренним, глубоко чувствующим и легко ранимым, что в значительной степени помогает понять и Сергея Довлатова - художника. Из отдельных штрихов, воссоздаваемых ситуаций, диалогов, утверждений, монологов, писем рождается цельный образ писателя, автора и героя своих произведений с его неповторимым отношением к миру и человеку, своеобразием человеческой и творческой позиции. В таких публикациях встречаются и отдельные замечания, касающиеся художественного мастерства Довлатова, которые во многом способствуют воссозданию целостного образа его поэтической системы. Наиболее яркими, интересными и содержательными можно назвать воспоминания Е.Рейна (182, 183, 184); И.Меттера (142); М.Волковой (44); Ю.Карабчиевского (104).

Важное место в литературе о Сергее Довлатове занимает интервью, данное писателем американскому критику, исследователю литературы русского зарубежья, журналисту Джону Глэду (58). Отвечая на вопросы, касающиеся всех сторон жизни и творчества, писатель во многом открывается для читателей и исследователей, раскрывая многие из тайн своей художественной мастерской.

Итак, подводя итог обзору литературы, посвященной творческой и человеческой судьбе Довлатова, необходимо подчеркнуть, что на данный момент существует всего одна монография, обращенная напрямую к изучению художественной системы писателя. Все остальные материалы содержатся в газетных и журнальных статьях, более или менее полно раскрывающих те или иные особенности поэтики художника. Характеризуя данные публикации, нужно отметить их публицистичность, недостаток (за исключением отдельных работ) глубокого литературоведческого анализа, позволяющего глубже и полнее рассмотреть и понять творческое самоопределение писателя, соотнести его художественную систему с традиционными поэтиками и выявить новые, специфические особенности его творчества.

Поэтому, на наш взгляд, можно говорить о научной новизне проведенного нами исследования, поскольку в нем впервые предпринята попытка осмыслить творчество Сергея Довлатова в контексте общего жизненного и литературного процесса 60 - 80-х годов XX столетия, что в значительной степени способствует более полному и глубокому пониманию особенностей путей развития русской литературы данного периода. Поэтика Сергея Довлатова впервые рассматривается как система (включая как мировоззренческую позицию автора, так и жанровое и художественное своеобразие его прозы), что подразумевает анализ целостного образа мира, своеобразной модели мира, возникающей на страницах произведений писателя под воздействием его особенного, юмористического, миропонимания, которое, при помощи литературоведческого анализа соотносится нами с русской литературной юмористической традицией и поэтикой карнавального мироощущения, что не предпринималось ранее. Анализ юмористического миропонимания ведется в аспекте общечеловеческих, вневременных категорий, таких как: комическое и трагическое, истинное и ложное. При изучении таких категорий поэтики, как жанр, время, пространство, образ автора, героя, мы опираемся прежде всего на литературоведческий анализ данных понятий, соотнося его с исследованиями классиков литературоведческой науки: М.М.Бахтина (16 -18); Л.Я.Гинзбург (54 -57); Д.С.Лихачева (123, 124); Ю.В.Манна (134 - 137) и других.

Все основные положения исследования были апробированы и выносились на обсуждение на следующих межвузовских научных конференциях: - Специфика юмора Сергея Довлатова - Шешуковские чтения, МП ГУ - февраль 1996 года (тезисы в печати).

Жанр анекдота в творчестве Сергея Довлатова - Восьмые Пуришевские чтения: всемирная литература в контексте культуры, МПГУ -1996, март - опубликованы тезисы в одноименном сборнике, Москва, 1996.

Жанровое своеобразие прозы Сергея Довлатова - Актуальные проблемы современного литературоведения, МГОПУ - декабрь, 1996 - тезисы опубликованы в одноименном сборнике, Москва, 1997.

Проблема автора и героя в творчестве Сергея Довлатова -Шешуковские чтения, МПГУ - февраль, 1997, тезисы в печати. - Образ автора в произведениях С.Довлатова - Актуальные проблемы современного литературоведения, МГОПУ - декабрь, 1997 - тезисы опубликованы в одноименном сборнике, Москва, 1998.

Похожие диссертации на Проза Сергея Довлатова : Проблемы поэтики