Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проза А.А. Проханова : проблематика и поэтика Ерофеева, Марина Александровна

Проза А.А. Проханова : проблематика и поэтика
<
Проза А.А. Проханова : проблематика и поэтика Проза А.А. Проханова : проблематика и поэтика Проза А.А. Проханова : проблематика и поэтика Проза А.А. Проханова : проблематика и поэтика Проза А.А. Проханова : проблематика и поэтика Проза А.А. Проханова : проблематика и поэтика Проза А.А. Проханова : проблематика и поэтика Проза А.А. Проханова : проблематика и поэтика Проза А.А. Проханова : проблематика и поэтика Проза А.А. Проханова : проблематика и поэтика Проза А.А. Проханова : проблематика и поэтика Проза А.А. Проханова : проблематика и поэтика
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ерофеева, Марина Александровна. Проза А.А. Проханова : проблематика и поэтика : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Ерофеева Марина Александровна; [Место защиты: Твер. гос. ун-т].- Тверь, 2010.- 151 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/468

Содержание к диссертации

Глава 1. Конфликт в производственных романах

Проблематика триединства техники, природы, человека в романах A.A. Проханова «Шестьсот лет после битвы» и

«Ангел пролетел» 36

Глава 2. Художественное преломление феномена локальной

войны в прозе A.A. Проханова 51

    1. Мотив «вины» в военных романах A.A. Проханова

    1980-х годов 51

      1. Образы «человека на войне» и «человека войны» в «чеченской»

      дилогии A.A. Проханова 63

      Введение к работе

      Александр Андреевич Проханов - автор более 30 книг, публицист, обладающий колоритным, подчеркнуто индивидуальным стилем, редактор газеты «Завтра». Его творчество - яркое и в то же время противоречивое явление современной отечественной литературы и публицистики. Как мы считаем, в своих произведениях A.A. Проханов пытается совместить почвенническо-православный взгляд на внутренний мир русского человека с «техноцентрическим» и одновременно гуманистическим подходом к изображению событий и явлений современной действительности. На наш взгляд, в его книгах изложена точка зрения писателя-патриота на основные вехи развития России начиная с 1970-х гг.

      Александр Андреевич Проханов родился 26 февраля 1938 г. в городе Тбилиси. В 1950-х гг. будущий прозаик увлекся проблемами нарождающейся техносферы и в 1955 г., после окончания школы, поступил на радиофакультет Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе. После окончания института в 1960 г. он полтора года работал в секретном режимном НИИ, затем - лесником в одном из подмосковных лесничеств, позже уехал в Карелию.

      Литературная карьера А. А. Проханова началась в 1964 г., когда в июньском номере журнала для незрячих «Жизнь слепых» был опубликован его рассказ «Красная птица». В 1967 г. его творчество привлекло внимание крупных общественно-политических и литературно-художественных изданий, таких, как «Сельская молодежь», «Литературная Россия», «Кругозор», «Семья и школа», «Смена». «Его зарисовки были нарасхват», - констатировал В. Г. Бондаренко.После публикации в «Литературной России» рассказа «Свадьба» творчеством A.A. Проханова заинтересовались известный писатель

      Ю. В. Трифонов' и редколлегия «Литературной газеты». В"? августе 1968 г. он стал сотрудником данного издания.

      В- качестве специального корреспондента «Литературной газеты», а затем «Правды» писатель много ездил по стране, побывал в «горячих точках» планеты того времени*. Одним из первых он. рассказ ал читателями советско-китайском военном конфликте на острове Даманский.

      В 1971' г. была, издана первая книга А. А. Проханова «Иду в путь мой», в. 1972 - вышел в> свет сборник его: очерков, «Неопалимый цвет»; тогда же1 он стал членом« Союза писателей СССР.\

      В 1970>- 1990-е гг. писатель создал^ ряд рассказов, привлекших внимание читательских и литературно-критических кругов: «Жестяная^ птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Машинист транссибирской» (1974); «Огненная купель» (1975), «Полина» (1976), «Незримая, пшеница», «По лунному лучу», «Снег и- уголь» (1977), «Седой солдат» (1985), «Оружейник» (1986), «Караван», «Родненький», «Мусульманская свадьба», «Кандагарская застава» (1989); повестей« «Адмирал» (1983); «Светлей лазури» (1986) и.др.

      В' 1989 г. «Мусульманская свадьба» была удостоена1 литературной премии имени А.П.Чехова- как лучший, рассказ.

      В 1974 г. вышел второй- сборник его повестей и рассказов «Желтеет трава», в 1975 г. - две книги очерков: «Во< имя твое»* и> «Отблески Мангазеи». Затем' появились романы «Время* полдень», «Вечный1 город», «Место действия», «Дерево в центре Кабула», «Африканист» и др.

      С 1986 г. прозаик активно сотрудничал с журналами «Молодая- гвардия» и «Наш современник». В. 1989 - 1990-х гг. был главным редактором журнала «Советская литература».

      За литературную, журналистскую и общественную деятельность A.A. Проханов награжден орденами Трудового Красного Знамени (1984), Боевого Красного знамени, Красной Звезды, премиями имени К. А. Федина (1980), имени Ленинского комсомола (1983), Министерства обороны СССР (1988), Международной шолоховской премией (1998), премией «Честь имею» (2001), премией «Национальный бестселлер» за роман «Господин Гексоген» (2002), а также Золотой медалью^ имени А. А. Фадеева (1987) и медалью «Защитнику Приднестровья».

      Общественно-политические убеждения писателя выражаются' в. государственном пафосе его произведений. «Думается, что главная идея в прозе Александра Проханова.- идея государства. Все его герои - государственники», - пишет В. Г. Бондаренко. Сам писатель в одном из интервыо В! Г. Бондаренко так пояснил данное обстоятельство: «Я понял постепенно, что государство, в частности, советское государство, - это огромный мегамеханизм, который» обладает чисто пластическими формами: зоны, льды, часовые пояса, пространства, обладает компонентами' технотронными. Это огромное количество' самых разных производств, из которых и состоит весь социум. Сюда- входит и производство самых разных типов государственных людей, клонирование политических и социальных типов, которыми создавалось советское общество. Метафизически пережив существование такого огромного тела, как государство, такой планеты "Государство", я ощутил стремление зафиксировать его в литературе, в словах. Написать портрет государства».

      Немалое влияние на формирование философских взглядов писателя оказали, на наш взгляд, обстоятельства его детства и юности, в частности, гибель отца, ушедшего в 1942 г. добровольцем на фронт. Психологический конфликт между желанием общения с отцом и невозможностью его осуществления, как нам представляется, мог стать одним из факторов увлечения писателем философией «русского космизма», в частности,- теорией Н. Ф. Федорова о «воскрешении отцов», и шире - бессмертия. Как известно, одним из основных постулатов этой теории является мысль о том, «что все живущие на свете люди живут за счет тех, кто умер. Поэтому человечество обязано воскресить умерших». В своих произведениях Александр Проханов часто обращается к теме смерти и воскрешения. Так, например, удивительное свидание с прошлым состоялось в Никарагуа у героя романа «И вот приходит ветер» Горлова, когда он, увидев у местных партизан старую советскую пушку, понял, «что пушка - отца. Отцовское тело, душа, не исчезнув, были заключены в металлическую плоть орудия. Это свидание с пушкой было свиданием с отцом».

      Мы полагаем, что философия русского космизма оказала значительное влияние на формирование мировоззрения

      А. А. Проханова и становление его как публициста и писателя.

      В творчестве A.A. Проханова мы уточняем три периода. Первый связан с интересом к технократической цивилизации и характеризуется воспеванием достижений научно-технической революции (производственные романы «Время полдень» (1975), «Место действия» (1978), «Вечный город» (1979), «Шестьсот лет после битвы» (1988), «Ангел пролетел» (1991). Второй период посвящен «локальным войнам», в которых участвовали СССР и позднее Россия (романы «Дерево в центре Кабула» (1982), «В островах охотник...» (1983), «Африканист» (1984), «И вот приходит ветер» (1984), «Рисунки баталиста» (1989), «Чеченский блюз» (1998), «Идущие в ночи» (2000). К третьему периоду относится т. н. «постперестроечная» проза писателя («Господин Гексоген» (2002), «Последний солдат Империи» (2003), «Красно-коричневый» (2003), «Крейсерова соната» (2004), «Политолог» (2005)). Оригинальность проблематики и поэтики, свойственная каждому из вышеперечисленных этапов творчества А. А. Проханова, позволила нам уточнить эту периодизацию.

      В рамках данного исследования нам представляется уместным привести некоторые литературоведческие трактовки понятий «проблематика» и «поэтика».

      Проблематика (от греч. problema - задача, нечто, брошенное вперед) - это аспект содержания книги, на котором акцентирует свое внимание писатель. В «Словаре литературоведческих терминов» (2008) понятие «проблематика» трактуется как «совокупность поставленных автором в произведении проблем, носящих самостоятельный характер или подчиняющихся главной проблеме». В книге Е. Г. Милюгиной «Введение в литературоведение» дается следующее определения термина: «проблематика - это система вопросов, поставленных писателем в произведении, область осмысления, понимания писателем отраженной реальности; сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения». «Разрешение поставленной в книге художественной задачи - часть творческого процесса писателя, находящая свое воплощение в проблематике», - отмечается в учебнике для вузов «Введение в литературоведение» (2007) под общей редакцией JI. М. Крупчанова.

      В художественном тексте проблематика может быть социально-политической, нравственно-этической, национально-исторической, философской и т.д.

      Поэтика (от греч. poieo - творить, создавать; poietike tehne - творческое поэтическое искусство) - «учение о генезисе ("синкретизм"), сущности (мимесис, образ, знак, символ, иносказание), видах (роды, жанры, модусы) и формах (мотив, сюжет, персонаж, тропы и фигуры, диалог и монолог и т.п.) словесного художественного творчества; система научных понятий, обоснованная как с философской, так и с лингвистической точек зрения и адекватная, своему собственному предмету - "художественному языку" литературы и произведению как высказыванию на этом языке».

      Как известно, в эпоху Возрождения и Просвещения поэтику рассматривали в качестве науки о поэтическом творчестве, исследующей приемы стихосложения и средства образной выразительности. В современном литературоведении данное понятие означает науку о строении литературных произведений и системе эстетических средств, в них используемых, а также об исторических законах их изменения, о возможных способах художественного воплощения авторского замысла.

      Так, в учебном пособии Б. В. Томашевского «Теория литературы. Поэтика» (2002) отмечается, что «задачей поэтики (иначе - теории словесности или литературы) является изучение способов построения литературных произведений. Объектом изучения в поэтике является художественная литература. Способом изучения является описание и классификация явлений и их истолкований» . Кроме того, в качестве задачи поэтики называется «систематизация и анализ элементов текста, формирующих в сознании читателя целостный "художественный мир" произведения и его основную концепцию, носителем которой является образ автора».

      В уже упоминавшемся «Словаре литературоведческих терминов» приводится следующая классификация поэтики: общая, изучающая звуковое, словесное и образное строение текста; частная, занимающаяся изучением конкретного литературного произведения; историческая, исследующая эволюцию поэтических приемов в литературах разных народов. Там же подчеркивается, что «в узком значении поэтика представляет собой целостную систему, совокупность таких художественных средств, как композиция, сюжет, язык, стиль и др., появление которых в произведении обусловлено авторским замыслом и является характерным для того или иного жанра, писателя", направления».

      В данной диссертационной работе мы рассматриваем частную поэтику творчества А. А. Проханова.

      Обращение к прозе данного писателя представляется нам вполне закономерным. Произведения A.A. Проханова вызывают повышенный интерес в обществе: его романы большими тиражами выходят в российских издательствах; о них ведется полемика в профессиональной литературно-критической среде и в массовых читательских кругах, эти споры отражаются в информационной сети Интернет. Интерес читателей и критиков вызывают не только последние книги А. А. Проханова, в частности, романы «Господин Гексоген», ставший в 2002 г. лауреатом литературной премии «Национальный бестселлер», «Крейсерова соната», «Политолог», но и более ранние его произведения.

      Здесь мы имеем в виду т. н. «военно-политические романы» А. А. Проханова, написанные им в 1980-х гг. и объединенные в тетралогию «Горящие сады». Он первым из советских литераторов обратился к теме «локальных войн» в Афганистане, Никарагуа, Кампучии, Мозамбике, и, как отмечает К. Селихов, «жизненно достоверно и художественно убедительно изобразил подвиг простых молодых советских ребят-солдат, которые с честью исполнили свой интернациональный долг, несмотря на все тяготы и лишения».

      С. И. Чупринин отмечал, что сегодня А. А. Проханов воспринимается многими «как, прежде всего, артистическая натура, "русский Киплинг", колоритная фигура светской жизни, что подтверждается приглашениями Проханова в высокорейтинговые телевизионные передачи и на экстравагантные художественные акции».

      Мы считаем, что причиной неослабевающего интереса, как к раннему, так и позднему творчеству писателя является тот факт, что в основе каждого его произведения1 лежит реальное, вызвавшее в обществе глубокий резонанс событие из недавнего прошлого нашей страны.

      Так, в романе «Дерево в, центре Кабула» автор описывает революционные1 события в Афганистане, память о которых еще долго будет жить в общественном сознании нашего народа.

      В, романе1 «Господин- Гексоген» A.A. Проханов,обращается к России* «ельцинских времен», разворачивая перед читателями свое видение короткого в историческом-смысле, но значимого для судьбы, страны периода - от. скандальной отставки' Генерального прокурора, РФ Ю.И. Скуратова после взрывов жилых домов в Москве и вылазки^ Басаева в. Дагестане до прихода* к власти В'В. Путина.

      В.романе «Идущие всночи» описан широко-известный,по новостным программам эпизод второй- чеченской» кампании, когда федеральным войскам удалось заманить »боевиков Ш. Басаева в заминированный выход из Грозного.

      Книга «Политолог» - оперативный отклик писателя на события в Беслане; «Крейсерова соната» повествует о трагической'гибели подлодки «Курск».

      Между- тем творчество A.A. Проханова- представляется недостаточно исследованным: несмотря.- на многочисленные рецензии, посвященные его.произведениям, опубликованные в газетах «Правда», «Красная'звезда», «Литературная^ газета», «Литературная Россия», «Завтра», «Независимая, газета», «Советская« Россия», «Комсомольская правда», «Книжное обозрение», журналах «Столица», «Москва», «Звезда», «Слово», «Наш, современник», «Литературная! учеба», «Литературное обозрение», «Новый мир», « Знамя», «Подъем», «Дружба народов», «Нева», «Огонек», «Юность», «Октябрь», «Политический журнал» и других, на сегодняшний день отсутствует обстоятельный анализ его прозы, т.к. все эти статьи и отклики; не отличаются: системной направленностью, написаны в основном литературными; критиками; и обращены, как правило, к отдельным произведениям писателя.

      В имеющихся» научных исследованиях:, диссертации; на соискание ученой степени кандидата филологических наук А!. А. Михайлова* «Молодой современник в русской советской прозе 70-х годов; Духовные, и нравственные искания» (1983); монографии С. В. Булатовой «Модификация? жанра; политического романа; в современной« советской^ литературе; («Победа», «Неоконченный; портрет»- А; Чаковского, «Дерево* в центре Кабула», «В островах охотник», «Африканист» А.. Проханова; «Южнее; реки; Бенхай» М: Домогацких)» (1986), докторской' диссертации. А- А. Панкова «Закономерности развития русской советской прозы 60-70-х годов. Идейно-художественные тенденции;, гуманистические искания; социально-нравственная проблематика» (1990), кандидатской, диссертации* М. П. Евдокимовой «Художественная концепция личности в творчестве А. Проханова» (2009), - исследованы;такие аспекты творчествам писателя; как художественная концепция личности, творческие искания писателя в освещении, темы; труда. Некоторые; романы A.A. Проханова' были проанализированы в связи с проблемой изображения литературного образа молодого современника в русской советской прозе 1970-х гг. и модификации: жанра политического романа. В то же время проблематика и поэтика прозы А. А. Проханова, а именно: система конфликтов в его производственных романах, художественное преломление феномена локальной- войны, , метафоричность как главная особенность стиля в книгах A.A. Проханова конца 1990-х - начала 2000-х гг. - в этих работах не рассматривались и остались вне изучения.

      Остальные работы по прозе A.A. Проханова представляют собой рецензии, критические статьи; и отзывы. Интерес исследователей по данной теме привлекли следующие, аспекты: стиль писателя (В. Гусев?, К. Селихов1,. "у 3 4- 5

      А. Немзер~, К. Кокшенева , А. Агеев , Г. Юзефович ), проблематика его произведений (В. Бондаренко , В. Личутин ). Этот же аспект творчества прозаика рассматривали П. Ульяшов, А. Панков, И. Мотяшов'0, М. Ремизова. Внимание критики привлекли также такие особенности творчества Александра Проханова, как обращение к литературным традициям (И. Рогощенков, Р. Ляшева), проблема автора (В. Ломейко, Г. Бровман, П. Басинский, Л. Данилкин), структура произведений и жанровое своеобразие (М. Макина, Г. Вирен), художественные особенности (В. Матулявичюс, Д. Каспирович), фантасмагория и мистика повествования (Д. Ольшанский ).

      Весьма удручающим фактом является полнейшее невнимание к творчеству A.A. Проханова авторов ряда современных учебных пособий по русской литературе конца XX - начала XXI вв., в которых его произведения не упоминаются даже мельком.

      В учебном пособии Ю.И. Минералова рассмотрен лишь один роман писателя - «Чеченский блюз» (1998)'.

      Знакомство с работами вышеперечисленных авторов позволило нам сформулировать вывод о том, что мнения критиков, изучающих творчество А. А. Проханова, резко разделяются: одни упрекают его в излишнем преклонении перед современной индустрией (Р. Коваленко ,

      П. Басинский ), другие, наоборот, восхищаются умением прозаика талантливо описывать достижения современного научно-технического прогресса (В. Ганичев4, М. Макина5, П. Ульяшов6, И. Дедков7, В. Гусев8,

      Гусев8, В. Дмитриев9, М. Синельников10, А. Бархатов11 и др.).

      Судя по количеству публикаций, с 1980-х гг. интерес к творчеству прозаика заметно угасает, на страницах журналов и газет появляются только поверхностные и небольшие по объему рецензии на его произведения. Когда же А. А. Проханов обращается к теме «локальных войн» и появляется роман «Дерево в центре Кабула» критики вновь начинают активно анализировать его прозу. Часть из них, несмотря на новизну темы и оперативность ее отражения, посчитала данные произведения художественно несостоятельными (В. Матулявичус12, 11

      Е. Храмов и др.), другие, напротив, высоко оценили не только актуальность темы и мастерство Проханова-баталиста, но и тонкий

      I л л психологизм его прозы (Г. Анджапаридзе , К. Селихов., Ch Масленникова , Масленникова, В. Ломейко и др.).

      Неоднозначностью восприятия жизненных реалий характеризуется «постперестроечное» творчество А. А. Проханова. Так, некоторые критики считают его последние романы в большинстве своем художественно несостоятельными, обвиняют писателя- в графомании. Признавая талант Проханова-метафориста, они отказывают ему в литературном мастерстве, умении работать в жанре романа (Б. Кенжеев5, М. Рыклин, А. Вяльцев, И. Зотов, Е. Мороз, С. Чупринин,

      А. Фанталов , Е. Холмогоров , В. Пригодич , О: Романова , В>. Тапиров). Другие, напротив, считают, что A.A.. Проханову особенно1 удаются проникновение в психологию-героев, философское и социальное освоение действительности, они высоко оценивают его*

      1 | я писательское мастерство в жанре романа (В. Бондаренко , В: Огрызко , В. Клепечихин, 3. Прилепин, Е. Глушик и др.).

      На наш взгляд, большинство рецензентов, затрагивая» в« своих статьях вопросы о заслуженном или, незаслуженном причислении А. А. Проханова, к числу лучших писателей современности, «прямоте» или, «кривизне» его слога, стилистических ошибках автора, углубляясь в его политические взгляды, разбирая «степень насыщенности» мистических сцен и «галлюцинозов» в романах, давая различные названия жанрам его произведений («политический фельетон», «роман-галлюцинация», «мистико-политический триллер», «политический детектив с конспирологической интригой» и т.д.), избегают непосредственного литературоведческого анализа произведений.

      Несмотря на противоречивые отзывы критиков по поводу творчества писателя, все они сходятся во мнении, что его проза - «весьма яркое и заметное явление в нашей литературе, способное менять взгляды людей на действительность». Мировоззренческая и художественная значимость прозы А. А. Проханова в условиях культурно-политической ситуации в России конца XX - начала XXI вв., острота и насущность рассматриваемых им проблем и вместе с тем наличие полярных точек зрения на его творчество обусловили актуальность нашей работы.

      Объектом данного исследования являются наиболее крупные художественные произведения А. А. Проханова. Предмет исследования связан с интерпретацией актуальных проблем современной писателю действительности: жизни советской деревни, роли природы и техники в жизни человека, поведения личности в условиях войны, распада СССР и его последствия для русского народа и т.д.

      Эмпирическим материалом диссертации являются книжные и журнальные публикации произведений А. А. Проханова 1975 - 2009 гг.

      Научная новизна исследования заключается в том, что в нем> впервые осуществлен системный анализ наиболее крупных художественных произведений А. А. Проханова с социально-философской точки зрения, а также выявлены и изучены стилевые особенности его творчества.

      Методологической и теоретической основой диссертации стали работы отечественных историков и теоретиков литературы (М.М. Бахтина, Б. В. Михайловского, Ю. В. Манна, Н. Д. Тамарченко, JI. М. Крупчанова, О. И. Федотова), крупнейшего представителя русской религиозно-философской мысли Н. Ф. Федорова. В работе также учтены взгляды рецензентов творчества А. А. Проханова (В. Г. Бондаренко, А. А. Панкова, С. Булатовой, А. Михайлова, М. Евдокимовой и др.).

      Теоретическое значение диссертации заключается в существенном углублении и дополнении* представления об идейно- философском и жанрово-стилевом своеобразии прозы

      А. А. Проханова, выявлении основных конфликтов в его «производственных» романах, определении мотивов военной прозы, рассмотрении главной стилевой особенности - метафоризма, классификации метафор A.A. Проханова и уточнении периодизации его творчества. Изложенная в диссертации концепция позволяет скорректировать существующие взгляды на место и роль художественного творчества писателя в литературном процессе второй половины XX - начала XXI вв.

      Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в учебных курсах по истории русской, литературы XX века и истории русской журналистики XX века, в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных изучению социально-философских проблем в прозе А. А. Проханова.

      Целью данного исследования является системный литературоведческий анализ творчества А. А. Проханова в аспекте его проблематики и поэтики.

      В соответствии* с целью исследования были поставлены следующие задачи: проследить эволюцию мировоззрения писателя, определить характерные особенности его художественного мышления, своеобразие изображения героев и событий; доказать, что наличие поликонфликта является определяющим в жанрово-стилевом своеобразии «производственной» прозы писателя; выявить основные мотивы военных произведений A.A. Проханова; описать главную стилевую особенность прозы A.A. Проханова конца - начала XXI вв. - метафоричность. Предложить классификацию' метафор в прозе A.A. Проханова; уточнить периодизацию творчества A.A. Проханова конца XX - начала

      На защиту выносятся следующие положения: мировоззренческое и художественное своеобразие , ' прозы А. А. Проханова обусловлено тем, что проблема «человек и мир» решается им в связи с социальными, политическими, философскими, экономическими и этическими проблемами современности; определяющим жанрово-стилевое своеобразие «производственной» прозы писателя является наличие в ней поликонфликта; в военных произведениях А. А. Проханова очень важным становится философско-нравственный мотив вины; метафорика прозы А. А. Проханова конца XX - начала XXI веков составляет ее главную стилевую особенность; в, творчестве A.A. Проханова уточняются три периода, каждому из которых свойственны оригинальность проблематики и поэтики. Первый связан с интересом к технократической цивилизации и характеризуется воспеванием достижений научно-технической революции. Второй посвящен «локальным войнам», в которых участвовали СССР и позднее Россия. К третьему периоду относится «постперестроечная» проза писателя.

      В основу диссертации положены историко-литературный, сравнительно-типологический и системный методы исследования художественного произведения. Применение указанных методов, совмещение системного и теоретического подходов предоставляет широкие возможности для научного изучения проблемы «человек и мир» в творчестве А. А. Проханова.

      Содержание работы отражено в следующих публикациях:

      Ерофеева М. А. Художественность и публицистика в романе Александра Проханова «Господин Гексоген» // Слово: Сборник научных работ студентов и аспирантов. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2007. - № 5. - С. 179-183.

      Ерофеева М. А. Синтез художественной литературы и публицистики в романе А. А. Проханова «Идущие в ночи» // > Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Кострома: КГУ " им. H.A. Некрасова, 2009. - № 2. - С. 50 - 52.

      Ерофеева М. А. Трансформация философских идей Н. Ф. Федорова в творчестве Александра Проханова // Mass-rmedia. Действительность. Литература. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. - № 10. - С. 81-84;

      Ерофеева М. А. Особенности использования метафоры в романе Александра Проханова «Последний солдат империи» // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. - № 3. - С. 68 - 70.

      Ерофеева М. А. Проблема триединства техники, природы и человека в романе Александра Проханова «Шестьсот лет после битвы» (в печати) // Слово: Сборник научных работ студентов и аспирантов. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2010.

      Апробация работы осуществлялась в выступлениях на научно- практических конференциях: «Русский язык и литература в современном культурном, информационном и образовательном пространстве» (Тверь, 2008), «Роль тверских Дней славянской письменности и культуры в современном интеграционном процессе и духовной консолидации славянских народов: опыт и перспективы» (Тверь, 2008), «Актуальные проблемы социально- гуманитарного знания: IV всероссийская научная конференция» (Кострома, 2008), «Философия и филология русского классического текста: всероссийская конференция» (Кострома, 2009), «Литературные герои и литературные модели поведения в литературе и в жизни: конференция-семинар» (Москва, 2010), «Языковая личность в современном мире: I Международная научно-практическая конференция» (Москва, 2010).

      Структура работы. Структура диссертационного исследования подчинена принципу хронологически последовательного анализа творчества А. А. Проханова. Диссертация состоит из введения,. трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 267 названий.

      Похожие диссертации на Проза А.А. Проханова : проблематика и поэтика